Проблема происхождения раннего казачества по данным письменных источников и отечественной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

К одной из ряда проблем ранней истории казачества, относится вопрос о его происхождении. По этому поводу было высказано и опубликовано множество мнений и версий, порой противоречивых и далеких от научного обоснования, но, тем не менее, занимающих прочное положение в массовом сознании.
История казачества привлекала и до сих пор привлекает многих исследователей. Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные ученые историки, культурологи, литературоведы писали о донских казаках, история их и по ныне покрыта «белыми пятнами» и «темными местами», да и не исследованы по настоящему мощные пласты казачьей истории, хотя многие выдающиеся деятели прошлого обращались к изучению этого уникального явления, невиданного в мировой истории.

Содержание

Введение…………………………………………….……….3
Актуальность темы…………………………………………4
Цель и задачи……………………………………………….5
Объект исследования……………………………………….5
Предмет исследования…………………………………......6
Методы исследования……………………………………...6
Хронология и территориальные рамки…………….……6
Источниковая база………………………………………….6
Научная новизна……………………………………………7
Глава I. Этимология понятия «казак» в отечественной,
исторической литературе………………………………….8
Глава II. Проблема изучения ранней истории
казачества в отечественной и зарубежной
историографии……………………………………………..17
Заключение…………………………………………………30
Используемая литература и источники……………….…32

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяI.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Общество открытого типа, принимающее всех желающих извне, независимо от социального положения и происхождения. Требования к кандидатам – не нарушать установившиеся правила и не вредить обществу. Всем членам, в т.ч. и вновь принятым, общество гарантирует не только юридическую защиту, руководствуясь принципом: «от нас выдачи нет», но и социально экономическую, не допуская обнищания своих членов.

Незначительно провинившихся членов общества наказывали штрафом, а за тяжкие преступления могли казнить – обездвиженного преступника топили в воде (сажали в воду).

Общество в значительной степени военизировано, это обусловлено постоянной внешней угрозой. Каждый член общества воин, отважный, храбрый, мастерски владеющий оружием. Превыше всего ценят оружие и коня. Великолепные виртуозные всадники с уникальной тренировкой лошадей. Будучи свободолюбивыми, могут наниматься на службу, становясь преданными и верными нанимателю воинами, благодаря таким качествам использовались как телохранители или в гвардии. Средства к существованию добывают набегами и разбоями, хотя зачастую эти набеги совершали ради славы, а не материальной выгоды. Предпочитали захватывать пленных (ясырь), которых впоследствии продавали или обменивали.

Опытные мореходы, прекрасно знающие акваторию Азовского и Чёрного морей и примыкающих систем. Класс судов – река-море, тип биростральный, т.е. имеют два носа, что не требует разворота судна, с парусным и весельным вооружением. Поверх бортов дополнительно прикрываются досками или пучками камыша, чем обеспечивается дополнительная защита.

При рождении сына дарят ему оружие. С малых лет обучают в совершенстве владеть конем и вооружением. Имеют специальный воинский язык, непонятный для непосвящённых. 

Имеют своеобразную архитектуру, при необходимости строят дома на склонах. По возможности, при постройке поселения, предпочитают не сплошную застройку, а хуторскую. Ограда усадеб и поселений делается из плетней.

Гостеприимство – первейший народный обычай.

Христиане с сильным пережитком язычества, священнослужителей выбирают из своей среды. Из святых отдают предпочтение Пресвятой Богородице (Деве Марии).10

Их женщины имеют высокое положение и пользуются почетом, могли принимать участие в сражениях вместе с мужчинами.

В широком смысле слова «казак» - это лицо, принадлежащее к казачьему сословию,  население некоторых местностей России, которое пользовалось особыми правами и преимуществами на условии обязательной и общей воинской повинности. В узком же смысле слова «казаки» составляли часть вооруженных сил России, в основном кавалерию и конную артиллерию.

Термин «казак» означал нижний чин казачьих войск рядового звания. Самое слово «казак», или «козак»,  происходит либо от «косогов» - одного из кавказских народов, либо от татарско-турецкого «каз» - гусь. Иные считают, что слово «козак» монгольского происхождения («ко» - броня, латы, защита; «зах» - межа, граница, рубеж). Иными словами, защитник границы.

Служить начинал казак с 20 лет, после чего зачислялся в ополчение. Холодное оружие казака составляли шашка особого образца и пика (только в передней шеренге). У кавказских казаков пик не было, имелись кинжалы. И если казачья одежда отличалась от армейской особым покроем, то форма кавказских казаков была совсем иной – бешметы, черкески, бурки.

Например, у татар «казаками» называли безсемейных, одиноких воинов, служивших авангардом в походах татарских орд. Как правило, они несли разведочную и сторожевую службу. А поскольку татарские «казаки» служили при баскаках, собиравших дань на Руси, они постепенно переходили на службу к русским князьям. И если поначалу в этой легкой коннице служили сплошь татары, со временем стали появляться и русские. Шли в казаки люди разных сословий, получали землю, освобождались от податей, а иногда получали и особое жалование. Но коня и вооружение, как уже говорилось, обязаны были иметь за свой счет.

Казаков по истории их происхождения упрощенно можно разделить на два разряда: донских и малороссийских. От первых произошли яицкие, в последствии прозванные уральскими, сибирские, ореньбургские, гребенские, моздокские, теркские, кубанские и хаперские казаки, от вторых – запорожские, черноморские и азовские.

И если в XV в. в казаки шли люди всех сословий, то уже в XIX в. в царствование Николая I, категорически воспрещалось оседлое водворение на казачьих землях лиц, не принадлежащих к казачьему сословию.11

В разные времена и в разных кругах публики представления о казаках существенно отличались. Среди русского дворянсва была принята версия, что они произошли от беглых крепостных и старообрядцев, скрывавшихся от властей на окраинах государства. Романтически настроенная интеллигенция воспевала казаков, как бунтарскую «вольницу». А потом они превратились в «нагаечников» и «псов самодержавия». Противники нашей страны в войнах XIX начала XX вв. нередко всех русских отождествляли с казаками. В XX вв. делались попытки исследовать их происхождение по особенностям лексикона, обычаям – например, казачество сводили к роду войск, легкой коннице, откуда делался вывод, что оно берёт начало от татар. Появились и теории «отдельной казачьей нации».  А Оксфордская энциклопедия дает определение: « Этносоциальные группы в составе русских и некоторых других народов России; потомки людей, бежавших из Польши и Московии из за религиозных преследований, а так же крестьян, уклонявшихся от феодальных податей и повинностей». Само же слово «казаки» признается тюркским и переводится как «авантюристы» или «повстанцы».

Впрочем в среде казаков существует и собственное определение: «Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали».12

Мининков Н. А. говорит о казачестве: «В течении многих десятилетий, на протяжении жизни ряда поколений, небольшая община проявляла постоянный героизм, ставший для неё, как нравственной нормой, так и условием существования». 

По мнению Фишера Е. Г.13 в его «Сибирской истории», слово казак означает человека без семьи или не имеющего постоянного жилища. Это отважные люди, готовые на любые предприятия.

Название «казаки» принадлежало казачьей орде, которая славилась набегами на прочие народы. От татар перешло кА россиянам и полякам.

Страленберг14 говорил, что слово «казак» означает вольных людей, живущих на периферии , наёмников.

Сухоруков о значении слова «казак» писал следующее: «Слово казак известно в России гораздо прежде XV века, на монгольском языке оно означало пограничного стража и вообще военного человека». Рассматривая летописи того времени, видно, что казаками называли так же людей занимающихся разбойным промыслом. Но в отношении самого ремесла, оно не было столь поносимым и преступным, как разбойник, так как этот род жизни и поведения был в духе того времени.  Таким образом, слово «казак» означало отважного наездника, живущего набегами, войной, не привязанного к земле и дому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

Глава II

Проблема изучения ранней истории казачества в отечественной и зарубежной историографии

Первейшие упоминания о казаках известны нам из «Истории о Таврии» Сестренцевича-Богуша, где он повествует о сормато-казарах, обитавшим по берегам Лимана, Днепра и по нагорной Таврии. Они предложили свои услуги греческому императору Константину V на войне, которую тот вел против сарацин около 750 года.

Он же, Константин V, переменил имя казаров на казаков, и просил польского короля так называть их. Это название получило ещё большее распространение, когда они стали известны персам, считавших их горными скифами и потому называвших этот народ казаками и область их казакиею15.

О древности имени казаков говорят и публикации знаменитого историографа Карамзина Н. М., «оно было известно до нашествия Батыева и принадлежало торкам и берендеям, обитавшим на берегах Днепра, ниже Киева. Вместе с печенегами знали их под именем черных клобуков, или черкасов».

Некоторые из них обобщаясь селились на берегах Днепра, защищённых скалами и болотами, избегали гнёта татар и Литвы.

Первыми историками донского казачества XVI-XVII вв. выступали сами казаки.16

Интересно, что в области Рязанской, наиболее подверженной нападению ордынцев, отечественные летописи в первый раз упоминают о казаках еще в 1444 году.  Тогда Рязанские казаки приняли участие в битве против татар, приведенных  царевичем Мустафой17.  А 1468го были казаки в Москве18.

Сестринцевич-Богуш производит донских казаков от тавро-скифов. В XII столетии сорматские казаки под влиянием генуэсцев, обладателей различных пристаней Херсонеса Таврического и других городов, переселились из Таври в Азов19. Своё мнение он основывает на том, что все византийские историки повествуют о тавро-скифах, обитавших в 1222 году на берегах Черного и Азовского морей. Тамерлан, завоевав Азов в 1395 году, умертвил всех находящихся в нём христиан, оставив одних тавро-скифов магометан, выступивших с ним против Баязета, оттоманского императора. Этот город претерпел совершенное разорение от турок в 1471м году. И тогда жители, избегая турецкого ига, начали кочевать между Азовом и границами России, в той самой стране, где живут и ныне. Эти казаки вскоре названы были донскими, по причине близости реки Дона, потом ордынскими для означения зависимости их от владения кипчакского, которое славяне называли Золотой Ордой.

Не только на Дону, но и в верховьях Терека, при впадении реки Аргуни в реку Сунжу, появились вначале  XVI в. первые казачьи городки. Предками терских и гребенских казаков считались переселившиеся в конце XV века на Кавказ сторожевые казаки и крестьяне Рязанского княжества, а так же донские казаки с рек Белой и Чёрной Калитвы. Эти и другие факты послужили основой концепции миграционного происхождения казачества, которая развилась в трудах Карамзина Н. М., Ключевского В. О.

Первое упоминание в польских хрониках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Фёдорович Глинский20, по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Летописи повествуют о казаках с 1517 года, описывая их поход под предводительством Предислава Ланцкоронского к турецкому Белугороду, или Аккерману (Киевская летопись).

В 1571 г. боярином Воротынским М. И.21 был составлен первый русский устав станичной сторожевой службы. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) – защищали города.

В XVIII веке проблему происхождения казачества Татищев В. Н. и Байер З. относили к эпохе раннего средневековья и связывали с пятигорскими черкесами.

Из создателей трудов по истории донского казачества следует упомянуть Ригельмана А. И22. В своей работе он сделал попытку пересмотреть все предыдущие рассуждения о происхождении украинского, а так же российского казачества и высказать своё собственное мнение. Он считал, что нет оснований утверждать о происхождении украинского казачества от хазар и вообще от других народов, как это делали многие современники. Казаки никогда не были отдельным народом, а всегда составляли лишь небольшую часть. Они – люди не желающие повиноваться своим господам и бежавшие от них.

Все утверждения казацких летописей о том, что казаки якобы произошли от «древних, каких-то свободных людей, которые якобы не принадлежали ни к какому владению», желали, по его мнению доказать,  что казаки с давних времён и навсегда право имеют вольности, и ни под чьим точным владением находятся. Только по этой причине казаки «не считают себя, чтобы они действительно с Русских людей были, или чьи то бывшие подданные». Хотят себя насильно представить, как будто бы и поныне были на самом деле … свободные и ни к кому принадлежащие.

В словах Ригельмана с наибольшей отчетливостью высказано мнение, направленное на то, чтобы доказать «неправомерность» существования свободного казачества. Такого взгляда придерживался Ригельман и в вопросе объяснения происхождения запорожского казачества. Он соглашается с мнением современников, изображающих предков запорожцев в виде разбойничьей шайки, постоянно путешествующих с места на место. Сначала запорожцы будто бы жили в Седневи (на г. Сноуи, притоке Десны, около Чернигова), затем последовательно в Каневе, Перевалочной, на о. Хортица, на Никитином углу возле Каменного Затона, на Чертомлыке, в устье Каменки и на реке Подпольной. К этому «сборищу» присоединялись новые беглецы, вследствие чего и образовалась Запорожская  Сечь. 

«Запорожцы  все там безжённы были, и поэтому племя своё продолжать не могли, но набирались потом к тому числу из гулящих же казаков, с разного рода людей, бродяг, пришельцев и беженцев, а всего с Русских, и составляли так садок и войско своё».

Донские казаки считают себя природою не от Московских людей, а только обрусевшими, и заявляют: «Я не москаль, но русский, и по закону и по вере православной, но не по природе». Так же по его словам «некоторых верховых станиц родовые казаки, жившие собственным тяжёлым трудом, утверждали, что казачество происходит от некоего зверобоя, который с этим промыслом пробрался на реку Дон. Вокруг него собирались люди, для таковых же промыслов. Этот зверобой сделался их атаманом и они жили свободно, не будучи подвластны, или дань платя никому». Эта теории подчёркивает промысловый характер казачьих общин, их свободную жизнь. Так же она позволяет сделать вывод о постоянном притоке русского населения на Дон.

Байер Г. З.23 заявил о существовании казаков еще в X веке. Со ссылкой на Константина Порфирородного указывал, что они в 948 году жили в нынешней кабарде, близ кавказских гор, где они от великого князя Мстислава в Российское подданство приведены были. И хотя, отмечал он, «и то подлинно, что они всегда принимали россиан, поляков и других, которые у них искали прибежища, сие нимало тому не препятствует, чтоб казаков можно было почитать за древний народ».

Информация о работе Проблема происхождения раннего казачества по данным письменных источников и отечественной историографии