Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 04:35, реферат

Краткое описание

Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина - комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества.

Содержание

Введение
1. Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации
2. Содержание реформ
3. Историческое значение эпохи великих реформ в контексте буржуазной модернизации России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

александр.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Предпосылки либеральных  реформ, политические и социально-экономические  условия их реализации

2. Содержание реформ

3. Историческое значение  эпохи великих реформ в контексте  буржуазной модернизации России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало  шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит  одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина - комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества. Особенно значительной была реформа по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Реформа 1861 г. удовлетворяла важнейшим экономическим  интересам помещиков и освобождала  русское крестьянство от рабства. Последующие  либеральные реформы 1860 - 1870-х гг. в социальной и экономической  сфере были тесно связаны с  крестьянской реформой.

1. Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации

К середине XIX в. явственно  проявилось отставание России от передовых  капиталистических государств в  экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому  главной целью правительства  было приведение экономической и  социально-политической системы России в соответствие с потребностями  времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения  дворянства.

Поражение в Крымской войне  подорвало международный престиж  России и открыло глаза царизму  на главную причину экономической  и военно-технической отсталости страны - крепостное право - и на социальную опасность его дальнейшего сохранения. Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более  экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались  в состоянии глубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства; частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота и фуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население, наносили серьезный ущерб и помещичьему  хозяйству. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционный  взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма

Этот путь был начат  с проведения важнейшей реформы  отмены крепостного права, а также  ряда других немаловажных буржуазных реформ: суда, самоуправления, образования  и печати и др. в 60-70-х гг. XIX в., необходимых  для России. В конце XVIII - середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне  от понимания решения крестьянского  вопроса. Однако попытки правительства  смягчить крепостное право, дать помещикам  положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения  оказались малоэффективными из-за сопротивления  крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической  системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено  было тратить огромные деньги на поддержку  помещиков.

Объективно крепостничество  мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию  рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в  производство, повышению покупательной  способности населения и развитию торговли.Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась  и тем, что крестьяне открыто  протестовали против него. По данным, основанным на материалах наших архивов, за первую четверть XIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем  по 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее  десятилетие (1851-1860) - 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения приходятся на 1856-1860 гг.

Таким образом, отмена крепостного  права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными  предпосылками. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная  и другие реформы. Их основная цель привести государственный строй  и административное управление в  соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное  крестьянство получило личную свободу

2. Содержание реформ

Крестьянская  реформа

19 февраля 1861 г. Александр  П подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»  и Манифест, возвещавший об отмене  крепостного права в России. Согласно  этим документам, крестьяне сразу  получали личную свободу, вводились  сельские и волостные крестьянские  органы правления. Крестьяне освобождались  с землей, но наделение их достаточным  количеством земли было невыгодно  помещику, поскольку тогда крестьянские  хозяйства были бы полностью  независимы от него. Реформа устанавливала  «высшую» и «низшую» нормы  наделов. Предусматривалась отрезка  от крестьянского надела в  пользу помещика, если дореформенные  его размеры превышали «высшую»  норму, и прирезку, если он не  достигал «низшей» нормы. На  практике отрезки стали правилом, а прирезки -- исключением. В отрезки  чаще всего попадали лучшие, наиболее  необходимые крестьянину угодья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье  и чересполосица не давали  возможности крестьянскому хозяйству  успешно развиваться. У крестьян  не было денег, необходимых  для выкупа земли. Чтобы помещики  получили выкупные суммы единовременно,  государство предоставило крестьянам  ссуду в размере 80% стоимости  наделов. Остальные 20 % крестьянская  община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны  были возвратить ссуду государству  в форме выкупных платежей  с начислением 6% годовых. Выплата  крестьянами помещику растянулась  на 20 лет. Она породила специфическое  временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить  оброк и выполнять некоторые  повинности до тех пор, пока  полностью не выкупят свой  надел. То есть, крестьянин по-прежнему  выплачивал оброк и отрабатывал  барщину (хотя и в урезанном  виде). Только в 1881 г. был издан  закон о ликвидации временно-обязанного  положения крестьян.

Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Получая землю, крестьяне  были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула  расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение  землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и  за личное освобождение.)

Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах  помещиков. Многие крестьянские хозяйства  разорялись. Ответом на реформу был  всплеск крестьянских волнений и  бунтов, прокатившийся по стране в  начале 60-х годов.

Земская и городская реформы

К марту 1863 г., после предварительной  работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губернских и уездных  земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 года. Создаваемые  земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских  собраний) и исполнительных (уездных  и губернских земских управ). Те и  другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии -- землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей -- многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики, страховые агенты, техники, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства.

По тем же принципам, что  и земская, проводилась городская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы -- управы. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа

В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных  положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные  юристы страны. Видную роль здесь играл  известный юрист статс-секретарь  Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в  судебные учреждения, университеты, известным  зарубежным юристам и легли в  основу судебных уставов. Разработанный  проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость  от административной власти, несменяемость  судей и судебных следователей, равенство  всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность  судебного процесса с участием в  нём присяжных заседателей и  адвокатов (присяжных поверенных). Это  являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным  судом, с его безгласностью и  канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864 г. Александр  II утвердил судебные уставы. Они  вводили коронный и мировой  суды. Коронный суд имел две  инстанции: первой являлся окружной  суд, второй - судебная палата, объединявшая  несколько судебных округов. Выборные  присяжные заседатели устанавливали  лишь виновность или невиновность  подсудимого; меру наказания определяли  судьи и два члена суда. Решения,  принятые окружным судом с  участием присяжных заседателей,  считались окончательными, а без  их участия могли быть обжалованы  в судебной палате. Решения окружных  судов и судебных палат могли  быть обжалованы только в случае  нарушения законного порядка  судопроизводства. Апелляции на  эти решения рассматривал Сенат,  который являлся высшей кассационной  инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных  решений.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском  до 500 рублей в уездах и городах  учреждался мировой суд с упрощённым судопроизводством.

Судебные уставы 1864 г. вводили  институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое  из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным  делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные  поверенные и судебные следователи  должны были иметь высшее юридическое  образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет  на государственной службе.

Надзор за законностью  действий судебных учреждений осуществлялся  обер-прокурором Сената, прокурорами  судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно  министру юстиций. Хотя судебная реформа  была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла  немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили  в судебную реформу еще большее  отступление от принципов буржуазного  суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы - судились особым Верховным  уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники  фактически ставились в зависимость  от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому  вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел  по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в  печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой  суд (восстановлен в 1912 г.).

Судебными уставами 1864 г. впервые  в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах  учреждались нотариальные кон торы со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании  особого о них положения".Под  воздействием общественного демократического подъёма в годы революционной  ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял  публичные наказания по приговорам гражданских и военных судов  плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью  телесные наказания не отменялись.

Финансовые реформы

Потребности капиталистической  страны и расстройства финансов в  годы Крымской войны повелительно требовали  упорядочения всего финансового  дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии  финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом  аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный  банк, который заменил собой прежние  кредитные учреждения - земский и  коммерческий банки, сохраняя казну  и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный  бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый  порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным  распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого  же времени начала публиковаться  во всеобщее сведение роспись доходов  и расходов.

Информация о работе Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации