Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:52, реферат
Российская Федерация переживает сложный и ответственный период своего развития. Решаются задачи глубоких экономических и демократических преобразований. Исторический опыт показывает, что в переломные эпохи в жизни нашей страны, Вооруженные Силы всегда подвергались глубокому реформированию. Их численность, структура, способы комплектования, военно-техническая оснащенность приводились в соответствие с реалиями времени. Это связано с тем, что армия является одним из важнейших инструментов политической власти, а вопрос о власти — краеугольный во всей системе преобразований.
Введение.
1. Военная организация государства………………………..4-5
2. Россия в системе военно-политических отношений ……6-8
3. Условия проведения очередного этапа военной реформы в России………………………………………………………………..9-10
4. Реформа Вооружённых сил России……………………....11-14
5. Социальные аспекты военной реформы Вооруженных сил России………………………………………………………………..15-16
Заключение.
Список использованной литературы.
Реформа Вооружённых сил России.
Коренная трансформация
системы международных
Вооруженные силы, доставшиеся РФ в наследство от СССР, создавались как средство для противостояния в «холодной войне» и по многим параметрам не отвечают требованиям, предъявляемым к современным вооруженным силам. Российская армия недостаточно подготовлена к локальным и этническим конфликтам, сказывается слабое техническое оснащение российской армии, недостаточный профессионализм солдат и офицеров. Одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса», а также малоэффективные механизмы социальной защиты военнослужащих. Все указанные проблемы и многие другие невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии — для решения многочисленных проблем вооруженных сил России необходимо осуществление военной реформы как комплексного ряда мер, направленных на радикальное преобразование ВС РФ.
Военную реформу не следует отождествлять с реформой Вооруженных сил, так как реформа Вооруженных сил рассматривается в качестве составной части реформирования всего военного строительства в стране. В данном контексте следует также отметить и некоторые другие проблемы, сопутствующие осуществлению процесса военной реформы в современной России, которые, так или иначе, требуют пристального изучения.
Кризис российской армии усугубился в конце 1980-х г.г. К концу 80-х г.г. расходы на ВПК и содержание многомиллионной армии усугубили экономический кризис. Недооценка фактора неготовности российской армии к отражению угроз глобальной, региональной и национальной безопасности привела к просчетам в осуществляемой в России военной реформы. Следует также отметить, что все эти факторы создают предпосылки для осуществления военной реформы с целью усилить боеспособность российской армии.
В качестве основных негативных
факторов, предопределившие снижение
боеготовности советской, а затем
и российской армии указывают:
1. Непримиримое противоречие коррумпированной
касты с остальной офицерской массой;
2. Отчужденность между генералитетом,
офицерами, сержантами и солдатами;
3. «Дедовщина», создававшая тенденцию криминализации
армии и систему уродливых неформальных взаимоотношений;
4. Интенсивное развитие техники и вооружения,
обострившее противоречие между потребностью
в росте профессионализма личного состава
и устаревшими методами осуществления
боевой подготовки и ее организации;
5. Падение престижа воинской службы в
Вооруженных силах РФ из-за привлечения
военнослужащих боевых специальностей
к хозяйственным работам, что привело
к снижению боеготовности.
Неудовлетворительная
боеготовность связана с
Разрабатываемые программы
военной реформы имели
Отдельного внимания
заслуживает аспект постепенного перехода
российской армии на контрактную
основу комплектования должностей. В
контексте военной реформы в
России это процесс можно
Однако и сейчас материальное вознаграждение, и социальные льготы для контрактников минимальны. Можно предположить, что при условии предоставления благоприятных социально-экономических условий для значительной части призывников данный вид службы в Вооруженных силах может стать привлекательным и престижным видом государственной службы. Важную роль в росте мотивации служить по контракту может сыграть позитивная реклама в СМИ. Поддержка перехода к профессиональной армии существенно выше среди групп, обладающих более высокими социальными ресурсами и потенциалом для их реализации.
Введение альтернативной гражданской службы (АГС) стало важным событием в общественно-политической жизни РФ. Возможно, в будущем институт АГС пополнится большим числом потенциальных участников, численность которых может измеряться десятками и сотнями тысяч. Рабочие места для мобилизуемых в рамках альтернативной гражданской службы могут быть найдены в детских приютах и домах, домах престарелых, инвалидов. Данные рабочие места, как правило, характеризуются относительно тяжелыми условиями труда и являются непрестижными и малопривлекательными для большей части традиционных работников, но общественная потребность в объемах подобных работ возрастает. Военные реформы встречают поддержку в российском обществе, особенно среди тех категорий призывников и других общественных групп, которые получают социальные льготы или преимущества в результате введение комплектования состава альтернативной гражданской службы. Проблема оценки социально-экономических последствий комплектования состава альтернативной гражданской службы с трудом поддаются долгосрочному прогнозированию. Следует предположить, что многие социальные группы выиграют от данных нововведений. Однако, в существующем виде данные преобразования не могут решить основную проблему российской армии — бедственного положения солдат (призываемых для несения срочной службы) и офицеров.4
В пореформенной России сложные, противоречивые и зачастую непредсказуемые социальные процессы оказывают существенное влияние не только на определенные социальные группы российского общества, но и на военнослужащих и их семьи. Действительно, одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса», малоэффективные механизмы социальной защиты солдат и офицеров. Все указанные и многие другие проблемы невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии. Поэтому для решения многочисленных социальных проблем российской армии необходимо осуществление комплексных мер, цель которых ― принятие целенаправленных действий, направленных на радикальное преобразование системы социальной защиты российских военнослужащих.
Низкая оплата труда военных и недостаточное финансирование расходов на содержание армии превратились в одну из важных проблем, требующих немедленного решения. В связи с этим были приняты или намечены к принятию экономические меры Правительства, цель которых — замена льгот военнослужащих на денежные компенсации. Рассчитанная на 2002-2010 гг. программа «Государственные жилищные сертификаты» отчасти способствовала решению данной проблемы. Функционирование системы ипотеки для офицеров позволит решить жилищную проблему для многих военнослужащих.
Рассмотрев основные
аспекты военной реформы и
влияние ее социальных аспектов на
российское общество, можно прийти
к следующим выводам:
1. Россия как великая держава, от которой
зависит международная безопасность,
должна иметь боеспособную армию, отвечающую самым современным
требованиям. Необходимость противодействовать
террористическим угрозам и отражать
угрозы потенциальных агрессоров обязывает
военнослужащих постоянно совершенствовать
военно-техническое оснащение армии.
2. В современной российской армии сложился
весьма негативный социальный климат,
весьма часты случаи «неуставных отношений». Для повышения доверия общества к армии
необходимо обуздать дедовщину. Частые
случаи нарушения основных прав человека
в армии обуславливают негативное отношение
многих призывников к срочной службе.
Распространены многочисленные незаконные
способы уклонения от воинского призыва.
3. Военная реформа, осуществляемая в России
на протяжении более чем полтора века,
стала одним из ключевых событий российской
общественно-политической жизни. Она оказывает
большое влияние на российское общество
и затрагивает интересы многих социальных
групп и лобби.
4. Актуальнейшая проблема военной реформы
имеет рациональное, посильное для российской
экономики и общества реализуемое решение.
С 2001 года она перешла в стадию процесса
ускоренного осуществления. 5Успешное осуществление военной реформы
ВС РФ позволит перейти к новой системе
комплектования войск без ущерба для боевых
возможностей воинских частей, обеспечить
необходимую численность обученного резерва,
устранить многие аспекты социальной
напряжённости в обществе, которая характерна
для действующей системы призыва и обеспечить
поддержку российским обществом проведения
реформ.
Заключение
Многие отечественные политики и государственные чиновники, пытающиеся проводить военную реформу, вполне искренне считают, что ее проведение будет сопровождаться снижением затрат на оборону, понимая под военной реформой только лишь сокращение и реструктуризацию Вооруженных Сил.
Но даже простое сокращение Вооруженных Сил требует громадных затрат на социальное обеспечение сотен тысяч увольняемых военнослужащих и членов их семей. А сама военная реформа - это не только и не столько сокращение и реструктуризация Вооруженных Сил. Это еще и решение сложнейших вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности, парированием военных и невоенных угроз военными и невоенными средствами, изменениями в системе управления и комплектования Вооруженных Сил, системе подготовки и оснащения войск вооружением и военной техникой, различными видами довольствия и содержания.
Однако какими
бы спорными не казались тем
или иные отдельные стороны
объявленных мероприятий,
Можно сказать, что на современном этапе реформирования армии есть огромные перспективы ее совершенствования, и их следует использовать, чтобы сделать Вооруженные Силы Российской Федерации современными, высокоэффективными и способными решать поставленные задачи в сфере национальной безопасности страны. Однако проводить военную реформу в России следует все-таки с критического осмысливания опыта предыдущих ее военных реформ с целью максимального использования всего того положительного, что было ими достигнуто
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, 2008 г.
2. Федеральный закон от 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
3. "Военная реформа:
История и перспективы". Сборник.
Под. ред. Н.А. Чалдымова, изд.
4. Путь к современной
армии. Сборник «Военная
5. Стратегия социального
развития Вооруженных Сил
1 Конституция Российской Федерации, 2008 г.
2 "Военная реформа: История и перспективы". Сборник. Под. ред. Н.А. Чалдымова, изд. предприятие "Обновление",2005 г
3 Сборник. Под. ред. Н.А. Чалдымова, изд. предприятие "Обновление",2005 г.
4 Путь к современной армии. Сборник «Военная реформа». Выпуски №№1-2.-М., 2007 года
5 Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года//Красная Звезда, от 29 марта 2008 года.