Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 04:35, реферат
Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина - комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества.
Введение
1. Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации
2. Содержание реформ
3. Историческое значение эпохи великих реформ в контексте буржуазной модернизации России
Заключение
Список использованной литературы
В 1864г был преобразован
государственный контроль. Во всех
губерниях учреждались
Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.
Военная реформа
Поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.
В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.
Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.
Реформы в области народного образования и печати
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.
В 1863 г. новый Устав вернул
автономию университетам, ликвидированную
Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались
самостоятельность решения
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
3. Историческое значение эпохи великих реформ в контексте буржуазной модернизации России
либеральный реформа крестьянский россия
После отмены крепостного
права в 1861 г. капитализм в России
утвердился как господствующая формация.
Из аграрной страны Россия превращалась
в аграрно-индустриальную: быстро развивалась
крупная машинная индустрия, возникали
новые виды промышленности, складывались
новые районы капиталистического промышленного
и сельскохозяйственного
Для развития капитализма
в России, стране аграрной, особенно
показательны те явления, которые имели
место в деревне, в первую очередь
в крестьянстве. Здесь необходимо
выделить процесс разложения крестьянства
на основе начавшегося ещё при
крепостном праве социального расслоения.
В пореформенное время
Период реформ 60-70-х гг.
XIX в. имел огромное значение для нашей
страны, так как определял её дальнейшее
развитие и переход от феодальных
отношений к капиталистическим
и превращение России в буржуазную
монархию. Все реформы носили буржуазный
характер, открывая возможности развития
капиталистических отношений в
экономической и социально-
Реформы хоть и были значительным шагом вперёд для России, но все же они, буржуазные по своему содержанию, несли в себе крепостнические черты. Проведённые сверху самодержавием, эти реформы были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение податных сословий. Уступки, сделанные прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.
Следует отметить, что основные задачи, которые правительство ставило перед собой, были выполнены, хотя и не в полной мере. И последствия этих реформ были не всегда положительными, так например, в результате крестьянской реформы, во время восстаний погибло очень много человек. К тому же помещики, пытаясь как то выйти из невыгодного им положения, старались получить как можно больше выгоды с крестьян, в результате чего сильно сократилось крестьянское хозяйство.
Но самым главным, то что крестьяне стали разбиваться на классы, и в меньшей степени зависеть от помещиков. Также важно подчеркнуть, что принципы, заложенные в реформах суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли положение страны в дальнейшем, и позволили России считаться одной из мировых держав.
Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развитая страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Несмотря на все огромное
положительное значение реформ 60 --
70-х гг. XIX века, они носили непоследовательный
и незавершенный характер, став отражением
двух тенденций в политике эпохи
Александра II -- реформистской и
Заключение
Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости,
выравнивание всех перед судом, создание
новых либеральных форм общественной
жизни привели к свободе
В годы правления Александра Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.
Буржуазные реформы, проведенные Александром II в 60-70гг. 19 века в России, были временем крупных и глубоких преобразований по своим последствиям. Они охватывали не только экономику, но и социально-политическую структуру общества. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не только революциями и войнами, а преобразованиями сверху, мирным путем. Несмотря на свою ограниченность, реформы имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии.
Список использованной литературы
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.-- М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.--544 с.
2. Самыгин П.С. История/ П.С. Самыгин и др. -- Изд. 7-е. -- Ростов н/Д: «Феникс», 2007. -- 478 с.
3. Федоров В.А. История России. 4-е издание, перераб. и дополненное. М.:Проспект, 2008. - 536 с.