Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:14, реферат
Семья в древнейший период римской истории представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи - домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.
Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (mаnus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей, и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.
Введение 3
1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными 4
2. Возникновение отеческой власти 6
3. Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных 10
4. Прекращение отеческой власти 16
Заключение 18
Библиографический список 21
Введение
Семья в древнейший период римской истории представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи - домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.
Домовладыка первоначально имел одинаковую
власть (mаnus) над женой, детьми, рабами,
вещами; всех их - и жену, и детей,
и имущество - домовладыка мог
истребовать с помощью одинаков
В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.
Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане»1.
Отеческою властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца.
По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя мыслима была лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Власть эта поэтому:
1) всегда принадлежит мужчине, но не женщине;
2) всегда принадлежит непременно лицу sui juris (так что ребенок, имеющий несколько восходящих, находится под властью наиболее отдаленного восходящего, под властью которого стоят более близкие;
3) власть эта не прекращается достижением какого-либо возраста со стороны подвластного: она продолжается до смерти домовладыки или до эмансипации подвластного домовладыкой.
Нужно заметить,
что по мере упадка нравов злоупотребления
отеческой властью стали
Власть домовладыки с формальной стороны есть абсолютное право на другое лицо, т.е. объектом его являются не отдельные действия другого лица, способного быть субъектом прав, но самое это лицо, и этому праву соответствует обязанность всех граждан не мешать субъекту осуществлять свое господство над другим лицом. Таким образом, отец имеет абсолютный иск против всякого третьего лица, удерживающего у себя подвластного: для этой цели служит, с одной стороны, filii vindicatio, с другой стороны interd. de libеris ducendis, подготовляемый посредством interd. de liberis exhibendis; мать, если она имеет по каким-либо особым причинам преимущественное право на воспитание детей, получает эксцепцию против этих исков отца; оба иска различаются лишь формальными особенностями. Против самого сына, отрицающего существование отеческой власти, отец имеет actio praejudicialis; подобная же aсtio дана лицу, утверждающему свою свободу от отеческой власти.
В силу отеческой власти в юстиниановом праве возникают следующие личные отношения между домовладыкой и подвластными:
- право отца продать filium filiamve sanguinolentum (т.е. тотчас по рождении) в случае крайней нужды (это все, что осталось от прежнего права манципировать детей);
- право отдать ребенка in adoptionem;
- право давать согласие на брак (очень ограниченное);
- право назначать опекуна, делать substitutio pupillaris.
Остальные правомочия отца над личностью подвластного отменены: право продажи - Диоклетианом, jus vitae ас necis - Константином, noxae datio, т.е. aсtio noxalis в применении к сыновьям семейства и дочерям - Юстинианом3.
На публичные права подвластного власть домовладыки не оказывает никакого влияния.
Отеческая власть возникает, прежде всего, через рождение из justae nuptiae или matrimonium juris civilis (между лицами, имеющими jus conubii). Ребенок становится под власть отца; если последний сам находится sub patria potestate, то он становится под власть домовладыки отца и лишь со смертью последнего переходит под власть отца.
Далее, отеческая
власть устанавливается через
1. Legitimatio per subsequens matrimonimum. Для узаконения детей заключается брак с конкубиной и составляются pacta dotalia.
2. Legitimatio per rеsсriptum
principis. Рескрипт у императора
3. Legitimatio per oblationem curiae. Курия - это муниципальный сенат в городах и местечках империи; члены этих сенатов составляли знать, которая противиполагалась плебеям, и пользовалась некоторыми привилегиями (например, изъятие от пытки, телесных наказаний). Но эти привилегии не шли вровень с тяжкими имущественными повинностями, лежавшими на курионах: последние должны были на свой счет давать публичные игры, а главным образом пополнять из своего кармана недоимки, получавшиеся при взыскании личной и земельной подати с населения их общины. Поэтому курионы всеми путями старались избавиться от своего звания, а правительство всеми мерами заботилось о сохранении этого учреждения. В числе поощрительных мер были рассматриваемый нами способ легитимации: отец, сам, не будучи курионом, узаконял своего сына от конкубины, если он делал его курионом своей patriae, дочь он мог узаконить, выдавая ее замуж за куриона; при этом он должен был подарить или завещать узаконяемому лицу надлежащее количество земли. Последствия этой легитимации сужены: узаконенный делался лишь подвластным и suus heres своего отца, но не делался агнатом и когнатом родственников отца.
Наконец, отеческая власть возникает через усыновление. Усыновлением называется акт, путем которого одно лицо искусственно становится под отеческую влacть другого. Разница с узаконением состоит в том, что усыновлению могут подлежать лица, не происходящие по рождению от усыновителя.
Усыновление бывает двух родов: adoptio, если усыновляется лицо alieni juris (оно меняет, следовательно, носителя отеческой власти над собою) и arrogatio, если усыновляется лицо sui juris.
Adoptio в юстиниановом праве
Материальные условия
1) Усыновлять могут по общему
правилу только мужчины;
2) Не могут быть усыновляемы дети от конкубины; для них существует легитимация.
3) Усыновление не может быть сделано с прибавлением срока или условия, ибо это не согласуется с существом отеческой власти.
4) Особые условия существуют для аррогации. Дело в том, что при адопции бывший домовладыка проверяет, выгодно ли усыновление для его подвластного. При аррогации же эта задача ложится на магистрата; он обязан совершить causae conguitio, в которой должен констатировать:
а) что усыновитель не имеет законных детей и не может уже их иметь (более 60 лет);
b) что он не опекун (даже бывший) усыновляемого, имеющего менее 25 лет от рождения;
с) что он не усыновляет богача, будучи сам бедняком;
d) магистрат не должен допускать аррогацию нескольких лиц сразу5.
При наличности особых условий магистрат может сделать изъятия из этих правил.
Особенно строго совершается causae cognitio при arrogatio impuberis.
Последствия усыновления:
1) При аррогации лицо sui juris вступает под отеческую власть аррогатора и становится на все время существования над ним власти аррогатора агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследственными правами. Особые правила существуют на случай аррогации лица, не достигшего pubertаs. Именно, если усыновленный умирает до достижения pubertas, его имущество переходит к тем лицам, которые были бы его наследниками, если бы аррогация не произошла, то есть к пупиллярному субституту или к heredes ab intestatо, так что pater arrogator не получает в этом случае наследственных прав.
2) Далее, impubes arrоgatus имеет право на 1/4 наследства усыновителя, если он был эмансипирован им sine justa causa или эксгередирован; наконец, он может, достигши pubertas, требовать эманципации, если докажет, что аррогация ему вредна.
3) При адопции со времени Юстиниана нужно различать два случая: adoptio plena и adoptio minus рlena. Первая имеет место при усыновлении нисходящего восходящим, вторая - во всех остальных случаях усыновления лица alieni juris. Аdoptio plena ведет к установлению отеческой власти усыновителя и к существованию родственной связи между усыновленным и агнатами усыновителя со всеми ее последствиями (взаимное наследование), в течение времени, пока продолжается усыновление. Связь усыновленного с прежними агнатами (но не когнатами) прерывается (то же имеет место и при аррогации6.
Adoptio minus plena в
сущности даже не заслуживает
имени усыновления, ибо не
4) Усыновление со стороны женщины устанавливает между усыновительницей, усыновленным и его нисходящими взаимное наследственное право и право родителей.
Наибольшее влияние отеческая власть оказывает на имущественное положение подвластного. Впрочем, и здесь замечается громадное ослабление отеческой власти в течение истории. По древнему и даже классическому праву все, что находится в семье, принадлежит домовладыке. Отсюда подвластные дети, хотя и являются право- и дееспособными и могут заключать сделки с третьими лицами, но благодаря своему нахождению под patria potestas сами могут оставаться только субъектами обязанностей из этих сделок; все, что они приобретают в качестве актива, принадлежит домовладыке: собственного активного имущества подвластный иметь не может.
Брешь в этом порядке сделало появление peсulium castrense при Августе и peculium quasi castrense при Константине, а окончательно его опрокинуло развитие при христианских императорах системы так называемого bona adventicia. Процесс этот был закончен реформами Юстиниана, который возвел в общий принцип, что все то, что filius familias приобретает на свое имя не из имущества отца, он приобретает в свою собственность; отцу принадлежит в лучшем случае узуфрукт и право управления на такие приобретения сына; на счет имущества отца подвластный не может приобрести ничего для себя, а все приобретает для отца.
Практически такие
приобретения осуществляются путем
установления подвластному со стороны
домовладыки так называемого peculium
profecticium. Так именуется часть
Юридически пекулий остается собственностью домовладыки и, если сделки подвластного обязывают его в известных пределах, то и все приобретения, сделанные подвластным по делам пекулия, поступают в собственность отца. Последний волен отнять пекулий у подвластного сына в любое время.