Предмет, метод и периодизация истории политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 07:41, лекция

Краткое описание

1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической науки.
2. Методология истории политических и правовых учений.
3. Периодизация истории политических и правовых учений.

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

История политических и правовых учений - дисциплина юридическая. Однако в отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых дисциплин являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Но без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В тоже время  история политических и правовых учений выступает в соотношении с общетеоретическими юридическими науками как историческая дисциплина, ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве.

Значительная  роль в развитии истории политических и правовых учений принадлежит философии, социологии и политологии. Целый ряд известных представителей философии (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.), социологии (Огюст Конт, Дж. С. Милль, Макс Вебер и др.) являются одновременно выдающимися фигурами и в истории политико-правовых учений. Также значительное влияние тех или иных философских концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами политико-правового или социально-политического профилей. Среди них, например, древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские и средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Г. Гроций, Т. Джефферсон, Б. Констан и другие.

Рассматривая  предмет  истории политических и  правовых учений, следует обозначить и функции этой науки. История политических и правовых учений выполняет следующие функции:

1) познавательную - заключается в познании и объяснении различных    политико-правовых доктрин, учений на всех исторических этапах развития  различных государств;

2) эвристическую - выражается в том, что история политических и правовых учений, опираясь на полученные знания и изучая развитие учений и  доктрин в новых исторических условиях, открывает новые тенденции, особенности и закономерности  генезиса государственно-правовой жизни общества;

3) прогностическую - проявляется в том, что история политических и правовых учений, определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений, позволяет выдвигать научные гипотезы по развитию государственно-правовых институтов в обозримом будущем;

4) воспитательную - обусловлена тем, что, изучая важнейшие историко-политические взгляды на всех исторических этапах развития общества, она вызывает уважение к историческим традициям своего народа, воспитывает чувство патриотизма. Кроме того, у курсантов в процессе изучения дисциплины вырабатывается правовое сознание и формируется правовое мышление.

Таким образом, история  политических и правовых учений является юридической наукой, рассматривающей идеи о государственной и правовой стороне общественной жизни. Она есть и историческая наука, которая составляет часть общеисторической науки и изучает эволюцию государственно-правовых доктрин с момента их возникновения до полного развития (или упадка) в определенных временных или пространственных пределах. История политических и правовых учений - это и общетеоретическая наука, поскольку, наряду с теорией государства и права, выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Соотношение истории политических и правовых учений с юридическими и гуманитарными дисциплинами, а равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри этой дисциплины, отчетливо отражают то обстоятельство, что предмет данной дисциплины - это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности важно для характеристики ее методологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методология истории политических и правовых учений.

 

Второй вопрос посвящен методологии истории политических и правовых наук. Как и любая наука, история политических и правовых учений имеет свою методологию - совокупность определенных теоретических принципов, методов и специальных способов исследования генезиса идей о государстве и праве разных стран, выявления специфических закономерностей возникновения и развития государственно-правовых идей и взглядов.

История политических и правовых учений относится к  числу гуманитарных дисциплин и использует богатый арсенал философских и специально-научных методов. Используемый метод - это путь познания, способы и приемы познания или, в более широком плане, это знания о формах, принципах, способах и иных средствах познавательной деятельности, используемых при изучении предмета данной дисциплины.

Исследователь, изучая и оценивая учения, неизбежно  пропускает их через призму своего индивидуального сознания, согласуя со своей научной квалификацией. Поэтому особенно важно не допустить искажения положений той или иной теории или учения и тем более игнорирования тех из них, которые ставят под сомнение предварительные умозаключения. Только на основе всестороннего и глубокого анализа учений историк-юрист может реконструировать изучаемые политико-правовые учения и даже проверить их истинность (правильность и эффективность) при помощи соответствующих исторических фактов, тенденций, статистических закономерностей и т. п.

Этой цели и служат различные методы исследования: общенаучные, специальнонаучные и частнонаучные.

Важное место  среди общенаучных методов принадлежит диалектическому методу, раскрытие содержания которого составляет одну из основополагающих проблем философии. Данный метод играет исключительную роль в теоретическом осмыслении объекта исследования, что, однако, не предполагает механического, а значит, упрощенного применения общефилософских понятий и историко-юридической науке.

Системно-структурный  метод наиболее эффективен при исследовании (ножных, состоящих из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность. Их анализ предполагает изучение структуры элементов, присущих им взаимозависимостей (внутренних связей), а также выявление элементов, обеспечивающих целостность системы, т. е. являющихся системообразующими. Не менее значим анализ-синтез соподчиненности и внутри сложных систем, которые обычно состоят из систем более низкого порядка (подсистем). Исследуется взаимодействие системы с «внешней средой» (внешние связи).

Велико значение и специальных методов исследования, каждый из которых открывает возможность познания различных сфер объекта изучения. Потому они применяются в диалектическом единстве в ряде близких дисциплин.

Конкретно-исторический метод предусматривает конкретное историческое исследование возникновения и развития учений о государстве, праве и политике. Он предусматривает научно обоснованное выявление основных элементов изучаемой доктрины, ее теоретическую (мыслительную) дифференциацию (расслоение, разделение) на отдельные стороны, этапы происходящих в ней изменений с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Предусматривается множественность уровней анализа, поскольку то, что на начальной его ступени может быть признано однородно неделимым элементом объекта изучения, на следующих ступенях обнаруживает сложную структуру. Тем самым стимулируется продолжение (дальнейшее углубление) познания объекта, ведущего к истине, всесторонне отражающей имевшую место реальность.

Вместе с  тем целостность ее понимания  во всем богатстве свойств и отношений достигается на основе синтеза полученных результатов, то есть научно выверенного теоретического обобщения (объединения) изученных элементов и их функций. Такое обобщение предварительно проанализированных элементов дает возможность увидеть как их общие свойства, так и антагонизмы, что облегчает прогноз реальных возможностей объекта, тенденций его развития. Мысль движется от конкретного к абстрактному и от абстрактного снова к конкретному, но уже изученному на основе анализа-синтеза.

Такое исследование намечает оптимальное направление  изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей. Метод предполагает исследование в двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных направлениях. Первое предполагает выявление конкретно-исторических закономерностей, свойственных определенному учению с учетом всех особенностей его государственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.). Второе связано с раскрытием общих закономерностей, выводимых в главном на базе конкретных исторических исследований. Они охватывают значительный пространственно-временной пласт истории учений о государстве и праве.

В процессе типологического  анализа политических и правовых учений в историко-психологическом аспекте используются «портретный» прием, а также приемы историко-теоретических реконструкций и избирательности историко-правовых фактов.

Сравнительно-исторический и сравнительно-правовой методы учитывают важные особенности исследования: выявленные общее и особенное в учениях полнее раскрывают свое подлинное значение при сопоставлении их с серией других сходных или отличных теоретических разработок. Это ориентирует на изучение конкретных учений о государстве и праве путем сопоставления их отдельных качеств и черт с другими одновременными учениями (синхронное сравнение) или сопоставление теоретических знаний о государстве и праве на разных временных этапах их развития (диахронное сравнение). Здесь используются такие приемы исследования, как аналогия и экстраполяция.

Таким образом, научное познание в области истории  учений о государстве и праве предполагает не только описание (реконструкцию) изучаемых политико-правовых учений, но и их логический анализ, систематизацию и объяснение, исходя из познания их общественной сущности, культурных или психологических оснований, а также проектирование возможных реформ и иных преобразований в политико-правовой области и предсказание новых явлений на основе логического вывода из существующих политико-правовых учений.

Значение и  роль истории политических и правовых учений определяется не только сложностью и спецификой ее предмета, местом, которое она занимает среди иных общественных и юридических дисциплин, но и весьма в существенной мере присущим ей значительным методологическим потенциалом, овладение которым должно принести курсантам практическую пользу, так как способствует формированию у них научного историко-материалистического мировоззрения, закреплению юридических знаний, чем помогает при самостоятельном анализе сложных, противоречивых общественно-политических явлений современности.

Ключевую роль в изучении того или иного предмета любой науки играет ее методология. Для истории политических и правовых учений очень важным является использование диалектико-исторического метода, принципа историзма. Необходима конкретно-историческая оценка тех или иных политических и правовых учений, учет субъективного намерения мыслителя и достигаемого им объективного результата. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода, однако недопустима гипертрофия классового взгляда на историю политических и правовых учений.

С учетом взаимосвязи  исторического, логического и теоретического методов, изучение истории политических и правовых учений должно осуществляться на основе сочетания хронологического способа изложения, проблемно-категориального и системно-содержательного.

Научный метод познания политических и правовых идей и учений предполагает решение гносеологических, познавательных задач. Недостаточно выявить, чьи интересы отражает та или иная теория. Надо знать, что она принесла по сравнению с предшествовавшими концепциями.

Принцип историзма призван вскрыть поступательный процесс познания государства и права, политики, ступени  прогрессивного или регрессивного движения. Следует заметить, что историзм - лучшее средство против модернизации. Нельзя приписывать мыслителям то, чего они не говорили. Равным образом противоречит принципу историзма догматическое использование политических и правовых идей, высказанных в одной конкретно-исторической обстановке к совершенно иной, отличающейся от нее принципиально.

Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов на данные вопросы в научном знании, воспроизведение ее такой, какая она существует реально.

Плюрализм позволяет учитывать противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому учению, его происхождению, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития и т.д., и при этом позволяет создать наиболее оптимальную систему знаний, в которой содержатся объективные данные по предмету исследования.

Этой цели служат методы исследования, то есть научные средства, приемы познания конкретно-исторических государственно-правовых явлений, или в более широком плане - исторических фактов, являющихся фундаментом историко-юридической науки.

Методом историко-правовой науки является метод материалистической диалектики, который, исходя из философских положений о соотношении экономического базиса и надстроечных явлений, требует рассмотрения государственно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей.

Информация о работе Предмет, метод и периодизация истории политических и правовых учений