Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 04:35, реферат
Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина - комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества.
Введение
1. Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации
2. Содержание реформ
3. Историческое значение эпохи великих реформ в контексте буржуазной модернизации России
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Предпосылки либеральных
реформ, политические и социально-
2. Содержание реформ
3. Историческое значение
эпохи великих реформ в
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эпоха реформ 60-70-х годов
XIX века была действительно великой,
ибо самодержавие впервые сделало
шаг навстречу обществу, и общество
поддержало власть. В этом состоит
одна из причин успеха реформ Александра
II. Другая причина - комплексный характер
реформ, которые коснулись всех сторон
жизни российского общества. Особенно
значительной была реформа по освобождению
крестьян от крепостной зависимости. Реформа
1861 г. удовлетворяла важнейшим
1. Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации
К середине XIX в. явственно
проявилось отставание России от передовых
капиталистических государств в
экономической и социально-
Поражение в Крымской войне
подорвало международный
Этот путь был начат
с проведения важнейшей реформы
отмены крепостного права, а также
ряда других немаловажных буржуазных
реформ: суда, самоуправления, образования
и печати и др. в 60-70-х гг. XIX в., необходимых
для России. В конце XVIII - середине
XIX в. даже правительство и консервативные
круги не оставались в стороне
от понимания решения
Объективно крепостничество
мешало также индустриальной модернизации
страны, так как препятствовало складыванию
рынка свободной рабочей силы,
накоплению капиталов, вложенных в
производство, повышению покупательной
способности населения и
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу
2. Содержание реформ
Крестьянская реформа
19 февраля 1861 г. Александр
П подписал «Положения о
Завершающим этапом крестьянской
реформы являлся перевод
Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяйства разорялись. Ответом на реформу был всплеск крестьянских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в начале 60-х годов.
Земская и городская реформы
К марту 1863 г., после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии -- землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей -- многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики, страховые агенты, техники, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства.
По тем же принципам, что и земская, проводилась городская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы -- управы. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.
Судебная реформа
В 1861 г. государственной канцелярии
было поручено начать разработку «Основных
положений преобразования судебной
части в России». К подготовке
судебной реформы были привлечены крупные
юристы страны. Видную роль здесь играл
известный юрист статс-
20 ноября 1864 г. Александр
II утвердил судебные уставы. Они
вводили коронный и мировой
суды. Коронный суд имел две
инстанции: первой являлся
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощённым судопроизводством.
Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет на государственной службе.
Надзор за законностью
действий судебных учреждений осуществлялся
обер-прокурором Сената, прокурорами
судебных палат и окружных судов.
Они подчинялись
Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные кон торы со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения".Под воздействием общественного демократического подъёма в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные наказания по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись.
Финансовые реформы
Потребности капиталистической
страны и расстройства финансов в
годы Крымской войны повелительно требовали
упорядочения всего финансового
дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии
финансовых реформ было направлено на
централизацию финансового дела
и коснулось главным образом
аппарата финансового управления. Указом
1860г. был учрежден Государственный
банк, который заменил собой прежние
кредитные учреждения - земский и
коммерческий банки, сохраняя казну
и приказы общественного