Правовое положение вотчин по Соборному уложению 1695 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:28, реферат

Краткое описание

В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий 197
государь царь и великий князь Михайло Феодоровичь всея Русии, и
отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь,
святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии
указали о родовых и о выслуженых вотчинах по правилом Святых
Апостол и Святых Отец: кого не станет, а после его останется жена
безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные
и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет,
братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе.

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГП.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

челом,  ставити с очей на очи.  Да будет по сыску кто  в осаде  не

сидел,  а  взял  вотчину  ложно,  и у тех те вотчины  отымать,  и в

роздачю роздавать. А за очи  и не сыскав допряма, тех вотчин у  них

не отымать.

     18. А  за  которыми людьми в прошлых  годех,  по мере писцов,

были примерныя земли  в старинных и в родовых  вотчинах,  а  не  в

новых  дачах,  которыя  они земли припахали,  и деревни  и починки

поставили из своих угодей,  ис поверстных лесов и из лугов,  и по

указу  блаженныя  памяти  великаго государя царя и великаго князя

Михаила Феодоровича всея Русии,  те примерныя земли даны  тем  же

вотчинником  в  вотчину  же,  потому  что  те  земли  за  ними их

старинныя вотчинныя,  а  не новыя дачи,  и.  тем людем  теми своими

вотчинами  по  тому  же  владеть  по  жаловальным  грамотам  и по

писцовым книгам.  Да и  впредь будет у них в тех  их старинных и  в   203

родовых  вотчинах  объявятся  примерныя  земли,  по  писму  новых

писцов,  которыя земли  припашут они впередь из своих  угодей,  ис

поверстных  лесов  и  из  лугов,  или  на своих угодьях  деревни и

починки поставят вновь,  в своих межах и  гранях,  и  у  них  тех

земель и деревень и  починков по тому же не отъимать,  и  велеть им

владеть теми землями и  деревнями и починки в вотчине  же.

     19. А которым  стольником и стряпчим и дворяном  московским  и

всяких  чинов  людем  за  московское осадное сиденье  королевичева

приходу даны ис поместей  их  вотчины,  в  их  вотчинныя  оклады,

против  государева указу  несполна,  потому что за ними в  то время

поместей в дачах, с  вотчинныя их дачи, не было, а после  того даны

им  новыя  поместья,  и  они  учнут  бити  челом  государю,  чтобы

государь пожаловал их,  велел им вотчинныя их оклады исполнить  ис

тех  их  новых  поместей,  и тем челобитчиком вотчинныя  их оклады

полнить из новых их поместных  дачь.

     20. А которым  стольником же и стряпчим и   дворяном  и  детем

боярским из городов даны были поместья в Дорогобуже, на Белой, на

Невле,  в Серпейску,  в  Новегородке-Северском,  в  Стародубе,  в

Рословле,  а  ис  тех  поместей даны им были вотчины за Московское

осадное сиденье,  как они  на Москве  в  осаде  сидели,  блаженныя

памяти,  при государе царе и великом князе Василии Ивановиче  всея

Русии,  и вотчинные  грамоты у них на те вотчины  есть,  и  те  их

вотчины отошли з городы в  Литовскую землю,  и будет те вотчинники

впередь учнут бити челом  государю,  чтобы государь пожаловал  их,

велел им,  вместо тех их отошлых вотчин,  дати в вотчину  из новых

их поместей,  а сколько  за ними было старых вотчин,  и они  на  те

свои   старыя   вотчины   положат   вотчинныя   грамоты,   и  тем

челобитчиком,  против их отошлых вотчин,  давати в вотчину  из  их

новых  поместей  столько  же  четвертей,  сколько  у кого вотчины

отошло в Литовскую  сторону.

     21. А у которых  вотчинников и у  помещиков   по  писцовым  же

книгам  бортные  их  ухожьи  на  их на поместных или  на вотчинных

землях,  в их межах и  гранях,  и тем вотчинником  и  помещиком  те

свои бортные ухожьи, в  своих межах и гранях, которые  межи и грани

написаны в писцовых книгах, по тому же вольно росчищать в пашню  и

в сенные покосы, и села и  деревни ставить.                          204

     22. А  у   которых помещиков и вотчинников  отхожие бортные их

ухожьи в угодьях  иных  помещиков  и  вотчинников,  а  не  на  их

поместных и вотчинных  землях,  и им теми своими отхожими бортными

ухожьи владеть по тому,  как о таких бортных ухожьях  писано  выше

сего в судной статье.

     23. А которые  бортные ухожьи,  или рыбныя  ловли,  и бобровые

гоны,  и вспуды,  и  перевесья,  и мельницы,  и перевозы, и сенныя

покосы,  и всякия угодья на государевых землях, а не на поместных

и не на вотчинных землях,  и  которые  бортные  ухожьи  и  всякия

угодья  на  отхожих  землях,  а  владеют  ими  тех  же помещиков и

вотчинников крестьяне  и  иные  всякия  люди  на  оброке,  и  тем

обротчиком  и  впередь  с  тех  земель  и  со всяких угодей оброк

платить, а из окладу того оброку не выкладывать.

     24. А которые  дворцовые села  и  бортныя   деревни  и  черныя

волости  по  государьской  милости  розданы  будут в поместья и в

вотчины разным помещиком  и вотчинником  вновь,  а  в  угодьях  во

всяких,  и  в  лесах  в  хоромных  и в дровяных те села и деревни

против пашни неизверстаны,  а впередь те дворцовыя села и  бортные

деревни  и  черные  волости  за  теми помещики и вотчинники учнут

писцы писати,  и писцом те все угодья и леса дровяные и  хоромные

поделить, изверстав против пашни, по их дачам, опричь поместных  и

вотчинных старых земель.  А которыми землями по старым писцовым и

по дозорным книгам владеют  помещики и вотчинники в поместье,  или

в вотчине по старине,  а не по даче из дворцовых сел,  а угодьи и

лесами неизверстаны же, и  тем людем всякому владеть  своим угодьем

по старым писцовым и дозорным книгам,  и в леса для  дров  и  для

хоромного лесу велети ездить всякому в свой лес постарине.

     25. А  что   в прошлых годех,  блаженныя  памяти,  при великом

государе царе и великом  князе  Михаиле  Феодоровиче  всея  Русии,

были  многия челобитчики  о поместьях и о вотчинах на стольников и

на стряпчих,  и на дворян и детей боярских,  которые  стольники  и

стряпчие, и дворяне и  дети боярские в смутное время  были в Тушине

и по городом, которые городы были за вором, и у тех у стольников,

и у стряпчих, и у дворян, и у детей боярских поместей их и вотчин

не взято,  и челобитчиком в роздачю  не  роздано,  а  велено  тем

стольником  и  стряпчим,  и дворяном и детем боярским вотчинами  и

поместь владети по прежнему,  и вотчинныя грамоты  на  старыя  их   205

родственныя  и  купленныя  вотчины  даны  за  то,  что  они после

московскаго разорения,  пришед под Москву,  соединилися з  бояры и

воеводы   и   стояли   против   литовских  людей,  и  московскаго

государьства  у  литовских  людей  доступали  вместе,  и   Божиею

милостию, а своею многою службою московского государьства у Литвы

доступили и  очистили,  и  за  теми  стольники,  и  стряпчими,  и

дворяны, и детьми боярскими, тем их вотчинам и поместьям, по тому

же быть неподвижно,  и  владети им теми поместьи  и  вотчинами  по

прежним  дачам,  и  по  жаловальным грамотам,  которые  им грамоты

даваны после московского  разорения.  А  будет  у  кого  на  такия

вотчины  и поместья старые грамоты утерялися,  и тем бити челом о

новых грамотах,  а в  Поместном приказе против того  их  челобитья

сыскивати  дачами  и  писцовыми книгами те вотчины  и поместья,  на

которые учнут они бити челом государю о новых грамотах,  им  даны

ли, и грамоты у них  на те вотчины и поместья были ли; да будет по

сыску те вотчины,  или  поместья им даны,  и грамоты у  них  на  те

вотчины  и  поместья  были,  да  утерялися,  и им на те вотчины и

поместья по сыску давати новые грамоты,  почему им теми вотчинами

и поместьи въпредь владети.

     26. А которые  столники и стряпчие,  и дворяне  московские,  и

городовые дворяне,  и дети боярские были в Тушине,  а вотчины  их

розданы в роздачю,  блаженныя  памяти, при государе царе и великом

князе Василии Ивановиче  всея Русии,  а посямест им те их  вотчины

не отданы, и тем вотчинам быти по дачам блаженныя памяти государя

царя и великаго  князя  Василия  Ивановича  всея  Русии  за  теми

людьми, кому те вотчины отданы бесповоротно.

     27. А  кто   вотчину  родовую,  или  выслуженую  продаст,  или

заложит, и его детем  и внучатом впредь до тоя вотчины  дела нет, и

на выкуп им тоя вотчины  не давати.  А будет у того продавца будут

братия, или племянники, а  к купчей, или к закладной те его братия

и  племянники  руки свои приложат,  и им и их детем и  внучатом до

тоя вотчины впредь по тому  же  дела  нет.  А  которых  братей  и

племянников у купчих и  у закладных рук не будет,  и  тем братиям и

племянником те вотчины выкупать по купчим и по закладным,  в  чем

которая вотчина продана,  или заложена,  а не по четвертям. А что

сверх  купчих  и  закладных  у  кого  в  вотчине  прибыло  дворов

крестьянских,  и в них  людей, и росчистныя пашни и сенных покосов   206

из  лесные  поросли,  и  за  то   прибылое   вотчинное   строение

вотчинником,  что учнет  выкупать, платити тем людем у  кого они те

вотчины учнут выкупать,  по суду и по сыску: за крестьянской двор

с людьми пятьдесят рублев;  за роспашную землю, которая росчищена

внов из лесные поросли,  по три  рубли  за  десятину;  за  сенныя

покосы, которые росчищены  внов из лесные же поросли, по два рубли

за десятину;  а за церковное  строение, и за боярския и за людския

дворы  и  за  мельничное  и  за  прудовое строение платить  денги,

смотря по строению и по оценке сторонних людей.

     28. А в которой  вотчинной купчей,  или в закладной   написано

будет,  что за вотчинное  строение тем людем,  кто учнет  выкупати,

платити деньги по скаске тех  людей,  у  кого  те  вотчины  учнут

выкупати,  и  по  тем  купчим и по закладным за прибылое вотчинное

строение тем людем,  у кого  те  вотчины  учнут  выкупати,  имати

деньги  у  тех людей,  которыя у них те вотчины учнут  выкупати по

купчим и по закладным.

     29. А  будет   у  которого  вотчинника  учнет   кто   вотчину

выкупати,  а в той  вотчине будут сверх купчей прибылыя дворы, а в

тех  дворех  поселятся  крестьянския  дети,   или   братия,   или

племянники,  которые в  купчей написаны, а не новоприбылые люди, а

в купчей,  или в закладной  написаны  они  со  отцы  своими  и  з

братиями,  или з дядьями  вместе, а не в розделе, и тех  крестьян в

прибыль не ставить и денег  за них  у  тех  людей,  кто  их  учнет

выкупати,  не имати потому, что они тоя вотчины старые крестьяне,

а не внов прошли.

     30. А судити  о вотчине за сорок лет, а  которые вотчины будут

в  купле,  или в закладе  больши сорока лет,  а вотчинники о таких

вотчинах учнут после  сорока лет бити  челом  на  выкуп,  и  таких

вотчин после указных  сорока лет на выкуп никому не давати.

     31. А  будет   кто  купленую  свою вотчину  кому продаст,  или

заложит,  или отдаст кому безденежно,  и крепость на  ту  вотчину

даст, или после своего живота кому откажет, и в духовную напишет,

и у свидетельства та духовная будет не оспорена,  и детем  его,  и

внучатом,  и  иным его  роду впредь до тоя вотчины дела нет,  и на

выкуп им  тоя  вотчины  не  отдавати.  А  будет  у  свидетельства

духовную кто челобитьем оспорит, и то розымати судом.

     32. А  будет   кто  кому  вотчину  свою  заложит родовую,  или

выслуженую,  или купленую до сроку,  и закладную кабалу  на  себя   207

даст, и по той закладной  кабале учнет ту свою вотчину выкупати на

срок,  или до сроку,  и денги к  тому,  у  кого  та  его  вотчина

заложена,  принесет, и  тот, у кого та его вотчина в  закладе, хотя

тою его вотчиною завладеть,  тех денег до сроку,  или на срок,  у

него  не  приимет,  для  того,  чтобы тем сроком у него та вотчина

оттягати,  и тому заимщику на того,  кто  у  него  тех  денег  не

приимет,  бити челом государю,  не пропущая того сроку, и заемные

денги принести в приказ против закладныя кабалы сполна.  Да будет

тот  заимщик о том  учнет государю бити челом на того,  кто у него

заемных денег не приимет,  не пропустя сроку,  и заемныя  денги  в

приказ  принесет,  и  по  тому  заимъщикову  челобитью  ис приказу

послати по того,  на кого он учнет бити челом,  и  велеть  ему  с

собою  принести  закладную  кабалу,  да  как  он закладную  кабалу

принесет,  и ту закладную  кабалу досмотреть,  на которой срок  по

той  закладной  кабале довелося ему у заимщика взяти  свои заемныя

деньги,  да  будет  тем  деньгам  по  той  закладной  кабале   до

заимщикова челобитья  срок не прошол, и у него та закладная  кабала

взяв отдати заимщику,  а заимщиковы деньги против  той  закладной

кабалы отдати ему сполна.

     33. А будет  кто закладную вотчину кому  просрочит,  и учнет о

выкупке той своей вотчины  бити челом государю после сроку,  и ему

в том отказать, и закладныя  его вотчины на выкуп ему не давать, а

велети такими закладными вотчинами владеть  тем,  у  кого  они  в

закладе  будут,  и  в  книги  велеть  такия  закладныя  вотчины по

закладным  писати  за  теми  людьми,  кому   те   вотчины   будут

просрочены,   и  бес  челобитной  того,  кто  ту  вотчину  заложа

просрочит,  сослався с  Судным приказом,  не было ли его  о  выкупе

той закладной вотчины  в Судном приказе челобитья.

     34. А  будет  кто вотчину свою родовую,  или выслуженую,  или

купленую кому продаст,  и  деньги  возмет  и  купчюю  даст,  а  в

Поместном  приказе  в  книгах ту вотчину за купцом не запишет,  да

после того тое же свою вотчину  иному кому продаст  воровством,  и

денги  возмет,  и  в  Поместном  приказе  в  книги  ту вотчину за

последним купцом запишет,  и тою вотчиною владети тому, за кем та

вотчина  в  Поместном  приказе в книгах записана,  а  первому купцу

Информация о работе Правовое положение вотчин по Соборному уложению 1695 года