Строительство Петербурга дало начало
проявлению преемственности европейской
культуры в России, эта преемственность
теперь обретала материальную форму в
архитектуре.
Город был заложен 16 мая 1703 года. Первоначально
Петербург закладывался как крепость,
первый кирпич в основание будущей каменной
цитадели заложил сам царь Петр. С этого
момента Петербург вошол в котороткий
список городов воздвигнутых в самые короткие
сроки. Это поистине уникальный случай
создания крупного города-столицы за считанные
десятилетия. Масштабное строительство
велось с привлечением с привлечением
европейских, в том числе и голландских,
мастеров. Немалый вклад в этот проект
внесли и русские специалисты получившие
соответствующее образование в Голландии.
Среди этих мастеров были М. Г. Земцов,
Г. Н. Усов, И. К. Коробов. Но Петербург являлся
хоть и грандиозной, но не единственной
строительной площадкой России. Строительство
велось и в других городах, а также в пострадавшей
после пожара Москве. Русская архитектура
начала развиваться в соответствии с общепринятыми
в Европе технологиями и художественными
стилями.
Нововведения в искусстве распространились
и на скульптуру, которая не имела широкого
распространения в России средних веков.
Ввиду доминирующего влияния церкви на
развитие искусства появление трехмерной
скульптуры было официально одобрено
в 1695 году. Именно тогда в Москве закончилось
возведение Триумфальная арка по случаю
взятия Азова. Внедрение нового для России
формата искусства проходило не без «трений»
- новшества народом принимались неохотно.
Но при Петре I, не смотря ни на что, продолжали
появляться новые статуи, памятники на
площадях, во дворах и парках. Постепенно
скульптура начала проникать с улиц и
во внутреннее убранство домов, дворцов
и внутреннего убранства интерьеров различных
зданий. Позднее было уже невозможно представить
внутреннее убранство без скульптур и
фигур. Поскольку в России в силу отсутствия
опыта создания скульптур не было мастеров
способных удовлетворить планы Петра,
были приглашены европейские скульпторы.
Они создавали новые произведения скульптуры
и обучали российских скульпторов своему
мастерству. Скульптор и создаваемая
им статуя стали символами Петровских
преобразований. На личном штандарте царя
был изображен ваятель, высекающий женскую
фигуру. Изменения коснулись и живописи.
Многие из которых носили революционный
характер. Русская живлпись во многом
была ограничена иконописными канонами,
но теперь помимо них появились новые
методы, в том числе реализм пришедший
в Россию из Европы8.
Как и в архитектуре и скульптуре в живописи
происходят революционные перемены. Основным
художественным методом становится реализм.
Кардинально изменяются способы изображения.
Новая живопись становится объемнее, в
ней появляются редкие доселе перспектива,
свет и тень. Изображение уходит от двухмерного
формата. Теперь пространство и форма
отражаются в новой, европейской манере.
В русскую живопись приходит и линейная
перспектива известная в Европе с эпохи
Возрождения. Новым приемом явилась и
световоздушная перспектива – великое
достижение Леонардо да Винчи. Это уточненный
прием передачи глубины и объема пространства
с помощью изображения воздуха. Как известно
воздух не прозрачен, в нем всегда присутствуют
различные частицы, пыль. Освоение этого
тончайшего приема позволило русским
художникам буквально изображать воздух,
ветер, объемы, перспективы и тени теперь
стали частью общего плана. Это открывает
русским живописцам новые горизонты, свободу
самовыражения. На холст приходит глубина,
бесконечность пространства. Талантливые
русские мастера в совершенстве освоили
новые приемы и привнесли тем самым огромный
вклад в мировую живопись. В искусстве
появляется «сиюминутность» момента,
движение, действие, реальное время. В
сравнении с ранними статичными изображениями
разных действий, теперь художник улавливает
мгновение действия. Формируются и осваиваются
новые для России жанры живописи: батальный,
портретный, пейзажный, бытовой, натюрморт.
Петр питал слабость к работам маринистов
– морским пейзажам. Что не удивительно,
ведь страсть царя к морю была лейтмотивом
многих его проектов. Наибольшее распространение
получили исторический и портретный жанры.
Портреты составляли большую часть заказов
русских художников т.к. знать желала воплотить
собственно лицо в новом формате, объеме
и времени. На смену доске приходит холст,
а темпере – масляные краски.
В петровское время происходит значимое
событие в истории мировой живописи. Миру
было открыто имя Ивана Никитина – первого
российского художника вставшего в один
ряд с именитыми мастерами Европы. Его
талант был открыт лично Петром, в 1716 г.
Он отправил молодого художника на обучение
в Европу. Реформы в живописи произошедшие
благодаря Петру позволили русской живописи
совершить прыжок от иконописи к реализму.
Живопись теперь обрела светский характер,
в ее центре стояла жизнь человека, его
быт, его фигура, его история и реальный
мир. Благодаря этим реформам нашим современникам
доступны изображения пейзажей того времени,
выдающихся и личностей и самого Петра
I.
Подводя итог данной главы, я бы хотел
отметить, что реформы Петра явились одновременно
причиной и следствием происходивших
перемен в культуре России. Этот процесс
обрел динамику благодаря тому, что освоение
новых технологий и образа мысли приводили
к потребности привнесения еще больших
изменений. Но изменения эти стали со временем
происходить не только благодаря влиянию
Голландии и Европы в частности, но и потому,
что русский народ нашел правильное применение
освоенным новшествам и был способен создавать
их уже самостоятельно.
Глава III Вклад голландцев
в русскую культуру
Рассмотрев историю и предпосылки
российско-голландских отношений, а также
сделав вывод о значительной роли Петра
I в их развитии можно подводить итог оценив
вклад голландцев в русскую культуру.
В данной главе я ставил перед собой продолжить
рассмотрение нововведений в русской
культуре и более детально рассмотреть
некоторые из них. Влияние Голландской
культуры на Российскую невозможно переоценить.
Наиболее динамичная интеграция культуры,
искусства, быта и политических устоев
пришлась на бурное развитие России, расцвет
Петербурга, который по своей сути является
олицетворением слияния двух культур.
Первое, что бросается в глаза при взгляде
на Петербург-это великолепная архитектура,
вобравшая в себя все лучшее из того, чего
в те времена добилась Европа. В Петербургских
городских ансамблях нашли свое отражение
и французские, и итальянские и, конечно
голландские мотивы. Причиной тому, послужила
активная деятельность Петра I направленная
на привнесение в культуру и быт России
Европейских достижений.
Опыт пребывания Петра I за границей
и, в частности, в Нидерландах, сыграл неоценимую
роль при проведении им крупномасштабных
реформ в России, о которых было сказано
ранее. Поощряемое Петром изучение голландского
языка привело к внедрению в русскую речь
множества голландских слов и выражений.
В первую очередь это касалось судовых
и морских терминов. Такие слова как рейс,
рейд, айсберг, дрейф и т.д. пришли к нам
именно из голландской речи. Интеграция
элементов языка, технологий и самого
образа жизни, мысли и быта, была невозможна
лишь благодаря привлечению голландских
мастеров и образованию русских в Нидерландах.
Наиболее плотное взаимодействие на житейском
уровне, благодаря регулярному общению
в повседневной жизни русских и голландцев.
Эти повседневные контакты возникали
по причине того, что в Санкт-Петербурге
проживали не только специалисты из Голландии,
но и со временем их семьи, предприниматели
и другие граждане Голландии прибывшие
в Россию с различными целями. Со временем
в Петербурге зародилась полноценная
голландская община. Ее история берет
свое начало с первых лет существования
города9. Число голландцев в России
росло по мере роста и укрепления торговых
связей. Голландцы не нуждались в том,
чтобы по разным причинам скрывать свое
происхождение, поэтому они охотно селились
вместе, создавая тем самым своего рода
диаспору. История голландской общины
начинается в первые годы истории города.
Такие сообщества голландцев существовали
в различных городах и странах. Но именно
Петербург открывал для них уникальные
и выгодные перспективы. Объединение голландцев
за рубежом строилось, как правило вокруг
церкви, создавалась церковная община.
Реформаторская община голландцев в России
возникла впервые в Петербурге в 1717 году10. Сама возможность возникновения
в Петербурге реформаторской церкви стала
возможна после указа Петра Великого о
свободе вероисповедания. Этот указ стал
своего рода символом открытости и готовности
принять на русской земле иностранцев
и позволить им чувствовать себя здесь
комфортно. Поначалу голландская община
была весьма немногочисленна и составляла
всего 36 прихожан. Но со временем число
голландцев в России росло, расширялась
и община. Основной массой голландцев
являлись торговцы и предприниматели
из Амстердама. Многие из них перебирались
в Петербург из Москвы и Архангельска
в поисках новых перспектив. Помимо предпринимателей
большой пласт общины состоял из мастеров
и зодчих, военных и моряков. Некоторые
из которых прибывали в Петербург на время
и решив вопросы покидали город, а многие
обустраивались здесь основательно, заводили
семьи с соотечественниками и русскими
и оставались на всю жизнь. В общине кипела
богатая культурная жизнь. Существовала
школа, голландский клуб и, что немаловажно
в ней все чаще можно было встретить русских
деятелей искусства и людей открытых к
общению с иностранцами. Именно это и дало
толчок интеграции новых, западных взглядов
в русское общественное мнение. В общине
проводились регулярные выставки живописи,
литературные вечера. Голландская церковь
быстро оказалась частью центра города
из-за стремительного роста Петербурга.
С этих пор визиты в нее русских стали
все более частым явлением. Общение проходившее
здесь создавало благодатную почву для
обмена опытом и открывало широкие перспективы
для развития и культурного роста обеих
сторон.
Церковь стала центром духовной жизни
выходцев из Голландии, которые жили вдали
от своей Родины. Со временем путешествия
из страны в страну стали намного быстрее
и комфортабельнее. В петербургское сообщество
входят голландские женщины. Все больше
детей рождалось в Петербурге, усиливается
интеграция голландцев в русское общество.
К 1850 году большая часть общины имела корни
в Санкт-Петербурге. Из 250 членов 25% родились
в Голландии, 30% в Санкт-Петербурге в голландских
семьях, или от одного из голландских родителей,
в то время как более 40% голландцев были
российскими подданными11.
Помимо воскресных служб, церковь
вела активную деятельность в других областях.
Так, в сотрудничестве с немецкой и французской
реформатскими общинами в Санкт-Петербурге
была основана реформатская школа. Голландская
церковь арендовала часть Волковского
кладбища. При церкви существовало Голландское
общество. Большое внимание церковь уделяла
благотворительности, помимо поддержки
прихожан включавшей основание приюта.
Голландская реформатская церковь была
не только религиозным институтом, но
и социально-культурным центром голландской
общины в Санкт-Петербурге.
Говоря о влиянии голландской
культуры стоит заметить, что оно было
бы невозможно без участия отдельных выдающихся
личностей. Среди наиболее примечательных
фигур следует отметить Корнелиса Крюйса.
Он оставил заметнейший след в истории
и культуре России и Петербурга в частности.
Корнелис Крюйс – вице-адмирал. Благодаря
ему развитие российского флота обрело
тот размах и те высоты благодаря которым
он обрел такую мощь и такую обороноспособность
которые смогли обеспечить России доминирующее
положение на морских просторах. Он подарил
России множество изобретений в области
кораблестроения, которые позволили в
дальнейшем строить более современные
и совершенные морские судна. Такой вклад,
хоть и касается скорее области военных
достижений оставил большой вклад в культуру
страны. Ведь развитие флота позволяло
России занимать более прочные позиции
в Европе, а значит становиться более выгодно
площадкой для инвестиций и работы зарубежных
специалистов.
В предыдущей главе было немало
сказано о значительной роли Европейцев
в архитектуре Петербурга, но не было уделено
внимание непосредственно голландскому
вкладу. Дело в том, что большая часть зодчих
работавших над фасадами зданий в центре
города и проектами дворцов были выходцами
из Италии, Франции и Германии. Голландские
имена редко звучат в списках великих
архитекторов работавших в Петербурге
и всей России, но вклад от этого не уменьшается.
Голландцы выполняли не столько парадные
проекты, сколько участвовали в непосредственной
разработке технологий для строительства
прочных зданий. Петр рационально подошел
к выбору специалистов именно из Голландии
так как прекрасно понимал схожесть голландского
климата и климатических условий в Северо-Западном
регионе России. Амстердам – это северная
Венеция, как принято его называть в Европе,
россияне справедливо применили эту метафору
и к Петербургу и она прочно закрепилась
в отношении северной столицы. Эти города
расположенные в окружении воды, нуждались
в особом подходе к архитектуре, строительству,
устройству различных систем12. Особенной является и технология
возведения фундаментов, набережных. Работа
голландцев была хоть и закулисной, но
играла важную роль в том, чтобы Петербург
пронес свое архитектурное великолепие
сквозь столетия. Помимо этого непосредственно
голландский стиль и его мотивы встречаются
в таких памятниках архитектуры как Летний
дворец, многие постройки Петергофа также
выполнены в голландской традиции. Таким
образом Петр хотел выразить уважение
к труду голландских мастеров.
Самым заметным примером интерьера
выполненного в сугубо голландской манере
можно назвать убранство Меньшиковского
дворца13. Здесь перед зрителем во всех
красе предстает гений голландского оформительского
искусства. Венценосной частью этого интерьера
можно считать пиникадило из Амстердама.
Невозможно не заметить и великолепную
голландскую плитку. Ее применили в отделке
стен и потолка в покоях самого Меньшикова.
Помимо прочего в интерьере дворца можно
встретить живописные работы голландских
мастеров. Все это позволяет увидеть насколько
важен был вклад голландцев и как он ценился
в Петербурге.
В предыдущей главе было много
сказано о вкладе европейской культуры
в русскую живопись. Но хотелось бы отметить
и исконно голландский вклад в изобразительное
искусство России – это гравюры.
Петр пригласил из Голландии
мастера гравюры Адриана Шхонебека. Непосредственно
в Петербурге Шхонебек не работал, но он
обучил таких выдающихся российских граверов
как Зубовы. Их работы можно встретить
во многих местах Петербурга.
Еще один выдающийся голландский
гравер – Петер Пикарт приехал в Россию
в 1702 году и с его именем ассоциируется
основание первой русской походной гравюрной
мастерской. Кроме Пикарта в Петербурге
в петровское время работали также ЭллигерIII
и Христофор Марселиус. Оттомар Элигер
(1703-1735), рисовальщик, гравер, который приехал
в Россию из Голландии. Он работал в Конторе
садовых дел, затем с 1728 г. - в Академии
наук "мастером прошпектов и архитектуры";
с 1731 года - руководителем гравировальной
палаты. Эллигером в Петербурге были созданы
произведения в разных жанрах, он являлся
автором ряда рисовальных и гравировальных
видов Петербурга. Годы жизни Христофора
Марселиуса так и остаются неизвестными.
Архитектор и рисовальщик, он в 1725 году
приехал в Россию из Голландии, до 1730 года
работал в Академии наук. Марселиус - автор
серии рисованных видов Петербурга.
Петр выделял голландское мастерство
в самых различных областях во многом
потому, что в те времена Голландия являлась
одним крупнейших европейских центров
в области образования, науки и культуры.
Во времена Петра I заметное развитие получили
культурные и научные связи между двумя
странами. Петр I стоял у истоков собирательной
искусствоведческой деятельности в России,
высоко ценя голландскую и фламандскую
живопись. При нем переводятся книги голландских
авторов, что помогало распространять
знания о достижениях культуры, науки
и техники. Благодаря голландскому влиянию
далеко продвинулось гравировальное искусство.
Голландские мастера, работавшие в Петербурге,
были учителями замечательного поколения
русских граверов начала XVIII века, таких,
как братья А.Ф. и И.Ф. Зубовы, Л. Бунин, В.
Томилин и другие.
Торговые отношение двух стран оказали
влияние на российскую экономику. Помимо
этого, голландские предприниматели участвовали
в грандиозном железнодорожном строительстве,
которое развернулось в Российской империи
во второй половине 19 века, вкладывали
деньги в лесопромышленность14.
Две страны всегда имели дружественные
отношения, что не раз помогало в преодолении
сложных ситуаций. Значительна роль Российского
государства в освобождении Нидерландов
от наполеоновских войск, восстановлении
государственной независимости. Посетив
Амстердам, можно легко понять, что так
впечатлило Великого реформатора. Удивительно
находить знакомые черты, еще раз напоминающие
о тесных связях двух государств.
Рассмотрев результаты влияния
Голландии на русскую культуру, необходимо
обратиться и к ситуации складывающейся
в современности. Рассмотреть как выстраивались
отношения двух стран в последние десятилетия.
Актуальное искусство северной Европы
оказывающее непосредственное влияние
на тенденции складывающиеся в России
является и по сей день одним из наиболее
крепких связующих звеньев культур России
и Голландии. Музыка, наука и другие сферы
культуры и по сей день непрерывно взаимодействуют
в России и Голландии. Одним из наиболее
значимых событий в современных российско-голландских
отношений стал год Голландии в России.
Такие проекты проводятся регулярно с
различными странами, в рамках которых
ставится приоритет на проведение, фестивалей,
выставок и других культурных событий
посвященных демонстрации и обмену культурным
опытом между различными странами.
В 2013 году мы убедились в том,
что для культурного сотрудничества с
Россией существует множество мотивов.
Культурные проекты с зарубежными партнерами,
в том числе с голландскими, пользуются
в России большим спросом. Сотрудничество
между российскими и голландскими партнерами,
например, в сфере изобразительного искусства,
танца, кино и (классической) музыки стало
почти само собой разумеющимся. Наряду
с этим появились новые возможности в
области современного искусства и творческих
индустрий, особенно в сфере архитектуры.
Вырос интерес российской публики к современному
искусству, открылись новые артистические
площадки, возникли значительные частные
фонды в поддержку современного искусства
и творческих индустрий. В отношениях
с Россией важное место отводится сохранению,
эксплуатации, обеспечению доступа и перепрофилированию
совместного культурного наследия.
Год России-Голландии служил платформой
для укрепления и расширения взаимных
контактов и сотрудничества на всех уровнях
– не только между властными структурами,
но прежде всего между неправительственными
организациями и учреждениями. Ожидаемые
результаты этого сотрудничества по истечении
2013 года – расширение рынка, обмен идеями
и творческими инициативами. Предполагалось,
что культурная программа в России будет
не чередой разрозненных мероприятий,
но шагом к сближению обществ и культур
обеих стран.
Голландское правительство (Министерство
иностранных дел и Министерство образования,
культуры и науки) поддерживало программу
голландских мероприятий в России с помощью
так называемых партнерских субсидий.
Координацию программы осуществляла организация
«DutchCulture» (ранее называвшаяся «SICA»), получающая
финансирование от двух вышеназванных
министерств. Чтобы гарантировать баланс
различных видов искусства, представленных
в программе, был организован специальный
Совет в составе представителей крупных
голландских фондов и институтов: Фонда
сценических искусств, Музыкального центра
Нидерландов, Театрального института
Нидерландов, Фонда Мондриана, Нидерландского
литературного фонда, Нового института
и голландского Музея кино EYE International.