Правовое положение социальных групп населения по Уложению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие содержания и сущности Соборного уложения 1649 г.
Задачи:
- рассмотреть исторические и экономические предпосылки создания Соборного Уложения;
- выявить источники и основные положения Соборного Уложения;
Предмет данной работы – историко-юридический, потому что, с одной стороны, текст Соборного Уложения 1649г. и та эпоха, в которой онобыло создано – это факт истории Отечества, с другой стороны, изменения, произошедшие после принятия Соборного Уложения, анализируются в целях выявления их действительного правового содержания в контексте исторических условий, места, времени, необходимости, эффективности, целенаправленности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Источники, причины принятия и общая характеристика Соборного Уложения
1.1 Необходимость создания Соборного уложения………………………5
1.2 Источники, механизм разработки и принятия Соборного Уложения 1649 года………………………………………………………………..10
Глава 2Правовое положение социальных групп населения по Уложению.
2.1 Правовое положение вотчинников и помещиков по Уложению…….14
2.2 Правовое положение крестьян по Уложению…………………………19
Заключение………………………………………………………………….…..25
Список использованных источников………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

Уложение разделено на 25 глав, содержащих в себе 967 статей. Уже к октябрю 1648 г., т. е. в два с половиной месяца, изготовлено было к докладу 12 первых глав, почти половина всего свода; их и начал с 3 октября слушать государь с думой. Остальные 13 глав были составлены, выслушаны и утверждены в думе к концу января 1649 г., когда закончилась деятельность комиссии и всего собора и Уложение было закончено в рукописи. Значит, этот довольно обширный свод составлен был всего в полгода с чем-нибудь. Чтобы объяснить такую быстроту законодательной работы, надобно припомнить, что Уложение составлялось среди тревожных вестей о мятежах, вспыхивавших вслед за июньским московским бунтом в Сольвычегодске, Козлове, Талицке, Устюге и других городах, и заканчивалось в январе 1649 г. под влиянием толков о готовившемся новом восстании в столице. Торопились покончить дело, чтобы соборные выборные поспешили разнести по своим городам рассказы о новом курсе московского правительства и об Уложении, обещавшем всем «ровную», справедливую расправу.[2 С. 143.]

 

 

Глава 2 Правовое положение социальных групп населения по Уложению.

2.1 Правовое положение  вотчинников и помещиков по  уложению

Соборное уложение продолжает политику, направленную на сближение и ассимиляцию бояр и служилых людей. Это проявлялось как в дальнейшем уравнивании правового статуса вотчин и поместий, так и в наделении бояр и помещиков общими привилегиями. Так, в ст. 8 гл. IX обе эти сословные группы освобождались от платы за постой. В то же время ст. 153 гл. X Уложения отменяет последний вид иммунитетных пожалований – несудимые грамоты, освобождавшие их владельцев от суда местных властей с привилегией судиться у представителя верховной власти.[6 C. 85.]

Соборного Уложения окончательно сформировало систему государственного крепостного права в России. Для поддержания государственного фонда земель законодатели запретили землевладельцам переводить крестьян с поместных земель на вотчинные.

По Уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного. Землевладельцам запрещалось насильно лишать крестьянина имущества, но долги несостоятельного землевладельца погашались за счет его крестьян и холопов.[7 C. 78.]

XVII веку произошло действительное  слияние всех областей, земель  и княжеств в одно целое. «Слияние  это вызвано было не родовыми  связями.. и даже не их продолжением и обобщением: оно вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок».

К этому времени уже сложились основные черты барщинного хозяйства. Вся земля данной единицы земельного хозяйства, то есть данной вотчины, разделялось на барскую и крестьянскую; последняя отдавалась в надел крестьянам, которые (имея и другие средства производства, например, лес, иногда скот и т.п.) своим трудом и своим инвентарём обрабатывали её, получая с неё своё содержание.

Для существования системы барщины необходимы были следующие условия:

Во-первых, господство натурального хозяйства, Крепостное поместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи с остальным миром.

Во-вторых, для таково хозяйства необходимо, чтобы непосредственный производитель был наделён средствами производства вообще землёю в частности; чтобы он был прикреплён к земле, так как иначе помещику не гарантированны рабочие руки.

Третьим условием этой системы хозяйства являлась личная зависимость крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой властью над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделённого землёй и ведущее своё хозяйство.

И, наконец данная система хозяйства основывалась на крайне низкой рутинной технике, ибо ведение хозяйства было в руках мелких крестьян, задавленных нуждой, приниженных личной зависимостью и умственной темнотой. [С. 123.]

Экономический строй в Русском государстве середины XVII века отличался господством крупного, среднего и мелкого землевладения во главе с дворцовыми вотчинами царя Алексея Михайловича. Свыше 17 тысяч гектаров земли царских вотчин, расположенных вокруг Москвы давали около 35 тысяч четвёртого одного только хлеба, который шёл на содержание двора, стрелецкого войска, конюшенного приказа. Вотчинные земельные владения одного из самых богатых бояр – Морозова, находившиеся в Нижегородской земле и примыкавшие к основным торговым путям на Волге, были тесно связаны с рынком. Поташ и соль, производившееся в вотчинах, отправлялась главным образом на рынок. Сельскохозяйственные продукты, присылаемые из вотчины в Москву, полностью удовлетворяли потребности барского двора.

В первой половине XVII века расширяют крупные вотчинные землевладения бояр и монастырей и в особенности поместные владения дворянства. Этот рост происходил не только за счёт пожалований царя, сколько в основном, за счёт захвата землевладельцами крестьянских волостных земель (на Севере, юге, в Поволжье). В среднем течении Волги возникали с развитым промысловым хозяйством. Вотчинники и помещики центральной части страны стремились расширить барскую запашку, урезая участки надельной крестьянской земли. Такое расширение барской запашкой и увеличение земельных владений влекло за собой ещё большую эксплуатацию крестьян. Дворянство в период получило право «припускать» к владению поместьем своих сыновей при условии, если они способны нести государственную службу.

Одновременно возникает «мелкопоместный», «беспоместный» и «пустопоместный» служивый люд, который тоже стремился приобрести земельные владения в форме пожалования за службу царю, но больше всего на счёт захвата земель «чёрных волостей» крестьянских и посадских тяговых людей.

Этот процесс одновременно роста крупного и мелкого землевладения феодалов-крепостников сопровождался борьбой за закрепление права наследование землевладений, с одной стороны, и за закрепощение всех слоёв крестьянства – с другой.

Крепостные крестьяне являлись главной производительной силой хозяйства. Помещики не располагали достаточным количеством крепостных крестьян, а вотчинники не редко сманивали и скрывали беглых крестьян. Это вызывало постоянную борьбу помещиками и вотчинниками за крепостных крестьян как рабочую силу. Многие помещики, «государевы служивые люди»», монастыри, пользуются тем, что они освобождали от тягла (беломестцы), скупали во дворах дворы купцов и ремесленников, захватывали землю посадских тягловых людей, открывали силами своих крепостных торговые дворы, промыслы и, конкурируя, таким образом, с городскими людьми, ещё больше отягощали жизнь посадского населения.

Развитие товарно-денежных отношений сказывалось на связи вотчинников и помещиков с городами и их влияние на крепостное хозяйство.

Соединение земледелия с ремеслом, нашедшие выражение в двух его формах, имело место в России XVII века.

Рост ремёсел и мануфактур вызвал дальнейшее развитие внутреннего рынка, но торговля полностью не была отделена от ремесла. Ремесленники одновременно являлись и продавцами своего товара. В Московском посаде таких торговцев-ремесленников было около 50 процентов. Из городского посадского населения выделялось крупное купечество – гости, купцы гостиной и суконной сотен, имеющие торговые дворы, лавки не только в Москве, но и в Архангельске, Нижнем Новгороде. Казани, Астрахани и других городах.

Мелкий военный «люд»: стрельцы, пушкари, воротники и пр. – был также недоволен экономической и финансовой политикой правительства. За свою службу эти люди получали небольшое денежное жалование и хлебное жалование. Основным источником их существования были промыслы. Поэтому они всегда готовы подержать выступления посадских людей против фискальной политики и административного произвола местных городских властей.

В связи с недостатком земельных владений и «скудостью государственного жалования» выражал своё недовольство и «мелкий служивый люд».

Всё это привило к тому, что посадское население Москвы в 1649 году подняло восстание против эксплуатации и притеснений местной городской административной власти, требуя выдачи Плещеева, руководившего земским приказом, Трахианотова, ведавшего некоторыми разрядами служивых людей. Чистого предполагаемого инициатора соляного налога, и боярина Морозова, руководившего всей внутренней и внешней политикой.[C. 235-239]

 

 

 

2.2 Правовое положение  крестьян по Уложению

 

 Центральное и наиболее важное место в Соборном Уложении занимает глава XI. Ее название «Суд о крестьянах» показывает , что целью главы служило правовое регулирование взаимоотношений землевладельцев в вопросах владения крестьянами. Монопольное право владения крестьянами закреплялось в Уложении за всеми категориями служилых чинов по отечеству . Закон о наследственном (для феодалов) и потомственном (для крепостных) прикреплении крестьян является наиболее крупной и радикальной нормой Уложения, а отмена урочных лет сыска беглых стала необходимым следствием и условием претворения этой нормы в жизнь.  Ничего подобного ни по значению, ни по последствиям другие главы Уложения не содержат.[10 C. 96.]

Закон о прикреплении Уложение распространяет на все категории крестьян и бобылей. Оно делит крестьян на две крупные разновидности: крестьяне государевы — дворцовые и черносошные «государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне в бобыли и крестьяне вотчин и поместий служилых людей по  отечеству. Подвидом частновладельческих крестьян предстают  крестьяне патриарших, властелинских (митрополичьих, епископских) и монастырских вотчин.

Ст.1. Которые  государевы  дворцовых  сел  и  черных   волостей крестьяне  и  бобыли,  выбежав  из государевых дворцовых сел и исчерных волостей,  живут за патриархом,  или за митрополиты,  и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми,  и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими,  и за  иноземцы,  и  за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной  в  иные  приказы  после  московского пожару  прошлого  134-го году,  те беглые крестьяне,  или отцы их написаны за  государем,  и  тех  государевых  беглых  крестьян  и бобылей  сыскивая  свозити в государевы дворцовые села и в черные волости,  на старые их жеребьи по писцовым книгам з  женами  и  з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

Препарируя эту классификацию, следует ответить, что в Уложении речь идет о двух основных разновидностях крестьян и  - частновладельческих и государственных. Уложение провозглашало закон о прикреплении черносошных крестьян к своим наделам наряду с прикреплением  крестьян частновладельческих. Основанием прикрепления тех и других становились писцовые книги 1626 г. .  Правительство, следовательно, пошло дальше обещаний, данных в наказе писцам 1646 г. В отношении вотчинных и поместных крестьян для периода после 1626 г. законом устанавливались дополнительные основания крепости — отдельные или отказные книги, в которых крестьяне и бобыли или их дети записаны «по новым дачам» «после тех писцовых книг» .

Ст. 2 . «…и тех крестьян и бобылей по суду и   161 по  сыску  отдавати  по  писцовым  книгам,  которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого  134-го году,  будет  те их беглыя крестьяне,  или тех их беглых крестьян отцы,  в тех писцовых книгах за  ними  написаны,  или  после  тех писцовых  книг  те  же  крестьяне,  или  их дети,  по новым дачам написаны за кем в отделных или  в  отказных  книгах.  А  отдавати беглых  крестьян  и  бобылей  из  бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет».

Основанием возврата  крестьян, бежавших как с черносошных, так и с частновладельческих земель, признавался факт записи в писцовых книгах  1626 г. их самих или их отцов. Возврату подлежали одновременно  жены и дети беглых.

Ст.3 «…  и  тех  крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы,  и с хлебом стоячим и с молоченым».

Уложение, следовательно,  закрепляло потомственную крепостную принадлежность, распространяя её на членов семьи крестьянина и бобыля. В качестве другого основания крепостной зависимости на будущее время устанавливались переписные книги 1646—1648 гг., которые учитывали мужское население крестьянских и бобыльских дворов любого возраста. На будущее значительно расширялся круг родственников крестьян и бобылей, на которых распространялась крепостная зависимость. Помимо жен и детей, закрепощенных писцовыми книгами 20-х гг., в этот круг по переписным книгам 1646—1648 гг. включались братья, племянники и внучата с женами и детьми.

Ст.9. «…и  тех  беглых  крестьян  и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и  з детьми и со всеми животы,  и с хлебом  стоячим  и  с  молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам,  без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать».

Уложение, следовательно, распространяло потомственную крепостную  принадлежность по прямой нисходящей до четвертого колена (правнуки) и по боковой нисходящей до третьего колена (дети племянников), включая жен и мужей. Писцовые книги 20-х гг. и переписные 40-х гг. как основание крепостной зависимости могли дополнять друг друга , (отцы могли значиться в первых, а дети — во вторых) или выступать независимо друг от друга: крепостная принадлежность устанавливалась:

1) по записи отцов в  писцовых книгах, если даже дети  почему-либо не попали в переписные;

2) по записи в переписных  книгах, если отцы записанных  в них не значились в писцовых  книгах.

Ст. 11 «А  будет  кто на кого учнет государю бити челом о беглых же крестьянех и бобылях, а в писцовых книгах тех крестьян и отцов их  за исцом и за ответчиком ненаписано,  а написаны те крестьяне за исцом или за ответчиком в переписных книгах прошлых  154-го  и 155-го  годов,  и  тех  крестьян и бобылей отдавати по переписным книгам тому, за кем они в переписных книгах написаны».

Информация о работе Правовое положение социальных групп населения по Уложению