Прекращение отеческой власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

Семья в древнейший период римской истории представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи - домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.
Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (mаnus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей, и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными 4
2. Возникновение отеческой власти 6
3. Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных 10
4. Прекращение отеческой власти 16
Заключение 18
Библиографический список 21

Вложенные файлы: 1 файл

Власть домовладыки.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Для установления пекулия годится передача в фактическое  распоряжение сына всяких правоотношений: вещных и обязательственных. Само установление пекулия происходит в следующих случаях:

1) если отец  прямо выделяет сыну нечто  из своего имущества, чтобы  установить пекулий;

2) если он совершает  donatio в пользу сына; так как  подвластный не может ничего  приобрести из имущества домовладыки, то такая donatio имеет значение лишь для установления peculium profecticium; она получает полную силу дарения лишь в том cлучае, если отец умрет раньше подвластного, не отменив дарения, или если отец эмансипирует подвластного, не отменяя дарения7.

К массе пекулия присоединяются и все приобретения подвластного, сделанные в связи с управлением пекулием. Пекулий прекращается:

1) вследствие  отнятия его со стороны отца, что возможно в любое время (ответственность домовладыки или его наследников по искам третьих лиц de peculio продолжается еще в течение одного года - actio de peculio annalis;

2) вследствие  прекращения отеческой власти; в  случае смерти отца пекулий  возвращается в массу отеческого  наследства, за исключением пекулия,  возникшего при дарении отца  сыну, если это дарение осталось неотмененным в момент смерти отца; в случае эмансипации сына, если пекулий не отнимается прямо домовладыкой, он считается подаренным сыну окончательно;

3) если фиск за долги отбирает  имущество отца, то пекулий остается  у подвластного, как его собственное имущество.

К peculium castrense принадлежит все, что filius familiae miles приобретает на военной  службе: жалование, военная добыча, подарки, полученные при вступлении в войско, подарки и предоставления mortis causa, полученные от товарищей; сюда же входит наследство, полученное от жены. К peculium quase castrense относятся приобретения, сделанные на гражданской, придворной, духовной службе, в деятельности адвоката, подарки от императора и императрицы. По отношению к этому имуществу подвластный считается полным собственником и вполне свободен в распоряжении им inter vivos и mortis causa stato. Если сын умирал ab intestato, то по доюстинианову праву peculium castrense и quasi castrense переходило к отцу, но не по наследству, а как будто оно было простым пекулием (jure peculii profecticii).

Таким образом, переход пекулия  к отцу имел обратную силу, т.е. все  распоряжения, которые еще раньше при жизни сына сделал отец об этом пекулии, получали теперь полную силу (легаты, манумиссии, отчуждения inter vivos). За долги сына, обладавшего военным пекулием, отец, получивший этот пекулий по смерти сына, отвечал не в полном размере, как heres, а лишь в размерах этого пекулия - по а. de peculio. Со времени Юстиниана это изменено: peculiumi castrense и quasi castrense в случае смерти подвластного ab intestatо переходит уже обычным наследственным порядком8.

Если обладатель такого пекулия  есть лицо недееспособное, то для управления пекулием назначается особая cura, как над лицом sui juris: прежде всего к попечительству призывается отец, если только он способен быть попечителем.

К bona adventiсia rеgularia относится все, что приобретает подвластный не ex re patris и что не поступает в peculium rastrense или quasi castrense, или в bona adventicia irregularia. Если подвластному открывается наследство, то это приводит к следующим последствиям:

а) если подвластному менее 7 лет, то отец может принять наследство без  участия подвластного, и оно поступает в число bona adv. regularia подвластного;

b) если подвластному более 7 лет,  то он может сам вступить  в открывшееся наследство с  согласия отца, и оно делается  также его bonum adventiciumregulare; но он  может принять это наследство  и против воли отца, и тогда оно делается b. adv. irregulare; он может, наконец, отказаться от приобретения наследства, и тогда отец может приобрести для себя наследство, открывшееся подвластному, в полную собственность.

Воna adventicia геgularia состоят в собственности подвластного; но он не может ни управлять ими, ни отчуждать их inter vivos, ни завещать. По смерти подвластного bona adv. reg. идут к его наследникам ab intestato.

При жизни подвластного отец его  имеет право управления относительно bona adventicia regularia, причем не обязан отдавать отчет в своем управлении, но отвечает за всякую небрежность (culpa levis), наличность которой докажет подвластный. Отчуждать отец может лишь ненужные или подвергшиеся порче вещи, а равно вещи нужные для уплаты долгов и легатов, легших на подвластного в силу приобретения им наследства. Прочие отчуждения, если они совершаются отцом, ничтожны, и даже давностное приобретение собственности третьими владельцами невозможно по отношению к bona adv. regularia; давность по искам подвластного, возникающим по случаю такого отчуждения, начинает истекать лишь с момента прекращения patria potestas.

Кроме того, отец имеет на bona adv. reg. узуфрукт. При этом он, в отличие от обыкновенного узуфруктуара, может производить перемены в состоянии и назначении отдельных вещей и свободен от cautio usufructuaria. Узуфрукт отца кончается с прекращением отеческой власти, за исключением следующих случаев:

1) если отец добровольно эмансипирует  подвластного, то, как praemium emancipationis, он удерживает пожизненно узуфрукт на 1/2 bona adventicia подвластного; это сделано с тою целью, чтобы домовладыки не воздерживались от эмансипации из-за страха потерять узуфрукт;

2) если подвластный умирает,  и отец не участвует в наследовании  ему ab intestato (например, его исключают из наследования нисходящие подвластного), то отец сохраняет узуфрукт пожизненно.

К bоna adventicia irregularia принадлежит:

а) имущество, которое подвластный  наследует вопреки воле отца;

b) имущество, которое подвластный  наследует вместе с отцом от другого нисходящего того же отца;

с) имущество, которое третье лицо дарит подвластному с особой оговоркой о том, что отец одаренного не должен иметь на это имущество никакого права.

Воnа adventicia irregularia стоят в полной собственности подвластного. Управляет ими он сам, если дееспособен; если же он недееспособен, то назначается особый curator, каковым в случаях a) и b) прежде всего является отец, если он способен быть попечителем; в случае с) опекун назначается властями свободно, если нет особого распоряжения со стороны предоставителя имущества9.

Завещать bona adv. irreg. подвластный не может; в случае его смерти они  переходят к его наследникам.

В древнем римском праве, когда  подвластный не мог иметь никакого собственного имущества и все  приобретал для отца, немыслимы были и юридические сделки между домовладыкой и подвластным, равно как и судебные процессы имущественного характера между ними. С появлением peculium profecticium - фактического имущества подвластного - сделки между домовладыкой и подвластным по поводу этого имущества устанавливают obligationes naturales, которые принимаются во внимание при вычислении суммы пекулия в тех случаях, когда третьи лица производят взыскания с отца посредством actio de peculiо, но исковой защитой, по общему правилу, не снабжены.

С появлением peculium castrense и quasi castrense, относительно которых filius familias был полноправным хозяином, признаны были вполне действительными  сделки между подвластным и домовладыкой, стоящие в связи с этими  массами собственного имущества подвластного сына. Эти сделки порождали исковые обязательства между отцом и подвластным. Тоже самое правило, вероятно, следовало бы распространить и на сделки между отцом и подвластным, которые касаются bona adventicia; но источники молчат об этом, и Юстиниан упоминает в своей компиляции только о полной силе сделок, заключаемых между отцом и подвластным сыном по поводу pecul. castrense и quasi castrense10.

 

4. Прекращение отеческой власти

 

Следующие события ведут к прекращению  отеческой власти:

1) Смерть домовладыки, она делает  лицами sui juris тех подвластных, которые  непосредственно стояли под властью  умершего, прочие подвластные меняют  домовладыку.

2) Смерть самого подвластного.

3) Потеря civitas со стороны подвластного  или домовладыки (например, осуждение к deportatio).

4) Потеря libertas со стороны домовладыки  (например, осуждение в каторжные работы в рудниках). Взятие в плен домовладыки имеет следующие результаты: если домовладыка возвращается из плена, то он вновь получает отеческую власть так, как будто она не прекращалась; если же он умирает в плену, то власть его считается прекратившейся с момента взятия в плен.

5) Потеря libertas со стороны подвластного. Подвластный, взятый в плен, по  возвращении считался и невыходившим  из-под власти; умирая в плену, он считался умершим в момент плена.

6) Домовладыка мог потерять отеческую  власть в наказание за известные  преступления: за выкидывание подвластного  и оставление его без помощи, за сводничество дочерей, за  вступление в кровосмесительный  брак.

7) Приобретение детьми известных  почетных званий. По классическому  праву отеческую власть уничтожало  получение подвластным звания flamen Dialis или virgo Vestalis; no позднейшему праву  такое значение имело получение  почетного звания патриция (которое  давалось бывшим консулам, praefecto praetorio и urbi, magistri militum и officiorum).

8) Отдача подвластного в adoptio plena.

9) Эманципация. Она совершается  домовладыкой с согласия подвластного, если только последний не infans. Юстинианово право знает три  способа совершения эманципации:

- через рескрипт императора, полагаемый apud acta (т.е. в суде);

- через заявление домовладыки apud acta;

- в форме emancipatio tacita: отец фактически предоставляет подвластному свободу в течение долгого времени.

Эманципация может быть вынужденной:

- если домовладыка дурно обходится с подвластными;

- если он принял по завещанию третьего лица легат, с которым соединено поручение эманципировать кого-либо из подвластных легатария;

- если аррогация оказывается невыгодной для impubes arrogatus по достижении им pubertas11.

Между эманципатором и эманципированным возникает особое отношение вроде  патроната; parens manumissor имел особое наследственное право; в юстиниановом праве осталось лишь предпочтительное право на опеку.

Эманципация разрушает агнатскую связь, если противное не оговорено, но не когнатскую (если последняя не является простым следствием агнатства.

 

Заключение

 

Итак, отцовская власть возникает  с рождением сына или дочери от данных родителей в законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Узаконение могло быть произведено:

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта;

в) путем зачисления сына в члены  муниципального сената (курии), а дочери - путем выдачи замуж за члена  муниципального сената (на членах муниципальных  сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно, и императорам приходилось вводить различные поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение).

В отличие от узаконения, дававшего  положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.

Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся  под отцовской властью (persona sui iuris), это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio. По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio - путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.

Необходимые условия усыновления:

 а) усыновлять может, как  правило, только мужчина (женщина  - в виде исключения, а именно, если она до усыновления имела детей и их потеряла);

б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris); в) усыновитель  должен быть старше усыновляемого не меньше чем на 18 лет.

В отношении аррогации требуется  еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное  лицо поступает под отцовскую  власть со всеми ее последствиями, в  том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.

Подвластный сын может совершать  имущественные сделки. Но все, что  он приобретает, автоматически, независимо от его воли, поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел.

Пекулий - имущество, предоставляемое  подвластному только в управление и  пользование; собственником пекулия  остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит  по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну. В связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но эти обязательства не были снабжены исковой защитой.

Информация о работе Прекращение отеческой власти