Православная церковь в 15-16 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Многоконфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячелетней истории народа, она стала важным фактором, который оказал большое влияние на формирование культуры, ментальности, государственных традиций современной Беларуси. Опыт нашего государства, в котором органично существуют более 25 различных конфессий и религиозных направлений, уникален. 58,9% белорусов считают себя верующими. Из них 82% – православные, 12% католики, 6% – представители иных конфессий. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1545 приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действуют 1334 православных храма, 150 строятся. В приходах работает 1577 священнослужителей [17]. Актуальность данного исследования, таким образом, более чем очевидна.

Содержание

Введение..............................................................................................................................4

1.Православие на Беларуси в XV веке........................................................................................................................................8
1.1 Кревская уния и ее последствия...................................................................................8

1.2 Положение Православной церкви в XV веке............................................................13

2 Православие и католичество: путь к унии.....................................................................................................................................19

2.1 Положение Православной Церкви в XVI веке..........................................................19

2.2 Распространение католичества...................................................................................23

3 Брестская уния 1596 г....................................................................................................26

3.1 Церковная уния: от идеи к осуществлению............................................................. 26

3.2 Заключение унии......................................................................................................... 30

Заключение........................................................................................................................ 34
Список использованных источников.........................................................................................................................38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дулову А. Н..docx

— 83.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Исторический факультет

Кафедра истории Беларуси

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине История Беларуси

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В 15-16 вв.

 

 

 

 

Уралова Мариам Шамильевна,

4 курс, 41 группа

 

Руководитель:

Дулов Анатолий Николаевич,

кандидат исторических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

Реферат

 

 

 

Курсовая работа 40 страниц, 26 источников.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ПРАВОСЛАВИЕ, ЦЕРКОВНАЯ БРЕСТСКАЯ УНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА БЕЛАРУСИ В XV–XVI ВЕКАХ, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Объект исследования – история Беларуси в XV–XVI вв.

Предмет исследования – история православной церкви в Беларуси в XV–XVI вв.

Цель исследования – изучить особенности развития православия в Беларуси в XV–XVI вв.

Методом исследования является метод теоретического анализа литературы и источников по проблеме данного исследования.

Элементы научной новизны: научная новизна данного исследования обусловлена попыткой рассмотреть проблему положения Православной церкви на Беларуси в период XV–XVI вв. с учетом анализа причин, обстоятельств и событий XIV в.

Теоретическая и практическая значимость: проведенный в исследовании анализ положения Православной церкви в XV–XVI вв. представляет теоретический и практический интерес для всех не только интересующихся историей Беларуси в указанный период, но и историей появления, развития и взаимодействия конфессий на территории нашей страны, и особенно – историей православной церкви на Беларуси, помогая тем самым разобраться и в особенностях современной межконфессиональной ситуации в Республике Беларусь.

 

 

Содержание

 

Введение..............................................................................................................................4

 

1.Православие на Беларуси в XV веке........................................................................................................................................8 

1.1 Кревская уния и ее последствия...................................................................................8

 

1.2 Положение Православной церкви  в XV веке............................................................13

 

2 Православие и католичество: путь  к унии.....................................................................................................................................19

 

2.1 Положение Православной Церкви  в XVI веке..........................................................19

 

2.2 Распространение католичества...................................................................................23

 

3 Брестская уния 1596 г....................................................................................................26

 

3.1 Церковная уния: от идеи к  осуществлению............................................................. 26

 

3.2 Заключение унии......................................................................................................... 30

 

Заключение........................................................................................................................ 34

Список использованных источников.........................................................................................................................38

 

Введение

 

Многоконфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячелетней истории народа, она стала важным фактором, который оказал большое влияние на формирование культуры, ментальности, государственных традиций современной Беларуси. Опыт нашего государства, в котором органично существуют более 25 различных конфессий и религиозных направлений, уникален. 58,9% белорусов считают себя верующими. Из них 82% – православные, 12% католики, 6% – представители иных конфессий [17]. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1545 приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действуют 1334 православных храма, 150 строятся. В приходах работает 1577 священнослужителей [17]. Актуальность данного исследования, таким образом, более чем очевидна.

Следует отметить, что Великое княжество Литовское, окрепшее в XIV в. благодаря стараниям великих князей Гедимина и Ольгерда, было государством по современной терминологии тоже «многоконфессиональным». Литовцы были язычниками, а русское население литовского княжества было православным. Ближайшие западные соседи – Польша и Тевтонский орден – исповедовало католичество. Тевтонцы, всей своей мощью развернувшиеся в Пруссии, все время пытались вооруженной рукой крестить языческую Литву. Поляки же с беспокойством смотрели на растущие аппетиты крестоносцев в Прибалтике. Вопрос о крещении литовцев начинал приобретать большое значение. Если они мимо немецкого ордена принимают католичество, например, при посредстве поляков, то военные нападения рыцарей теряют всякое миссионерское оправдание. Если же литовцы принимают Православие с востока, то это приводит к их обрусению.

Первый период истории Великого княжества Литовского (до Кревской унии 1385–1386 гг.) характеризуется преобладанием русских гражданских порядков, русского языка и терпимостью к «русской» вере (Православию).

Еще в ранней молодости, за 27 лет до своего вокняжения в Вильно, Ольгерд женился на витебской княжне Марии Ярославне и переселился в Витебск. Большая часть жизни Ольгерда протекала на Руси среди русского населения и под влиянием русской гражданственности и просвещения. Сделавшись великим князем литовским и переселившись в Вильно, Ольгерд и здесь оказывал покровительство православию и русской народности, несмотря на близкое соседство главного языческого святилища литвинов. По свидетельству современников, из двенадцати сыновей Ольгерда десять были крещены по обряду православной церкви и пять из них упоминаются еще при жизни отца с христианскими именами.

Ольгерд скончался в 1377 г., оставив свое государство на пути к полному обрусению. Православие и русский язык беспрепятственно развивались в русских областях Литовского государства. Сама же Литва к концу XIV в. получила уже сильную русскую окраску и с течением времени могла бы совершенно слиться с русской народностью и по вере, и по языку. По подсчетам И. Боричевского, за период XIII-XIV вв. 56 литовских князей исповедовали православную веру, 16 русских княжен были в замужестве за князьями литовскими и 15 литовских княжен были в замужестве за князьями русскими [22]. Как правило, литовские князья, княжившие в русских городах, принимали православное крещение.

Государственным языком в Литве был язык русский. «От самого начала власти великих князей литовских над землями русскими, – говорит польский писатель Нарбут, – несмотря на большую разность веры, никогда не было нетерпимости христианства; напротив, князья, уважая права, язык и обычаи покоренных народов, сами заимствовали у них то, что признавали мудрым; поэтому православная вера путем кроткого убеждения в святых истинах распространилась в Литве прежде, нежели правительство думало принять к этому меры» [2, с. 88]. «Если бы такое течение дел продолжалось еще некоторое время, – говорит другой польский писатель Ярошевич, – то Литва, усвоив себе русский язык, русские обычаи, частью и русское законодательство, принимая русское вероисповедание с духовной властью русской церкви и вступая час от часу в более тесные сношения с целой Русью посредством семейных связей своих князей, Литва, говорю, переменила бы свою литовско-языческую народность на христианско-русскую» [2, с. 88].

Однако на рубеже XIV–XV вв. в государственной жизни Великого княжества Литовского происходят перемены не в пользу русской народности и Православия.

Один из сыновей Ольгерда – Ягайло – решился повернуть историю Великого княжества Литовского в совершенно другую, противоположную сторону. Великий князь литовский Ягайло, занятый отстаиванием своих прав перед другими литовскими князьями Витовтом и Андреем, принимает предложенную ему польскую корону. Династический союз Польши и Литвы был направлен против общего врага – Тевтонского ордена.

Однако, одним из условий соглашения, подписанного в Креве в 1385 г., было католическое крещение Ягайло, остальных литовских князей и всего литовского народа. В 1386 г. Ягайло принимает крещение с именем Владислав и польскую корону. Крещение также принимают литовские князья Скиргайло, Коригайло, Мингайло и Витовт. Другие же князья вместе со своими семьями остались верны Православию.

Таким образом, по мнению исследователя истории Беларуси XIX века П.Н. Батюшкова, «получив великокняжеский престол помимо дяди и старших своих братьев и раздражив их против себя, он внес внутренние раздоры в Литовское государство и потерял через то опору для себя в борьбе со внутренними и внешними врагами своими, а потому примкнул к совершенно чуждому по развитию Польскому государству и польско-католической вере, не только сам приняв ее, но и обязавшись ввести ее между своими подданными. Обязательства своего он не исполнил и не мог исполнить и только внес в свое Литовско-Русское государство вероисповедную рознь и вражду между своими подданными, тем самым ослабил его и был причиной совершенного почти подчинения Литовско-Русского государства Польше и отторжения русских областей соседним Московским государством».

Следует отметить, что тема данного исследования представляется не только актуальной, но и весьма сложной. Основные трудности ее исследования, на наш взгляд, связаны с тем, что труды большинства авторов, которые наиболее глубоко исследовали вопросы церковной истории, истории православия и униатства на Беларуси в XV–XVI вв., не лишены категоричности, отражающей религиозные взгляды этих авторов. Тем не менее среди основных источников, использованных в данной работе, следует отметить вышеуказанного П.Н. Батюшкова с его книгой «Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края» (1890), А. Мартоса (бывшего епископа Витебского и Полоцкого) с его книгой «Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни» (1966), А.В. Карташева с его «Очерками по истории Русской Церкви» (1959), Ф. Кривоноса с его лекциями «Православная церковь в истории Белоруссии» (1999), митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви» (1883), И. Чистовича с его «Очерком истории Западнорусской Церкви» (1882-1884), а также труды А. Хотеева, В.А. Тепловой и др.

Объект исследования – история Беларуси в XV–XVI вв.

Предмет исследования – история православной церкви в Беларуси в XV–XVI вв.

Цель исследования – изучить особенности развития православия в Беларуси в XV–XVI вв.

Задачами исследования являются:

1) рассмотреть влияние, которое оказала Кревская уния на положение Православной церкви в XV веке;

2) проанализировать особенности внутреннего состояния Православной церкви на протяжении XV–XVI в.;

3) описать особенности процесса распространения католичества в Беларуси в указанный период;

4) охарактеризовать процесс принятия церковной унии 1596 г.

Методом исследования является метод теоретического анализа литературы и источников по проблеме данного исследования.

Структура исследования включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.

 

1 ПРАВОСЛАВИЕ НА БЕЛАРУСИ В XV ВЕКЕ

 

1.1 Кревская уния и ее последствия

 

В начале лета 1385 г. три больших посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в Крево. Переговоры велись неторопливо, и к 14 августа были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение в жены Ядвиги и королевской короны. Великий князь обещал креститься по католическому обряду, окрестить своих родственников и подданных, возместить нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского» [4, с. 273]. Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга, герцога Австрийского на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону1.

На съезде в Волковыске в 1385 г. условия унии были скорректированы: в соединенных государствах должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя; сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и Ядвиги; ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными. Внутреннее управление в каждой из стран – раздельное. И в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительство и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры [10, с. 89]. Вместе с Ягайло акт унии подписал ряд «старших князей»: Скиргайло, Витовт, Корибут, Лингвен – все братья Ягайло. Они пообещали навсегда присоединить свои земли, литовские и русские, к Короне Польской. Ягайло потребовал от всех удельных князей присяжных грамот на верность «королю, королеве и короне польской», что по нормам феодального права означало переход этих князей вместе с подвластными им землями в подданство к польскому королю.

Информация о работе Православная церковь в 15-16 вв