Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад

Краткое описание

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,

Вложенные файлы: 1 файл

Этнология, лекции.doc

— 841.00 Кб (Скачать файл)

Языковой состав народов  Южной Азии сложен и относится к нескольким языковым семьям: индоевропейской и индоарийской, иранской и нуристанской группам, дравидийской, австроазиатской, сино-тибетской. Более двух третей всего населения составляют народы, говорящие на индоевропейских языкахя.

2. С глубокой древности для Южной Азии характерна значительная пестрота в хозяйственном и социально-экономическом развитии отдельных областей и в хозяйственно-культурных типах. Подавляющее число населения Южной Азии относится к хозяйствено-культурному типу плужных земледельцев, хотя в последние десятилетия  растет число индустриальных рабочих, служащих и интеллигенции. Городское население пополняется не только за счет сельского земледельческого и за счет выходящих с гор и из лесов племенных групп «адиваси», устраивающих на окраинах целые поселения традиционного облика, и пытающихся найти в  пропитание, доставляемое отчасти путем организации государственных работ.

 Разнообразны возделываемые культуры, способы обработки земли прочие сельскохозяйственные работы, уровень развития плужного земледелия. Особенно резко эти различия прослеживались в недавнем прошлом, когда в обширных, редко заселенных тропических лесах и горных местностях сохранялись чрезвычайно отсталые формы земледельческого хозяйства.

Основной продовольственной  культурой Пакистана и Северо-Западной Индии является пшеница, во всех прочих областях Южной Азии - рис. Но наряду с ним вводятся и другие, самые разнообразные культуры: просяные, бобовые, фрукты и овощи. Значительные земельные площади заняты под технические культуры: кокосовых пальм, хлопок, масличные, каучуконосы. Выращиваются кофе, табак, в штате Ассам разводится знаменитый индийский чай, а на Шри-Ланке столь же известный цейлонский. На севере Индостана, в предгорьях Гималаев, в Непале, Бутане преобладает горное земледелие, причем в зависимости от высоты над уровнем моря разводятся субтропические культуры или культуры полосы умеренного климата. Равнинное земледелие имеет в целом тропический характер.

Важную отрасль сельского  хозяйства составляет животноводство. Земле -дельцы Южной Азии располагают самым большим в мире поголовьем крупного рогатого скота, хотя и малопродуктивного. Индуисты довольствуются преимущественно вегетарианской пищей, а для праздничного стола приготовляются блюда с мясом птицы. Во многих областях, особенно на северо-западе Индостана, незаменимым транспортным животным служит осел. В засушливых местностях разводят верблюдов, однако земледельцы держат их в ограниченных количествах из-за трудностей выпаса. В тропиках широко распространено содержание прирученных слонов, используемых под седло, в том числе и на охоте на крупных опасных животных, для транспортировки тяжелых грузов. Используют слонов разного рода промышленные и торговые кампании, государственные службы. Крестьянские хозяйства не держат слонов из-за их дороговизны, сложностей прокорма и невозможности использовать эффективно их рабочую силу. Лошадей содержали в средние века феодальные владетели - раджи - для верховой езды. В наше время у земледельцев лошадей мало.

В целом двумя крупнейшими  подтипами хозяйственно-культурного  типа плужного земледелия является подтип хозяйства Пакистана, северных областей Индии, Пенала, Бутана и подтип тропического хозяйства Южной Индии, Бангладеш, Шри-Ланки, Мальдивов. Значительное число разновидностей, отличающихся способом орошения, обработки земли, набором сельскохозяйственных культур и формами животноводства,  развитием ремесел и отхожих промыслов.

Повсеместно, где практикуется плужное земледелие, имеется  оросительная система, состоящая из сложной сети каналов, выводимых из основной водной артерии.

Важной составной частью хозяйственно-культурного комплекса плужное земледелия являются домашние производства и ремесла, возникшие еще в глубокой древности.

Древнейшие традиции имеет производство шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей. Ручные, а также фабричные ткани составляют немалую часть экспорта из стран Южной Азии. Знамениты традиционные шелковые и бумажные ткани для национальной женской одежды сари , сорта которых вплетаются нити из драгоценных металлов.Древние традиции имеют и металлургия, обработка железа, литье и чеканка бронзы, изготовление изображений божеств и мифологических героев. К числу важных экспортных отраслей относится ковроткачество. На северо-западе субконтинента, в Пакистане и Индии, а также в меньших размерах в Непале и Бутане, распространен номадный хозяйственно-культурный тип, включающий кочевое и полукочевое скотоводство.

Традиционное подсечно-огневое  земледелие велось в джунглях, участки  для полей расчищались путем  выжигания деревьев. Деревья и  кустарники вырубали в начале сухого сезона, с тем чтобы они успели высохнуть и их можно было сжечь до начала сезона дождей.

Совершенно уникален и нигде больше в мире не повторяется традиционный хозяйственнокультурный тип у тода Нильгирийских гор в Южной Индии, основанный на коллективном общинном скотоводстве. В отличие от всех прочих, скот у тода не является индивидуальной или частной собственностью семьи, а принадлежит всей общине. В изолированных областях Центральной и Южной Индии, Шри-Ланки, на Анд. островах сохранялись отдельные племенные группы дравидов, а также ведды Шри-Ланки и андаманцы, принадлежавш| наиболее примитивному из известных хозяйственно-культурных типов бродячих охотников и собирателей.

Большая часть населения  Южной Азии живет в сельских местностях. Типы и размеры их поселений и жилищ разнообразны и связаны с хозяйственно-культурным, этническими традициями и местными природно-климатическими условиями. У земледельцев Индо-Гангской равнины преобладают поселения уличного плана из нескольких десятков или даже сотни домов. В Непале и Бутане поселения по большей части кучевые, жилища сооружаются из камня, а в лесных местностях - из дерева. В долине Ганга имеются также кучевые поселения, встречаются каркасные дома.

Существенно отличаются от севера поселения и жилища в  Южной Индии и Шри-Ланке, что  объясняется прежде всего условиями тропического климата и характером подручных строительных материалов. По берегам Индийского океана деревни - кучевые и кольцевые в плане, расположены на открытой местности и по периметру и между домами густо засажены пальмами. Дома сооружаются каркасные, плетеные из бамбуковой решетки, кроются по традиции пальмовыми листьями.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянских домов не отличаются сложностью. В комнатах стоят низкие топчаны, покрытые циновками, на кото сидят и спят, низкая резная мебель: табуретки, столики. Украшение - металлические и глиняные сосуды, и только у самых зажиточных - ковры. В простенках стоят изображения божеств.

Большие города, особенно их центральные части, застроены  современны многоэтажными домами.

Кочевое и полукочевое население северо-западных областей Южной Азия, хотя оно постепенно и переходит к относительной или постоянной оседлости, все же еще довольно многочисленно, определяется в несколько миллионов человек и сохраняет и значительной мере традиции и материальной культуре, в том числе в поселениях, в устройстве жилищ.

Для большей части  традиционных охотников и собирателей  характерны небольшие деревни из плетеных хижин, в прошлом бродячие охотники и собиратели устраивали временные ветровые заслоны и платформы на деревьях.

Распространена сшитая и несшитая одежда. В земледельческих областях костюм состоит у мужчин из дхоти - длинной или короткой набедренной новячки. штанс рубахи, куртки. На голове мужчины-индуисты носят шапочки: бенгальцы, час панджабцев. сикхи - тюрбаны Современная обувь — и1 синтетических материалов.

Женская несшитая одежда - сари - состоит ич длинного полотнища  ткани которое обертывается вокруг туловища. Иногда концом сари прикрывают голову, В городах теперь обычно под сари надевают кофточку. Во многих областях распространено ношение шалей. Существуют и сшивные виды одежды. У некоторых народов женский костюм включает платья, широкие юбки и  шаровары.

Традиционная одежда земледельческого населения широко бытует и в наши дни в Южной  Азии. Она распространена в городах, ею польчуются в основном женщины, нередко и за рубежом. Но н городах, преимущественно у мужчин,'широко распространено сочетание традиционной национальной и европейской одежды: например, дхоти и пиджак.

У кочевых скотоводов в значительной мере сохраняется традиционная одежда, такая же, как и у их соплеменников в Афганистане и Иране.

Однако в последние  десятилетия у мужчин все большее распространение получает одежда полувоенного образца.

Пища у большей части  населения Южной Ачии преимущественно растительная и молочная. Едят много овощей, фруктов, а на побережьях морей и рек –рыбу. Мясо крупного рогатого скота в пищу не употребляют индуисты, а мясо свиней - мусульмане. Из напитков распространены кислое молоко, чай, в отдельных местностях кофе; алкогольных напитков в принципе употребляют мало, хотя в лесных областях Южной Индии для праздников приготовляют значительное количество нива и пальмового вина.

3. Семья и семейные отношения у народов Южной Азии строятся в соответствии с уровнем социально-экономического развития, религиозными и культурными традициями и во многом сохраняют традиционные формы, хотя, особенно в городах, и подвергаются значительному современному влиянию. У индуистов и мусульман, представителей ряда других религий семьи в прошлом были, главным образом, большими, патриархальными, а у кочевников - неразделенными. В настоящее время преобладают малые семьи. При этом у мусульман они строятся на основе норм духовного нрава — шариата, который допускает полигамию. Но многоженство характерно только для отдельных слоев населения: торговцев, ростовщиков, мелких предпринимателей, вождей племен, духовенства.

У народов из числа «зарегистрированных племен» до начала нашего ве| господствовала парная семья, которая в последующие годы постепенно приобретала черты моногамной. Однако до конца этот процесс завершился далеко повсеместно.

Несмотря на огромные прогрессивные изменения, происшедшие в сфере! общественных отношений народов Южной Азии, их развитие идет неравномерно, и наряду с высокоразвитыми культурными промышленными народами сохраняются группы населения, чей социальный строй еще не достиг уровня классовых отношений, сохраняются некоторые пережитки феодальных и патриархальные отношения.

Тяжелейшим наследием  прошлого является кастовая система, господствовавшая в прошлом у большинства народов Южной Азии, и влияние которой казывалось даже на мусульманах, у которых формально кастового строя не существовало.

В наше время существует много тысяч каст (джати), составляющих сложную иерархическую лестницу, каждая ступень которой определяет социальную значимость относящегося к ней населения.

В конституции Индии  и некоторых других странах кастовая система запрещена.

4. Исключительное богатство и разнообразие духовной культуры народов Южной Азии позволяют дать ей лишь общую характеристику. Высоким уров развития духовной культуры отличались и арии, создатели ведической религии , великолепного эпоса. До наших дней широкое распространение имеют в народе эпосы «Махабхарата», «Рамаяна». Ведическая религия в сочетании с верованиями народов юга Индии легла в основу индуизма.

Тысячелетние традиции имеет музыкальная культура. Используются различные музыкальные инструменты, из которых наиболее популярны щипковые ( вина), смычковые, барабаны.

Высочайшего развития досгигла в Южной Азии архитектура, изобразительное искусство. Неповторим архитектурный комплекс Агры, включающий бессмертное творение средневековых зодчих - Тадж-Махал, форт Агра и множество других. Славится южноазиатская народная медицина, перекликающаяся с тибетским традициями врачевания и основанная на природных лекарственных средствах и воздействии на психику человека. Широко известно учение йоги.

Многие малые народы Южной Азии и подавляющее большинство «племенного» населения неграмотно, они обладают исключительно ярким традициями духовной культуры: музыка, пение, танцы, изобразительное искусства.

Народы Южной Азии исповедуют: индуизм, ислам и буддизм. Значительный этнический массив сикхов исповедует сикхизм, имеются последователи джайнизма, христианства, небольшая гпуппа населения (парсы) является последователями древней религии маздеизма.

Первобытные религии сохраняются  до нашего времени целиком или  в виде отдельных традиций среди  большей части племенного населения. При этом многотысячелетние культурные контакты привели к тому, что племенные верования разных народов впитали в себя многие элементы индуизма. Преобладают анимистические верования: поклонения стихийным силам природы, добрым и злым духам. Повсеместно распространены культ предков, , магия, тотемизм.

 

Лекция 7. Народы  Юго-Восточной Азии.

 

План:

  1. Этногенез и этническая история.
  2. Особенности хозяйства и материальной культуры.
  3. Семейно-брачные отношения. Духовная культура.

 

 

1. Юго-Восточная Азия - условное географическое понятие, включают полуостров Индокитай с Малаккой и Сингапуром, Индонезийский, или Малайский архипелаг, западная часть Новой Гвинеи, Филиппинский архипелаг. Общая площадь Юго-Восточной Азии - примерно 4 млн кв. км и подразделяется на континентальную и островную часть.

Юго-Восточная Азия относится  к числу областей мира, где проходили  ранние этапы антропогенеза.. Считается  доказанным, что в глубокой древности  Юго-Восточная Азия служила мостом, соединявшим Азию с Австралией, но которому в позднем палеолите последняя была заселена человеком.

Древнейшее население Индокитая относилось по антропологическим признакам к разным типам австралоидной расы, малорослым пигмейским группам , меланезийским и папуасским типам. Сложные этнические процессы происходили в течение многих тысячелетий н районах Индокитайского полуострова. Древнейшее население Мьянмы (Бирмы) было по антропологическому типу веддо-австролоидным. Примерно за 3 тыс. лет по н.э. в Мьянму начали переселяться монголоиды, причем эти миграции были длительными и включали несколько волн. В конце I тысячелетия до н.э. с севера на юг в долину реки Иравади, продвигались предки современных бирманцев -мьянма. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. на территории Мьянмы появились предки тайских народов. В позднем средневековье в Мьянме начинают расселяться качины, которые, как и некоторые другие этнические группы, основывают государства.

Информация о работе Предмет этнологической науки