Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике, за что и получили свое этническое название от голландцев. Бушмены постоянно воевали с готтентотами, теснившими их в пески Калахари, и с народами банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Локальная группа передвигается по определенной территории пока там есть пища. В сухое голодное время года группы дробятся на ячейки по 10-12 человек, так как так легче прокормиться, во главе с опытным охотником, и бродят в поисках пищи и воды.
Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главное место занимали силы природы - солнце, луна, звезды.
В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи нс умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия Наиболее крупная группа пигмеев батва (бачва) рассредоточена к югу от Конго.
Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окруща ющих народов негроидной расы.
В Южной Африке живет около 80% европейского и 70% азиатского населена» всех стран континента. Среди них европейцев большая часть - африканеры (буры), метисы и англоафриканцы.
Более четверти населения
Южной Африки придерживается традиционных
систем верований. Христианство распространено
среди половины населения - европейцев.
метисов и части коренных африканцев.
70% индопакистанцев – индуисты, 30% - мусульмане.
Лекция 11. Народы Америки ч.1.
План:
1. Америка не была областью формирования человека. Люди попали туда из Старого Света, когда образование ледников приводило к тому, что на месте нынешнего Берингова пролива возникала суша. Археологические свидетельства говорят о том, что люди проникли из Сибири на Аляску около 12 тыс. лет назад, а оттуда распространились но другим районам Северной Америки, прошли в Южную Америку, достигнув оконечности материка, вероятно, в VIII тысячелетии до н.э.
На Аляске, на севере Канады и на побережье Гренландии обитали группы населения, известного сейчас как эскимосы. Они выработали специализированный хозяйственно-культурный тип, позволивший приспособиться к местным условиям жизни, создающим для человека много ограничений. Основными занятиями обитавших здесь людей были рыболовство и охота на морского зверя, в том числе на таких крупных животных, как киты, а также добыча пушных и других сухопутных зверей и птиц. Важное место занимала охота на оленей. Собирание и заготовка впрок ягод, трав и кореньев служили источником растительной пищи, Добытые животные и рыба использовались во всех сферах хозяйства и быта: мясо и жир служили пищей: жиром отапливали и освещали жилища; из шкур делали одежду, пологи для жилища и постели; из костей животных и птиц изготовляли орудия труда. Недостающую древесину приобретали во время сезонных откочевок к лесным районам или использовали стволы деревьев, выброшенные на берег морскими течениями. Короткое арктическое лето уходило на интенсивную заготовку припасов на зиму. Эскимосам были известны способы консервации разнообразных продуктов (мяса, рыбы и ягод) - копчение, вяление, сушка и др. Охота на морских животных велась и зимой - на тюленей у лунок во льду: при этом охотники проявляли удивительное терпение, часами неподвижно ожидая животное.
Лесные районы Северной Америки были заняты многочисленными племенами относившимися к двум большим семьям языков - алгонкинской на востоке ареала и атапаскской - на западе и в средней части. Основу их хозяйства составляли охота и собирательство, практиковалось рыболовство. Объектами добычи были различные животные (в зависимости от времени года). На Аляске важную роль играл промысел рыбы. Много добывалось птицы. Мясо заготавливали впрок; из шкур животных шили одежду, постели, покрытия для жилищ.
Собирательством ягод (некоторые
поедались сразу, другие шли на хранение),
кореньев, орехов, растений (некоторые
растения имели техническое использовани
Зимние жилища представляли собой углубленные в землю полуземлянки, прямоугольные в плане, с несколькими жилыми и хозяйственными камерами; вход устраивался в виде неглубокого тоннеля. У атапасков жилищем служил так называемый «типи» - конусообразная постройка с деревянным каркасом, обтянутым либо берестой, либо шкурами животных, очаг располагался в центре. Немногочисленную домашнюю утварь изготовляли преимущественно из бересты и кожи.
Из местной пищи наибольшее внимание европейцев привлек «пеммикан». В его состав входили растертое сушеное мясо костный мозг и жир. Смесь могла храниться в берестяных коробах до трех лет и обеспечивала охотников пищей во время длительных экспедиций.
Обитатели северных лесов шили свою одежду главным образом из шкур и кож оленя. Для зимней одежды сохраняли мех, для летней делали мягкую замшу. Основой одежды служили рубаха (у мужчин - ниже колен, у женщин - до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью (ноговицами я мокассипами).
Общественные отношения у большинства групп лесных охотников основывались на матрилинейных принципах - счете родства по женской линии и господстве матрилокального брака. Племена делились на две экзогамные фратрии, которые в свою очередь подразделялись на экзогамные роды.
Верования лесных охотников представляли собой сочетание анимизма (одухотворение сил природы) и тотемизма, связанного с почитанием промысловых животных. В обрядовой жизни важное место занимал медвежий праздник; с промысловыми животными соотносился целый ряд запретительных действий (табу) и магических обрядов.
2. Территории от северной Мексики до центрального Гондураса и Никарагуа образуют обширную область североамериканского континента, где культура аборигенов достигла наивысшего развития. Для этой части Америки свойственно чередование разнообразных экологических сред с различными ресурсами, которые мог использовать человек. Полагают, что эти обстоятельства определили региональную хозяйственную специализацию и развитие обмена.
С конца I тысячелетия до н.э. стала развиваться культура майя. Особого расцвета она достигла на полуострове Юкатан в так называемый классический период (I тысячелетие н.э.). Известны сотни церемониальных центров и десятки городов- государств того времени. Основу экономики майя составляло земледелие с использованием простейших орудий, топора и палки-копалки, сформировались ремесла. Необходимость знания циклических изменений погоды привела к разработке сложной календарной системы, дававшей возможность рассчитывать время на многие годы вперед и предсказывать солнечные затмения. У майя далеко зашло расслоение общества,выделились знать и жречество. Появилась писменность.
Крупные центры майя пришли
в упадок к концу первого тысячелетия
н.э..В это время в
Ко времени прибытия испанцев Мезоамерику занимало множество народов, говоривших на языках разных лингвистических семей. К юто-астекской относились языки нахуталь (язык астеков). кора-уичоль, кахита-тараумара. пима-тепехуана. В семью михе-соке входили языковые группы михе и соке. в майя-киче астекская, майа и другие, в макроотомийскую - группы миштекская, пополакская, сапотекская, отоми и чинантекская. Были представители и языков хока.
Вторжение астеков завершило переселение народов нахуа с севера в долину Мехико. В начале XIV в. они обосновались на болотистом острове озера Гескоко и основали город Теночтитлан. Через столетие, во главе коалиции с соседними городами Тескоко и Тлакопан, они вели войны с другими народами. В результате войн было создано огромное политическое объединение, простиравшееся от порогов Атлантики до тихоокеанского побережья.
Основу хозяйства астеков составляло выращивание маиса на орошаемых полях; возделывали много других растений: фасоль, тыкву, перец, какао, авокадо,ананас и другие, а также табак, хлопок и разновидность агавы. Последний использовался очень широко: колючки служили иглами, ствол - строительным материалом, корни поедались, из листьев делали кровлю, из очищенных волокон -ткани и бумагу, из сока готовили сладости и опьяняющий напиток. Практиковались также рыболовство и охота, которые были, скорее, уделом знати. Разводили собак, индюков и пчел, а кроме того - кошениль (мелкое насекомое из отряда полужесткокрылых) для получения красителя-кармина.
Большого совершенства астеки достигли в обработке камня. Из обсидиана получали длинные узкие лезвия, служившие ножами, бритвами и наконечниками для оружия. Ювелиры оправляли драгоценные камни в золото. Вершиной их искусства считаются мозаики с использованием аметиста, горного хрусталя, бирюзы, жумчужин. раковин и других материалов. Из обсидиана делали зеркала и маски. Обрабатывали медь, серебро и золото - холодной ковкой или плавлением.
Мужчины были заняты земледелием, служили воинами, администраторами, занимались специализированными ремеслами, рыбной ловлей, а также изготовлением керамики, корзин, циновок, оружия и ювелирных изделий.
У астеков была хорошо организована торговля. Торговля была как меновой, так и посредством общепринятых эквивалентов: ими служили зерна какао, небольшие кусочки хлопковых тканей, медные топоры, трубочки с золотым песком.
Некоторые исследователи
считают основной социальной ячейкой
у астеков большую
Успешные войны ацтеков и увеличение богатств привели к заметному расслоению ацтекского общества. Нижнюю его ступень занимали рабы. Ими становились: должники, в особенности игроки в азартные игры; преступники;
Основную часть свободного населения составляли земледельцы. Они платили налоги, выполняли разного рода повинности. Среди общинников выделялся слой старейшин, освобожденных от налогов и не участвовавших в производительном труде. Особые прослойки составляли профессиональные торговцы и ремесленники.
Для ацтекской религии были свойственны жестокость ритуалов, высокая степень символизма и мистицизм. Они почитали множество богов разного уровня и значимости - личных, домашних, общинных и племенных. Среди последних особое место занимали: Уитцилопочтли - бог войны: Тескатлипока («Дымящееся зеркало») - вечно юный бог правосудия, ночи и Кетцалькоатль («Пернатый змей») - бог ветра и воздуха. покровитель жрецов.
Помимо этого почитали бога и богиню маиса. Богам служило целое сословие жрецов различных ступеней, формировавшееся из младших детей знати. Высшими иерархами были жрецы богов Уитцилоночтли и Тлалока: они являлись советниками верховного правителя и членами племенного сонета. Верили в загробную жизнь: в зависимости от рода смерти душ умерших отправлялись либо в подземное царство Миктлан, либо в страну бог Тлалоки. считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Это высшей чести были достойны храбрые воины, люди, принесенные в жертву, также женщины, умершие при родах. Существовала сложная система ритуалов состояла из цикла празднеств, привязанных главным образом к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов стали разное образные танцы и игры в мяч. Но главными, видимо, следует считать человеческие жертвоприношения, где важное место занимала кровь жертвы.
3. Тропические леса Южной Америки расположены главным образом в бассейнах рек Ориноко и Амазонки. В XVI в. тропические леса населяли многочисленные народы, относившиеся к таким крупным языковым семьям, как аравакская, карибская и тупи-гуарани. Араваки занимали в основном западную часть бассейнов Ориноко и Амазонки, а отдельные группы проникли далеко на юг, за Амазонку. Большая часть карибов проживала к северу от Амазонки восточнее Рио-Негро. Тупи-гуарани занимали по преимуществу южную часть бассейна Амазонки и побережье Атлантики между устьями этой реки и Ла-Платы. Представители разных языковых семей нередко расселялись вперемежку.
Хозяйство обитателей тропичсских лесов базировалось на подсечно-огневом земледелии в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством, значение которых зависело от местных условий. Там выращивали маниоку и маис (помимо других культур), содержали множество черепах в специальных ограждениях. Озера изобиловали рыбой, в большом количестве водилась птица. Добычей становились также ламантины и кайманы. Из диких растений наиболее употребительны в птце были гигантская водяная лилия Виктория регия, у которой поедались корни и семена, и дикий рис.