Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 02:32, реферат
Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
Введение ..................................................................................................................3
1. Принятие христианства на Руси ........................................................................4
2. Становление православной церкви как государственной ..............................6
3. Монастыри и их роль в общественной и государственной
жизни страны ........................................................................................................10
4. Культура Древней Руси и церковь ..................................................................12
5. Последствия принятия христианства на Руси ...…...………...…………......14
Заключение ............................................................................................................20
Список литературы ...............................................................................................21
План
Введение
..............................
1.
Принятие христианства на Руси
..............................
2.
Становление православной
3.
Монастыри и их роль в
жизни
страны ..............................
4.
Культура Древней Руси и
5.
Последствия принятия
Заключение
..............................
Список
литературы ..............................
Введение
Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.
Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.
Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
1. Принятие христианства на Руси
Медленное распространение христианства среди варяжских и славянских дружинников началось уже в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, купцы, торговавшие с христианами-греками. Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.
Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Известный факт, что массовая христианизация встретила яростный отпор со стороны язычников.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов древних славян, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. [4, С. 117] Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других – в 989-990 годах.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа.
В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI века и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.
2. Становление православной церкви как государственной
К середине Х века Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития духовной и материальной культуры, ремесла и торговли, военного дела и т. д. Старая славянская религия — языческий политеизм — уже не удовлетворяла духовных потребностей населения. Тем более он не способствовал упрочению становящейся новой общественной системы, в которой значительное место должна была занять централизация управления населением на основе великокняжеской власти.
Все древнеславянские верования были связаны с родоплеменными богами. Боги одних племен не имели никакого значения для других племен. В новых условиях они утратили способность быть социальными интеграторами и регуляторами. Нужна была объединяющая идея для всех племен и народностей — идея единого Бога. [2, С. 67]
Правящие слои тогдашнего русского общества осознавали необходимость принятия новой цивилизованной формы религии, для того, чтобы обрести идейное единство с Византией и Западной Европой, для которых они являлись варварами. Это единство благоприятствовало развитию контактов с цивилизованным миром, благоприятствовало торговле, заключению военных союзов и т. д. Конкретный же выбор византийского православия, помимо прочих общих соображений, был продиктован наиболее тесными контактами с Византией, а также династическими амбициями князя Владимира, который через брак с сестрой Византийского императора Анной, хотел породниться с ним.
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он проявил понимание исторической необходимости принятия христианства, а также достаточную волю для осуществления этой нелегкой миссии. Всякое новое воспринимается с трудом, тем более, что связано с вековыми обычаями и традициями. Исторические источники свидетельствуют, что установление христианства на Руси не исчерпывалось актом знаменитого Крещения. Потребовались многие годы борьбы, просвещения и увещевания, прежде чем новая религия укоренилась на территории Русского государства.
Сам процесс крещения Киевского княжества продолжался более 10 лет, многие крестились под страхом смерти, но несмотря на это долгое время на территории Киевского княжества существовали целые территории, в которых христианство так и не приняли, оставаясь язычниками, и против них даже велись своего рода «зачистки». Так же не редкостью было, что правители городов, так например в г. Псков с 1266 по 1299 годы княжил князь Довмонт, принявший христианство только спустя несколько лет после начала княжения во Пскове.
Тем не менее христианская церковь не стала сильно менять жизнь простых людей, все-таки опасаясь массовых волнений, так были оставлены некоторые языческие праздники (Масленица), некоторые праздники были совмещены с языческими (Рождество Иоанна Предтечи – день Ивана Купалы), были оставлены многие языческие традиции в праздниках (обряды в свадьбах, празднование дней рождений) и земледелии (обряды засева поля и.т.д.).Сам уклад жизни менялся не сильно.
Таким образом полный процесс перехода от язычества к христианству затянулся на многие годы, на какое-то время ослабил Русь, так как необходимо было уделять внимание волнениям, которые имели место быть и тратить немало усилий для крещения населения и пропаганды новой веры, и был не таким простым и радостным, как это представляют некоторые историки и Православная церковь.
Приблизительно через полтора столетия после крещения Руси церковь стала иметь большое влияние. Многие государственные дела теперь решались с согласия церкви, многие обсуждались с представителями церкви. По одной из версий именно Сергий Радонежский сделал из Дмитрия Донского освободителем от татаро-монгольского ига, вдохновив на борьбу. Так же церковь начала выполнять такую важную миссию, как ведение летописей, упоминания о многих событиях дошли до нас исключительно благодаря летописцам-монахам. Монастыри становились как отдельные небольшие города с укрепленной стеной, своими выселками, кладбищами, рынками и.т.д.
В дальнейшем церковь укрепляла позиции «государства в государстве», фактически не подчиняясь никому, имея свои неплохие земельные наделы, источники дохода и немалое влияние на правителей и во многом дублируя его функции. Многие социально-политические вопросы стали решаться церковью. Законы стали составляться вместе с церковью, имели место гонения на противников церкви, нехристиане имели меньше прав, но церковь стала неким сплачивающим элементом, на нее легли многие функции в сфере здравоохранения и образования (лечебницы при монастырях, церковно-приходские школы), так же она решала многие спорные вопросы между людьми, выполняя функции гражданского суда. Авторитет церкви заметно поднимался.
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.
После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. [5, С. 207] Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.
В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину.
Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.
Только при Иване IV Грозном позиции церкви несколько поколебались, она потеряла часть своей власти и влияние, и была отодвинута на задний план, многие решения принимались уже без оглядки на церковь. В период Смуты церковь сплачивала людей, во многих областях она выполняла функции государственной власти, и почти не измененная смутой, она сохранила некое социально-духовное наследие. При Петре I церковь снова была загнана в жесткие рамки и утратила свое влияние и могущество подчиняясь сформированному Синоду и будучи отстраненной от государственно-политических дел.
3. Монастыри и их роль в общественной и государственной
жизни страны
Первые монастыри появляются после принятия христианства на Руси. Монастыри играли большую роль в культурной, общественной и экономической жизни Руси. Первоначально монастыри появились в Киеве и Новгороде. Они основывались представителями княжеской династии или же частными лицами, и обычно обустраивались на окраинах городов, на земле, принадлежащей знатным людям.
Процесс христианизации в стольных городах зашел уже далеко; князья и бояре, состоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не только получали «обслуживание специалистов» – монахов, но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях материального благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост численности монахов.
Монашеские обители часто занимали ключевые позиции на путях, ведущих к крупным городам (Юрьев, Антониев, Зверин и др.). Эти настоящие крепости надежно охраняли русские города и были торговыми точками.
Малоосвоенные земли, окружавшие новые монастыри, само расположение обителей на пограничье разных княжеств - все это делало их притягательными для крестьян, стремившихся покинуть прежних владельцев и найти покровительство у церкви. Основанные, как правило, на малонаселенных поначалу землях, монастыри быстро обрастали сельскими поселениями. Правители княжеств, на чьих землях или границах находились крупные монастыри, стремились заручиться их поддержкой, особенно в территориальных спорах и различных конфликтах с соседями. Кроме того, окруженные ореолом благочестия, основатели наиболее влиятельных монастырей, были моральной опорой князей в моменты выбора ими новых направлений политики (обращение князя Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому). [3, С. 98] История сохранила немало свидетельств участия монахов в политических делах, где подчас им удавалось играть важную роль.
Важной привилегией монастырей был судебный иммунитет - предоставление монастырю права самому вести расследование и вершить суд за определенные преступления, совершенные на его территории. Это могли быть дела, связанные с землевладением (нарушение межи, вырубка лесов, потрава скотом посевов) или с уголовными преступлениями, совершенные в монастырских селах (драки, нанесение увечья, воровство). Судебные пошлины были немаловажной статьей дохода каждого монастыря. Существенной привилегией являлось и освобождение монахов от всех видов общегосударственных податей. Таким образом, государь передавал монастырю частицу свое власти. Однако вновь вступивший на престол князь мог отменить все ранние льготы: без его подтверждения старые грамоты становились недействительными. Сам сбор пошлин и ведение судебных дел были «жалованием», источником обогащения для тех монастырских слуг. Которым они поручались игуменом. Такие слуги могли быть светскими лицами или старцами монастыря. Обычно слуги были богатыми людьми. Среди них встречались и дворяне, которые возглавляли в походах отряды монастырских крестьян, так как общее государственное правило - выставлять в армию определенное количество воинов в зависимости от размеров земельных владений.