Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:26, курсовая работа
Год от года отношения между различными государствами становятся все теснее в силу экономических, политических, экологических причин, в силу развития технологий и необходимости решения общих проблем. В условиях глобализации юристу надлежит знать в совершенстве не только право своего государства, но и национальное законодательство других стран, только тогда он будет конкурентно способным, сможет заключать выгодные сделки с иностранными партнерами, а на высшем уровне – договоры, которые смогут вписаться как в отечественную, так и зарубежную системы права. Важно также уметь мыслить, как иностранный юрист для верной передачи содержания тех или иных положений иностранного права.
На сегодняшний день существует немало разногласий между государствами в самых разных областях. Так, например, до сих пор до конца не урегулированы отношения между Россией и США в сфере международного усыновления. Это объясняется, в том числе и различиями правовых систем. Но право призвано приводить стороны к консенсусу, а не разделять их в силу культурно-исторических особенностей. Это еще одна причина, по которой необходимо сопоставлять разные правовые системы и находить у них точки соприкосновения.
Введение. 3
1. Историческое формирование английского и континентального права 5
Развитие права Англии: хронология и основные этапы 5
Становление континентального права 9
2. Особенности английского права. 12
Структура права. 12
Источники права. 15
3. Особенности континентального права 22
Структура права. 22
Источники романо-германского права. 25
Заключение. 29
Список использованных источников. 30
Система права помимо публичного и частного права включает в себя следующие элементы: нормы права; институты; подотрасли; отрасли права.
Норма права - это исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее участникам общественного отношения субъективные юридические права и налагающее на них субъективные юридические обязанности. Правовая норма обладает рядом характерных признаков: регулирует не любые, а наиболее важные для жизни общества; исходит от государства и охраняется им; закрепляет, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения; обладает определенной сущностью, имеет конкретную форму и содержание; неперсонифицирована; рассчитана на неопределенное число случаев реализации; закреплена в определенной форме, соответствующей требованиям юридической техники. Важно отметить, что норма права является первичным элементом системы права.
Правовой институт - это группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.
Самым
крупным элементом системы
Во Франции отраслями публичного права являются: 1) конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, организации государства, его верховных и местных органов власти и участия граждан в управлении государством; 2) административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящие органы; 3) финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство); 4) международное публичное право.
Частное право включает в себя: 1) собственно гражданское право; 2) торговое право, охватывающее и морское право; 3) гражданское процессуальное право; 4) уголовное право.
Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются: трудовое право, сельскохозяйственное право, законы о промышленной собственности и авторское право, воздушное право, лесное право, горное право, страховое право, транспортное право, международное частное право.
В Германии разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что находит свое отражение, в частности, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа.
В немецкой юридической науке отраслями публичного права принято считать: конституционное право, административное право, налоговое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, церковное право, международное публичное право.
Основными источниками континентального права являются нормативно-правовые акты; правовые обычаи; международные договоры; общие принципы права; правовая доктрина; судебная практика (судебные прецеденты). Рассмотрим каждый из них.
«Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами».14 Ему присущи следующие свойства: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права; в) принимается компетентным органом (органами) государства; г) принимаются в особом порядке, называемом "правотворческий процесс"; д) иерархическая подчиненность актов по юридической силе; е) действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц.
Помимо нормативных актов существую ненормативные, или индивидуальные акты. К ним относятся указы Президента Российской Федерации о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты принимаются на основе нормативных актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.
Нормативно-правовые акты у стран романо-германской семьи являются стержневой основой всего национального права.
Закон как источник права.
В континентальной правовой системе закон занимает ведущее место по отношению к другим источникам права. Закон – нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Выделяют следующие виды законов: конституционные; кодексы; основы законодательства (исключительно для федеративных государств); законы о ратификации и денонсации международных договоров; делегированное законодательство; законы, принятые на референдуме.
К конституционным законам относят писаные конституции, которые обладают высшей юридической силой и составляют основу правовой системы. Например, Конституция ФРГ 1949 г., Конституция Италии 1947 г., Конституция Франции 1958 г, Конституция РФ 1993 г. Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами или верховными судебными органами. В ФРГ - это Федеральный конституционный суд, в Италии и Испании - Конституционный, во Франции установлено распределение обязанностей между двумя органами - Конституционным советом и Государственным советом, в России - Конституционный Суд РФ
Кодексы – это форма закона, которая содержит в себе ряд норм, регулирующих однородные общественные отношения. Они создаются с целью структурирования накопленного нормативного материала, для устранения противоречивости. Кодификация права – одна из самых ярких отличий континентального права от англосаксонского.
Правовой обычай.
Практическая роль правового обычая в романо-германском праве заключается в том, что он в ряде случаев необходим для понимания закона. Законодатель зачастую использует такие понятия, которые нельзя объяснить без помощи обычая. Например, определение ошибочного поведения лица, констатация данного знака как подписи, понятие сувенира в семейном имуществе. Также есть обычай в российской Конституции, согласно которому первое заседание Государственной Думы открывает старейший депутат.
Если обычай признается государством, санкционируется им, то он приобретает правовой характер. Сегодня обычай наиболее широко применяется в торговой практике, в морских и иных перевозках. В статье 5 ГК РФ дается определение обычаю делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, например ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о доставке товаров поставщиком и др.
Судебная практика.
О роли судебной практике в романо-германской правовой системе нет однозначного мнения. С одной стороны, суды осуществляют прямое и косвенное воздействие на право. Так, они могут признать новую норму неконституционной и не допустить само ее существование. Также они дают официальное толкование норм права. Кроме того кассационный суд большинства государств данной правовой семьи является высшей инстанцией. Поэтому, судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, пройдя кассационный этап, может приниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.
Но с другой стороны, деятельность судов редко выходит за грань толкования права. Считается, что созданием новых норм может заниматься только законодательный орган, поэтому вопрос о возможности судебного правотворчества в разных странах решается по-разному. Во Франции такого полномочия у судов нет, однако они вправе восполнять пробелы и обновлять законодательство. В Германии же судебным решениям отведена более важная роль. Там важная функция судов – усовершенствование права, а решения Федерального конституционного суда имеют обязательную силу прецедента. В Швейцарии официально признается и законодательно закрепляется прецедент как источник права. В российском законодательстве закреплено, что пленумы высших судов не создают новых норм, а только толкуют существующие и издают интерпретационные акты.
Правовая доктрина.
В
системе романо-германского
В
сфере правотворчества
Несмотря на то, что влияние доктрины на содержание права является несомненным, однако сегодня оно уже имеет сугубо вспомогательный характер по отношению к закону. Официально она не признавалась и не признается источником права.
Общие принципы права.
Принципы права – это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.15 Эти принципы закреплены в законодательстве многих стран. В романо-германской правовой системе допускается обосновывать судебное решение в случае пробелов в праве общими правовыми принципами.
Наиболее общими для стран континентальной правовой системы являются принципы справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности, независимости судей, состязательности сторон, гласности, свободы труда и др.
Наиболее существенными признаками общих принципов являются:
1. Существование принципов, как в самом законе, так и вне закона.
2.
Формулирование и признание
3. Главенство общих принципов над позитивным правом.
4.
Общий характер. Действие общих
принципов часто выходит за
пределы отдельной отрасли.
На этом мы закончим характеристику романо-германской правовой системы.
Изучив особенности англосаксонской и романо-германской правовых семей, я пришла к выводу, что помимо отличий, у этих семей есть и сходные черты, которые сближают их.
В обеих системах право испытывало влияние христианской морали. В эпоху Возрождения на первый план выдвинулись идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Сегодня в Общем праве возросла роль закона, сблизилось понимание нормы права, а из этого следует, что, по ряду вопросов принимаются сходные решения, основанные на одних и тех же идеях, принципах.
Если рассматривать значение судебного прецедента, то в романо-германской системе оно, безусловно, возросло. Во многом статичная кодификация не может успеть за развитием общества, поэтому, к примеру, во Франции при определенных обстоятельствах решения Кассационного суда или Государственного совета часто играют роль не меньшую, чем закон. Изменилось отношение в Англии к правовой доктрине, в связи с изучением научных трудов в университетах.
Не стоит также забывать, что начиная с XIX века, в Англии ведутся работы по систематизации правовых норм, издаются сборники. Все это, несомненно, сближает две столь разные системы.
Помимо всего прочего эти две системы сближает общее для всех международное право, в котором закреплены основные правовые принципы (Всеобщая декларация прав и свобод человека), участие в международных организациях (ООН), обмен опытом между специалистами и многое другое. В конце концов, для лучшего взаимопонимания и достижения общих целей необходимо искать сходства между различными системами, хотя и не нужно исключать необходимость исключительных особенностей национального права, т.к. оно сформировано под влиянием исторических факторов, и согласуется с менталитетом народа данного государства.