Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад

Краткое описание

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,

Вложенные файлы: 1 файл

Этнология, лекции.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

В пищу шли растения как  с огородов, так и собранные  в диком состоянии. Особенно  большого мастерства достигли обитатели тропических лесов в обработке горькой маниоки, клубни которой содержат вещества, превращающиеся, когда клубни отделены от ствола, в сильный яд (синильную кислоту). Клубни промывали, очищали от кожи, растирали на терках (обычно деревянных досках, армированных осколками камней), отжимали полученную массу и специально сплетенных рукавах и запекали ее в виде круглых лепешек на раскаленных глиняных сковородах.. Этим способом обитатели тропических лгсов, где очень затруднено хранение пищи, могли создавать себе запасы как на сезоны с недостаточным обеспечением пищи, так и для переходов на длительные расстояния. Вариантом обработки маниоки было получение из нее муки спекшуюся комочками массу измельчали в муку.

Лодки были почти у  всех обитателей региона, их делали из коры или иыдалбливали каменными топорами и теслами с помощью огня из отколов деревьев.

Общественное устройство земледельцев тропических лесов  Южной Америки нарьировало от небольших общин, сохранявших тесные родовые связи по женской и  мужской линиям, до крупных образований  с усложненной социальной структурой. где уже выделились военные предводители.

4. На крайнем юге Южноамериканского континента, на островах Огненной Земли и в прибрежных материковых районах, сложился специализиронанный морской промысел, базировавшийся на охоте на морских животных, сборе моллюсков и рыбной ловле; практиковались также наземные охота и собирательство. В древности этот хозяйственно-культурный тип был известен практически на всех побережьях Южной Америки, как и но многих местах Северной. Наиболее известные его представители - алакалуфы и ягана (ямана). Алакалуфы занимали западную часть региона. Они ловили рыбу, собирали моллюсков и охотились на птиц, проводя большую часть жизни в лодках. Орудием охоты им служил лук. Ямана занимали южное побережье архипелага. Их существование также зависело от ловли рыбы, сбора моллюсков в сочетании с охотой на животных и птиц. Мужчины охотились, а женщины помимо ведения домашнего хозяйства занимались ловом рыбы и собирательством. Объектами охоты были тюлени, дельфины, выдры. Тюленя били с лодки гарпунами или на лежбище оглушали дубинами и добивали копьями. В некоторых местах охотились на гуанако.

Орудиями для обработки  древесины служили раковины и  скребки. С их помощью изготовлялись  гарпуны и копья разных размеров, а также лук и стрелы. Наконечники гарпунов, копий и стрел были костяными, деревянными либо каменными. Птицу (уток, пингвинов, бакланов) били из луков и при помощи пращей. Моллюсков собирали во время отлни. подбирали также морских ежей и крабов (их могли лостапать и с глубины при помощи специальных копий). Рыбу ловили с лодок. Ямана не знали крючков, и лет осущесгвлялся петлями. На прибрежных скалах собирали птичьи яйца.

Пищу готовили без  специальных сосудов. Моллюсков  пекли на костре в раковинах, мясо жарили на камнях или угольях, рыбу, птицу и яйца запекали. Западные ямана и алакалуфы сооружали из ветвей легкие хижины овальной формы с куполообразной кровлей, на востоке они имели коническую форму.

5. Область обитания инков включает в себя побережье и высокогорье Анд, входящие ныне в состав Эквадора, Перу. Боливии и северного Чили. 

К началу испанского завоевания всей этой огромной территорией управляли  инки, которые на протяжении примерно столетия путем военных союзов и  завоеваний создали огромное государство, протяженностью с севера на юг около 4 тыс. км и с населением около 10 млн человек, столицей которого был г. Куско. Здесь проживали многочисленные народы, относившиеся к следующим языковым группам: мочика (северное побережье), кечуа (область Куско). аймара (южные районы плоскогорья); языки многих народов, упоминаемых в испанских источниках, не поддаются классификации из-за недостатка лингвистических данных, Сами инки говорили на одном из языков кечуа.

Народы, населявшие «империю» инков, занимались главным образом земледелием. Землю вскапывали при помощи узкой деревянной лопаты, снабженной упором для ноги. Женщины и дети убирали камни и разбивали комья земли. Посадку растений делали с помощью заостренной палки, прополку - каменными мотыгами; применялись и бронзовые наконечники орудий. Земли орошались и удобрялись.

Главной культурой был  маис. Его размалывали в муку, но чаще потребляли пареным или жареным (обработке подвергался весь початок). В горах маис замещался другой зерновой культурой, киноа (просообразное  растение), из нее готовили каши. Там же выращивался картофель, который потребляли в разных видах. На побережье высаживали фасоль, бобы, тыкву, маниоку, томаты, перец и ряд других культур, а также фруктовые деревья. Разводили и технические культуры, хлопок и магей. Листья коки использовались в качестве тонизирующего средства, табак - как лекарство.

Практиковались охота  и рыболовство. Там, где земледелие было малопродуктивным, основу хозяйства составляло разведение лам и альпак. Каждая община имела свое стадо. Ламы служили для транспортировки грузов с помощью вьюков и давали шерсть; альпаки использовались только для последней цели, их шерсть особенно ценилась за свои качества. В пищу эти животные шли очень редко.

Инки добывали руды и  выплавляли металлы, в том числе  несколько видов бронзы. Из нее отливали орудия (топоры, ножи, навершия мотыг и боевых палиц, серпы, щипцы, булавки и прочее) и украшения (бубенчики). Иикские мастера знали разные способы обработки металла.

Жилища в горах возводили  из камня, они имели двускатные кровли, узкие двери, закрываемые циновкой. Внутреннее пространство могло разделяться легкими перегородками. На побережье жилище строили из сырцового кирпича или плетня, обмазанного глиной. Окон в жилищах не было. Мебель отсутствовала. Из утвари пользовались сосудами из глины и тыквы, корзинами, деревянными ложками, каменными ступами и зернотерками. Женщины пряли шерсть и хлопок с помощью веретена ткали разнообразные ткани, от очень тонких до ковровых.

Основной ячейкой общества инков была айлью - соседская община. Она распоряжалась отведенной для нее землей: ее члены, как правило, жили в одном селении. В общине насчитывалось около сотни жилищ, в каждом из которых обитала одна семья. Помимо жилого дома, в хозяйство входили хлев. амбар и огород. Возделываемые земли периодически перераспределялись между семьями. Члены общины обрабатывали также государственные земли (ноля Инки) и храмовые (поля Солнца). Они имели равное право на пользование общинными лесами и выпасами.

Общинники покоренных земель должны были нести трудовую повинность (мита) в пользу государства: мужчины – строить мосты, каналы, дороги, крепости и храмы, а женщины - прясть, изготовлять ткани. Над общинниками стояла местная знать, которая следила за исполнением работы общинниками и сбором налогов. Выше нее находились инки, занимавшие самые высокие административные и жреческие должности, являясь в определенной мере замкнутой кастой, члены которой приобретали свое положение по рождению. Земли для них возделывали общинники. Кроме того, в личном услужении у них находились молодые люди из покоренных племен. Территории, которые были подчинены инкам, делились на четыре больших провинции, во главе каждой стоял свой правитель, который подчинялся верховному вождю - Верховному Инке.

Инки владели разнообразными положительными знаниями- Для наблюдения за небесными светилами в Куско были построены обсерватории. Инки пользовались как лунным, так и солнечным календарем. Детей знатных лиц обучали в школе. Там они в течение года учили язык кечуа, который был государственным, затем религию и связанный с ней календарный цикл и так называемое «узелковое письмо» (кипу).

Инки не знали настоящей  письменности, и необходимые им сведения накапливались и передавались с  помощью кипу - завязанных узелками шнурков, где посредством цвета, положения и формы шнурков, а также положения узлов можно было отразить не только вид и качество подати, но и обозначить время, в том числе календарные даты и т.д.

В религиозных воззрениях народов, входивших в состав инкского государства, заметный слой составляли тотемические верования, культ предков, а также культы природных сил. Каждая айлью почитала своего тотемического предка; покровителей имела и каждая семья.

 Верховными божествами  были Инти (солнце), Ильярна (гром) и Килья (луна). Другими божествами государственного уровня были Мамакоча (море), Пачамама (мать-земля) и Виракоча (творец мира). Наиболее почитаемым у инков был бог-Солнце. С' его культом был связан и культ обожествленных верховных правителей, считавшихся «Детьми Солнца». Храм бога-Солнца находился в Куско; помимо изображения Солнца в виде золотого диска, | ам находились изображения Виракочи и Луны.В жертву богам приносили все, что ценилось человеком при жизни: раковины. перья, драгоценные камни и металлы, домашних и диких животных и т.д. В храме Солнца в Куско каждое утро приносилась в жертву белая лама. В отдельных случаях (война, землетрясение, эпидемии, смена правителя) жертвами могли стать люди.

Ко времени прихода  европейцев в Америку местные  жители освоили практически все  природные области - холодные и безлесные пространства севера. засушливые полупустыни, открытые травянистые равнины, густые леса, холодные высокогорья, а также богатые ресурсами побережья.

Лекция 12.  Народы Америки ч.2.

План:

  1. Этнические последствия европейской колонизации.
  2. Основные теденции этнокультурного развития в современной Америке.

 

1. Испанское открытие  и завоевание новых земель  началось в 1492 с  Антил, где  в течение нескольких десятков  лет порт Санто-Доминго на Эснаньоле  был центром, куда приходили корабли из Испании и откуда завоеватели и колонисты отправлялись на соседние острова и на материк- Некоторое время таким плацдармом служила Куба, откуда вышли экспедиции в Мексику и во Флориду. Менее чем за 30 лет после того, как X. Колумб достиг островов, пала столица астеков Теночтитлан - в 1521 г. Еще через десять лет было в основном сломлено сопротивление инков, хотя в некоторых местах они сражались до 70-х годов XVI столетия. В последующие десятилетия испанские отряды прошли по многим землям Америки, подчиняя их своему господству. Лишь арауканы в Чили остались непокоренными. Восточная часть Южной Америки по соглашению между Испанией и Португалией осталась за последней, и освоение Амазонии осуществлялось португальцами.

Уже во второй половине XVII в. другие европейские державы - Англия,   Голландия и Франция - имели свои колонии на Антилах и в северо-восточной части Южной Америки. Голландцы, англичане и французы стали захватывать и колонизовать Северную Америку.

Коренное население  во многих случаях изгонялось со своих земель и уничтожалось: в некоторых случаях с аборигенами заключались грабительские договоры.  Как в Южной, так и в Северной Америке местные жители оказались втянуты в непрерывные походы европейцев.

Наряду с лишением индейцев земель и их эксплуатацией европейскими колонизаторами наиболее существенной причиной массовой гибели коренного населения Америки стали болезни, привезенные захватчиками и колонистами, против которых у местного населения не было иммунитета. Считается, что на протяжении первого столетия колонизации погибло до 95% коренного населения. Очень быстро пришли и запустение огромные области Америки, в особенности острова и прибрежные районы; сокращалось и число жителей на территориях бывших крупных  государственных образований.

В первые десятилетия колонизации Нового Света потребность в рабочей силе удовлетворялась за счет аборигенов. Однако, в ряде мест аборигенное население быстро исчезло. Кроме того, завоеватели пришли к выводу о меньшей эффективности труда индейцев, чем негров-рабов, которые были известны испанцам еще на родине.

С ростом спроса на мироном  рынке на такие продукты, как сахар, табак, индиго, хлопок и некоторые  другие, расширялось их производство (за счет освоения новых земель и  применения все большего количества рабочей силы). Поток рабов из Африки в Америку непрерывно увеличивался; больше всего их привозили в Бразилию, на юг британских материковых владений в Северной Америке и на Антильские острова. В других регионах Америки труд рабов также использовался, но в меньшей степени.

В разных странах и  даже на разных территориях одних  и тех же стран свободное цветное  население (как называли негров и  мулатов) имело неодинаковые социальные возможности и разные права, но нигде  его статус не становился одинаковым с положением белых - как в период рабовладения, так и после отмены рабства. Тем не менее в испанских колониях свободные негры и мулаты имели больше возможностей для некоторого социального продвижения- главным образом через службу в местном ополчении.

В отдельных регионах Американского континента существенно менялся этнический состав населения. Испания и Португалия и колониальный период ограничивали или вообще запрещали иностранцам вьезд в свои колонии, и их число там было невелико. В британские же колонии мигрировали не только жители этой империи (англичане, шотландцы и другие), но и обитатели других стран Европы.

Среди других колоний  выделялась колония голландцев в  северной части Нью-Йорка. Там, помимо голландцев проживали англичане, шведы, немцы и финны, испытывавшие заметное культурное воздействие голландцев (в частности, богослужение велось на голландском языке).

Немцы, главным образом  из южных областей Германии, стали  переселяться  Северную Америку  с конца XVII в. Они селились на атлантическом  побережье но особенно известными стали их колонии в Пенсильвании. Некоторые районы США особенно отличались множеством этнических групп разного происхождения.

Информация о работе Предмет этнологической науки