Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа
Многоконфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячелетней истории народа, она стала важным фактором, который оказал большое влияние на формирование культуры, ментальности, государственных традиций современной Беларуси. Опыт нашего государства, в котором органично существуют более 25 различных конфессий и религиозных направлений, уникален. 58,9% белорусов считают себя верующими. Из них 82% – православные, 12% католики, 6% – представители иных конфессий. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1545 приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действуют 1334 православных храма, 150 строятся. В приходах работает 1577 священнослужителей [17]. Актуальность данного исследования, таким образом, более чем очевидна.
Введение..............................................................................................................................4
1.Православие на Беларуси в XV веке........................................................................................................................................8
1.1 Кревская уния и ее последствия...................................................................................8
1.2 Положение Православной церкви в XV веке............................................................13
2 Православие и католичество: путь к унии.....................................................................................................................................19
2.1 Положение Православной Церкви в XVI веке..........................................................19
2.2 Распространение католичества...................................................................................23
3 Брестская уния 1596 г....................................................................................................26
3.1 Церковная уния: от идеи к осуществлению............................................................. 26
3.2 Заключение унии......................................................................................................... 30
Заключение........................................................................................................................ 34
Список использованных источников.........................................................................................................................38
11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждавший, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь, хорошо зная сложную политическую и общественную ситуацию в Польше, потребовал подтверждения этого акта «обществом». 2 февраля в Люблине представители «народу шляхетского» заявили Ягайло в присутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим «господином». Только после этого величественно-пышная процессия во главе с Ягайло направилась в Краков. В пути Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности [24, с. 156].
Огромный обоз с богатствами, сопровождавший Ягайло, помог склонить на его сторону не только шляхту, но и большинство простолюдинов. Не поскупился Ягайло также на подарки королеве и многочисленному ее двору, щедро одарив их золотом, серебром, драгоценными камнями и дорогими тканями. Эти дары свидетельствовали о высоком уровне экономического развития ВКЛ, богатстве белорусских и литовских земель.
В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, уже в который раз сменивший веру. Однако не все князья из окружения Ягайло согласились на перемену веры. Северский князь Федор Сангушко, новогрудский Дмитрий Корибут, слуцкий Владимир Ольгердович, пинский Василий, Мстиславский Симеон Лингвин остались православными. Через четыре дня состоялось бракосочетание новоявленного Владислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету2.
Уния 1385 г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся как «монарх обеих стран». После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Однако фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена [24, с. 158]. Ягайло оказался не в состоянии (а, возможно, и не хотел) полностью выполнить свои обязательства перед поляками и соединить ВКЛ с Польшей в одно государство. Уже в привилее Ягайло 1387 г. говорилось о государственно-политической независимости ВКЛ. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, во многом самостоятельной жизнью. ВКЛ сохранило свои финансы, войско, символику, проводило собственную внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.
И если бы акт 1385 г. соблюдался полностью, то не пришлось бы к вопросу об унии возвращаться больше десяти раз. Исторические документы свидетельствуют, что он обсуждался в 1401, 1413, 1447, 1451, 1453, 1501, 1503, 1564, 1566 и 1567 гг. [24, с. 159].
Тем не менее именно Кревская уния на века предопределила геополитическую ситуацию в этом регионе: одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории подпадало под власть польского короля. Уния положила начало тесной и во многом драматической связи исторических судеб белорусов, украинцев, поляков и литовцев на последующие четыреста лет. Она способствовала постоянному расширению влияния Польши на Великое княжество Литовское. До 1385 г. в развитии Великого княжества доминировало белорусское начало, что проявлялось в первую очередь в культуре, государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Широкое распространение, в том числе и на этнических литовских землях, получила кириллическая письменность. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.
Соотношение восточной (православно-византийской) и западной (римско-католической) конфессий на белорусских землях до второй половины XIV в. было в пользу православия, которое играло определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, являлось главным фактором, удерживающим Белую (Западную) Русь в православной цивилизации. Но после Кревской унии стали постепенно усиливаться позиции католицизма. Он приходил в ВКЛ как «польская вера», а с ее распространением постепенно усиливалось влияние польского права, польского языка и польской культуры, русская и литовская культуры стали агрессивно вытесняться. Начались практически не прекращавшиеся гонения на православие, попытки подать ее как неистинную, мужицкую веру, веру «схизматиков». Крещенный первоначально по византийскому обряду белорусский народ со временем стал поликонфессиональным, чему способствовали прежде всего политика правящих кругов и привилегии для католиков в Великом княжестве Литовском.
Вместе с тем в конце XIV – первой половине XV в. Кревская уния играла прогрессивную роль, объединяя силы обеих сторон в борьбе с агрессией крестоносцев, представлявшей смертельную опасность для ВКЛ и Польши. Важнейшим результатом такого объединения была победа над Орденом, достигнутая на полях под Грюнвальдом (славянское название Дубровно) в 1410 г.
Соединение Литовского княжества с Польской Короной получило новое подтверждение в Городельском постановлении 1413 г. Этот документ дал важные преимущества литовскому боярству. Земли, данные великим князем в благодарность за особые заслуги и выслугу лет, стали наследственными. Население этих земель освобождалось от повинностей в пользу великого князя. Эти процессы от первых времен слияния Литвы с Польшей обусловили интерес литовских бояр к вольностям польских панов. Не случайно 47 знатных литовцев в 1413 г. получают польские гербы. Только лица католической веры могли занимать ответственные должности в Виленском и Трокском воеводствах. Только католики могли заседать в великокняжеском совете (раде). Православные совсем не допускались к участию в раде, потому что в государственных вопросах «различие в вере производит различие во мнениях» (Город. Прив. п. 9).
Городельский привилей положил препятствие обрусению Великого княжества Литовского. Литовский государь теперь не только сам исповедовал католичество, но и обязывался его распространять среди своих подданных. Все важные государственные должности достались литовцам по национальности и католикам по вере, русские же и православные могли занимать административные должности только в местном управлении в русских областях. Такое ограничение прав в государственной сфере накладывало на православных различные ограничения, прежде всего в сфере религиозной свободы.
1.2 Положение Православной церкви в XV веке
В 1415 году князь Витовт, деливший власть с Ягайло, созвал в Новогрудке собор епископов и потребовал от них избрания независимого от Москвы митрополита без благословения на то Константинопольского Патриарха. Собранные иерархи услышали из его уст прямую угрозу: «Аще не поставите ми митрополита в моей земле, – заявил он, – то зле умрете». Тогда в сан митрополита был посвящен талантливый богослов Григорий (Цамблак), болгарин. По воле Витовта, желавшего подчинения православных белорусов латинянам, Владыка Григорий (Цамблак) в 1418 году ездил на католический Собор в Констанцу, но Православной Церкви не изменил. Вскоре по возвращении он умер, и Литва осталась без особого митрополита.
Рукоположением в сан митрополита Киевского Григория Болгарина (1458), ученика и последователя Исидора, начинается новый период в истории Православной Церкви Беларуси. С этого времени ведет свое начало автономная Киевская митрополия, официально называемая «Киевская, Галичская и всея Руси». Фактически эта митрополия была Литовской или Литовско-Новогородской, с центром в Новогородке (из-за полного разрушения Киева), а потом в Вильне. Но главной титулярной резиденцией митрополитов киевских оставалась Киево-Печерская лавра.
В состав новой митрополии вошли все православные епископии ВКЛ, в том числе и белорусские: Полоцкая, Смоленская и Туровская. Признанный королем Польским и Великим князем Литовским Казимиром IV, новый митрополит был признан и епископами литовских епархий, одними добровольно, другими в силу принуждения. Исключение представлял епископ Брянский и Черниговский. Но когда на Московском соборе 1459 г. восточно-русские епископы предали проклятию Флорентийскую унию и ее проводника Григория, православное население ВКЛ и большая часть епископов отказались признать Григория своим митрополитом и остались православными.
Для умиротворения своей паствы Григорий, порвав с Римом, перешел в православие (1469), получил каноническое признание константинопольского патриарха и назначение на Киевскую кафедру (1472). Этим назначением Константинополь, будучи противником московской автокефалии, надеялся объединить всю Русскую Церковь под омофором Григория. Ответом московского правительства был запрет на въезд в Россию митрополиту Григорию или каким-либо представителям Вселенского патриарха. Скончался митрополит Григорий в Новогородке в 1472 или 1473 г.
В 1475 г. на киевскую митрополию королем Казимиром IV, после формального избрания, был утвержден смоленский епископ Мисаил (Пеструч). Есть основания предполагать, что утверждение состоялась не без вмешательства Рима [19]. Став нареченным митрополитом, Мисаил при участии двух архимандритов: Киево-Печерского Иоанна и Виленского Свято-Троицкого Макария – начал переговоры с Римом.
Просьба о принятии в унию православных ВКЛ была изложена папе Сиксту IV в пространной «эпистолии» от 14 марта 1476. Послание содержало жалобу на католиков за притеснения православных и просьбу о восстановлении мира на территории ВКЛ. (Именно это послание дало возможность униатскому митрополиту Ипатию Потею в 1605 г. утверждать, что церковная уния в ВКЛ существовала и до 1596 г.). Вероятность введения унии косвенно подтверждается отсутствием благословения Константинополя на постановление митрополита Мисаила и попытка еще при его жизни произвести в митрополиты «на Киев и всю Русь» монаха Спиридона (Сатану). Готовность народа и духовенства принять представителя Константинополя, а не государственной власти (возможно, из-за согласия Мисаила на унию), заставило Казимира считаться с фактом народно-православной воли при избрании митрополита. С огромным трудом королю удалось отказаться от митрополита, предлагаемого Константинополем. Однако именно с этого времени в Киевской митрополии утверждается принцип выбора митрополитов поместным Собором духовенства и мирян с их последующим хиротонисанием патриаршим экзархом. Первым митрополитом избранным после кончины Мисаила (1480) стал епископ Полоцкий Симеон (1481-1488). С него и следует непрерывный ряд киевских православных митрополитов, отдельных от московских.
Несмотря на энергичные попытки вмешательства во внутреннюю жизнь западнорусской церкви со стороны римской курии, 52-летнее правление Казимира IV было вполне благоприятным для ее существования. Так, он пожаловал общую грамоту православному митрополиту и всем православным епископам о неприкосновенности их святительских прав и суда, а так же церковного имущества. Городельский привилей 1413 г., о котором шла речь выше, запрещавший допускать на высшие должности православных, хотя и не был отменен, но практически не соблюдался.
При Казимире развернулось широкое храмовое и монастырское строительство. Фундатором многих их них являлся лично король. При нем были возведены и получили развитие следующие монастыри и церкви: Слуцкий Троицкий монастырь, Зельжинская церковь, 1443 г.; Георгиевские церкви в Могилеве и Орше; Спасская церковь в Могилеве, 1447 г.; Черейский монастырь (Сеннинский р-он, Могилевская обл.), 1354 г.; Троицкая соборная церковь в Мстиславле, 1463 г. Князьями Кобринскими в 1465 г. были построены: Петропавловская церковь в Кобрине, Ильинская – в Городце, (Кобринский р-н, Гродненской обл.), Христорождественская – в Добучине (ныне г. Пружаны, Гродненской обл.). В 1480 г. в Жировичах (Слонимский р-н, Гродненской обл.) на месте явления благодатной иконы Богородицы (1470 г.) магнатом ВКЛ А. Солтаном был основан монастырь. Около 1483 г. строятся Воскресенская церковь и Ильинский монастырь в Слуцке. В 1485 г. в Бресте возводятся церкви: Козьмодемьянская, Сергия и Вакха; в 1492 г. – Никольская в Переходовичах (Минская обл.), Жизненская (Ошмянский р-н), Св. Креста (Гродно) и с. Николаеве (Дисненский р-н), Михайловская в Гайне (Борисовский р-н), строится мужской Вознесенский монастырь в Минске. [19]
В то же время эпоха Казимира ознаменовалось дальнейшим наступлением на православную церковь со стороны римской курии. Оно выразилась не только в попытках навязать церковную унию. В 1468 г. из Кракова были вызваны бернардины, основавшие в Вильне монастырь и развернувшие на территории ВКЛ широкую миссионерскую деятельность. В 1480 г. последовал указ о запрещении строительства новых и ремонте старых православных церквей на государственных землях.
Начавшиеся гонения заставили православную магнатерию ВКЛ обратиться с жалобами к Константинопольскому патриарху. Недовольство православного населения, привело к заговору против Казимира, как Великого князя Литовского, в пользу православного гедиминовича Михаила Олельковича (1480).
Положение Православия изменилось резко к худшему при преемнике Казимира – Александре Казимировиче (1492–1501–1506), хотя, получая великокняжеский престол, великий князь подтвердил все права своих подданных без различия веры. Воспитанный в приверженности к католицизму, он много сделал для его укрепления. В 1498 г. в Полоцке был основан бернардинский монастырь, в 1501 г. в Вильно были призваны доминиканцы, развернулась широкая миссионерская деятельность католической церкви.