Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
Высоко оценивая роль
эволюционизма и ученых-
По мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей степени стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступавшей зачастую в противоречие с фактами деиствительной жизни. Новый обширный этнографический материал во многих случаях плохо согласовывался или совсем не согласовывался с эволюционистскими схемами. Все это стало вызывать обострявшееся со временем критическое отношение к эволюционизму. При этом одни ученые отмечали действительные недостатки эволюционизма, не отрицая его положительных сторон и некоторых теоретических положений. Другие не просто указывали на отдельные пороки эволюционизма, а выступали против его методологических основ, против принципа историзма при подходе к этнографическим явлениям, отрицали наличие всемирно-исторических закономерностей в развитии общества и культуры.
При общей антиисторической направленности новых этнологических учений конца XIX - начала XX вв. одни из них основывались на стремлении преодолеть ошибки эволюционизма и найти материальное объяснение культурным процессам, другие имели иную направленность и ставили перед собой цель «обосновать» отдельные положения Библии.
Часть этнологов, разочаровавшихся
в эволюционизме, вообще отказалась
от попыток теоретических
3. В конце XIX - начале XX вв. все большее распространение стали получать взгляды, основывавшиеся на концепции культурной диффузии как основы изменения культуры, на мысли о том, что главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. В самой констатации фактора культурной диффузии не было ничего принципиально нового или неверного. Ее отмечали еще античные авторы, признавали эволюционисты; идея культурной диффузии отнюдь не чужда и современной этнологической теории. Однако существо нового, по взглядам его сторонников, разнородного направления, получившего в науке обобщающее название диффузионизма, состояло не просто в учете этого вполне объективного явления, а в стремлении заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры иными, механистическими принципами изменения культуры посредством перемещения, передвижения ее элементов. И хотя некоторые школы диффузионизма или, точнее, механицизма обозначали миграцию вещей и идей как основу «исторического» развития, никакого действительного историзма, учета развития социально-экономических явлений при этом не было. Отрицалось наличие всемирно-исторических законов, взамен которых предлагалась идея единичности, неповторимости явлений. Сторонники этих направлений рассматривали культуру в отрыве от живых ее носителей - людей, от этноса.
Предтечей диффузионизма был немецкий ученый, географ и антрополог Фридрих Ратцель (1844-1904). Им разработаны теоретические и методические положения диффузионистского учения и создана так называемая антропо-географическая школа. Научная деятельность Ратцеля включала изучение путей распространения культуры и ее изменения, взаимоотношений природы и человека, путей распространения культуры. Одним из первых Ратцель поставил проблему этногенеза, происхождения народов и культур. Им были заложены основы этнографической картографии. При том, что в целом концепция Ратцеля была во многом механистична, ряд явлений он рассматривал с позиций их исторического развития. Его труды полны разнообразных идей, многие из которых оказались плодотворными и стимулировали дальнейшие исследования.
Одной из ярких фигур в этнографии рассматриваемого времени был Лео Фробениус (1873-1938), которого также причисляют к сторонникам диффузионизма, что, впрочем, верно лишь до известной степени и не составляет всей полноты его взглядов. Фробениус был археологом, этнографом, фольклористом, создателем культурно-морфологического учения и Института культурной морфологии во Франкфурте-на-Майне (после окончания второй мировой войны - Институт имени Лео Фробениуса). При том, что его теоретические взгляды отличались крайним идеализмом и мистицизмом, особенно учение о «душе культуры», а также биоло-гизацией исторических и культурных явлений, которые он рассматривал как живые организмы, труды Фробениуса оставили значительный след в этнологии. Он разработал основы учения о «культурных кругах», получившего дальнейшее развитие в трудах многих ученых и этнографических школ. Особенно существен вклад Фробениуса в изучение африканских культур, не потерявший значения до настоящего времени, и в составлении этнографических карт Африки.
На позициях диффузионизма стоял и другой крупный немецкий ученый -Фритц Гребнер (1877-1934), предпринявший попытку противопоставить теории исторического развития культуры механистическую концепцию ее происхождения и изменения, распространения во времени и пространстве вследствие взаимодействия «культурных кругов». Элементы культуры, на основании которых строились «культурные круги», брались исследователем, как правило, совершенно произвольно, что вело к субъективным, оторванным от реальной истории и жизни, построениям.
Особую популярность получила в начале нашего века так называемая культурно-историческая венская католическая школа, основанная миссионером патером Вильгельмом Шмидтом (1868-1954). Шмидт и его многочисленные ученики, главным образом, католические миссионеры Вильгельм Копперс, Мартин Гузинде, Пауль Шебеста, Роберт Хайне-Гельдерн и другие, пользуясь материальной поддержкой Ватикана, развернули экспедиционную деятельность во многих регионах мира и опубликовали множество теоретических и описательных работ. В теоретических построениях Шмидт опирался на учение о «культурных кругах» Гребнера, которое он пытался без особого успеха усовершенствовать. Но главная его цель, как Шмидт прямо указывал, состояла в использовании данных этнологии для обоснования ряда библейских положений: о первобытном прамонотеизме (единобожии), об извечности моногамной семьи, частной собственности и др.
Диффузионизм, правда в несколько более сдержанном виде, получил распространение и в английской этнологии. Наиболее видным представителем этого течения был Уильям Риверс (1864-1922).
4. Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы применительно к народам колониальных стран в Германии Рихардом Турнвальдом (1869-1954) и в Англии Брониславом Малиновским (1884-1942). Однако в Германии функционалистское учение не стало господствующим, тогда как в Англии оно сложилось в крупное направление, оказавшее значительное воздействие на развитие социальной и культурной антропологии. Глава британского функционализма Малиновский исходил в своих теоретических положениях из того, что задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности. Положительным в учении Малиновского и других видных представителей функционализма - А.Р. Рэдклифф-Брауна, Э. Эванс-Притчарда и др. - был призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, и котором все элементы связаны между собой выполнением определенных функций. Функционалистами был собран большой и достоверный этнографический материал.
В Соединенных Штатах Америки в конце XIX - начале XX вв. возникло новое этнологическое учение, восходившее к некоторым идеям немецкой этнологии в британской социальной антропологии и диффузионизму, - американская школа исторической этнологии. Ее основоположником был выходец из Германии Франц Боас (1858-1942). Боас и его последователи относились отрицательно к широким теоретическим обобщениям и возможности выведения общеисторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Позднее эта же идея легла в основу другого направления в американской этнологии - так называемого культурного релятивизма. Главной задачей этнологии Боас считал изучение всей совокупности явлений социальной жизни. Отрицательно относясь к упрощенному эволюционизму и поверхностному диффузионизму, он выступал за исторический метод исследования. Школой Боаса разработано учение о «культурных ареалах», на основе которого созданы крупные обобщающие труды, главным бразом, по этнологии североамериканских индейцев. Особенно известны работы Кларка Уисслера, Альфреда Л. Кребера, Роберта Лоуи и многих других. Положительной стороной учения американской школы исторической этнологии была последовательная борьба с расизмом и колониализмом.
5. В конце XIX в. во Франции сложилась «социологическая школа» Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Философской основой этого направления были идеи позитивизма. Дюркгейм и его последователи считали, что главным объектом исследования должны быть общество, существующая в нем система нравственных связей, 'проблемы этнопсихологии. Однако каждое общество рассматривалось при этом изолированно, и отрицались исторические законы развития.
Сходные тенденции наблюдались в 20-30-х годах XX в. в Германии и и США. В Германии проблемами этнопсихологии занимался Рихард Турнвальд (1869-1954). Им было создано новое направление, названное Турнвальдом этносоциологиеи. Он был также одним из основателей учения об «аккультурации» - восприятии одним народом культуры другого народа. В этом учении многое было заимствовано у диффузионизма.
Значительное воздействие на многие современные этнологические учения оказали труды известного врача-психиатра, создателя теории психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939). В своих работах при обосновании некоторых гипотез Фрейд опирался на этнографический материал. Его интересовали и собственно этнологические проблемы, такие, как происхождение тотемизма и табуации. Фрейд считал, что поведение индивида и жизнь целых обществ зависят в значительной мере от вытесненных в подсознание представлений и чувств, особенно связанных с сексуальной сферой. Многие явления культуры, в том числе у первобытных народов, Фрейд пытался объяснить неврозами. По мнению Фрейда и его многочисленных последователей, обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы.
6.Среди других школ и направлений, получивших в свое время значительное распространение, следует назвать «культурный релятивизм» (Мелвил Херсковиц и др.) и структурализм (Э. Эванс-Причард, Клод Леви-Стросс и др.). Каждое из этих течений очень неоднородно по теоретическим взглядам их представителей, объявлявшимся нередко историческими, а на деле отрицавшими закономерности исторического развития. Так, «культурный релятивизм» сводится, в конечном счете, к идее абсолютизации каждой культуры и отрицанию единства человечества. Структурализм считает вечной и неизменной структуру общества, что является якобы отражением извечных свойств человеческого сознания.
После окончания второй
мировой войны в Англии и США
предпринимаются попытки
Во многих зарубежных
странах, особенно в ФРГ, получила распространение
тенденция отрицания
7.Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в то же время, что и на Западе, в середине XIX в. Дореволюционные ученые-этнографы проводили исследования как русского населения, так и народов, живших в царской России, Центральной и Восточной Азии, в Океании. При этом большое внимание уделялось изучению общественной жизни, общины, семьи, материальной и духовной культуры, устного народного творчества (фольклора). Крупнейшие ученые - Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, Л.Я. Штернберг и др. -создавали труды, в которых исследовались и отдельные народы и разрабатывались теоретические проблемы этнологии. Широким признанием в наше время пользуется концепция Д.Н. Анучина о комплексном методе исследования при решении сложных историко-культурных проблем с использованием данных этнографии, антропологии и археологии. Выдающиеся успехи были достигнуты при изучении зарубежных народов (Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин и др.).
На развитие русской
дореволюционной этнологии
Характерной особенностью этнологии в России был ее последовательный гуманизм, глубоко враждебный любым проявлениям расизма.
Новыми, трудными путями пошла этнологическая наука в нашей стране после 1917 г.; 1917-1941 гг. были временем становления этнологии советского периода. В 20-х — начале 30-х годов этнологи приняли участие в проведении в жизнь национальной политики Советского государства, осуществлении преобразований культуры и быта. Возникли новые этнографические учреждения, кафедры при университетах, готовились кадры профессиональных этнографов в центре и национальных республиках и областях.
Интенсивно развернулась практическая и теоретическая работа в этнографии (этнологии) после окончания Великой Отечественной войны. Академия наук СССР и ее филиалы, а позднее Академии наук союзных республик, университеты стали проводить многообразные полевые этнографические исследования. Активизировалась теоретическая работа. Становление отечественной этнологии связано, в первую очередь, с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева. С конца 40-х годов большое значение стало придаваться исследованиям этногенеза народов мира, истории их формирования, изучению особенностей культуры и быта. Изучались история первобытного общества, хозяйство, семейно-брачные отношения, религия и ряд других проблем. Начались исследования культуры и быта сельского и городского населения. Развиваются комплексные направления, привлекающие этнографические, археологические, антропологические и письменные источники. С.П. Толстовьш, Н.Н. Чебоксаровым, М.Г. Левиным разрабатывалась теория хозяйственно-культурных типов и историке-этнографических областей. Осуществлены разносторонние исследования по региональной этнографии: народов Азии (Н.Н. Чебоксаров и др.), Африки (Д.А. Ольдерогге н др.), Америки (Ю.П. Аверкиева и др.), народов СССР (С.П. Толстов, Б.А. Куфтин, Б.О. Долгих, В.Н. Чернецов, С.А. Токарев и др.). Издаются фундаментальные труды «Этнография народов мира», «Очерки общей этнографии», позднее - «Страны и народы», «Народы мира». С 60-х годов идет интенсивная работа в области истории, этнологии, главным образом, по изучению англо-американской социальной и культурной антропологии, а также истории этнологии в Германии и других странах мира (С.А. Токарев, Ю.П. Аверкиева и др.). Начиная с 70-х годов, все большее распространение получило направление, изучающее проблемы этноса, этнические и национальные процессы. До недавнего времени оно оставалось одним из главных в отечественной этнологии. Выпущен в свет ряд капитальных изданий по истории первобытного общества. Значительные исследования проведены по истории хозяйства и социальных отношений у оседлых и кочевых народов. Ведется работа по уточнению этнологических понятий и терминов. Совместно с учеными Берлина и Лейпцига начато издание «Свода этнографических понятий и терминов».