Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:10, контрольная работа

Краткое описание

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России:
- укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствований системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов;
- расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное служить интересам государства и всего общества;
- проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность;
- создание условий для экономического развития страны;
- распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ 4
1.1 Наказ Уложенной Комиссии………………..……………………….4
1.2 Губернская реформа....………………………………………………..5
1.3 Судебная система…………..………………………………………...5
1.4 Введение выборности...………...…………………………………….5
1.5 Жалованная грамота дворянству………..…………………………..6
1.6 Жалованная грамота городам………………………………………...7
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНЕ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО .…………………………….8
ГЛАВА 3. НАУКА И КУЛЬТУРА 9
3.1 Образование …………...…………………………………..............…9
3.2 Комиссия об учреждении училищ……………….………………...10
3.3 Увеличение роли книги 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

3.2 Комиссия об учреждении училищ.

     Однако  созданные по проекту Бецкого  воспитательно-учебные заведения  охватывали слишком малое количество  детей.  В 1782 г. для проведения  более  масштабной школьной  реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы  были  разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем,  который хорошо знал русский язык.  По этому плану в городах создавались народные училища  двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, а в главных - Закон Божий,  русский язык, география, история, естественная история,  геометрия,  архитектура,  механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить - речь шла  о  создании общероссийской системы образовательной школы.

3.3 Увеличение роли книги

     Большой  шаг вперед делает русская  наука.  В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы.  Издательская продукция увеличивается чрезвычайно быстро.  За весь XVIII век в России было издано 9500  книг,  из  них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г. императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

    Книга,  журнал,  газета  становятся  элементом   повседневного быта все большего  числа людей. В Петербурге была  открыта первая в России публичная   библиотека.  Книготорговцы  начинают открывать при лавках платные библиотеки.

     Н. М.  Карамзин,  в статье,  опубликованной  в 1802 г. в "Вестнике Европы", отмечал, что число любителей  чтения "едва ли в какой земле... так скоро возрастает, как в  России. Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии,  не берут газет, но зато купцы,  мещане любят уже читать их, самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать,  что пишут из чужих земель".

     Крепнет  национальное своеобразие отечественной  литературы.  Новаторские достижения  в  русской  литературе,  прежде всего, имели место в произведениях Д. И. Фонвизина,  Г. Р. Державина,  Н. М. Карамзина. Художественная литература  оказывалась  тесно связанной с общественными идеями века Просвещения.  Эти идеи естественных прав человека,  свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской  национальной культуры,  вбирающий  в  себя  достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа.

Заключение

Изучая данную тему, можно сделать вывод, что тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России.

Екатерина II, подобно большинству монархов, правивших хотя бы незначительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении. 

В результате реформ количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице.

Для каждого  сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан –  магистраты, а крестьян – расправы. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Положение помещичьих крестьян в царствование Екатерины  значительно ухудшилось по сравнению  с прежним. Екатерина считала  несправедливым лишать крестьян свободы, но она опасалась, как бы с освобождением не пошатнулась ее власть. Отсюда непоследовательность в действиях Екатерины. На словах, в Наказе, она сторонница освобождения, на практике же не было принято действенных мер.

Большой вклад Екатерина II внесла в развитие российской культуры. Она положила начало женскому образованию (Общество благородных девиц). Быстрыми темпами развивается наука. Возрастает роль книги в обществе.

Таким образом, правление Екатерины II характеризуется с одной стороны ужесточением крепостного права, укреплением самодержавия, с другой стороны – развитием науки и культуры, укреплением на международном уровне.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  «История России» Мунчаев Ш.М., Устинов В. М. –  НОРМА, Москва - 2008
  2. «История России. 3 – издание» Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – ПРОСПЕКТ, Москва – 2008
  3. «История Екатерины Второй» Брикнер А. – АСТ, Москва – 2007
  4. «Екатерина Великая: личность и эпоха» Э.Доннерт –ВИТА НОВА, Санкт-Петербург – 2003
  5. «История царствования Екатерины II» Любавский М.К. – Лань, Санкт-Петербург - 2001

 

 


Информация о работе Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм