Православие и медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 22:35, реферат

Краткое описание

Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто социальной, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.

Содержание

1. Введение
2. Православный взгляд на болезнь, врача и исцеление.
3. Проблемы биоэтики.
3.1 Аборт
3.2 Средства контрацепции
3.3 Бесплодие
3.4 Генная терапия
3.5 Клонирование
3.6 Трансплантология
3.7 Эвтаназия
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КОНЕЧНЫЙ ВАРИАНТ.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

 

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь

Витебский государственный ордена Дружбы народов

медицинский университет

Кафедра общественного здоровья и  здравоохранения

 

 

 

Зав. Кафедрой –              

профессор В.С. Глушанко

Преподаватель – 

ассистент А.А. Герберг 

 

 

РЕФЕРАТ

по «Истории медицины и фармации»

на тему:

«Православие и медицина»

 

 

 

 

Исполнитель: студентка 4 группы 1 курса

фармацевтического

факультета

Федорович Анна Александровна

 

 

 

 

 

Витебск, 2012

ПЛАН РЕФЕРАТА

  1. Введение
  2. Православный взгляд на болезнь, врача и исцеление.
  3. Проблемы биоэтики.

3.1 Аборт

3.2 Средства контрацепции

3.3 Бесплодие

3.4 Генная терапия

3.5 Клонирование

3.6 Трансплантология

3.7 Эвтаназия 

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто  социальной, ибо напрямую соотносится  с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными  общественными кругами участвовать  в выработке такого понимания  охраны здоровья нации, при котором  каждый человек мог бы осуществить  свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности  жизни.

Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской  помощи, Церковь считает, что эта  помощь должна быть максимально эффективной  и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения, в том  числе при распределении ограниченных медицинских ресурсов. Дабы такое  распределение было подлинно справедливым, критерий «жизненных потребностей»  должен превалировать над критерием  «рыночных отношений». Врач не должен связывать степень своей ответственности  за оказание медицинской помощи исключительно  с материальным вознаграждением  и его величиной, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время достойная оплата труда медицинских работников представляется важной задачей общества и государства.

Признавая возможные благие последствия  того факта, что медицина все более  становится прогностической и профилактической, а также приветствуя целостное  восприятие здоровья и болезни, Церковь  предостерегает от попыток абсолютизации  любых медицинских теорий, напоминая  о важности сохранения духовных приоритетов  в человеческой жизни. Исходя из своего многовекового опыта Церковь  предупреждает и об опасности  внедрения под прикрытием «альтернативной  медицины» оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей  воздействию демонических сил. Каждый человек должен иметь право и  реальную возможность не принимать  тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его  религиозным убеждениям.

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА БОЛЕЗНЬ,  ВРАЧА И ИСЦЕЛЕНИЕ.

Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны  и обнаруживаются в книгах самого различного содержания.

В Ветхом Завете упомянуты десятки  различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К  примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот  отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая  язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и  др.

Болезни являются непосредственным результатом  грехопадения. Потому что мир, в котором  обитал Адам, это мир абсолютного  здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать  Эдемский сад, то этот труд не имел своим  последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания  от божественной силы, человек обрекает себя на страдания: «в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3:19)

В современном состоянии мира человек  подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность  за болезнь не всегда одинакова. Среди  болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом  старения и дряхления организма: «Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его» (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный  взгляд на болезни может быть выражен  словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания  за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она  злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением  гнева Божия. Несколько раз в  различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и  исповеданием своих грехов: «Господи, видишь Ты мою болезнь. Ты знаешь, как  я грешна и немощна; помоги мне  терпеть и благодарить Твою Благость. Господи, сотвори, чтобы болезнь  эта была в очищение многих моих грехов…»

Особой темой, к которой подходит Ветхий Завет, является страдание и  болезнь праведника. Эта болезнь  не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость  своей веры, засвидетельствовать  свою преданность Богу не только в  благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных  пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление  Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как  искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный  взгляд на причину болезней, можно  выделить следующие моменты:

  1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
  2. Болезнь как наказание и кара за грех.
  3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
  4. Болезнь как испытание в верности.
  5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось  через вольное страдание и  крестную смерть Спасителя.

Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5. 23).

Хотя Святые отцы и руководствовались  библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий  и болезней» (преподобный Макарий  Великий), обращение к врачу не только не запрещено, но и необходимо, ибо Господь чаще всего исцеления  подает прикровенно, через врачей.

Православная Церковь  с неизменно высоким уважением  относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий.

«Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь  создал его, и от Вышняго врачевание…  Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет  пренебрегать ими. Для того Он и дал  людям знание, чтобы прославляли  Его в чудных делах Его: ими  Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства  делает из них смесь, и занятия  его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит  тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь  руки твои, и от всякого греха  очисти сердце… И дай место  врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо  он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они  молятся Господу, чтобы Он помог  им подать больному облегчение и исцеление  к продолжению жизни» (Cир. 38. 1-2,4,6-10,12-14).

Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. Господь добровольно принимает страдания для спасения человеческого рода: «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53. 5). Это означает, что Богу было угодно страдание сделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией. По слову святого Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53. 4).

 

3. ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в  жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность  получить ответ на возникающие при  этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики  – вызывают  серьёзную озабоченность  общества. Попытки людей поставить  себя на место Бога, по своему произволу  изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые  тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий  значительно опережает  осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного  применения, что не может не вызвать  у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя своё отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь  к тем из них, которые связаны  с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений  о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и  богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной к «почести вышнего  звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3. 14), к достижению совершенства Небесного  Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию всяческого Божеского  естества (2 Пет. 1. 4).

3.1 Аборт

С древнейших времен Церковь  рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой  оценки лежит убеждённость в том, что зарождение человеческого существа является даром Божии, поэтому с  момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без  согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака. Грех ложится  и на душу врача, производящего аборт.

«Не убивай ребёнка, причиняя выкидыш», - это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов». «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печётся Господь» - писал апоголет IIвека Аинагор.

Церковь призывает государство  признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность  врача за смерть матери несопоставимо  более высока, чем ответственность  за погубление плода, что провоцирует  медиков, а через них и пациентов  на совершение аборта. Врач должен проявлять  максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину  к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно  сопоставлять медицинские показания  и веления христианской совести.

Информация о работе Православие и медицина