Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:28, реферат
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………5
2. Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности государства……………………………………………………………………….5
3. Членство Беларуси в международных организациях………………………8
4. Беларусь и Евросоюз………………………………………………………….9
5. Белоруссия и страны постсоветского пространства……………………….10
6. Белоруссия и страны Азии, Африки, Латинской Америки……………….12
7. Белоруссия и США……………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18
Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.
Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов в работе и превращения ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.
Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу.
3. Членство Беларуси в международных организациях
По специальному приглашению Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, начавшей работу 25 июня 1945 года, Белоруссия, Украина, Дания и Аргентина были приглашены стать членами ООН, таким образом так же войдя в число первоначальных членов-учредителей ООН.
После распада СССР Белоруссия является членом следующих межгосударственных образований:
Во время официального визита в Китай в декабре 2005 Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Республика Беларусь в ближайшее время может быть принята в Шанхайскую организацию сотрудничества. О поддержке такого шага, по словам президента, заявили все страны ШОС.
4. Беларусь и Евросоюз
Взаимоотношения были первоначально созданы после признания Европейского Союза независимости Беларуси в 1991 году. После прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году, отношения между Минском и ЕС ухудшились, и остались холодными и дистанционными. Отношения с тех пор стали улучшаться с октября 2008 года. Хотя Европейский союз и Беларусь подписали соглашение партнерства и сотрудничества (СПС) в 1995 году, которое было предназначено для регулирования взаимных политических и экономических отношений, это соглашение не было ратифицировано ЕС. Кроме того, Европейский Союз исключил Беларусь из своей Европейской политики соседства (ЕПС), которая была первоначально разработана, чтобы создать "кольцо друзей" в географической близости Союза. Брюссель утверждал, это исключение будет прямым ответом на создание авторитарного режима во главе с президентом Лукашенко. Беларусь является одним из немногих государств в Европе, которые не просили о вступлении в Европейский Союз. Кроме того, членство в Европейском Союзе не предложили и Минску. Беларусь стремится постоянно дистанционизироваться его экономических и политических связей с Россией, являясь одним из членов-учредителей Союзного государства (ранее "Союзного государства России и Беларуси). В октябре 2009 года опрос, проведенный независимым институтом НИСЭПИ проведенный в Беларуси, показали, что 44,1 процента белорусского народа проголосовало бы да в референдуме о вступлении в ЕС, на 26,7 процента больше по сравнению с годом ранее. Местные эксперты связывают качели более проевропейского сообщения в белорусских государственных СМИ, соообщает польской ежедневной Rzeczpospolita. Однако после фальсификации (по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.
На протяжении 2011 ЕС неоднократно призывал белорусские власти выпустить осуждённых по делу "19 декабря" и реабилитировать их. 23 декабря Александр Лукашенко заявил, что эти люди выйдут на свободу лишь после подписания прошения о помиловании. Через несколько дней выяснилось, что Андрей Санников и Дмитрий Бондаренко подали прошения о помиловании, однако и в начале 2012 года они не были выпущены из тюрем.
Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли не только чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также бизнесмены (в частности, один из самых богатых белорусских «олигархов» Владимир Пефтиев). После очередного расширения этого списка в феврале 2012 года, МИД Беларуси отозвал своих представителей из ЕС и Польши, а также порекомендовал представителям официальной Варшавы и Брюсселя отправиться в свои страны для донесения позиции белорусской стороны о недопустимости санкций в отношении Республики Беларусь. В ответ на это, по предварительному согласованию, послы всех 27 стран ЕС покинули Минск и выехали в свои столицы. В марте 2012 года ЕС ужесточил санкции против ряда физических и юридических лиц РБ.
5. Белоруссия
и страны постсоветского
Сложно переоценить стратегическое политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической специализации.
21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России.
26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного
государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
В то же время белорусско-российское межгосударственное объединение
базируется на принципах суверенного равенства государств-участников,
добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки.
В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в
дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениям новой динамики.
По заявлениям украинских и белорусских политиков, Украину и Белоруссию объединяет очень многое — история, культура, родственные связи. Белорусы и украинцы веками жили бок о бок в мире и согласии.
Однако
существует проблема делимитации границы
между двумя странами протяжённостью
около 1000 километров, которая была проведена
согласно советскому административно-
В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики государств-участников Евразийского экономического сообщества будут интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам. Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать сближению экономик государств-участников.
Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках
Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов природных ресурсов – четверть мировых.
Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры, связанные с формированием зоны свободной торговли.
На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества, необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать
формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик при максимальном использовании возможностей политического и экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.
Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса
военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной
безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан.
6. Белоруссия и страны Азии, Африки, Латинской Америки
Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений с этими странами.
Неплохо
развивается наше
Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы.
Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотелось бы особо выделить перспективы белорусско-китайских отношений. Экономическая мощь и политическое влияние Китая на международной арене неуклонно возрастают.
Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской Народной Республикой (КНР) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ).
Проводятся регулярные визиты руководителей государств и глав правительств, развивается сотрудничество в международных организациях по таким актуальным
международным проблемам, как права человека, разоружение.
Отношения
Республики Беларусь с
Основные страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет, Ливия, ЮАР.
Информация о работе Принципы, приоритеты и направления внешней политики Республики Беларусь