Правовой статус царства Польского в составе Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Многонациональность России была всегда тесно связана с многообразием политических форм объединения народов. Сложность формы государственного единства нашей страны зависела от отношений с населявшими государство нерусскими народами, на закономерности её внутреннего развития влияли и взаимоотношения с соседними странами, такими, например, как Польша. Тем не менее, государство российское оставалось достаточно прочным и жизнеспособным.
Актуальность темы исследования заключается в том что, последнее время политической модой стали рассуждения о неизбежности распада больших многонациональных государств, о том, что не следует волноваться, если отдельные народы и территории пожелают жить самостоятельной жизнью, и надо дать им независимость. Процесс будто бы это естественный и неизбежный. Менее радикальными, но не менее разрушительными для единства России, являются и рассуждения о том, что самостоятельность отдельных частей государства может быть чуть ли не безграничной, вплоть до предоставления им международной правосубъектности и верховенства внутреннего законодательства над общегосударственным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Исторические особенности развития польского царства
1.1.Проблема статуса территорий будущего Царства Польского перед присоединением к Российской империи………………………………………...4
1.2. Основные источники права конституционного королевства……………...6
Глава 2. Государственный механизм Царства Польского и его связь с государственным механизмом Российской империи
2.1.Государственный механизм Царства Польского…………………………..13
2.2. Характеристика органов власти и управления княжества……………….17
Глава 3. Польские земли на рубеже XIX и XX веков
3.1. Деление и административное устройство польских земель……………...20
3.2. Народ и его общественные организации…………………...………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Царсво польское курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Конституция Польского Королевства была более либеральной в обеспечении прав и свобод общества по сравнению с конституцией Варшавского княжества. И самих этих прав названо больше и компетенция Сейма была расширена. Традиции Речи Посполитой нашли выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в прокламированности выборности администрации и судей. Конституция, равно как
и связанное с ней положение о выборах в Сейм были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус – свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В отношении к 3,5-миллионному населению Королевства в 1820 году это составило больший процент, чем во Франции, где число избирателей едва достигало 80 тысяч при 30-миллионном населении. В Центральной Европе после 1815 года Польское Королевство было единственной страной, располагающей парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.
Одновременно с тем Конституция Королевства была менее демократичной по сравнению с Конституцией Варшавского Княжества, и в этом следует видеть своеобразную реализацию того из «принципов» Адама Чарторыского, что «Конституция должна стать абсолютно национальной и приблизиться к уставу 3 мая 1791 г.».[9;208-226c.] Между тем национальное развитие ушло в перед и обращение к нормам и институтам 1791 года было уже анахронизмом. В королевстве сохранялся принцип равенства перед законом, однако было открыто сказано, что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Евреи были лишены политических прав. Сохранился принцип личной свободы, который должен был гарантировать крестьянам право перехода из одного места в другое, то есть свободу передвижения, однако обязательные административно- политические предписания значительно ограничили ее. Установленный особым способом переход функций войтов в руки привел к тому, что они нередко затрудняли свободу передвижения крестьян, отказываясь выдавать им необходимые документы (паспорта). Сохранило привилегии как родовое дворянство, так и нобилитированное.

Отрицательной чертой Конституции была неслучайная неясность некоторых ее положений и слишком общие формулировки других. Александр I шел по стопам Наполеона, который избегал точных формулировок для положений публичного права, стесняющих правителя и правительство. [10;186-193c.]

В 1815 году Царство Польское получило одну из самых либеральных для тогдашней Европы конституций. Александр I выполнил своё обещание придать конституционной хартии национальный характер и обеспечил полякам возможность самим участвовать в управлении царством. Анализируя положения хартии, можно выделить следующие элементы, которые характеризуют положение Царства Польского в Российской империи:

1. Общность для царства и империи верховной власти в лице российского императора, являющегося одновременно польским царём.

2. Стабильность и неразрывность связи царства и империи, обеспеченные единым порядком престолонаследия и невозможностью без участия российского монарха изменения конституционных положений.

3. Отсутствие отдельной от империи внешней политики царства и, следовательно, отдельного ведомства внешних сношений и дипломатической службы.

4. Ведущее место власти монарха в системе властей царства, которое делала невозможным конституционное функционирование всех органов власти без санкции или прямого участия монарха.

5. Наличие у царства своего законодательства, представительных органов, администрации, бюджета и финансов, судебной системы, армии, сохраняющей национальный характер и особый статус во взаимоотношениях с имперской властью.

6. Специальное местное гражданство, которым обладали жители царства, система гражданских и политических прав, закрепленных в хартии.

Зафиксировав в международных соглашениях вхождение Царства Польского в состав Российской империи и основные элементы его статуса (единство монарха и законов о престолонаследии, неразрывность и вечность этого объединения), российский император также закрепил государственно-правовую связь царства с империей во внутреннем законодательстве. Таким закреплением являлись манифест к населению империи "О договорах, заключенных к пользе Государственной; о присоединении к Империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского под наименованием Польского Царства; о поднятии вновь оружия против вышедшего с острова Эльбы Наполеона Бонапарта" от 9-го мая 1815 года и манифест к населению Царства Польского от 13 мая 1815 года. В первом манифесте говорилось о самом факте создания в составе империи Царства Польского, внутреннее управление которого должно быть устроено на "особенных правилах, свойственных наречию, обычаям жителей и к местному их положению применённых...[20;208-253c.]" Мотивируется это желанием утвердить безопасность западных рубежей империи и добиться приверженности новых подданных российскому престолу. Манифест к населению царства объявлял о включении царства в состав Российской империи и о желании русского монарха даровать полякам конституцию. Одновременно с манифестом от 13 мая Александром I были подписаны и приобрели характер закона "Основы конституции Царства Польского", которые были фактически временным основным законом страны. Прекратили они свое действие после подписания императором конституционной хартии, которая и завершила оформление во внутреннем законодательстве России статуса Царства Польского.[13;176-193c.]

Сложившаяся форма вообще была очень удобна для достижения целей, которые ставит перед собой крупное монархическое государство, такое как Российская империя. Она позволила присоединять новые территории, имевшие отдельное государственное существование, свои социально-экономические, политические, религиозные, культурные особенности. Смотря по обстоятельствам, в условиях этого соединения можно было сохранять большую или меньшую обособленность социально-экономических систем частей государства. Для абсолютистской, крепостнической Российской империи как раз необходимо было предельно уменьшить влияние порядков, существующих в Царстве Польском на остальную империю. Этого власть добивалась не только с помощью особого статуса царства, но и, используя свои возможности, всячески ограничивала информацию о Царстве Польском и проводимой там политике. В России не публиковался текст конституционной хартии, других законов царства, не печатались речи императоров на сейме, текст которых, между тем, специально рассылался правительствам европейских государств. В жертву политической целесообразности даже приносилась экономическая выгода - существовавшая таможенная граница и раздельная финансовая система царства не стимулировали в должной мере активное развитие экономических связей царства и России.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный механизм Царства Польского и его связь с государственным механизмом Российской империи

2.1.Государственный механизм Царства Польского

 

Уния, введенная в отношения между Российской империей и Королевством, выражалась формально в общности царствующей династии. Русский император вступил на польский трон в соответствии с порядком наследования короны, существовавшим в Российской
империи. Единой для империи и Королевства была и внешняя политика. После коронации в Москве Николая I короновался польским королем в Варшаве, чем разрешался вопрос о порядке возведения на польский трон. Император-король должен быть в Польском Королевстве конституционным монархом. Связывал его изданный им самим конституционный закон. За акты короля отвечали министры.[12;58-69c.] Королевская власть обнимала:

1) исключительную инициативу конституционного законодательства, т.е. в том, что относится к дополнению конституции посредством органических законов;

2) право утверждения или отклонения законов, принимаемых сеймом;

3) всю полноту правительственно- административных функций ( исполнительная власть).

Заместителем короля в соответствии с Конституцией был наместник,
исполняющий свои функции в отсутствии монарха в Королевстве. Им не
сделался, как можно было полагать, личный друг Александра I с молодых лет и министр иностранных дел России князь Адам Чарторыский. Император устранил Чарторыского, опасаясь его авторитета. Должность наместника – вице-короля вмести с княжеским титулом неожиданно получил генерал старой Речи Посполитой экс-якобинец, затем наполеоновский генерал Юзеф Зайончек. Он оказался послушным орудием в руках императора и назначенного им на должность императорского комиссара при Административном совете Королевства русского сенатора Николая Новосильцева. Последний был ярким противником
обособленности Королевства и польских национальных устремлений вообще. Постановления наместника должны были объявляться в Административном совете, напоминающем Стражу законов, созданную Конституцией 3 мая, и
контрассигноваться одним из министров. Наместник должен был действовать в рамках установленных королем полномочий. Те, которые он получил в 1818 году, обнимали значительную часть правительственно-административных функций. После смерти Зайончека в 1826 году должность наместника оставалась вакантной до 1832 года, а функции его Николай I передал Административному совету. Большую внеконституционную роль, значительно выходящую за пределы официальных полномочий главнокомандующего Войском Польским, играл великий
князь Константин, брат императора, осуществляя по сути дела всеобъемлющий надзор над публичной жизнью Королевства. На практике власть монарха, представленная наместником, великим князем
Константином и Новосильцевым, отодвинула на задний план все другие органы государственной власти. Сейм не допускался к выполнению некоторых его функций, нарушались прокламированные гражданские права и свободы. Единственным действительно гарантированным являлся принцип частной собственности. Закон, принятый Сеймом в 1820 году, допускал отчуждение собственности только ради общественных нужд и за вознаграждение, установленное в соответствии с правом. Конституция гарантировала свободу печати. Однако постановлением
наместника от 1819 года была введена цензура ежедневной и периодической печати, а затем и всех публикаций. Это была предварительная цензура т.е.
предшествующая направлению публикации в печать. Возвещалось ограничение личной свободы граждан, если этого потребуют «обстоятельства момента»,[14;85-107c.] т.е. возможность административных репрессий, что и практиковалось. В соответствии с Конституцией заседания обеих палат Сейма должны были быть гласными. Это правило относится к существенным факторам сколько-нибудь развитой парламентской системы. Выступления депутатов в парламенте адресованы не только самому парламенту и правительству, но и общественности. Между тем «дополнительный параграф» к Конституции, введенный в 1825 году, запретил открытые заседания, за исключением тех собраний Сейма, которые носили торжественный или формальный характер, как это бывало в начале или конце сессии. Тем не менее национальная обособленность была все же сохранена. Она выразилась в существовании польского войска, В употреблении как официального государственного языка, языка польского, в формировании органов власти, как правило, из поляков. Значительным было и учреждение герба Королевства: соотношение сил было отражено посредством размещения белого (польского) орла на груди двуглавого черного российского орла. Так выглядел герб Польского Королевства до Ноябрьского восстания 1830 года. После него польский орел был перенесен на крылья российского орла наряду с казанским, сибирским, и другими гербами «Царств».[14,88-123c.] Сейм. Состоял из: 1) короля, 2) Сената, 3) Посольской избы. В Сенат входили в соответствии с ранее существовавшим порядком епископы, воеводы и каштеляне (в дальнейшем это были должности сугубо сенаторские) в количестве, не могущем превышать половины числа депутатов Посольской избы (не более 64). Принцип королевского назначения в Сенат дополнялся кооптацией. Светских сенаторов король назначал из двойного числа кандидатов, выдвинутых самим сенатом, а также наместником. Сенатором мог быть только землевладелиц.

Посольская изба состояла из 128 членов, в том числе 77 депутатов
избирались, как и в Варшавском Княжестве, на сеймиках, 51 депутат – от гмин. На гминных собраниях участвовали лица, отвечавшие условиям ценза:
имущественного, общественной службы, интеллигентности. Наемные рабочие и подмастерья не получали избирательных прав. Их не имели и военнослужащие. На время заседание Сейма депутатом гарантировалось неприкосновенность личности. Это, однако, не помешало тому, что руководителей либеральной шляхетской оппозиции, выходцев из Калишского воеводства, братьев Боннавентуру и Винцента Немоевских, не только не допустили в Сейм в 1825 году, но и в принудительном порядке отправили домой. Сейм должен был собираться каждые два года либо по мере необходимости. Созван он был лишь четыре раза, первый - в 1818 году и затем в 1820, 1825 и 1830 году. Сессия должна была длиться 30 дней.
Конституционные компетенции Сейма были значительно более широкими, чем в Варшавском княжестве, но на практике ограничивались. Они обнимали: 1) законодательство в области судебного, а также административного права; 2) решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Первый бюджет утвердил сам государь вопреки Конституции. На практике Сейм не допускался к бюджетным делам, и была принята фикция, что бюджет имеет своей опорой постоянные налоги. Такие бюджеты, т.е. не одобряемые и не контролируемые парламентом, известны под названием административных; 3) решения по вопросам призыва в армию; 4) конституционное законодательство, включает органические законы, касающиеся таких институтов, как Сейм, но изданные королем; 5) контроль над правительством хотя и в ограниченном объеме. На практике Сейм в основном занимался изменениями в области
гражданского и уголовного права (1818 и 1825 гг.). Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника.

А позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала лишь королю. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться – как перед этим в Княжестве – после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат могла, впрочем, подавать просьбы королю о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. На втором Сейме в 1820 году трону было предоставлено 90 петиций.

Окончательное завершение работы над хартией проходило при руководстве и личном участии императора Александра I. Он внёс существенные изменения, исключив неясности в положениях о связи царства и империи, а также усилив власть монарха. Для создаваемой Александром I системы отношений России и Царства Польского важно было добиться стабильности и прочности этих связей и преданности поляков интересам империи. Поэтому, обратив особое внимание на вопросы государственной связи царства и империи, а также на полномочия монарха, который и являлся верховным гарантом этой связи, во многих других вопросах император предоставил самим полякам привнести в хартию "национальный дух", рассчитывая этим склонить их к искреннему союзу с Россией в этот новый для них период исторического существования. Конституционная хартия 1815 года создавалась с учетом действия конституции Речи Посполитой 1791 года и конституции Варшавского герцогства 1807 года. Отмечалась многими исследователями и влияние на содержание польской хартии многих положений хартии Людовика XVIII 1814 года.

 

2.2. Характеристика органов власти и управления княжества

 

Центральным органам власти и управления был Государственный совет, который делился на: 1) Общее собрание; 2)
Административный совет. Общее собрание располагало той же компетенцией, что и государственный совет в Княжестве. Конституция обошла молчанием административное дело производство, сохраненное на практике, а затем санкционированное королевским постановлением от 1817 года. В первой инстанции соответствующие вопросы, главным образом финансовые, относились к компетенции воеводских комиссий.
В состав Административного совета входили министры, а также другие члены, назначенные монархом. Это был консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за приделы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826 году Административный совет преобразовался в высший правительственный орган. Управление страной осуществлялось правительственными комиссиями, подчиненными Административному совету. При их формировании, а также территориальной организации возвратились к принципу коллегиальности комиссий, объединив его с принципом единоличного руководства министра. Было создано пять комиссий: 1) вероисповедания и публичного просвещения; 2) юстиции; 3) внутренних дел и полиции; 4) военная; 5) доходов и финансов, а на практике с 1824 года также и народного хозяйства. Военная комиссия в связи с решающей ролью великого князя Константина как верховного главнокомандующего играла незначительную роль. В Петербурге находился министр – государственный секретарь, исполнявший обязанности посредником между монаршим двором и органами власти в Королевстве. Правительственным комиссиям были подчинены разного рода генеральные
дирекции. Консультативные функции и функции самоуправления исполняли советы – медицинские, строительства, больничный – обще польского или местного масштабов, палаты – торговая и ремесленная – в количестве четырех, а также Общий совет торговли и ремесла при Комиссии внутренних дел и полиции, благотворительные советы. От Варшавского княжества была перенята Счетная палата, которая в соответствии с первоначальным проектом должна была зависеть от Сената и исполнять определенные функции политического контроля, но на практике сделалась зависимой только от короля. В восьми воеводствах, на которые было поделено Королевство, управление находилось в руках коллегиальных воеводских комиссий. Органами комиссий в округах (бывших поветах) были окружные комиссары. В городах органами управления были бургомистры с лавниками, а в нескольких самых больших городах – президенты и члены совета, все назначенные правительством; в деревнях войтами в силу закона остались землевладельца. Таким образом, фактически было сохранено помещичье управление, завуалированное видимостью публичной администрации. Это был суррогат общественного контроля в руках помещиков и промышленно купеческих кругов. Частичные реформы в положении крестьян охватили главным образом так называемые национальные имения. Здесь
сокращались повинности, и совершался массовый переход к чиншу.
Суровому надзору, делающему возможной далеко идущую эксплуатацию
рабочей силы, подлежали промышленные рабочие и домашняя прислуга. Организация судов. Конституция предусматривала создание многих новых
судов, но в целом положения не были воплощены в жизнь. Сохранились в принципе старые суды. Вместе с тем Государственный совет перестал быть кассационным судом. Гражданские споры решал суд наивысшей инстанции, а уголовные – апелляционный суд. Сенат являлся судом по важнейшим делам политического и правительственного характера. Армия. Армия Королевства при сохранение польской военной формы была преобразована по русскому образцу, располагая дивизиями пехоты и конницы, бригадами полевой, пешей и конной артиллерии, батареями фортификационной артиллерии, корпусом инженерных войск. Военная служба длилась10 лет и являлась бременем, которое особой тяжестью ложилось на народные массы, в то время как состоятельные люди могли от нее откупиться благодаря институту заместительства. Общая численность армии составляла около 30 тыс. солдат и офицеров.

Информация о работе Правовой статус царства Польского в составе Российской Империи