Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 13:33, реферат
Цель работы: выяснить, как повлияло крещение Руси на развитие Древнерусского государства.
Задачи:
- изучить верования славян до принятия христианства;
- показать становление христианства в Киевской Руси;
- показать роль принятия христианства на Руси.
Введение………………………………………………………………………………………...… 3
1 Язычество Древней Руси…………………………………………………………………...…… 4
2 Социальные предпосылки крещения. Русь перед выбором веры….………………………… 6
3 Крещение Руси………………………..…………………………………………………………...9
4 Историческое значение принятия Русью христианства………………………………..……. 12
Заключение………………………………………………………………………………...……. 14
Список использованных источников……………………………………………………….… 15
Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
3 Крещение Руси
Принятие христианства было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов X века.
Для борьбы с очередным мятежником, полководцем Вардой Фокой, желавшим сесть на трон императора и обладавшим большими силами, император Византии Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью, не скупясь при этом на обещания. Важными условиями договора, по которому был послан русский отряд, были женитьба Владимира на сестре Василия Анке и принятие Владимиром и его страной христианства.
Это соглашение было заключено зимой 987/88 гг. После победы над мятежником императору пришлось выполнить договор и отдать сестру-царевну за киевского великого князя. Это было редким исключением в политической практике империи – в руке принцессы было отказано сыну германского императора будущему Оттону II. Чтобы добиться выполнения условий договора князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 году, принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсонес). В нем находилась епископская кафедра. Это византийской владение было возвращено императору в качестве выкупа за невесту. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий, в честь святого патрона императора Василия II – Василия Великого, для скорейшего вступления договора в силу могло произойти во время пребывания посольства этого императора в начале 988 года. Хотя Корсунская легенда в Повести временных лет и в Житие святого Владимира дают противоречивые данные, относя его к Корсуню. Что касается крещения киевлян, то источники дают две даты, традиционную 988 и более позднюю 990. По Повести временных лет крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира в притоке Днепра – реке Почайне. После возвращения Владимира из Корсуня и появления византийских священников, обращение в христианство действительно должно было стать широким.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеской дружины. Так изображение Перуна было сброшено в реку и под смех и брань дружинников была баграми сопровождена вниз по течению, перед этим было сбито все золото и серебро, которыми был украшен идол. На местах где стояли языческие боги и капища построены церкви. Так, на холме в Киеве, где стоял Перун, была воздвигнута церковь во имя Василия Великого. Под Новогородом, в Перыне, где находился языческий храм, была построена церковь рождества. По сообщению Повести временных лет Владимир : “Начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам”.
Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Киевский Илларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, грозному богу и крестились, если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. В других же городах замена старой религии на новую встречала открытое сопротивление. Так в Новгороде введение христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Пумятой насаждалась силой. Когда “Пумята крестил мечом, а Добрыня огнем”.
В отдельных областях языческие обряды и обычаи сохранились практически в неизменном виде вплоть до начала XX в.
Главным средством борьбы с язычеством христианская церковь считала распространение по всей территории Руси христианских богослужений, таинств, обрядов. Первыми митрополитами были греки, они принесли с собой греческую церковную традицию и церковную литературу на греческом языке, но уже в ХIII веке появились переводы церковных книг с греческого на сербский язык. Митрополит Кирилл II сделал это для облегчения чтения книг русскому духовенству. Одной из первым переведенных книг была Кормчая книга, которая содержала перечисления суеверий и пережитков язычества.
Во время междоусобных войн существовал обычай разорения храмов и монастырей противника. Весной 1169 года Андрей Боголюбский захватил Киев, и его воины два дня грабили город, в том числе Софию, Десятинную церковь и прочие храмы и монастыри. «Церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами и колоколы». Курбатов Церкви пылали, охваченные огнем, грабежи сопровождались избиением попов, монахов и монашек.
С христианской точки зрения подобное обращение с религиозными святынями – страшный грех. А по убеждению язычников, разрушить святилище врага – значит лишить его покрова божьего и тем самым победить. Иконы из храма врага либо уничтожались, либо увозились с собой. Последнее означало пленение богов врага.
Языческие пиры, в том числе погребальные, осуждались византийской традицией. А на Руси они встречались даже в монастырях. Даже крещение, например, в Муроме сопровождалось трехдневным грандиозным пиром, на котором присутствовали все горожане. Митрополит Иоанн II (1080 – 1089) требовал прекратить «пиры творить, созывать мужа вкупе с жены». Монахов приглашали и на княжеские пиры. Совместными трапезами сопровождалось и освящение церквей, рождение и смерть членов общины.
Духовенство считало средством борьбы против язычества распространение книг для чтения, в которых обличались пережитки древнего язычества. Митрополит Иоанн II составил «Правило церковное вкратце», где требовал отказаться от языческих жертв, колдовства, светских развлечений. Игры и пляски осуждались как дело пустое, отвлекающее от праведной жизни.
Русский народ трудно и долго осваивал христианское учение. Нравственное содержание новой веры воспринималось быстрее. Что касается внешней стороны христианства, его обрядов, то они усваивались охотно, так как отвечали религиозному и эстетическому чувству. Красота храма, роскошь одежд духовенства, церковное пение, воспринимались с удовольствием, но в семейном христианском быту еще долго удерживались языческие традиции. Спустя несколько веков после принятия христианства в народе помнили имена языческих богов, совершали кое-какие обряды, хотя смысл их был забыт, интересно, что при этом могли читаться христианские молитвы.
С принятием христианства на смену Перуну пришел Иисус Христос. В результате Иисусу стали присущи некоторые черты Перуна, а поклонение ему во многом напоминало поклонение Перуну с обильными жертвоприношениями. На Руси Христос воспринимался как полуязыческое божество, который заботился не о спасении душ христиан, а о сколько земном благополучии. Его почитали, как Спаса – повелителя, к нему обращались за помощью и не скупились на жертвоприношения.
В образах русских святых угадываются языческие боги. За Георгием Победоносцем скрывается бог солнца Хорс, восседающий на огненном коне. Илья-пророк принял черты Перуна-громовержца. Иоанн Креститель соединился с купальскими языческими обрядами. Власий стал преемником бога Велеса, а Параскева-Пятница вобрала черты богини Макоши. Прототипом святых Козьмы и Домиана был Сварог.
Во время похорон в ХI-ХIII век сожжение вытеснялось захоронением в землю, на могилах археологи находят кресты и образки. Но, в тоже время, находят сосуды с пищей, оружие. Остались некоторые языческие праздники. Культ предков воплотился в «родительских днях», когда поминают усопших. Такими днями являются «страстный четверг», «родительская суббота».
Влияние язычества прослеживается даже в церковном оформлении. Весь цоколь здания Георгиевского собора в Юрьеве-Польском от самого основания покрыт растительным орнаментом. Языческие божества изображены на воротах Суздальского собора.
Духовенство осуждало привычку русских людей произносить клятвы. В этот грех постоянно впадали князья, причем, клянясь, целовали крест. Так было во время съезда в Любече в 1097 году.
4 Историческое значение принятия Русью христианства
Что же получила Русь, приняв христианскую веру?
Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем: от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны.
Принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, оно способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации.
Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру преодолеть деление восточных славян по племенным признакам, хотя некоторые основы сепаратизма сохранились, поддерживаемые местной знатью. Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит необычайный рост международного престижа, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева.
С принятием христианства пришло понимание общности судьбы Руси и всего мира. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью современного им мира. В отличие от национальных религий христианство имеет интернациональный характер, способствует осознанию единства истории человечества: «Нет ни Еллина, ни Иудея… раба, свободного», «все мы одним духом крестились в одно тело» — говорится в посланиях апостола Павла.
После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию восточнославянская письменность. По выражению академика Д.С. Лихачева, «с христианством пришла письменность иного, высочайшего класса. Это была письменность с устроением, со знаками препинания, с разделением на слова, с определенной грамматикой». Киево-Печерский монастырь стал крупным центром древнерусской образованности, воспитывавшим уважение к книжности как к христианской добродетели.
Рукописные книги писались на пергамене — тончайшей телячьей коже специальной выделки. Древнейшей из книг, дошедшей до нас, является «Остромирово Евангелие», названное по имени его владельца — новгородского посадника Остромира. Она датируется серединой XI в.
Постепенно в XI-XII вв. стали появляться оригинальные сочинения древнерусских авторов: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Основными жанрами древнерусской литературы были агиография (жития святых) и другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве».
Следовательно, определенный отпечаток православие наложило и на культуру русского народа; однако здесь процесс был двойственным. Отрицательно он сказался на устном народном творчестве и культуре народных масс, пытавшихся исповедовать веру предков (особенно в сельских местностях), и положительно — на городскую культуру и культуру высших слоев общества, дав толчок развитию литературы, архитектуры, живописи, развив в этих направлениях уровень мастерства, достигнутый в языческий период.
Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения. Хотя основная масса книг была переводная, есть предположение, что при Владимире была составлена и первая русская летопись, охватывающая в изложении события от времени Рюрика до начала XI в.
С принятием христианства на Руси получило широкое распространение монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой стала Десятинная церковь в Киеве, возведенная греческими мастерами. По примеру Константинополя в XI—XII вв. были построены храмы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, соединившие византийский канон с местными условиями и требованиями киевского князя. Шедевром древнерусской архитектуры принято считать Золотые ворота в Киеве. Во Владимире, Суздале, Смоленске, Ростове были возведены Успенские соборы, отличавшиеся величественностью и изяществом формы.
Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры, сам тип крестово-купольного храма, повсеместно утвердившийся на Руси. Храм воспроизводил картину мира в соответствии со строгой иерархией как выражением божественного порядка.
Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли.
Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя — осознания своей высокой ответственности.
Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии.
Заключение
Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и справляли буйные праздники родной старины.
Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.
А что могло случиться с Древней Русью, если бы она не приняла православное христианство? Лично для меня вариантов развития событий немного: вокруг Руси практически во всех существующих в то время государствах исповедовались монотеистические религии.
И рано или поздно славяне перешли бы если не к христианству, то к другой вере. И кто знает, как бы тогда сложилась судьба Киевской Руси. На мой взгляд, православие – единственный стоящий вариант. Ведь трудно не согласиться, что его принятие – значительный шаг в развитии древнерусской цивилизации, развитии торговых, политических и культурных связей Киева.