Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:34, реферат
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой – указывают основные тенденции ее развития.
Ученые, занимающиеся исследованиями
в области социального
Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:
Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.
Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:
На наш взгляд, перечисленные
выше принципы следует дополнить
принципом всеобщности
2. Содержание принципов
права социального обеспечения
1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, Национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.
Наиболее полно принцип
всеобщности воплощен в пенсионном
обеспечении. Пенсии – это наиболее
распространенный и характерный
вид социального обеспечения
престарелых и нетрудоспособных
граждан, который представляет основу
всей системы социального
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.
По ранее действовавшему
законодательству нетрудоспособным гражданам,
не имеющим права на пенсию в связи
с трудовой деятельностью, назначалось
ежемесячное пособие при
В настоящее время в
России введено подлинно всеобщее пенсионное
обеспечение. Право на социальное обеспечение
в виде пенсии признано за каждым человеком,
и оно реализовано. Всеобщее пенсионное
обеспечение полностью
Всеобщность социального
обеспечения проявляется в
В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.
Принцип всеобщности социального
обеспечения закреплен также
в законодательстве, касающемся медицинской
помощи и лечения (ст. 41 Конституции
РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан, ст. 1 Закона о медицинском
страховании граждан в
2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
Обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.
Финансовую базу указанных
видов страхования составляют государственные
внебюджетные страховые фонды –
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный и
территориальные фонды
Социальное страхование носит обязательный
характер, что находит выражение в обязанности
уплаты страховых взносов и в обязанности
предоставления обеспечения, гарантированности
реализации прав застрахованных.
Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями. Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д. По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).
По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.
3. Дифференциация видов,
условий и уровня обеспечения
в зависимости от трудового
вклада, причин нуждаемости и
иных социально значимых
К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определённых территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.
4. Обязанность государства
гарантировать уровень
24 октября 1997 г. был принят Федеральный
закон «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации», которым установлена правовая
основа для определения прожиточного
минимума в Российской Федерации и его
учета при установлении гражданам государственных
гарантий получения минимальных денежных
доходов и при осуществлении других мер
социальной защиты граждан.
Прожиточный минимум определяется в Законе
как стоимостная оценка потребительской
корзины плюс обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина должна включать
минимальный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг,
необходимых для сохранения здоровья
человека и поддержания его жизнедеятельности.
Согласно Закону прожиточный
минимум в целом по России предназначен
для обоснования
Поскольку правовые принципы не только
пронизывают содержание норм, но и определяют
направление развития права, рассматриваемый
принцип не снимается с повестки дня, и
по мере укрепления экономики государство
юридически обязано гарантировать гражданину
прожиточный минимум.