Причины, предпосылки и особенности становления абсолютизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:34, доклад

Краткое описание

Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем государстве. Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I - это уже не абсолютный монарх, теперь это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти.

Вложенные файлы: 1 файл

абсолютизм, становление.docx

— 67.03 Кб (Скачать файл)

1) Причины, предпосылки и особенности становления абсолютизма в России 

 Существуют различные  мнения о том, когда абсолютизм  возникает в нашем государстве.  Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го  века при Петре I, а конец  абсолютизма при Николае I - это  уже не абсолютный монарх, теперь  это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает  абсолютизм с буржуазными реформами  19-го века, так как произошел  раскол власти.

Для того чтобы рассмотреть  абсолютизм в России на начальном  этапе нужно найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти капиталистические ростки, последующие развитие капитализма  в России имело существенную специфику, разбогатевшие предприниматели  вкладывали капитал в землю, становились  феодалами и боролись за получение  дворянского титула, вместо того, чтобы  вкладывать капитал в дело и формировать  реальную политическую силу в стране. Посадское население было оформлено  в сословия ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь посада и осознание им своих  интересов.

Во второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого управления, оно  становится более специализированным, требовались новые люди. Также  в этот период наблюдается обострение классовой борьбы.

Для абсолютной монархии характерны:

Наличие сильного профессионального  бюрократического аппарата, сильной  постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти  признаки были присущи и российскому  абсолютизму, но у него были свои особенности.

Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений  и отмены старых феодальных отношений (крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.

Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни).

Утверждение абсолютизма  в России не вызвало сопротивления  сторонников старой политической системы. Сословно-представительные институты  сами постепенно угасают, единственный прецедент - восстание стрельцов, но это скорее был факт борьбы за власть.

2)  Реформы в области гос управления

Административные реформы Петра  развивались без строгой системы, путем частных нововведений в  центральном и местном управлении. Однако легко можно заметить, что  сперва внимание Петра было занято преимущественно переустройством областных учреждений, а затем перешло на организацию центрального управления. Это видно уже из простого хронологического перечня крупных установлении Петра в сфере администрации. В 1702 г. произошло уничтожение старых губных старост и замена их воеводами, управлявшими совместно с присутствием из выборных (от уезда) дворян; в 1708 г. последовало разделение России на губернии (губернии делились на уезды), во главе которых были поставлены губернаторы. При них в качестве советников и помощников были учреждены с 1713 г. ландраты (выборные от дворян); кроме ландратов дворяне в каждом уезде для управления уездом избирали земского комиссара. В 1719 г. ландраты были уничтожены, но земские комиссары остались; государство было поделено вновь на 12 губерний, губернии -- на провинции, а провинции -- на уезды. Таким образом, если мы вспомним знакомые нам бурмистерские палаты 1699 г. и городские магистраты 1720 г., то скажем, что Петр во все время своей деятельности трудился над переустройством местного управления. Крупные же реформы в центральном управлении начались лишь с 1711 г. В этом году был учрежден Сенат. В 1718 г. устроены коллегии; в 1721 г. окончательно установлена должность генерал-прокурора. Так, заботы о местной администрации шли впереди забот о центральной администрации. Существует поэтому мнение, что Петр желал всю тяжесть управления перенести из центра государства в области, но, потерпев неудачу вследствие недостатка в областях способных людей, обратился к устройству центральных органов администрации, которым подчинил все местные учреждения и передал все стороны государственного управления.

В систематическом изложении созданная  Петром администрация представится в таком виде. Во главе всего  управления с 1711 г. стоит Сенат.

Правительствующий сенат

Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий  сенат. Все его члены были назначены  царем из числа его непосредственного  окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили  по именным царским указам. Сенат  не прерывал своей деятельности и  был постоянно действующим государственным  органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию  которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие  вопросы управления торговлей и  другими отраслями хозяйства. Таким  образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным  учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. “О должности Сената” Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и  обязанности сенаторов, установил  правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом  нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат  возглавлял систему государственного управления и был по отношению  ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат  ведомости о входящих и исходящих  делах.

Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял  из сенаторов и канцелярии, позднее  в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.

Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. “для управления и исполнения указов”. В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей  Сенатской конторы было недопущение  текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также  исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради “приема  челобитен”, получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на “неправосудие” коллегий, то рассмотрев дело он докладывал его Сенату.

В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности  которого входило составление списков  всего государства, дворян, наблюдением  за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи  с перераспределением компетенции  органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат  ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов  государственной власти в I четверти ХVШв. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось “учинить фискалов во всяких делах”. Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате, который “ведал фискалов”. Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что “ко вреду государственному интересу быть может”; докладывать “о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте”, “не вкрадываются ли в государство шпионы”, а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции - “взыскание всех безгласных дел”. Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в каждой губернии “быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества”. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год “учинял” контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Первым законодательным актом  о прокуратуре был указ от 12 января 1722г.: “быть при Сенате генерал-прокурору  и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...”. А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры  в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в  ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. “О должности генерал-прокурора” устанавливал его компетенцию , в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

Святейший синод

Пётр I, став у кормила государственного правления, видел глухое, а порою  и явное, недовольство духовенства  теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо  они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены по своему невежеству. Как носитель государственной идеи, Пётр не допускал самостоятельности  церкви в государстве, а как реформатор, отдавший жизнь делу обновления отечества, он не любил духовенство, в массе  которого находил наибольшее число  противников того, что ему было самому более всего ближе. Но человеком  неверующим он не был, скорее он принадлежал  к числу тех, кого называют равнодушными к делам веры.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России. С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, и к этому были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Все они имели в виду:

  1. Устранение возможности вырасти русскому папе — «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;
  2. Подчинение церкви монарху. На духовенство Пётр смотрел так, что оно «не есть иное государство» и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам.

Путешествия Петра по протестантским странам  Европы ещё более усилили его  взгляды на отношение государства  и церкви. С изрядным вниманием  Пётр слушал советы Вильгельма Оранского  в 1698, во время своих неофициальных  встреч, устроить Церковь в России на манер Англиканской, объявив себя её Главою.

В 1707 был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь  митрополит Нижегородский Исаия, резко  протестовавший против действий Монастырского  приказа в своей епархии.

Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев. Бежав в 1716 за границу, Царевич поддерживал сношения с митрополитом Крутицким Игнатием (Смолой), митрополитом Киевским Иоасафом (Краковским), епископом Ростовским Досифеем и др. Во время учинённого Петром розыска главною причиною измены Пётр сам назвал «беседы с попами и чернецами». По результатам следствия на духовных лиц, уличённых в связях с Царевичем, обрушились кары: епископ Досифей был лишён сана и казнён, равно как и духовник Царевича протопоп Иаков Игнатьев и близкий к первой супруге Петра, Царице Евдокии, ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный; митрополит Иоасаф был лишён кафедры, а вызванный на допрос митрополит Иоасаф скончался по пути из Киева.

Информация о работе Причины, предпосылки и особенности становления абсолютизма в России