Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:28, реферат
В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий 197
государь царь и великий князь Михайло Феодоровичь всея Русии, и
отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь,
святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии
указали о родовых и о выслуженых вотчинах по правилом Святых
Апостол и Святых Отец: кого не станет, а после его останется жена
безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные
и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет,
братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе.
1. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий 197
государь царь и великий князь Михайло Феодоровичь всея Русии, и
отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь,
святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии
указали о родовых и о выслуженых вотчинах по правилом Святых
Апостол и Святых Отец: кого не станет, а после его останется жена
безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные
и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет,
братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех
умерших, которые останутся безъдетны, давати им из животов их
четверть, да приданое. А до родовых и до выслуженых вотчин им
дела нет, опричь купленых вотчин. А которые вотчинники померли, а
вотчины их после их, по духовным и по даным их, даны их
племянницам и внучатам, и правнучатам девкам, и тем вотчинам быти
за ними по родству.
2. А у которых
вотчинников после их
сестры замужем, и об вотчинах их учнут бити челом по родъству
челобитчики тех умерших, дочери и сестры, которые замужем, в
вотчину же, и им чинити указ по уложенью, а оне тем вотчинам
вотчичи. А после которых умерших учнут бити челом о вотчинах
после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давати сыновьям,
а дочерям вотчин з братьею жеребьев не давати, покаместа братья
их живы, а давати дочерям после отцов их ис поместей на прожиток
по указу. А как братьи их не станет, и дочери тем вотчинам
вотчичи.
Да в прошлом во 137-м году блаженныя памяти великий государь
святейший Филарет Никитич, патриарх Московский всея Русии указал,
вотчины родовые и за службы даные отдавати вотчичам детем сыну. А 198
будет умершаго сына не будет, и те вотчины дочерям. А будет судом
Божиим и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавати, кто
ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по
умершаго душе в вечный поминок по уложенью. А купленая вотчина
жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому
дела. А тот указ 137-го году написан, блаженныя памяти великого
государя святейшего Филарета Никитича, патриарха Московскаго и
всея Русии его государевою святительскою рукою. А ныне государь,
царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и
бояре приговорили, кого московских чинов бояр, и окольничих, и
думных людей, и стольников, и стряпчих, и дворян московских, и
дьяков, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских, и
иноземцов судом Божиим не станет, а после их останутся матери их,
да после их же останутся жены их бездетны, а поместей после тех
умерших не останется, и на прожиток матерем и женам дать будет не
ис чего, и купленых вотчин потому же не останется, а останутся
выслуженые и родовые вотчины, и тех умерших матерем и женам
давати на прожиток из выслуженых вотчин, по их живот по
разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать, и не
заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А
будет пойдет замуж, или пострижется, или умрет, и те вотчины
отдавати вотчинником, кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним
государевым указом и уложеньем, как писано выше сего.
3. А давати на прожиток из выслуженых вотчин после умерших,
матерем их вдовам по разсмотрению, будет те их матери с ними
вместе живут, а на прожиток им наперед того ничего не дано. А
будет за теми их матерьми будут прожиточныя поместьи прежних
дачь, и тем их матерям из выслуженых вотчин на прожиток ничего не
давати.
4. А родовым
и выслуженым вотчинам
приговорили быти по правилом Святых Апостол и Святых Отец и по
уложению прежних государей, и отца своего государева, блаженныя
памяти, великаго государя царя и великаго князя Михаила
Феодоровича всея Русии, и деда своего государева, блаженныя же
памяти, великаго государя святейшаго Филарета Никитича, патриарха
Московскаго и всея Русии, 136-го и 137-го году, как писано выше 199
сего. А у кого сыновей не останется, и родовыя и выслуженые
вотчины давати и дочерям их по прежним государевым указом. И у
которых дочерей будут дети, и те вотчины детем их и внучатом,
после дедов своих и бабок их родных и з дядьями и с тетками
своими родными, в старинных и в выслуженых вотчинах быти им
вотчичам же. А будет у которых дочерей детей не останется, и те
вотчины отдавати в род, кто ближе того роду, вотчичем, по прежним
государевым указом и уложеньем.
5. А будет после которого умершаго останется купленая
вотчина, а родовые и выслуженые вотчины и поместья не останется,
да после того же умершаго останется другая, или третьяя жена, да
дети, которых он приживет с первою, или з другою, или с третьею
женою, и тем его детем, которых он приживет с первою, или з
другою, или с третьею женою, опричь купленыя вотчины, поместья
дать будет нечего, и купленая вотчина дати жене и детем его всем,
розделя по жеребьям, по скольку на жеребей достанется.
6. А которая купленая вотчина, после умершаго, дана будет
жене его, опричь детей, и она в той вотчине вольна, а иному
никому до той вотчины дела нет.
7. А будет которые люди отходя сего света вотчины свои
купленыя напишут в духовных своих, женам своим бездетным, будет
жены их после их замужь не пойдут, а будет жены их пойдут замужь,
и им до тех вотчин дела нет, а отдать те их вотчины братьям их,
или в род. Или будет написано в духовных, что женам их будучи во
вдовах, теми их куплеными вотчинами владеть по свой живот, или до
тех мест, как постригутся, а как те их жены постригутся, или
помрут и те их купленые вотчины потому же отдать братьям их, или
в род, и по таким духовным куплеными вотчинами после таких
умерших, женам их бездетным владеть до тех мест, как они пойдут
замужь, или постригутся, или помрут. А будет они пойдут замужь, и
им до тех вотчин дела нет, а отдать те вотчины по духовной
умершаго роду, кому та вотчина в духовной будет написана.
8. А которые люди купят себе в вотчину свои поместья, или
они вотчины же купят себе у вотчинников роду своего, родовыя и
выслуженыя, а после того их не станет, а жены их после их
останутся бездетны, и тем их женам бездетным дати одни те 200
купленые вотчины, которыя они купят себе из своих поместных
земель. А владети им теми вотчинами по свой живот, или до тех
мест, как пойдут замужь, или постригутся, а тех вотчин им не
продать ни заложить. А как они пойдут замужь, или постригутся,
или помрут, и те вотчины после их отдавати мужей их родственником
в вотчину же, кому государь укажет по разсмотрению, а
родственником за ту вотчину против купчей дати деньги по его
душе. А будет он в той купленой вотчине после купли что прибавил
вотчинного строения, и родственником за то прибылое строение по
тому же дати деньги по его душе против государева указу, как о
том писано о купленых и о закладных вотчинах ниже сего. А которые
вотчины мужья их купят себе у вотчинников роду своего родовые или
выслуженые, и тех вотчин после мужей их, им вдовам не отдавати, а
отдавать такия вотчины умершаго роду, для того, что те вотчины их
родственные, и выслуженые. А родственником за ту вотчину по тому
же дати деньги по его душе, против купчей.
9. А продавать поместные земли в вотчину по государеву
имянному указу, кого государь пожалует, а без государева имянного
указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не
продавать.
10. А которые выслуженые вотчины в прошлых годех по 136-й
год даваны после мужей женам их бездетным, а со 136-го году по
140-й год у тех вдов те вотчины были взяты, и отданы в род мужей
их, а у кого роду не осталось, и те вотчины отдаваны челобитчиком
в поместныя земли, а после того со 140-го году по указу блаженныя
памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила
Феодоровича всея Русии, и отца его государева, блаженныя же
памяти, великаго государя святейшаго Филарета Никитича патриарха
Московскаго и всея Русии, те вотчины из роздачи взяты, и отданы
тем же вдовам, у которых те вотчины были взяты, и велено им теми
вотчинами владеть по свой живот, и за теми вдовами тем вотчинам
быть до тех мест, покамест они будут живы. А иным никому тех
вотчин тем вдовам не продать, ни заложить, ни по душе в
монастырь, ни к приходным церквам никуды не отдать. А как их не
станет, и те вотчины отдавать в род мужей их, кто к тем вотчинам
близок.
11. А которые вотчинники померли в прошлых же годех до
136-го году, а после их остались жены бездетны, и вотчины мужей
своих продавали, а после того тех жен не стало, а иные 201
вотчинниковы жены постриглись, а те их вотчины и ныне за
вотчинники в продаже и в закладе, и будет тем вотчинам выищутся
вотчичи по родству, и им выкупать по уложению. А не будет
вотчичев, и тем вотчинам быть за теми людьми, кто купил, или в
заклад взял.
12. А у которых вотчинников в прошлых же годех, до 136-го
году, остались матери и жены во вдовах, а вотчинами тех
вотчинников владеют те вдовы, а прожиточных поместей за теми
вдовами нет, и у тех вдов тех вотчин до их живота не отъимать, а
им тех вотчин никакими обычаи не продать, ни заложить, ни по душе
не отдать.
13. А будет
после которого вотчинника
детем его, сыновьям двум, или трем человеком вопче, и им тою
вотчиною владеть всем, а ни одному без одного тоя вотчины не
продать, ни заложить. А будет после отца их останутся многия
долги, а оплатитися им от тех долгов, опричь тоя вотчины нечим и
для платежу того отцовского долгу похотят они ту вотчину продать,
или заложить, и им та вотчина продать, или заложить всем же
вопче. А будет большой брат ту вотчину кому продаст или заложит,
с меньшими братьями не поговоря, хотя быти один корыстен, а не
для платежу отцова долгу, а братия у него в те поры будут малы, а
как они будут в возрасте, и они о той отцовской вотчине на того
своего большого брата и на купца, кто у него ту отца их вотчину
купит, или в заклад возмет, учнут государю бити челом, в указныя
в сорок лет, и с суда про то сыщется допряма, что тот их брат ту
их вотчину продал, без их ведома, для своего пожитку, а не для
платежу отцова долгу и тоя вотчины их жеребьи взяв у того, кому
та их вотчина будет продана, или заложена, отдать им, а на
большом их брате велеть за те вотчинныя жеребьи по купчей, или по
закладной тому, кому те вотчинныя жеребьи проданы, или заложены,
доправить деньги сполна, а большаго их брата вотчинному жеребью
быти в продаже попрежнему. А будет тот вотчинной жеребей похотят
меньшия братия выкупить, и им тот жеребей выкупить по государеву
указу, как о том писано выше сего.
14. А будет после кого умершаго вотчина его дана будет детем
его сыновьям двум же или трем человеком вопче, и один из них тоя
отцовския вотчины свой жеребей, для своих недостатков, похочет
продать, или заложить, и ему тот свой вотчинной жеребей продать 202
или заложить вольно. А будет братия его тоя отцовский вотчины с
ним розделити не похотят, и учнут бити челом государю, чтобы
государь пожаловал их велел у них за тот брата их вотчинной
жеребей взяти брату их деньги, и у них за тот вотчинной жеребей
велеть брату их взяти деньги, по оценке, чего та вотчина стоит.
15. А будет
после которого умершаго
немы, а братия их, или сестры учнут обидить их, и отцова или
матерня имения учнут их отлучать, и тем умершаго детем имения
отца их или матери розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из
них никто изобижен не был.
16. А которым людем в прошлых годех, блаженныя памяти, при
великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея
Русии, даны вотчины за московское осадное сиденье, как они сидели
в осаде на Москве, блаженныя памяти, при государе царе и великом
князе Василии Ивановиче всея Русии, и блаженныя же памяти, при
великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея
Русии в королевичев приход, и вотчинныя грамоты им на те вотчины
даны, и тем людем теми вотчинами владеть по жаловальным грамотам
и по писцовым книгам.
17. А которым людем вотчины даны по сыску за московское
осадное сиденье, а челобитчики учнут на тех людей бити челом, что
они в осаде не были, и в осадном списку имян их не написано, и
против того челобитья про тех людей, за которыми такия вотчины,
сыскивать накрепко, и с теми людьми, кто на них станет бити
Информация о работе Правовое положение вотчин по Соборному уложению 1695 года