Проблемы реформирования русской армии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:52, реферат

Краткое описание

Российская Федерация переживает сложный и ответственный период своего развития. Решаются задачи глубоких экономических и демократических преобразований. Исторический опыт показывает, что в переломные эпохи в жизни нашей страны, Вооруженные Силы всегда подвергались глубокому реформированию. Их численность, структура, способы комплектования, военно-техническая оснащенность приводились в соответствие с реалиями времени. Это связано с тем, что армия является одним из важнейших инструментов политической власти, а вопрос о власти — краеугольный во всей системе преобразований.

Содержание

Введение.
1. Военная организация государства………………………..4-5
2. Россия в системе военно-политических отношений ……6-8
3. Условия проведения очередного этапа военной реформы в России………………………………………………………………..9-10
4. Реформа Вооружённых сил России……………………....11-14
5. Социальные аспекты военной реформы Вооруженных сил России………………………………………………………………..15-16
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_reformirovania_Rossyskoy_armii_v_sovr.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реформа Вооружённых сил России.

Коренная трансформация  системы международных отношений, принятие новой военной доктрины, сокращение численности Вооруженных  сил, ориентирование на качественные параметры  в оборонном строительстве —  указанные и многие другие факторы диктуют необходимость военной реформы в России. Поэтому военная реформа стала императивом общественно-политической практики в России после окончания «холодной войны». Необходимость военной реформы в РФ обусловлена геополитическими изменениями. Именно геополитические особенности предопределяют значительный масштаб преобразований, который необходимо осуществлять в условиях масштабных социально-экономических реформ.

Вооруженные силы, доставшиеся  РФ в наследство от СССР, создавались  как средство для противостояния в «холодной войне» и по многим параметрам не отвечают требованиям, предъявляемым к современным вооруженным силам. Российская армия недостаточно подготовлена к локальным и этническим конфликтам, сказывается слабое техническое оснащение российской армии, недостаточный профессионализм солдат и офицеров. Одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса», а также малоэффективные механизмы социальной защиты военнослужащих. Все указанные проблемы и многие другие невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии — для решения многочисленных проблем вооруженных сил России необходимо осуществление военной реформы как комплексного ряда мер, направленных на радикальное преобразование ВС РФ.

Военную реформу не следует  отождествлять с реформой Вооруженных  сил, так как реформа Вооруженных  сил рассматривается в качестве составной части реформирования всего военного строительства в  стране. В данном контексте следует  также отметить и некоторые другие проблемы, сопутствующие осуществлению процесса военной реформы в современной России, которые, так или иначе, требуют пристального изучения.

Кризис российской армии  усугубился в конце 1980-х г.г. К  концу 80-х г.г. расходы на ВПК и содержание многомиллионной армии усугубили экономический кризис. Недооценка фактора неготовности российской армии к отражению угроз глобальной, региональной и национальной безопасности  привела к просчетам в осуществляемой в России военной реформы. Следует также отметить, что все эти факторы создают предпосылки для осуществления военной реформы с целью усилить боеспособность российской армии.

В качестве основных негативных факторов, предопределившие снижение боеготовности советской, а затем  и российской армии указывают: 
1. Непримиримое противоречие коррумпированной касты с остальной офицерской массой; 
2. Отчужденность между генералитетом, офицерами, сержантами и солдатами; 
3. «Дедовщина», создававшая тенденцию криминализации армии и систему уродливых неформальных взаимоотношений; 
4. Интенсивное развитие техники и вооружения, обострившее противоречие между потребностью в росте профессионализма личного состава и устаревшими методами осуществления боевой подготовки и ее организации; 
5. Падение престижа воинской службы в Вооруженных силах РФ из-за привлечения военнослужащих боевых специальностей к хозяйственным работам, что привело к снижению боеготовности.

Неудовлетворительная  боеготовность связана с переходом  от формы организации армии присущей командно-административной системе советского типа к форме организации армии демократического государства. Однако, события начала 1990-х годов препятствовали быстрому осуществлению военных преобразований. В 1990-х гг. военная реформа не была осуществлена. Государственная политика сокращения военных расходов без реформирования Вооруженных сил привела к развалу армии. Дефицит финансирования Вооруженных сил привел к использованию неприкосновенных запасов.

Разрабатываемые программы  военной реформы имели политическое значение, а военная реформа на практике означала теоретическую, методологическую, организационную и правовую базу. Однако, успешному проведению военной реформы в конце 1990-х г.г. препятствовали недостаточное финансирование, дефицит средств и отсутствие политической воли для реализации задуманных мер.

Отдельного внимания заслуживает аспект постепенного перехода российской армии на контрактную  основу комплектования должностей. В  контексте военной реформы в  России это процесс можно рассматривать  как затрагивающий не только организацию российской армии, но и влияющий на российской общество. Это обуславливает эффективное использование контрактниками новейшей техники и повышения профессионализма военнослужащих и российской армии в целом. Однако, начальные затратные расходы на содержание солдат-контрактников значительно превышают затраты на солдатов-призывников. Первые эксперименты по формированию воинских частей из контрактников проводились в начале 1990-х г.г. Первый неудачный эксперимент по переводу армии на контрактную систему комплектования рядовых и сержантского состава в России начался в 1992-м году. Пик неудачного эксперимента пришелся на лето ― осень 1993-го года ― эксперимент провалился из-за недостаточного финансирования и отсутствия социального пакета льгот для контрактников.

Однако и сейчас материальное вознаграждение, и социальные льготы для контрактников минимальны. Можно предположить, что при условии предоставления благоприятных социально-экономических условий для значительной части призывников данный вид службы в Вооруженных силах может стать привлекательным и престижным видом государственной службы. Важную роль в росте мотивации служить по контракту может сыграть позитивная реклама в СМИ. Поддержка перехода к профессиональной армии существенно выше среди групп, обладающих более высокими социальными ресурсами и потенциалом для их реализации.

Введение альтернативной гражданской службы (АГС) стало важным событием в общественно-политической жизни РФ. Возможно, в будущем институт АГС пополнится большим числом потенциальных участников, численность которых может измеряться десятками и сотнями тысяч. Рабочие места для мобилизуемых в рамках альтернативной гражданской службы могут быть найдены в детских приютах и домах, домах престарелых, инвалидов. Данные рабочие места, как правило, характеризуются относительно тяжелыми условиями труда и являются непрестижными и малопривлекательными для большей части традиционных работников, но общественная потребность в объемах подобных работ возрастает. Военные реформы встречают поддержку в российском обществе, особенно среди тех категорий призывников и других общественных групп, которые получают социальные льготы или преимущества в результате введение комплектования состава альтернативной гражданской службы. Проблема оценки социально-экономических последствий комплектования состава альтернативной гражданской службы с трудом поддаются долгосрочному прогнозированию. Следует предположить, что многие социальные группы выиграют от данных нововведений. Однако, в существующем виде данные преобразования не могут решить основную проблему российской армии — бедственного положения солдат (призываемых для несения срочной службы) и офицеров.4

 Социальные аспекты  военной реформы Вооруженных  сил России.

В пореформенной России сложные, противоречивые и зачастую непредсказуемые социальные процессы оказывают существенное влияние не только на определенные социальные группы российского общества, но и на военнослужащих и их семьи. Действительно, одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса», малоэффективные механизмы социальной защиты солдат и офицеров. Все указанные и многие другие проблемы невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии. Поэтому для решения многочисленных социальных проблем российской армии необходимо осуществление комплексных мер, цель которых ― принятие целенаправленных действий, направленных на радикальное преобразование системы социальной защиты российских военнослужащих.

Низкая оплата труда военных и недостаточное финансирование расходов на содержание армии превратились в одну из важных проблем, требующих немедленного решения. В связи с этим были приняты или намечены к принятию экономические меры Правительства, цель которых — замена льгот военнослужащих на денежные компенсации. Рассчитанная на 2002-2010 гг. программа «Государственные жилищные сертификаты» отчасти способствовала решению данной проблемы. Функционирование системы ипотеки для офицеров позволит решить жилищную проблему для многих военнослужащих.

Рассмотрев основные аспекты военной реформы и  влияние ее социальных аспектов на российское общество, можно прийти к следующим выводам: 
1. Россия как великая держава, от которой зависит международная безопасность, должна иметь боеспособную армию, отвечающую самым современным требованиям. Необходимость противодействовать террористическим угрозам и отражать угрозы потенциальных агрессоров обязывает военнослужащих постоянно совершенствовать военно-техническое оснащение армии. 
2. В современной российской армии сложился весьма негативный социальный климат, весьма часты случаи «неуставных отношений». Для повышения доверия общества к армии необходимо обуздать дедовщину. Частые случаи нарушения основных прав человека в армии обуславливают негативное отношение многих призывников к срочной службе. Распространены многочисленные незаконные способы уклонения от воинского призыва. 
3. Военная реформа, осуществляемая в России на протяжении более чем полтора века, стала одним из ключевых событий российской общественно-политической жизни. Она оказывает большое влияние на российское общество и затрагивает интересы многих социальных групп и лобби. 
4. Актуальнейшая проблема военной реформы имеет рациональное, посильное для российской экономики и общества реализуемое решение. С 2001 года она перешла в стадию процесса ускоренного осуществления. 5Успешное осуществление военной реформы ВС РФ позволит перейти к новой системе комплектования войск без ущерба для боевых возможностей воинских частей, обеспечить необходимую численность обученного резерва, устранить многие аспекты социальной напряжённости в обществе, которая характерна для действующей системы призыва и обеспечить поддержку российским обществом проведения реформ.

 

 

 

 

 

Заключение

Многие отечественные  политики и государственные чиновники, пытающиеся проводить военную реформу, вполне искренне считают, что ее проведение будет сопровождаться снижением затрат на оборону, понимая под военной реформой только лишь сокращение и реструктуризацию Вооруженных Сил.

Но даже простое сокращение Вооруженных Сил требует громадных затрат на социальное обеспечение сотен тысяч увольняемых военнослужащих и членов их семей. А сама военная реформа - это не только и не столько сокращение и реструктуризация Вооруженных Сил. Это еще и решение сложнейших вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности, парированием военных и невоенных угроз военными и невоенными средствами, изменениями в системе управления и комплектования Вооруженных Сил, системе подготовки и оснащения войск вооружением и военной техникой, различными видами довольствия и содержания.

  Однако какими  бы спорными не казались тем  или иные отдельные стороны  объявленных мероприятий, следует  признать, что, пожалуй, впервые за весь постсоветский период в России выработан и принят действительно цельный и комплексный план радикального реформирования Вооружённых Сил страны, и наличествуют политическая и административная воля и экономические ресурсы для проведения этого плана в жизнь.

Можно сказать, что на современном этапе реформирования армии есть огромные перспективы ее совершенствования, и их следует использовать, чтобы сделать Вооруженные Силы Российской Федерации современными, высокоэффективными и способными решать поставленные задачи в сфере национальной безопасности страны. Однако проводить военную реформу в России следует все-таки с критического осмысливания опыта предыдущих ее военных реформ с целью максимального использования всего того положительного, что было ими достигнуто

Список литературы

1.  Конституция Российской Федерации, 2008 г.

2.  Федеральный закон  от 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

3. "Военная реформа:  История и перспективы". Сборник.  Под. ред. Н.А. Чалдымова, изд.  предприятие "Обновление",2005 г

4. Путь к современной  армии. Сборник «Военная реформа». Выпуски №№1-2.-М., 2007 года

5. Стратегия социального  развития Вооруженных Сил Российской  Федерации до 2020 года//Красная Звезда, от 29 марта 2008 года.

1 Конституция Российской Федерации, 2008 г.

2 "Военная реформа: История и перспективы". Сборник. Под. ред. Н.А. Чалдымова, изд. предприятие "Обновление",2005 г

3 Сборник. Под. ред. Н.А. Чалдымова, изд. предприятие "Обновление",2005 г.

4 Путь к современной армии. Сборник «Военная реформа». Выпуски №№1-2.-М., 2007 года

5 Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года//Красная Звезда, от 29 марта 2008 года.




Информация о работе Проблемы реформирования русской армии