Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 07:41, лекция
1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической науки.
2. Методология истории политических и правовых учений.
3. Периодизация истории политических и правовых учений.
Руководствуясь законами материалистической диалектики, существует реальная возможность познать историю политических и правовых учений во всей ее сложности и многообразии, исследовать формы правления и роль государства и права в жизни народов России и других зарубежных стран. Кроме этого общефилософского метода история политических и правовых учений имеет и свои специальные научные методы.
Исторический метод связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве в их хронологической последовательности (т.е. во времени), в конкретных формах исторического проявления. Данный метод дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс во всем многообразии присущих ему явлений, с учетом его неповторимости и индивидуальных особенностей.
Но чтобы вскрыть историю изучаемого предмета, выделить главные этапы его развития и основные исторические связи, необходимо иметь теоретическое понятие об этом предмете, его сущности. Задачи воспроизводства в теоретической форме сущности, основного содержания исторического процесса или отдельного государственно-правового явления достигается применением логического метода.
При этом исходным пунктом исследования становится рассмотрение предмета в его наиболее развернутом виде. Так, логический метод отражает систему взглядов на государство и право в самых их существенных связях и одновременно дает возможность соединить в себе два необходимых элемента исследования: изучение структуры данного объекта с пониманием его истории в их неразрывном единстве.
Для изучения возникновения развития и смены политико-правовых учений о типах и формах государства, системы государственных органов и правовых институтов в определенном историческом периоде истории политических и правовых учений (как и теория государства и права) использует логические приемы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и другие.
Анализ позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними.
Синтез обобщает данные, полученные в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых государственно-правовых явлений на определенном историческом этапе развития. Таким образом, синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, курсант получает обобщенное представление об изучаемой государственно-правовой надстройке в целом.
Остальные логические приемы позволяют, определив частные свойства или признаки изучаемого явления, определить его общее состояние или, наоборот, зная объект исследования в целом, конкретизировать его особенности. При этом допускается выдвижение научной гипотезы, а также применение аналогии.
Познание закономерностей, свойств и тенденций развития государства и права каждой отдельной страны, нескольких государств или системы права немыслимо без применения метода сравнительного правоведения, т.е. без сравнения, сопоставления фактов и явлений, выявления сходных признаков и установления различий. Это сравнение следует проводить не только во времени (от периода к периоду), но и в пространстве, сравнивая политико-правовые надстройки различных стран.
Вследствие этого можно отметить, что историко-правовой науке свойствен и сравнительный метод исследования.
В отдельных случаях применяется статистический метод исследования, но, как правило, он используется при изучении истории развития общества в целом.
Для того чтобы достичь необходимой полноты и глубины в усвоении учебного материала, целесообразно придерживаться следующих правил:
1) изучение взглядов того или иного мыслителя на государство и право надо начинать с определения социально-политических особенностей исторической эпохи, в обстановке которой они были выдвинуты и развиты;
2) нужно ознакомиться с общефилософскими взглядами мыслителя (в том объеме, в каком они представлены в учебнике) и, главное, понять их значение для построения им своей политической и правовой концепции;
3) необходимо уяснить представления и аргументацию мыслителя по таким важнейшим для юриста вопросам, как происхождение и сущность государства, организация и назначение власти, принципы права и т.п. (в зависимости от круга проблем, поднятых непосредственно самим мыслителем);
4) следует выявить и осознать интересы каких социальных групп объективно находят свое отражение в определенной политико-юридической доктрине;
5) изучить, что нового в теоретическом, научном отношении дал тот или иной мыслитель, чем реально обогатил он сокровищницу политических и правовых знаний, какова связь его идей с предшествующими и последующими этапами развития политической и правовой мысли.
Совокупность указанных и других методов и приемов исследования составляют методологию истории политических и правовых учений как науки.
Освоив методологию предмета и методику применения основных приемов и способов для исследования проблем, курсанты смогут на должном уровне овладеть предметом истории политических и правовых учений.
В третьем вопросе необходимо привести периодизацию истории политических и правовых учений – назвать этапы развития политико-правовой мысли в хронологическом порядке. Важно иметь в виду, что при определенной условности периодизации истории политических и правовых учений, она отражает основные фазы формирования и существования политических и правовых доктрин.
Допустима следующая периодизация истории политических и правовых учений:
Политико-правовые учения Древнего Мира – этот период охватывает политические и правовые идеи Древней Индии (брахманизм, буддизм и др.), Древнего Китая (конфуцианство, идеи Мо-цзы, даосизм), Древней Греции (учения Платона, Аристотеля и др.), Древнего Рима (Цицерон, римские юристы). Сюда же можно отнести политико-правовые учения в странах Арабского Востока, Средней Азии и Закавказья (ислам, идеи Аль-Фараби и Ибн Сина, Ибн Халдуна).
Политические и правовые учения средневековья. Речь идет о политических и правовых учениях Западной Европы в X-XVI вв. (Политические и правовые учения Августина, Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, Н. Макиавелли, политические и правовые идеи реформации, учение Ж. Бодена и другие).
Политико-правовые учения Нового времени (западноевропейские политические и правовые учения в XVII-XIX в.в.) - политические и правовые учения в Голандии XVII века (Т. Гоббс, Спиноза); политико-правовая идеология в период английской революции XVII века (Дж. Локк); политические и правовые учения во Франции эпохи Просвещения и Великой французской революции (Вольтер, Монтескье, Руссо); политические учения в Германии конца XVIII - начала XIX веков (Кант, Гегель); политическая мысль в Европе второй половины XIX века (К. Маркс и другие).
Политические и правовые учения Новейшего времени. Политико-юридические учения XX века в Западной Европе и Северной Америке (политико-правовые теории Л. Дюги, Г. Кельзена, Е. Эрлиха, Р. Паунда и др.).
Отдельного внимания заслуживают политико-правовые учения России XII-XX вв. Это политико-правовые идеи, выраженные в летописях и памятниках древнерусского права, политическая мысль в период образования Русского централизованного государства, политико-правовая мысль эпохи абсолютизма, дворянский и буржуазный либерализм XIX века, политические и правовые учения в России первой половины XX века.
Значение этого вопроса заключается в том, чтобы обучающиеся могли представлять и ориентироваться в различных эпохах, в которых возникали и развивались разнообразные политико-правовые учения, находившиеся под влиянием социальных факторов того или иного времени.
Литература основная
Хрестоматии
1. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000. *
Литература дополнительная
Графский В.Г. Закономерности исторического развития взаимосвязей власти и знания // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М., 1986.
Грачев В.С. Эволюция представлений о социальной сущности государства в истории политико-правовой мысли // История государства и права. № 5. 2007. *
Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике: Учеб. пособие. Красноярск, 1999. *
История политических и правовых учений: Учеб.-метод. пособие для очной формы обучения (Спец. 02.11.00 «Юриспруденция») / ДВЮИ МВД РФ / Сост. А.Б.Пастушенко. Хабаровск, 2002. *
Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.
Луковская Д.И. Принципы познания в науке истории политических и правовых учений // Политическая организация и правовые системы за рубежом: История и современность. Свердловск, 1987
Луковская Д.И. Типы и формы преемственности в развитии политико-правовой мысли // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М., 1986.
Нерсесянц В.С.
Личность и государство в политико-
Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.
Проблемы общественно-политической мысли в зеркале новой российской политологии. М., 1994.
Сергевнин С.Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении // Правоведение. 1991. № 6. *
Синха Суриа Пракаш. Юриспруденция, Философия права: Краткий курс /Пер. с англ. М.: Академия, 1996.
Чичерин Б.H. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 2001. *
1 См.: История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. -М.: Юрид. лит., 1997.-С. 5-6.
Информация о работе Предмет, метод и периодизация истории политических и правовых учений