Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:34, доклад
Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем государстве. Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I - это уже не абсолютный монарх, теперь это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти.
Административно-
До ее проведения территория России делилась на уезды (прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети). Их число, по данным В. Снегирева, в XVII в. составляло 166, не считая многих волостей — некоторые из них по своим размерам фактически были близки к уездам.
Указом Петра I от 18 декабря
1708 г. территория Российской империи была
разделена на 8 огромных губерний. Московская включала в себя территорию
нынешней Московской обл., значительные
части Владимирской, Рязанской, Тульской,
Калужской, Ивановской, Костромской областей. Ингерманландская — нынешние области Ленинградскую,
Новгородскую, Псковскую, Тверскую, южные
части Архангельской, запад Вологодской
и Ярославской областей, часть нынешней
Карелии (эта губерния в 1710 г. была переименована
в Санкт-Петербургскую). Архангел
Губернии не делились на
уезды, а составлялись из городов
и прилегающих к ним земель,
а также разрядов и приказов. В
1710—1713 гг. они были разделены на
доли (административно-фискальные единицы),
которые управлялись
В 1713 г. из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижскаягуберния. В связи с этим Смоленская губерния была упразднена, а ее территория разделена между Рижской и Московской губерниями. В январе 1714 г. из северо-западных частей огромной Казанской губернии была выделена новая Нижегородскаягуберния, а в 1717 г. из южной части Казанской губернии образована новаяАстраханская губерния (в нее входили Симбирск, Самара, Саратов, Царицын, Гурьев, Терская обл.). По состоянию на 1714 г. империя делилась на 9 губерний (табл. 2). В том же 1717 г. Нижегородская губерния была упразднена, и ее территория вновь вошла в состав Казанской.
Вторая Петровская
реформа стала осуществляться по
указу от 29 мая 1719 г. В соответствии с
ней были упразднены доли, губернии были
разделены на провинции, а провинции —
на дистрикты. Была восстановлена Нижегородская гу
В 1725 г. Азовская губерния была переименована в Воронежскую, а в 1726 г. из состава Рижской и Московской губерний вновь была выделена Смоленскаягуберния.
Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., П-ой - с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и Ш-й с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).
На первом этапе произошли
незначительные изменения в системе
местного управления: с созданием
Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения
воевод было изъято посадское население;
1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы
к воеводскому управлению. Указом от 18
декабря 1708г. вводится новое административно-
В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства - поддержании и укреплении господства дворян.
Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа - дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими “камерными служителями” и земскими судьями, приводить в действие наказания, контролировать городское управление.
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.
Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШв., было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции. В ХVПв. посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.
В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.
Однако в 20-х гг. ХVШв. городское управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.
Финансовая реформа
Создание и содержание армии потребовали огромных финансовых затрат. «Деньги – суть артерии войны», – говорил Петр I. Деньги требовались и для обеспечения огромного бюрократического аппарата, созданного Петром, который получал жалование из государственного бюджета. Появилась государственная роспись доходов и расходов. С 1718 года в России стали проводиться регулярные переписи населения, па основе которых вводилась подушная подать. Все необходимые для содержания армии средства были поделены на числоревизских душ (т.е. учтенных переписью лиц мужского пола), включая холопов, и установлена 74-копеечпая подать, которая, увеличившись и размере, дожила до времени Александра III. За больных, умерших, выбывших и пр. вплоть до следующей ревизии платили общины (ревизии проводились через 20–25 лет). Подушная подать увеличила бюджет России почти на 50 %.
При Петре I неизмеримо выросло число косвенных налогов и разного рода чрезвычайных сборов и повинностей (в 4–5 раз). Косвенными налогами, в изобретении которых изощрялись специальные люди при-быльщики,облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, бороды. Право носить бороду стоило 1 коп. для крестьян, 60 рублей для дворян, 100 рублей для купечества и 30 рублей для прочих граждан.
Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с указанием всех основных характеристик личности: рост, лицо, особые приметы, которые заменяли фотографии.
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли “канцелярии розыскных дел”, которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над
всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.). Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. “Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...”, главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском. В апреле 1715г. вышло “Краткое изображение процессов или судебных тяжеб” (одним томом вместе с Артикулом воинским). “Краткое изображение” являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В “Кратком изображении” содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. “О форме суда” была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на “приличных” (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом “О форме суда” были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие “Краткого изображения”. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.
Информация о работе Причины, предпосылки и особенности становления абсолютизма в России