Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 13:33, реферат
Цель работы: выяснить, как повлияло крещение Руси на развитие Древнерусского государства.
Задачи:
- изучить верования славян до принятия христианства;
- показать становление христианства в Киевской Руси;
- показать роль принятия христианства на Руси.
Введение………………………………………………………………………………………...… 3
1 Язычество Древней Руси…………………………………………………………………...…… 4
2 Социальные предпосылки крещения. Русь перед выбором веры….………………………… 6
3 Крещение Руси………………………..…………………………………………………………...9
4 Историческое значение принятия Русью христианства………………………………..……. 12
Заключение………………………………………………………………………………...……. 14
Список использованных источников……………………………………………………….… 15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Язычество Древней Руси………………………………………………………………….
2 Социальные предпосылки крещения. Русь перед выбором веры….………………………… 6
3 Крещение Руси………………………..………………………………………
4 Историческое значение принятия Русью христианства………………………………..……. 12
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Введение
Одной из самых интересных тем в истории России, на мой взгляд, является история верований русского народа в прошлом и настоящем. Религия, бесспорно, имеет определенное влияние на жизнь человека: поведение, быт, характер.
Даже совсем не верующие в Бога, атеисты, изредка обращаются к нему во времена большого горя или радости. Человек в приливе чувств может сказать что-то в роде «Помоги мне, Боже» или «Спасибо тебе, Господи» и т.п.
Тема контрольной работы выбрана мной неслучайно. Во всем мире множество религий и верований. И я решила посвятить свою работу одной из самых распространенных в мире религий – христианству. Тому христианству, к которому относится большинство людей России – православию. Религия пропитывала жизнь наших предков, она оказала влияние на формирование русского менталитета, и потому незнание её и непонимание равносильно незнанию и непониманию существенного в прошлом.
Выбор веры – один из постоянных сюжетов мировой культуры. В недавнее советское время этого выбора как такового, почти не существовало. Все в основном слышали отрицательное к ней отношение: «Религия – это яд, религия – это плохо. Если человек верит в Бога, то он безвольный и слабохарактерный» Но так ли это на самом деле? Можно привести пример Александра Невского и Дмитрия Донского. Разве были они безвольными и слабохарактерными людьми? Нет, они были мужественными воинами и блестящими полководцами. Благодаря им Россия избавилась от иноземного ига. С именем Бога шли русские в бой: «За веру, царя и Отечество» и побеждали. Благодаря новому подходу к религии, современному плюрализму мнений и настоящей свободе совести взгляд на церковь у большинства людей поменялся.
Цель работы: выяснить, как повлияло крещение Руси на развитие Древнерусского государства.
Задачи:
- изучить верования славян до принятия христианства;
- показать становление христианства в Киевской Руси;
- показать роль принятия христианства на Руси.
Объектом работы является православное христианство. Предметом –крещение Руси-как момент исторического выбора.
1 Язычество Древней Руси
Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта — многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии — магия, фетишизм и особенно тотемизм. Особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных условий, явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления.
Постепенно человек, задумываясь об источнике этих свойств, начинает думать, что их носителем является какая-то неведомая ему сила. Это уже новая форма развития первобытных верований — анимизм - вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы. Все явления природы в воображении язычника имеют свои души. У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. В северных районах Руси существовал культ березы. По преданию на месте города Белозерска раньше росли березы, которым приносились жертвы. В Приднепровье был распространен культ дуба. Культ камней оказался у славян весьма древним и живучим. С выделением в роде возрастной группы старейшин связано возникновение культа предков у славян. Их почитание в земной жизни сказывалась на отношении к ним родичей после смерти. Считалось, что жизнь человека продолжалась и после физической смерти, но в ином качестве. След этой формы культа сохранился в известном образе Чура или Щура — почитаемого предка — родоначальника. Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе жертвенную еду. При похоронах лиц, принадлежавших к социальной верхушке, сжигали их наложниц, справляли поминки — так называемую тризну.
Постепенно невидимые духи материальных предметов, природных явлений, души предков и родичей «населяют» окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу. Язычество восходит на новую ступень. Теперь и лес, и вода-матушка, и жилище становятся обитаемыми, в них поселяются духи. Они приобретают антропоморфный образ.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения.
Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов – «волхвов» и «кудесников», – то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обра-щаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.
В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии, так как, по словам летописца, в Киеве «мнози бо беша варязи христиани». В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден к греческой вере, а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие «кумиры» (идолы) и еще бывали пред ними человеческие «требы», или жертвы. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву «богам». Но все же, несмотря на мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем делало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и узнать ее превосходство и внутреннюю силу.
2 Социальные предпосылки крещения, Русь перед выбором веры
Крупнейшие религиозно-идеологические изменения в древнерусском обществе произошли в княжение Владимира. В X веке государство объединяло в себе много племён. Киевский князь Владимир стремился к объединению восточнославянских земель. И так же с целью укрепления своей власти в государстве Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству.
Принятие христианства на Руси не есть одноактное действие, связанное с чудесным озарением Владимира Святославовича. Это был длительный и сложный процесс, который начался задолго до его княжества и длился после него. Безусловно, что сама необходимость принятия христианства обуславливается рядом причин, среди которых доминирующими были политические и культурные. Однако на окончательный выбор восточных славян существенно повлияли их отношения как внутри древнерусской общности, так и с соседними народами. Определяющим фактором проведения реформы было то, что языческое противодействие христианству породило значительные трудности в сфере международных связей Киевской Руси. Языческая Киевская Русь не могла получить должного признания христианских государств Европы — Византии и Болгарии, — так как с ними не была установлена конфессиональная идентичность. Многочисленность верования восточнославянских племен были своеобразным барьером на пути налаживания, расширения и укрепления контактов, как между собою, так и с христианскими государствами.
В Х в. Киевская Русь объективно стала перед реальной проблемой необходимости смены религии с политеистической на монотеистическую. Языческое многобожие не способствовало ни объединению племен, ни утверждению контактов с европейскими государствами. В период с 980 по 988 гг. Киевский князь Владимир, осознавая способность монотеистической религии решить общегосударственные проблемы, проводит религиозную реформу с целью более быстрого перехода к монотеизму. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась первая и главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства. Внешне это проявилось в установлении около княжеского двора шести племенных богов во главе с верховным богом восточнославянского пантеона — Перуном. Пантеон включал следующих идолов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога, Семаргла, Макошь. Главным идолом считался «княжеский» бог Перун - божество огня, грозы, молнии, войны. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения. Поклонение другим богам каралось.
Реформа потерпела поражение, новые представления о старых богах не усваивались населением. Поэтому реформа не принесла результата, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства.
Несмотря на энергичные попытки князя Владимира утвердить монотеизм, административная религиозная реформа не дала ожидаемых результатов. Причин ее неудач было несколько:
- религиозная реформа
оказалась неспособной
- некоторые божества пантеона
не имели широкого
- культ бога Перуна также не получил широкого признания.
Однако доминирующей причиной, которая определила неудачную попытку создания единой государственной монотеистической религии, стало то, что новому общественному строю, который зарождался на восточнославянских землях необходима была более развернутая система религиозных верований. Язычество, даже реформированное, уже этим требованиям не отвечало. И перед князем Владимиром стал вопрос: какую из существующих религий выбрать, учитывая альтернативность вариантов, благодаря тесным контактам Киевской Руси с другими странами и народами.
По своему географическому положению, христианство религия, в первую очередь, европейская. Другая обширная зона цивилизации – Восток, была завоевана Исламом и Буддизмом, поделившими между собой значительно очерченную часть. Русь стала перед выбором.
И когда возможности старой языческой религии внутри страны были значительно исчерпаны и не принесли ожидаемых результатов, взоры правящей верхушки обратились к соседним странам. Подходящие религии у них имелись. У волжских булгар был распространен ислам, у хазар – иудаизм, В Византии и Западной Европе – христианство, в котором все сильнее выделялись восточные и западные центры (Константинополь и Рим).
Все эти религии уже стихийно начали распространяться на Руси, но влияние имели разное. Иудаизм нес груз наследия, полученный от древнееврейской религии. Некоторые традиции прошлого, от которого он так и не избавился, сильно ограничивали его возможности.
Ислам же, обладавший большей мобильностью, и сумевший быстро распространиться на значительных пространствах воплотил в себе характерные особенности иного региона. “Ислам – это религия, приспособленная для жителей Востока”. Наиболее подходящей религией оказалось христианство, она не содержала того, чтобы создавало бы ему трудности в Восточной Европе, части того региона, где ему удалось закрепиться.
Важной представляется и так называемая проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми. Каковы же истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.