Принципы, приоритеты и направления внешней политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:28, реферат

Краткое описание

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………5
2. Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности государства……………………………………………………………………….5
3. Членство Беларуси в международных организациях………………………8
4. Беларусь и Евросоюз………………………………………………………….9
5. Белоруссия и страны постсоветского пространства……………………….10
6. Белоруссия и страны Азии, Африки, Латинской Америки……………….12
7. Белоруссия и США……………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

  Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.

Беларусь  выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью  устранения существующих недостатков  и перекосов в работе и превращения  ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.

  Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу.

 

3. Членство Беларуси в международных организациях

 

  По специальному приглашению Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, начавшей работу 25 июня 1945 года, Белоруссия, Украина, Дания и Аргентина были приглашены стать членами ООН, таким образом так же войдя в число первоначальных членов-учредителей ООН.

  После распада СССР Белоруссия является членом следующих межгосударственных образований:

  • Содружество независимых государств,
  • Союзное государство России и Белоруссии,
  • Организация договора о коллективной безопасности,
  • Евразийское экономическое сообщество,
  • Единое экономическое пространство,
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,
  • Программа НАТО «Партнёрство ради мира»,
  • Североатлантический совет по сотрудничеству,
  • Международный валютный фонд,
  • Всемирный банк.

  Во время официального визита в Китай в декабре 2005 Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Республика Беларусь в ближайшее время может быть принята в Шанхайскую организацию сотрудничества. О поддержке такого шага, по словам президента, заявили все страны ШОС.

 

4. Беларусь  и Евросоюз

 

  Взаимоотношения были первоначально созданы после признания Европейского Союза независимости Беларуси в 1991 году. После прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году, отношения между Минском и ЕС ухудшились, и остались холодными и дистанционными. Отношения с тех пор стали улучшаться с октября 2008 года. Хотя Европейский союз и Беларусь подписали соглашение партнерства и сотрудничества (СПС) в 1995 году, которое было предназначено для регулирования взаимных политических и экономических отношений, это соглашение не было ратифицировано ЕС. Кроме того, Европейский Союз исключил Беларусь из своей Европейской политики соседства (ЕПС), которая была первоначально разработана, чтобы создать "кольцо друзей" в географической близости Союза. Брюссель утверждал, это исключение будет прямым ответом на создание авторитарного режима во главе с президентом Лукашенко. Беларусь является одним из немногих государств в Европе, которые не просили о вступлении в Европейский Союз. Кроме того, членство в Европейском Союзе не предложили и Минску. Беларусь стремится постоянно дистанционизироваться его экономических и политических связей с Россией, являясь одним из членов-учредителей Союзного государства (ранее "Союзного государства России и Беларуси). В октябре 2009 года опрос, проведенный независимым институтом НИСЭПИ проведенный в Беларуси, показали, что 44,1 процента белорусского народа проголосовало бы да в референдуме о вступлении в ЕС, на 26,7 процента больше по сравнению с годом ранее. Местные эксперты связывают качели более проевропейского сообщения в белорусских государственных СМИ, соообщает польской ежедневной Rzeczpospolita. Однако после фальсификации (по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.

  На протяжении 2011 ЕС неоднократно призывал белорусские власти выпустить осуждённых по делу "19 декабря" и реабилитировать их. 23 декабря Александр Лукашенко заявил, что эти люди выйдут на свободу лишь после подписания прошения о помиловании. Через несколько дней выяснилось, что Андрей Санников и Дмитрий Бондаренко подали прошения о помиловании, однако и в начале 2012 года они не были выпущены из тюрем.

  Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли не только чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также бизнесмены (в частности, один из самых богатых белорусских «олигархов» Владимир Пефтиев). После очередного расширения этого списка в феврале 2012 года, МИД Беларуси отозвал своих представителей из ЕС и Польши, а также порекомендовал представителям официальной Варшавы и Брюсселя отправиться в свои страны для донесения позиции белорусской стороны о недопустимости санкций в отношении Республики Беларусь. В ответ на это, по предварительному согласованию, послы всех 27 стран ЕС покинули Минск и выехали в свои столицы. В марте 2012 года ЕС ужесточил санкции против ряда физических и юридических лиц РБ.

 

5. Белоруссия  и страны постсоветского пространства

 

  Сложно  переоценить стратегическое   политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы  на  себя  защиту части   геополитических  интересов  в  регионе,   а   Россия   должна   дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за  Беларусью  приемлемой   для   нее   формы   региональной   экономической специализации.

    21 февраля 1995 года был подписан  Договор о  дружбе,  добрососедстве  и

сотрудничестве  между Российской   Федерацией   и   Республикой   Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996  года  был  заключен Договор об образовании Сообщества  Беларуси  и  России.  Процесс  дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел  свое  отражение в подписании 2  апреля  1997  года  Договора  о  Союзе  Беларуси  и  России.

    26 января  2000  года  вступил   в  силу  Договор  о   создании  Союзного

государства. Важнейшими  этапами  его  реализации  являются  создание  общей правовой  базы  Союза  Беларуси  и  России,  а  также  формирование  единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

    В  то  же  время  белорусско-российское  межгосударственное  объединение

базируется  на  принципах   суверенного   равенства   государств-участников,

добровольности, добросовестного  выполнения  взаимных  обязательств.  Каждое государство-участник сохраняет суверенитет,  независимость,  территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный  флаг, герб и другие атрибуты государственности.

    Одним  из наиболее  эффективных  и   значимых  направлений  экономической интеграции  наших  стран  является  сотрудничество   топливно-энергетических комплексов,  базирующееся  на  формировании  совместных  балансов   поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления  нефти, газа,   угля   и   электроэнергии,   а   также   взаимопоставки    продуктов нефтепереработки.

      В сложившихся условиях  стратегический  интерес Беларуси  состоит в

дальнейшем развитии Союза Беларуси и России,  придании  союзным отношениям новой динамики.

  По заявлениям украинских и белорусских политиков, Украину и Белоруссию объединяет очень многое — история, культура, родственные связи. Белорусы и украинцы веками жили бок о бок в мире и согласии.

  Однако  существует проблема делимитации границы между двумя странами протяжённостью около 1000 километров, которая была проведена согласно советскому административно-территориальному делению и пока официально не узаконена. Эта проблема имеет существенное значение для Украины, желающей вступить в НАТО. Соглашение о делимитации белорусско-украинской границы было подписано ещё в 1997 году и уже ратифицировано украинской стороной. Белоруссия отказывается ратифицировать этот договор до урегулирования задолженности. В связи с разногласиями между Украиной и Белоруссией долгое время не удавалось провести переговоры президентов – в частности, был отменён визит Александра Лукашенко на Украину, намеченный на апрель 2006 года.

В Содружестве  Независимых Государств оптимальные перспективы развития в рамках   разноскоростной   интеграции   имеет   Евразийское    экономическое сообщество  (ЕАЭС).  Основные   внешнеполитические   и   внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в его рамках на современном  этапе  заключаются в создании на основе этого  союза  единого  экономического  пространства.  В перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого  экономики государств-участников   Евразийского   экономического    сообщества    будут интегрироваться в мировую экономическую систему и  прежде  всего  в  мировую торговлю. Значительная роль в создании единого  экономического  пространства отводится социальному, научно-технологическому и  информационному  аспектам. Решение этого комплекса вопросов будет естественным  образом  способствовать сближению экономик государств-участников.

    Политика  Беларуси  на  российском  направлении,  а  также   в   рамках

Евразийского  экономического сообщества  неразрывно  связана  с политикой в Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ  не уступает  сегодня  ни  одной  из   трех   главных   экономических   коалиций современного мира –  Североамериканской  зоне  свободной торговли  (НАФТА), Европейскому   Союзу   (ЕС)   и    Азиатско-Тихоокеанскому    экономическому сотрудничеству  (АТЭС).  По  оценкам  независимых  экспертов,  на  долю  СНГ приходится  40  процентов  мировых  запасов  газа,  а   по   запасам   нефти Содружество  уступает  только  Саудовской  Аравии.  Промышленный   потенциал Содружества  составляет  10  процентов  мирового,  запасы   основных   видов природных ресурсов – четверть мировых.

    Беларусь  последовательно соблюдает все  достигнутые в рамках Содружества договоренности.  В  стране  завершены  все   внутринациональные   процедуры, связанные с формированием зоны свободной торговли.

На современном  этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании полноценной  зоны  свободной  торговли  государств-участников   Содружества, необходимой  с  точки  зрения  формирования  в  СНГ   полноценной   рыночной инфраструктуры,   перехода   к   более   высоким   ступеням   хозяйственного сотрудничества,  развития  в  будущем  общего  экономического  пространства, основанного  на  свободном  перемещении  товаров,  услуг,  рабочей  силы   и капиталов.

    Доминантой  политики СНГ  и  сегодня,  и  на  перспективу  должно  стать

формирование  реального интеграционного  сообщества  постсоветских  республик при максимальном использовании возможностей политического  и  экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

    Республика  Беларусь  последовательно  выступает   за  развитие  процесса

военно-политической   интеграции   в   рамках   Договора  о  коллективной

безопасности   (ДКБ)   государств-участников   СНГ,   объединяющем   сегодня Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан.

 

6. Белоруссия  и страны Азии, Африки, Латинской Америки

 

  Развитие дружественных отношений с  такими  влиятельными  государствами как Китай, Индия,  Вьетнам,  Иран  –  важное направление внешней политики Беларуси  в  Азии.  Нашей   стратегической   задачей   является   приведение достаточно   скромных,   к   сожалению,   в   настоящее   время    масштабов экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем  политических отношений с этими странами.

    Неплохо  развивается наше сотрудничество  со странами Ближнего Востока, с африканскими странами,  особенно  Северной  Африки.  Главной  целью  внешней политики  Беларуси  в  этом  регионе  мира  остается  наращивание   торгово-экономических связей, и в  первую  очередь  привлечение  инвестиций  богатых арабских государств в нашу экономику.

    Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие  политических  и торгово-экономических отношений со странами Азии и  Африки.  В  значительной степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной  еще  во времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними,  сохраняющейся  там конкурентоспособностью  белорусской   продукции,   а   также   перспективами наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы.

   Говоря о развитии наших отношений со странами  Азии,  хотелось  бы  особо выделить перспективы белорусско-китайских отношений.  Экономическая  мощь  и политическое  влияние  Китая  на   международной   арене   неуклонно возрастают.

    Наиболее  высокий уровень политических  отношений достигнут с Китайской Народной Республикой (КНР) и  Социалистической  Республикой  Вьетнам  (СРВ).

Проводятся  регулярные визиты руководителей государств и  глав  правительств, развивается сотрудничество в международных организациях по таким  актуальным

международным проблемам, как права человека, разоружение.

    Отношения  Республики Беларусь с  государствами  Африки  характеризуются меньшим динамизмом в сравнении с азиатским регионом.

Основные  страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет,  Ливия, ЮАР.

Информация о работе Принципы, приоритеты и направления внешней политики Республики Беларусь