Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 12:39, реферат
Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Мос ковского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.
Образование древнерусского государства — одна из наиболее важ ных и сложных научных проблем отечественной истории.
1.Введение.
2.Особенности славянского расселения.
3. Споры о происхождении Русской княжеской династии.
4. Образование Древнерусского государства.
5. Список используемой литературы:
Проблема этногенеза восточных славян
Реферат
Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления и эволюции восточнославянской государственности.
Содежание:
1.Введение.
2.Особенности славянского расселения.
3. Споры о происхождении Русской княжеской династии.
4. Образование Древнерусского государства.
5. Список используемой литературы:
1.Введение
Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Мос ковского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.
Образование древнерусского государства — одна из наиболее важ ных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследова телями разработаны различные концепции его природы и генезиса. I (о похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», постав ленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из веч ных вопросов нашей истории.
Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она оста ется одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, (охраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси—Рос сии—бывшего СССР.
Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового един ства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языко вую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина — Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.
В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделя ется праславянская группировка. Во II—IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге го тами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими обра зованиями праславяне прошли важный этап этнической консолида ции: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов'.
Нам представляется уместным остановиться здесь на наименова нии славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического самосо знания, без которого невозможно существование этнической общнос ти. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упо минали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы — склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV—V вв. праславяне разделились на три группы: венеды — на западе, склавины — на юге, анты — на востоке
Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., сущест венно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV—V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).
В образовавшуюся географическую нишу и устремились прасла вяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V—VI вв. они фиксируются (и археологически, и письмен ными источниками) на территории от южного побережья Балтийско го моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.
Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное за паздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов»
Самостоятельная история
восточных славян начинается в VIII—
IX вв. К этому времени
2.Особенности славянского расселения:
• соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;
В ходе расселения славян на территории Восточной Европы за кладывались предпосылки для формирования древнерусской народ ности. Особенности расселения влияли на становление государствен ности, характер социально-экономического и политического строя.
Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные славяне, стали связующей нитью между "Европой и Азией, севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийское море — со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.
А к концу IX в. как волжский, так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.
Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочев никами и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазар ским каганатом.
В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им ранее территории оказывались под влас тью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом — Хазарским каганатом. История появления его такова.
С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим об разованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первона чально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерно морья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее по литическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славянские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными цент рами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиат ским миром.
Духовную основу государства составляло язычество, но постепен но под влиянием Византии здесь начинает распространяться христи анство, а под давлением Арабского халифата — мусульманство. Пере селившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим — с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.
История противостояния Руси и Хазарского каганата — сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси при нято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.
Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойни чали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного
дня я спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течение десятилетий1.
Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2. Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.
Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов3. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.
Как жили восточные славяне? Основным их занятием было зем леделие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господство вала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община — «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыбо ловством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной дея тельности стало входить скотоводство.
Общественная структура у восточных славян в VIII—IX вв. стро илась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный - несвобод ный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация сопле менников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени — князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени реша лись на народных собраниях — вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди — наиболее смелые и удачливые воины, вставав шие во главе дружин, появившихся уже в VII в.
Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, ви зантийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Му сульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне — народ столь мо гущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять»2.
Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племена ми, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к уста новлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие при знаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись кня зьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внеш ней политики, управления, суда, религии.
Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно - общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, поскольку в механизме власти «князь — совет старейшин — народное собрание» решающее слово оставалось за последним.
Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым — южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называют Рязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.
3.Споры о происхождении Русской княжеской династии
По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря — норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещает вопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.