Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:54, доклад
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:
а) возникновение этносов (этногенез),
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
Языковой состав народов Южной Азии сложен и относится к нескольким языковым семьям: индоевропейской и индоарийской, иранской и нуристанской группам, дравидийской, австроазиатской, сино-тибетской. Более двух третей всего населения составляют народы, говорящие на индоевропейских языкахя.
2. С глубокой древности для Южной Азии характерна значительная пестрота в хозяйственном и социально-экономическом развитии отдельных областей и в хозяйственно-культурных типах. Подавляющее число населения Южной Азии относится к хозяйствено-культурному типу плужных земледельцев, хотя в последние десятилетия растет число индустриальных рабочих, служащих и интеллигенции. Городское население пополняется не только за счет сельского земледельческого и за счет выходящих с гор и из лесов племенных групп «адиваси», устраивающих на окраинах целые поселения традиционного облика, и пытающихся найти в пропитание, доставляемое отчасти путем организации государственных работ.
Разнообразны возделываемые культуры, способы обработки земли прочие сельскохозяйственные работы, уровень развития плужного земледелия. Особенно резко эти различия прослеживались в недавнем прошлом, когда в обширных, редко заселенных тропических лесах и горных местностях сохранялись чрезвычайно отсталые формы земледельческого хозяйства.
Основной продовольственной
культурой Пакистана и Северо-
Важную отрасль сельского хозяйства составляет животноводство. Земле -дельцы Южной Азии располагают самым большим в мире поголовьем крупного рогатого скота, хотя и малопродуктивного. Индуисты довольствуются преимущественно вегетарианской пищей, а для праздничного стола приготовляются блюда с мясом птицы. Во многих областях, особенно на северо-западе Индостана, незаменимым транспортным животным служит осел. В засушливых местностях разводят верблюдов, однако земледельцы держат их в ограниченных количествах из-за трудностей выпаса. В тропиках широко распространено содержание прирученных слонов, используемых под седло, в том числе и на охоте на крупных опасных животных, для транспортировки тяжелых грузов. Используют слонов разного рода промышленные и торговые кампании, государственные службы. Крестьянские хозяйства не держат слонов из-за их дороговизны, сложностей прокорма и невозможности использовать эффективно их рабочую силу. Лошадей содержали в средние века феодальные владетели - раджи - для верховой езды. В наше время у земледельцев лошадей мало.
В целом двумя крупнейшими
подтипами хозяйственно-
Повсеместно, где практикуется плужное земледелие, имеется оросительная система, состоящая из сложной сети каналов, выводимых из основной водной артерии.
Важной составной частью хозяйственно-культурного комплекса плужное земледелия являются домашние производства и ремесла, возникшие еще в глубокой древности.
Древнейшие традиции имеет производство шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей. Ручные, а также фабричные ткани составляют немалую часть экспорта из стран Южной Азии. Знамениты традиционные шелковые и бумажные ткани для национальной женской одежды сари , сорта которых вплетаются нити из драгоценных металлов.Древние традиции имеют и металлургия, обработка железа, литье и чеканка бронзы, изготовление изображений божеств и мифологических героев. К числу важных экспортных отраслей относится ковроткачество. На северо-западе субконтинента, в Пакистане и Индии, а также в меньших размерах в Непале и Бутане, распространен номадный хозяйственно-культурный тип, включающий кочевое и полукочевое скотоводство.
Традиционное подсечно-огневое земледелие велось в джунглях, участки для полей расчищались путем выжигания деревьев. Деревья и кустарники вырубали в начале сухого сезона, с тем чтобы они успели высохнуть и их можно было сжечь до начала сезона дождей.
Совершенно уникален и нигде больше в мире не повторяется традиционный хозяйственнокультурный тип у тода Нильгирийских гор в Южной Индии, основанный на коллективном общинном скотоводстве. В отличие от всех прочих, скот у тода не является индивидуальной или частной собственностью семьи, а принадлежит всей общине. В изолированных областях Центральной и Южной Индии, Шри-Ланки, на Анд. островах сохранялись отдельные племенные группы дравидов, а также ведды Шри-Ланки и андаманцы, принадлежавш| наиболее примитивному из известных хозяйственно-культурных типов бродячих охотников и собирателей.
Большая часть населения Южной Азии живет в сельских местностях. Типы и размеры их поселений и жилищ разнообразны и связаны с хозяйственно-культурным, этническими традициями и местными природно-климатическими условиями. У земледельцев Индо-Гангской равнины преобладают поселения уличного плана из нескольких десятков или даже сотни домов. В Непале и Бутане поселения по большей части кучевые, жилища сооружаются из камня, а в лесных местностях - из дерева. В долине Ганга имеются также кучевые поселения, встречаются каркасные дома.
Существенно отличаются от севера поселения и жилища в Южной Индии и Шри-Ланке, что объясняется прежде всего условиями тропического климата и характером подручных строительных материалов. По берегам Индийского океана деревни - кучевые и кольцевые в плане, расположены на открытой местности и по периметру и между домами густо засажены пальмами. Дома сооружаются каркасные, плетеные из бамбуковой решетки, кроются по традиции пальмовыми листьями.
Интерьер и внутреннее убранство крестьянских домов не отличаются сложностью. В комнатах стоят низкие топчаны, покрытые циновками, на кото сидят и спят, низкая резная мебель: табуретки, столики. Украшение - металлические и глиняные сосуды, и только у самых зажиточных - ковры. В простенках стоят изображения божеств.
Большие города, особенно их центральные части, застроены современны многоэтажными домами.
Кочевое и полукочевое население северо-западных областей Южной Азия, хотя оно постепенно и переходит к относительной или постоянной оседлости, все же еще довольно многочисленно, определяется в несколько миллионов человек и сохраняет и значительной мере традиции и материальной культуре, в том числе в поселениях, в устройстве жилищ.
Для большей части традиционных охотников и собирателей характерны небольшие деревни из плетеных хижин, в прошлом бродячие охотники и собиратели устраивали временные ветровые заслоны и платформы на деревьях.
Распространена сшитая и несшитая одежда. В земледельческих областях костюм состоит у мужчин из дхоти - длинной или короткой набедренной новячки. штанс рубахи, куртки. На голове мужчины-индуисты носят шапочки: бенгальцы, час панджабцев. сикхи - тюрбаны Современная обувь — и1 синтетических материалов.
Женская несшитая одежда - сари - состоит ич длинного полотнища ткани которое обертывается вокруг туловища. Иногда концом сари прикрывают голову, В городах теперь обычно под сари надевают кофточку. Во многих областях распространено ношение шалей. Существуют и сшивные виды одежды. У некоторых народов женский костюм включает платья, широкие юбки и шаровары.
Традиционная одежда земледельческого населения широко бытует и в наши дни в Южной Азии. Она распространена в городах, ею польчуются в основном женщины, нередко и за рубежом. Но н городах, преимущественно у мужчин,'широко распространено сочетание традиционной национальной и европейской одежды: например, дхоти и пиджак.
У кочевых скотоводов в значительной мере сохраняется традиционная одежда, такая же, как и у их соплеменников в Афганистане и Иране.
Однако в последние десятилетия у мужчин все большее распространение получает одежда полувоенного образца.
Пища у большей части населения Южной Ачии преимущественно растительная и молочная. Едят много овощей, фруктов, а на побережьях морей и рек –рыбу. Мясо крупного рогатого скота в пищу не употребляют индуисты, а мясо свиней - мусульмане. Из напитков распространены кислое молоко, чай, в отдельных местностях кофе; алкогольных напитков в принципе употребляют мало, хотя в лесных областях Южной Индии для праздников приготовляют значительное количество нива и пальмового вина.
3. Семья и семейные отношения у народов Южной Азии строятся в соответствии с уровнем социально-экономического развития, религиозными и культурными традициями и во многом сохраняют традиционные формы, хотя, особенно в городах, и подвергаются значительному современному влиянию. У индуистов и мусульман, представителей ряда других религий семьи в прошлом были, главным образом, большими, патриархальными, а у кочевников - неразделенными. В настоящее время преобладают малые семьи. При этом у мусульман они строятся на основе норм духовного нрава — шариата, который допускает полигамию. Но многоженство характерно только для отдельных слоев населения: торговцев, ростовщиков, мелких предпринимателей, вождей племен, духовенства.
У народов из числа «зарегистрированных племен» до начала нашего ве| господствовала парная семья, которая в последующие годы постепенно приобретала черты моногамной. Однако до конца этот процесс завершился далеко повсеместно.
Несмотря на огромные прогрессивные изменения, происшедшие в сфере! общественных отношений народов Южной Азии, их развитие идет неравномерно, и наряду с высокоразвитыми культурными промышленными народами сохраняются группы населения, чей социальный строй еще не достиг уровня классовых отношений, сохраняются некоторые пережитки феодальных и патриархальные отношения.
Тяжелейшим наследием прошлого является кастовая система, господствовавшая в прошлом у большинства народов Южной Азии, и влияние которой казывалось даже на мусульманах, у которых формально кастового строя не существовало.
В наше время существует много тысяч каст (джати), составляющих сложную иерархическую лестницу, каждая ступень которой определяет социальную значимость относящегося к ней населения.
В конституции Индии и некоторых других странах кастовая система запрещена.
4. Исключительное богатство и разнообразие духовной культуры народов Южной Азии позволяют дать ей лишь общую характеристику. Высоким уров развития духовной культуры отличались и арии, создатели ведической религии , великолепного эпоса. До наших дней широкое распространение имеют в народе эпосы «Махабхарата», «Рамаяна». Ведическая религия в сочетании с верованиями народов юга Индии легла в основу индуизма.
Тысячелетние традиции имеет музыкальная культура. Используются различные музыкальные инструменты, из которых наиболее популярны щипковые ( вина), смычковые, барабаны.
Высочайшего развития досгигла в Южной Азии архитектура, изобразительное искусство. Неповторим архитектурный комплекс Агры, включающий бессмертное творение средневековых зодчих - Тадж-Махал, форт Агра и множество других. Славится южноазиатская народная медицина, перекликающаяся с тибетским традициями врачевания и основанная на природных лекарственных средствах и воздействии на психику человека. Широко известно учение йоги.
Многие малые народы Южной Азии и подавляющее большинство «племенного» населения неграмотно, они обладают исключительно ярким традициями духовной культуры: музыка, пение, танцы, изобразительное искусства.
Народы Южной Азии исповедуют: индуизм, ислам и буддизм. Значительный этнический массив сикхов исповедует сикхизм, имеются последователи джайнизма, христианства, небольшая гпуппа населения (парсы) является последователями древней религии маздеизма.
Первобытные религии сохраняются до нашего времени целиком или в виде отдельных традиций среди большей части племенного населения. При этом многотысячелетние культурные контакты привели к тому, что племенные верования разных народов впитали в себя многие элементы индуизма. Преобладают анимистические верования: поклонения стихийным силам природы, добрым и злым духам. Повсеместно распространены культ предков, , магия, тотемизм.
Лекция 7. Народы Юго-Восточной Азии.
План:
1. Юго-Восточная Азия - условное географическое понятие, включают полуостров Индокитай с Малаккой и Сингапуром, Индонезийский, или Малайский архипелаг, западная часть Новой Гвинеи, Филиппинский архипелаг. Общая площадь Юго-Восточной Азии - примерно 4 млн кв. км и подразделяется на континентальную и островную часть.
Юго-Восточная Азия относится к числу областей мира, где проходили ранние этапы антропогенеза.. Считается доказанным, что в глубокой древности Юго-Восточная Азия служила мостом, соединявшим Азию с Австралией, но которому в позднем палеолите последняя была заселена человеком.
Древнейшее население Индокитая относилось по антропологическим признакам к разным типам австралоидной расы, малорослым пигмейским группам , меланезийским и папуасским типам. Сложные этнические процессы происходили в течение многих тысячелетий н районах Индокитайского полуострова. Древнейшее население Мьянмы (Бирмы) было по антропологическому типу веддо-австролоидным. Примерно за 3 тыс. лет по н.э. в Мьянму начали переселяться монголоиды, причем эти миграции были длительными и включали несколько волн. В конце I тысячелетия до н.э. с севера на юг в долину реки Иравади, продвигались предки современных бирманцев -мьянма. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. на территории Мьянмы появились предки тайских народов. В позднем средневековье в Мьянме начинают расселяться качины, которые, как и некоторые другие этнические группы, основывают государства.