Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
67.Сталинские репрессии в
Последняя
треть 30-х гг. ознаменовалось новой
волной политических репрессий, принявших
массовый характер. Укрепление культа
личности Сталина и нетерпение всяческого
инакомыслия, попытки все трудности
развития страны объявить результатом
деятельности "врагов народа" привели
к физическому устранению почти
всех сколько-нибудь влиятельных лидеров,
могущих составить оппозицию
правящему режиму, т.е. всех руководящих
партийных и советских
Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь. Многие промышленные предприятия обеспечивались рабочей силой только за счет осужденных, их подневольного Был создан ГУЛАГ. Крупнейшим из лагерей был Карлаг (Карагандинский лагерь особого режима). В нач. 30-х гг специально для жен «изменников родины» был создан Акмолинский лагерь «Алжир». В 1940 году на территории Джезказганской области был создан исправительный трудовой лагерь ДжезказганЛаг. В 1948 году преобразован в СтепЛаг №4 для врагов народа. Здесь содержалось более 12 000 заключенных, 8000 военнопленных, но вскоре туда стали помещать только военнопленных. Через лагеря Казахстана прошли сотни тысяч заключенных. В конце 30-х годов начинается процесс переселения в республику целых народов. Начался он с репрессий против корейцев, населявших районы Дальнего Востока. В августе 1937 г. "в целях пресечения проникновения японского шпионажа" 180 тыс. человек были депортированы из родных мест и расселены в Казахстане и Узбекистане. В ходе этой акции народ был лишен родины и обречен на трудности и лишения. Опыт, отработанный органами НКВД в 1937 г., был использован и позже. Так, накануне войны в Казахстан было депортировано 102 тыс. поляков из западных районов Украины и Белоруссии. Обустройством переселенцев занимался Отдел лагерей, трудопоселений и мест заключения НКВД КазССР, им запрещалось покидать новые места жительства, ограничивались и без того куцые гражданские права. Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял уже позже, в годы войны.
68.Казахстан в предвоенные
Выполнив
основные положения своей политики
"Малого Октября", Ф. Голощекин
в 1933 г. был отозван в Москву, а
на его место назначен Л.Мирзоян,
пытавшийся возродить животноводство
как самостоятельную отрасль
экономики. Весной 1933 г. голодающим районам
было выделено зерно, начали предприниматься
меры по возвращению откочевавших казахов
на родину, их обустройству и налаживанию
нормальной жизни. Одновременно шла
подготовка к правовому закреплению
тоталитарной системы, сложившейся
в Казахстане и во всем Советском
Союзе. Ликвидация многоукладное в
экономике и фактическое
Развитие экономики. В последней трети 30-х годов в экономике Казахстана продолжали господствовать тенденции, появившиеся в предыдущий период. В промышленности набирала темпы т.н. "индустриализация". В 1938 г. первую продукцию начал выдавать Балхашский медеплавильный завод, в 1940 г. началось строительство Актюбинского завода ферросплавов. Увеличился выпуск продукции Чимкентского, Ащысайского и Лениногорского комбинатов. Росло производство электроэнергии. В 1937 г. вступила в строй первая крупная тепловая электростанция, Балхашская ТЭЦ. Тогда же начала работу Ульбинская ГЭС, началось строительство Усть-Каменогорской ГЭС и Карагандинской ГРЭС. К 1940 г. промышленность в экономике Казахстана составила 60%. В конце 30-х гг. продолжала развиваться транспортная сеть. Были сданы в эксплуатацию железные дороги Карталы -Акмо-линск и Гурьев-Кандагач, облегчившие вывоз сырья из западных и центральных регионов республики. Постепенно начинает выходить из кризиса сельское хозяйство республики. К 1940 г. посевные площади достигли 5,8 млн.га. а поголовье всех видов животных почти 3,5 млн. голов. Появляются новые отрасли хозяйства, в т.ч. рисоводство, развивается свекловодство и хлопководство. Однако подорванное коллективизацией сельское хозяйство не могло подняться своими силами и постепенный рост производства происходил только за счет государственных дотаций и мер по укреплению колхозов и ужесточению трудовой дисциплины. Жителям колхозов запрещалось покидать места проживания, были ограничены размеры приусадебных участков, личного стада. Основные средства производства, вся техника и наиболее квалифицированные кадры были сосредоточены в государственных машинно-тракторных станциях. Полностью подавлялась хозяйственная инициатива, что сделало сельское хозяйство частью командно-административной системы.
69.Развитие культуры
В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию. 26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232 человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры. Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год),Алма-Атинский медицинский институт (1931 год), Казахский государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым. Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений. . Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образован;а Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведениия В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР. В 1926 году открылся первый национальный казахский театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной на его сцене, была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт музыкальный театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой казахской оперой была «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр имени Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада казахского искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал дл я развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников «1000 песен казахского народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год). 20-30-с годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию.
70.Начало Великой
22
июня 1941 года с вторжения войск
Германии в СССР началась
71.Казахстанцы на фронтах ВОВ.
С первых часов и дней войны на территории Казахстана началось формирование воинских частей и подразделений. Всего было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. В том числе 3 кавалерийские дивизии и 2 стрелковых бригады были казахские национальные. За годы войны в действующую армию было призвано 1.196.164 казахстанца. С первых дней войны казахстанцы проявили подлинный патриотизм на ее фронтах. Первыми ударами фашистов приняли защитники Бресткой крепости казахстанцы В. Фурсов, К. Турдиев. Неувядаемой славой покрыли себя воины-казахстанцы в битве за Москву. За легендарные подвиги 316 стрелковая дивизия, сформированная в г. Алма-Ате была преобразована в 8 Гвардейскую Панфиловскую. Исключительную стойкость здесь проявили П.Б. Вихрев, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза, батальон под командованием старшего лейтенанта Б. Момыш-улы, которому звание Героя было присвоено в 1990 году. Подвиги здесь совершили Герои Советского Союза Т. Тохтаров, М. Габдуллин и другие. В обороне и прорыве блокады Ленинграда активно участвовали 310, 314 дивизии из Казахстана, а всего под Ленинградом воевала треть казахстанских формирований. Здесь казахстанцы воевали не только на суше, но и на море, только на крейсере "Киров" их было 156. В боях за Ленинград совершил свой подвиг Герой Советского Союза С. Баймагамбетов, закрыв грудью амбразуру дзота. В тяжелые сентябрьские дни 1941 года к ленинградцам обратился со своим стихотворением "Ленинградцы, дети мои!" казахский народный поэт Жамбыл. В период Сталинградской битвы осенью 1942 года Западно-Казахстанская область стала прифронтовой. Здесь были размещены личный состав и службы более 120 частей Сталинградского фронта. В боях Сталинградской операции участвовали 5 стрелковых, 1 кавалерийская дивизии, 1 морская стрелковая бригада, 1 минометный полк и 1 отдельный мотостроительный батальон, сформированные в Казахстане. Здесь ценой собственной жизни совершили подвиги Герой Советского Союза летчик-карагандинец Н. Абдиров и минометчик К. Спатаев, лейтенант Г. Рамаев. В период Сталинградской битвы фашистская авиация бомбила станции Сайхан, Шунгай, Джанибек. Тысячи казахстанцев отдавали свои жизни, покрыл себя ратной славой под Курском, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Героизм и отвагу они проявили при форсировании Днепра, Десны, Припяти, Двины, при освобождении Польши, Венгрии, Чехословакии, Вены. В боях за Берлин одни из первых водрузил знамя над рейхстагом Р. Кошкарбаев. Тысячи казахстанцев были активными участниками партизанского движения и движения Казахстана в войне на Дальнем Востоке против Японии. За подвиги в Великой Отечественной войне 499 казахстанцев, среди них 99 казахов, были удостоены звания Герой Советского Союза, Халык Кахарманы. А дважды этого звания были удостоены летчики-штурмовики Т.Я. Бегельдинов, Л.И. Беда, И.Ф. Павлов и летчик-истребитель С.Д. Луганский. Две девушки – казашки М. Маметова и А. Молдагулова удостоены звания Герой Советского Союза. 110 казахстанцев награждены орденом Славы трех степеней. Примерно 410 тысяч сыновей и дочерей Казахстана не вернулись с войны.