Правовой статус царства Польского в составе Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Многонациональность России была всегда тесно связана с многообразием политических форм объединения народов. Сложность формы государственного единства нашей страны зависела от отношений с населявшими государство нерусскими народами, на закономерности её внутреннего развития влияли и взаимоотношения с соседними странами, такими, например, как Польша. Тем не менее, государство российское оставалось достаточно прочным и жизнеспособным.
Актуальность темы исследования заключается в том что, последнее время политической модой стали рассуждения о неизбежности распада больших многонациональных государств, о том, что не следует волноваться, если отдельные народы и территории пожелают жить самостоятельной жизнью, и надо дать им независимость. Процесс будто бы это естественный и неизбежный. Менее радикальными, но не менее разрушительными для единства России, являются и рассуждения о том, что самостоятельность отдельных частей государства может быть чуть ли не безграничной, вплоть до предоставления им международной правосубъектности и верховенства внутреннего законодательства над общегосударственным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Исторические особенности развития польского царства
1.1.Проблема статуса территорий будущего Царства Польского перед присоединением к Российской империи………………………………………...4
1.2. Основные источники права конституционного королевства……………...6
Глава 2. Государственный механизм Царства Польского и его связь с государственным механизмом Российской империи
2.1.Государственный механизм Царства Польского…………………………..13
2.2. Характеристика органов власти и управления княжества……………….17
Глава 3. Польские земли на рубеже XIX и XX веков
3.1. Деление и административное устройство польских земель……………...20
3.2. Народ и его общественные организации…………………...………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Царсво польское курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Польские земли на рубеже XIX и XX веков

3.1. Деление и административное устройство польских земель

 

В 1866 году состоялась реформа административного
деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили
Варшавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть
Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это деление с небольшими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из состава Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно Петербургу. Это вызвало протесты среди поляков.
Административное деление. Во главе Королевства Польского стоял
наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления страной, существующему в Империи. Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов провинций было самым высоким в административной иерархии страны (провинции).[2;45-76c.] Каждый из занимающих эти посты представлял императора и правительство на своей территории. Это были влиятельные лица равно как в силу занимаемого ими положения, так и в меру располагаемой ими власти. В Королевстве позиция наместника и генерал-губернатора была наиболее сильной, потому что он одновременно являлся командующим русскими войсками, дислоцирующимися в стране. В его силах было осуществить далеко идущие полицейские и судебные репрессии через посредство военных и военно-полевых судов. Генерал-губернаторы также располагали полномочием, по которому правовые предписания, как общегосударственные, так и местные, не осуществлялись на подчиненных им территориях без учета их мнения. Следующей единицей территориального управления в Королевстве были сначала воеводства, а затем губернии. Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со старостами, как в Пруссии и Галиции, и с начальниками уездов (поветов), как в Королевстве, во главе.

Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если речь идет о первых, то в Пруссии и Галиции характерным явлением было выделение так называемой поместной территории, на которой землевладельцы осуществляли административную власть над домашней прислугой и челядью имений. Это служило исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное управление, подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло надзор и за помещиками
Существовала объединенная администрация, подчиненная непосредственно
генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы которой находились в непосредственном подчинении соответствующих министерств Военная администрация, в частности, принадлежала командующим армейских корпусов, комендантам гарнизонов в городах и т. д. Финансовой администрацией руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах- финансовые управления. Выделенной была также таможенная администрация ее органы. Окружные дирекции почт и телеграфа с подчиненными единицами организовали свой отдел. Отдельно было организовано управление железных дорог, подчиненное окружным дирекциям. К важнейшим выделенным административным, отделам относилось попечительство учебного округа и подчиненные ей органы инспекции.

В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с распорядительными, исполнительными и контролирующими органами. Органами провинциального самоуправления в прусской Польше были провинциальные сеймики с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное расписание и т д) и консультативными в вопросах, поставленных органами государственной власти (т.е. оговоренных специальными актами), также провинциальные отделы с участием краевого директора как представителя провинции и руководителя текущими делами. В регенциях не было органов самоуправления, окружной совет, равно как и совет провинции, имел характер консультативного органа при надпрезиденте, а также исполнял во второй инстанции административное судопроизводство Сеймики же были организованы в уездах на основе положения о выборах, которое обеспечивало приоритет интересов правящих кругов. Их исполнительными органами были уездные отделы, тесно связанные через посредство председателей, которыми были ландраты (старосты), с правительственной администрацией.[3;104-123c.]

В городах существовали городские советы как распорядительные органы и магистраты — как исполнительные. В селах им соответствовали гминные представительства (род советов) и шинные управления, состоящие из начальника гмины и членов управления. В Королевстве Польском, как уже упоминалось, сохранился только один институт самоуправления (после широко задуманных реформ Велопольского), т. е. объединенная сельская гмина с гминными собраниями (здесь не было избираемых советов), войтом, гминным урядом и судами. В состав гмины входили громады (как правило, одно село составляло громаду), с общим собранием и исполнительным органом в лице громадского старосты (традиционно называемым солтысом). Войт был наделен полицейскими функциями. Сельское самоуправление подлежало надзору правительственных органов власти. Народ и его общественные организации.

Польский народ, несмотря на препятствия, вызванные
разделами, не стоял на месте. Бурно развивалась народная культура, в особенности литература. Важным фактором народного единства был
развивающийся и обогащающийся словами и понятиями польский язык. Прогрессу цивилизации служили и уже упоминавшиеся органические труды. Пик развития наступил в 1870—1914 гг.

Крупнокапиталистическая промышленность развивалась в Королевстве Польском и в Горной Силезии, после того как они во второй половине XIX века прошли этап промышленной революции, на нефтяных месторождениях в Галиции и значительно в меньшей степени в некоторых других ее районах. Также во всех частях Польши развивались различные отрасли сельскохозяйственной промышленности. Усилились урбанистические процессы. Промышленность Польского Королевства развивалась, опираясь на восточные рынки (Россия, страны азии) и сельское хозяйство Великой Польши и Поморья; полезные ископаемые и промышленность Горной Силезии удовлетворяли главным образом потребности Германии. Существовали хозяйственные связи между польскими землями, несмотря на разделяющие их границы. Во второй половине XIX века сформировали новый общественный класс — промышленный пролетариат. На рубеже столетий он насчитывал уже миллион человек в том числе 250 тысяч рабочих, занятых на крупных промышленных предприятиях. Население Королевства Польского во второй половине XIX река увеличилось почти на 70%, а численность рабочего класса в этой части Польши — на 38%. Существенную роль играла интеллигенция, прослойка, происходящая, главным образом, из дворянства и мещан. Многим интеллигентам были близкими идеи независимости, демократические и социалистические идеи.

Отражением трудностей жизни в 1870—1914 гг. была большая
волна эмиграции из польских земель на заработки. В Соединенные Штаты Америки за хлебом насущным выехало 2,6 млн. человек, прежде всего
крестьяне; в других странах обеих Америк находилось еще 200 тыс. поляков. В германские страны, особенно в быстроразвивающуюся Вестфалию, уехало свыше 400 тыс. поляков, в другие страны Европы — около 100 тысяч. В разных частях Российской империи работало 300 тыс. поляков. Польская эмиграция способствовала развитию многих стран и континентов, но являлась утратой «старым краем» ценного, энергичного и инициативного элемента.

Вместе с развитием крупнопромышленного капитализма и концентрации производства в Королевстве происходило на рубеже двух столетий преобразований предприятий в акционерные общества, а затем создание картелей или союзов предпринимателей, имеющих целью регулирование производства при сдерживании конкуренции и определении как можно более высоких цен для увеличения прибылей. Это происходило при довольно большом участии иностранного капитала, в особенности немецкого, французского и бельгийского. Создание картелей повлияло на ликвидацию мелких предприятий и на установление
контроля над экономикой. Особенно сильно это обозначилось в угольной
промышленности и металлургии. Некоторые ткацкие и металлургические
предприятия Королевства входили в общероссийские синдикаты. Однако в
текстильной промышленности доминировала конкуренция с российской
промышленностью, называемая «борьбой Лодзи с Москвой». В сахарном
производстве практическим путем адаптировались торговля форма коммандитного товарищества. В этом объединении по крайней мере одни из товарищей отвечал по обязательствам в размере, оговоренном в соглашении, в связи с чем его права были ограниченными.

Быстрый рост сахарного производства привел к вступлению предприятий Королевства в общероссийский синдикат в Киеве Тенденции к картелизаци появились в возникающем химическом производстве и производстве строительных материалов. В финансировании промышленности росла роль банков, среди которых наибольшее значение получил Торговый банк в Варшаве.

Таким образом деятельность сейма Царства Польского в 1818 - 1830 годах свидетельствует о значительной роли этого органа, которая, однако, по ряду причин была меньше, чем предусматривали рамки конституционной хартии. Правительство фактически ограничило деятельность сейма областями уголовного и гражданского законодательства, а также сферой финансов. Столкнувшись с оппозицией сейма в отношении органического статута сената, правительство больше не делало попыток выносить на сейм законопроекты, касающиеся конституционного законодательства. Не рассматривались на сеймах и вопросы, связанные с армией, хотя статья 91 конституционной хартии распространяла компетенцию сейма и на эту область. Депутаты сейма заслушивали и принимали отчеты Государственного совета о положении в стране и представляли свои замечания к ним. Право депутатов подавать петиции и жалобы, в том числе на действия министров, советников, судей и других чиновников так и не стало реальным инструментом воздействия сейма на исполнительную власть.

Дело здесь не только в позиции императоров Александра I и Николая I, не привыкших делить свою власть с представительными учреждениями и, тем более не в деятельности великого князя Константина Павловича и императорского комиссара в царстве Н. Н. Новосильцева, которая по мнению польских историков выходила за рамки конституции. Значительная часть самой польской элиты, такие как наместник Зайончек, министры Друцки-Любецкий, С. Грабовский и другие министры и члены Госсовета предпочитали больше пользоваться административными методами при управлении царством. Формирующаяся либеральная оппозиция наталкивалась на упорное сопротивление и противодействие крупных магнатов и аристократов, а также католического духовенства, гораздо более склонных к компромиссам с российским монархом, чем к поддержке излишне радикальных требований либералов.[5;96-141c]

Положения конституционной хартии в целом были реализованы в деятельности органов исполнительной власти, администрации и суда Царства Польского. Нарушения отдельных положений хартии не привели к утрате особого статуса царства, которое в условиях отношений с Российской империей сохраняло многие элементы государственности и национальный характер. Вопросы экономического развития Царства Польского весь конституционный период решались администрацией царства самостоятельно, русское правительство не мешало инициативам администрации края. Режим экономических связей между царством и империей был весьма выгоден для развития польской промышленности и торговли.

Судебная система в Царстве Польском имела, в целом, автономный характер, хотя в полной мере и не были созданы суды, предусмотренные конституционной хартией, а также не был осуществлён принцип выборности судей. Действовала судебная система на основе законодательства, как принимаемого сеймами царства, так и доставшегося в наследство от Варшавского герцогства. Только в отдельных случаях специально предписывалось судебным учреждениям Царства Польского принимать во внимание положения, общие для остальной империи. Так, например, согласно указу правительствующему сенату от 17 апреля 1815 года, дела о вотчинных спорах по поводу имений, находящихся в Царстве Польском, должны были рассматриваться окончательно и решаться не в сенате в Санкт-Петербурге, а в верховном трибунале царства, который, однако, должен был руководствоваться при их рассмотрении указом правительствующему сенату от 25 августа 1817 года[21;23-65c.].

Вмешательство российских монархов касалось практически только дел об антиправительственных заговорах, которые были направлены на нарушение безопасности не только Царства Польского, но и затрагивали интересы всей империи. Это хотя и являлось нарушением положений хартии, все-таки было исключением из общего правила обособленности судебной системы царства.

Армия Царства Польского, находясь под верховным командованием царя, который одновременно являлся императором всероссийским, была, формально, частью вооружённых сил империи. Зафиксирован этот факт и в соглашениях Российской империи с другими странами. Так, договор между Россией и Австрией о выдаче дезертиров распространял свое действие и на Царство Польское, о чём специально говорилось ряде его статей[22;74-67c.]. Связь и управление между армией царства и командованием российской армии осуществлялись через Генеральный штаб Е.И.В. Важное место занимал в системе взаимодействия польской армии и имперских властей великий князь Константин Павлович, который был одновременно главнокомандующим армией царства и русскими войсками в западных губерниях России.

Положения конституционной хартии и их практическая реализация придали, однако, армии царства статус, который характеризуют следующие черты:

- отличный от российского закон о воинской повинности и порядок формирования армии;

- отдельный бюджет и конституционные ограничения использования польской армии за пределами Европы;

- сохранение национального мундира и знаков отличия, польского языка команд, формирование исключительно из поляков или уроженцев царства;

- наличия в царстве особой военной комиссии и собственного Генерального штаба, что является важнейшими факторами формирования национальной военной школы и традиций;

- сохранение в основе офицерского корпуса и генералитета участников войн против России, не только не уволенных в отставку, но и занявших все важнейшие посты в польской армии.

Всё это дано было армии страны, которая совсем недавно воевала на стороне Наполеона против России и сохраняла желание восстановить территориальные владения, вернув себе земли, входящие в состав России. Можно сделать вывод, что создание армии в Царстве Польском и придание ей такого статуса имело тяжелые последствия для российского государства. Армия Царства Польского стала центром подготовки антиправительственных заговоров, которые вылились в конце концов в восстание 1830 - 1831 годов, превратившееся в настоящую русско-польскую войну, целью которой для поляков было восстановление независимости и возвращение литовских, белорусских и украинских земель бывшей Речи Посполитой.

Таким образом, отношения Царства Польского и России носили, безусловно, государственно-правовой характер, но с предоставлением ему весьма широкой самостоятельности во внутренних делах, что, однако, не стало основой для сохранения лояльности польского населения интересам империи.

3.2. Народ   и   его  общественные  организации

Информация о работе Правовой статус царства Польского в составе Российской Империи