Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:28, реферат
В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий 197
государь царь и великий князь Михайло Феодоровичь всея Русии, и
отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь,
святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии
указали о родовых и о выслуженых вотчинах по правилом Святых
Апостол и Святых Отец: кого не станет, а после его останется жена
безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные
и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет,
братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе.
челом, ставити с очей на очи. Да будет по сыску кто в осаде не
сидел, а взял вотчину ложно, и у тех те вотчины отымать, и в
роздачю роздавать. А за очи и не сыскав допряма, тех вотчин у них
не отымать.
18. А за которыми людьми в прошлых годех, по мере писцов,
были примерныя земли в старинных и в родовых вотчинах, а не в
новых дачах, которыя они земли припахали, и деревни и починки
поставили из своих угодей, ис поверстных лесов и из лугов, и по
указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя
Михаила Феодоровича всея Русии, те примерныя земли даны тем же
вотчинником в вотчину же, потому что те земли за ними их
старинныя вотчинныя, а не новыя дачи, и. тем людем теми своими
вотчинами по тому же владеть по жаловальным грамотам и по
писцовым книгам. Да и впредь будет у них в тех их старинных и в 203
родовых вотчинах объявятся примерныя земли, по писму новых
писцов, которыя земли припашут они впередь из своих угодей, ис
поверстных лесов и из лугов, или на своих угодьях деревни и
починки поставят вновь, в своих межах и гранях, и у них тех
земель и деревень и починков по тому же не отъимать, и велеть им
владеть теми землями и деревнями и починки в вотчине же.
19. А которым
стольником и стряпчим и
всяких чинов людем за московское осадное сиденье королевичева
приходу даны ис поместей их вотчины, в их вотчинныя оклады,
против государева указу несполна, потому что за ними в то время
поместей в дачах, с вотчинныя их дачи, не было, а после того даны
им новыя поместья, и они учнут бити челом государю, чтобы
государь пожаловал их, велел им вотчинныя их оклады исполнить ис
тех их новых поместей, и тем челобитчиком вотчинныя их оклады
полнить из новых их поместных дачь.
20. А которым стольником же и стряпчим и дворяном и детем
боярским из городов даны были поместья в Дорогобуже, на Белой, на
Невле, в Серпейску, в Новегородке-Северском, в Стародубе, в
Рословле, а ис тех поместей даны им были вотчины за Московское
осадное сиденье, как они на Москве в осаде сидели, блаженныя
памяти, при государе царе
и великом князе Василии
Русии, и вотчинные грамоты у них на те вотчины есть, и те их
вотчины отошли з городы в Литовскую землю, и будет те вотчинники
впередь учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их,
велел им, вместо тех их отошлых вотчин, дати в вотчину из новых
их поместей, а сколько за ними было старых вотчин, и они на те
свои старыя вотчины положат вотчинныя грамоты, и тем
челобитчиком, против их отошлых вотчин, давати в вотчину из их
новых поместей столько же четвертей, сколько у кого вотчины
отошло в Литовскую сторону.
21. А у которых вотчинников и у помещиков по писцовым же
книгам бортные их ухожьи на их на поместных или на вотчинных
землях, в их межах и гранях, и тем вотчинником и помещиком те
свои бортные ухожьи, в своих межах и гранях, которые межи и грани
написаны в писцовых книгах, по тому же вольно росчищать в пашню и
в сенные покосы, и села и
деревни ставить.
22. А у
которых помещиков и
ухожьи в угодьях иных помещиков и вотчинников, а не на их
поместных и вотчинных землях, и им теми своими отхожими бортными
ухожьи владеть по тому, как о таких бортных ухожьях писано выше
сего в судной статье.
23. А которые бортные ухожьи, или рыбныя ловли, и бобровые
гоны, и вспуды, и перевесья, и мельницы, и перевозы, и сенныя
покосы, и всякия угодья на государевых землях, а не на поместных
и не на вотчинных землях, и которые бортные ухожьи и всякия
угодья на отхожих землях, а владеют ими тех же помещиков и
вотчинников крестьяне и иные всякия люди на оброке, и тем
обротчиком и впередь с тех земель и со всяких угодей оброк
платить, а из окладу того оброку не выкладывать.
24. А которые дворцовые села и бортныя деревни и черныя
волости по государьской милости розданы будут в поместья и в
вотчины разным помещиком и вотчинником вновь, а в угодьях во
всяких, и в лесах в хоромных и в дровяных те села и деревни
против пашни неизверстаны, а впередь те дворцовыя села и бортные
деревни и черные волости за теми помещики и вотчинники учнут
писцы писати, и писцом те все угодья и леса дровяные и хоромные
поделить, изверстав против пашни, по их дачам, опричь поместных и
вотчинных старых земель. А которыми землями по старым писцовым и
по дозорным книгам владеют помещики и вотчинники в поместье, или
в вотчине по старине, а не по даче из дворцовых сел, а угодьи и
лесами неизверстаны же, и тем людем всякому владеть своим угодьем
по старым писцовым и дозорным книгам, и в леса для дров и для
хоромного лесу велети ездить всякому в свой лес постарине.
25. А что в прошлых годех, блаженныя памяти, при великом
государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии,
были многия челобитчики о поместьях и о вотчинах на стольников и
на стряпчих, и на дворян и детей боярских, которые стольники и
стряпчие, и дворяне и дети боярские в смутное время были в Тушине
и по городом, которые городы были за вором, и у тех у стольников,
и у стряпчих, и у дворян, и у детей боярских поместей их и вотчин
не взято, и челобитчиком в роздачю не роздано, а велено тем
стольником и стряпчим, и дворяном и детем боярским вотчинами и
поместь владети по прежнему, и вотчинныя грамоты на старыя их 205
родственныя и купленныя вотчины даны за то, что они после
московскаго разорения, пришед под Москву, соединилися з бояры и
воеводы и стояли против литовских людей, и московскаго
государьства у литовских людей доступали вместе, и Божиею
милостию, а своею многою
службою московского
доступили и очистили, и за теми стольники, и стряпчими, и
дворяны, и детьми боярскими, тем их вотчинам и поместьям, по тому
же быть неподвижно, и владети им теми поместьи и вотчинами по
прежним дачам, и по жаловальным грамотам, которые им грамоты
даваны после московского разорения. А будет у кого на такия
вотчины и поместья старые грамоты утерялися, и тем бити челом о
новых грамотах, а в Поместном приказе против того их челобитья
сыскивати дачами и писцовыми книгами те вотчины и поместья, на
которые учнут они бити челом государю о новых грамотах, им даны
ли, и грамоты у них на те вотчины и поместья были ли; да будет по
сыску те вотчины, или поместья им даны, и грамоты у них на те
вотчины и поместья были, да утерялися, и им на те вотчины и
поместья по сыску давати новые грамоты, почему им теми вотчинами
и поместьи въпредь владети.
26. А которые столники и стряпчие, и дворяне московские, и
городовые дворяне, и дети боярские были в Тушине, а вотчины их
розданы в роздачю, блаженныя памяти, при государе царе и великом
князе Василии Ивановиче всея Русии, а посямест им те их вотчины
не отданы, и тем вотчинам быти по дачам блаженныя памяти государя
царя и великаго князя Василия Ивановича всея Русии за теми
людьми, кому те вотчины отданы бесповоротно.
27. А кто вотчину родовую, или выслуженую продаст, или
заложит, и его детем и внучатом впредь до тоя вотчины дела нет, и
на выкуп им тоя вотчины не давати. А будет у того продавца будут
братия, или племянники, а к купчей, или к закладной те его братия
и племянники руки свои приложат, и им и их детем и внучатом до
тоя вотчины впредь по тому же дела нет. А которых братей и
племянников у купчих и у закладных рук не будет, и тем братиям и
племянником те вотчины выкупать по купчим и по закладным, в чем
которая вотчина продана, или заложена, а не по четвертям. А что
сверх купчих и закладных у кого в вотчине прибыло дворов
крестьянских, и в них людей, и росчистныя пашни и сенных покосов 206
из лесные поросли, и за то прибылое вотчинное строение
вотчинником, что учнет выкупать, платити тем людем у кого они те
вотчины учнут выкупать, по суду и по сыску: за крестьянской двор
с людьми пятьдесят рублев; за роспашную землю, которая росчищена
внов из лесные поросли, по три рубли за десятину; за сенныя
покосы, которые росчищены внов из лесные же поросли, по два рубли
за десятину; а за церковное строение, и за боярския и за людския
дворы и за мельничное и за прудовое строение платить денги,
смотря по строению и по оценке сторонних людей.
28. А в которой вотчинной купчей, или в закладной написано
будет, что за вотчинное строение тем людем, кто учнет выкупати,
платити деньги по скаске тех людей, у кого те вотчины учнут
выкупати, и по тем купчим и по закладным за прибылое вотчинное
строение тем людем, у кого те вотчины учнут выкупати, имати
деньги у тех людей, которыя у них те вотчины учнут выкупати по
купчим и по закладным.
29. А будет у которого вотчинника учнет кто вотчину
выкупати, а в той вотчине будут сверх купчей прибылыя дворы, а в
тех дворех поселятся крестьянския дети, или братия, или
племянники, которые в купчей написаны, а не новоприбылые люди, а
в купчей, или в закладной написаны они со отцы своими и з
братиями, или з дядьями вместе, а не в розделе, и тех крестьян в
прибыль не ставить и денег за них у тех людей, кто их учнет
выкупати, не имати потому, что они тоя вотчины старые крестьяне,
а не внов прошли.
30. А судити о вотчине за сорок лет, а которые вотчины будут
в купле, или в закладе больши сорока лет, а вотчинники о таких
вотчинах учнут после сорока лет бити челом на выкуп, и таких
вотчин после указных сорока лет на выкуп никому не давати.
31. А будет кто купленую свою вотчину кому продаст, или
заложит, или отдаст кому безденежно, и крепость на ту вотчину
даст, или после своего живота кому откажет, и в духовную напишет,
и у свидетельства та духовная будет не оспорена, и детем его, и
внучатом, и иным его роду впредь до тоя вотчины дела нет, и на
выкуп им тоя вотчины не отдавати. А будет у свидетельства
духовную кто челобитьем оспорит, и то розымати судом.
32. А будет кто кому вотчину свою заложит родовую, или
выслуженую, или купленую до сроку, и закладную кабалу на себя 207
даст, и по той закладной кабале учнет ту свою вотчину выкупати на
срок, или до сроку, и денги к тому, у кого та его вотчина
заложена, принесет, и тот, у кого та его вотчина в закладе, хотя
тою его вотчиною завладеть, тех денег до сроку, или на срок, у
него не приимет, для того, чтобы тем сроком у него та вотчина
оттягати, и тому заимщику на того, кто у него тех денег не
приимет, бити челом государю, не пропущая того сроку, и заемные
денги принести в приказ против закладныя кабалы сполна. Да будет
тот заимщик о том учнет государю бити челом на того, кто у него
заемных денег не приимет, не пропустя сроку, и заемныя денги в
приказ принесет, и по тому заимъщикову челобитью ис приказу
послати по того, на кого он учнет бити челом, и велеть ему с
собою принести закладную кабалу, да как он закладную кабалу
принесет, и ту закладную кабалу досмотреть, на которой срок по
той закладной кабале довелося ему у заимщика взяти свои заемныя
деньги, да будет тем деньгам по той закладной кабале до
заимщикова челобитья срок не прошол, и у него та закладная кабала
взяв отдати заимщику, а заимщиковы деньги против той закладной
кабалы отдати ему сполна.
33. А будет кто закладную вотчину кому просрочит, и учнет о
выкупке той своей вотчины бити челом государю после сроку, и ему
в том отказать, и закладныя его вотчины на выкуп ему не давать, а
велети такими закладными вотчинами владеть тем, у кого они в
закладе будут, и в книги велеть такия закладныя вотчины по
закладным писати за теми людьми, кому те вотчины будут
просрочены, и бес челобитной того, кто ту вотчину заложа
просрочит, сослався с Судным приказом, не было ли его о выкупе
той закладной вотчины в Судном приказе челобитья.
34. А будет кто вотчину свою родовую, или выслуженую, или
купленую кому продаст, и деньги возмет и купчюю даст, а в
Поместном приказе в книгах ту вотчину за купцом не запишет, да
после того тое же свою вотчину иному кому продаст воровством, и
денги возмет, и в Поместном приказе в книги ту вотчину за
последним купцом запишет, и тою вотчиною владети тому, за кем та
вотчина в Поместном приказе в книгах записана, а первому купцу
Информация о работе Правовое положение вотчин по Соборному уложению 1695 года