Промышленные перевороты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Идеи общественного равенства и личной свободы овладевали прежде всего третьим сословием. Именно буржуазия, не пользовавшаяся никакими важными наследственными социальными привилегиями (в отличие от дворянства и духовенства), выступила не только против самих привилегий, но и против поддерживающей их государственной системы. Идеи Просвещения закрепляли в характере людей столь необходимые для делового человека качества, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Содержание

Введение 2
1. Промышленный переворот в Англии 4
2. Промышленный переворот во Франции 15
3. Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии 20
4. Основные предпосылки и особенности промышленного переворота в США 25
Заключение 32
Литература 33

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленные перевороты а Англии, Франции, в Германии и США .doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Такая практика была признана неэффективной, и это заставляло искать новые виды топлива. Благодаря  открытиям семейства английских промышленников, отца и сына Дерби, в 1780-х годах производство черных металлов было переведено в основном на каменный уголь (кокс), что привело к повышению производительности труда в металлургии более чем в 15 раз. В результате производство чугуна в Англии увеличилось с 80 тыс. т в 1790 году до 250 тыс. т в 1825 году. Это позволило Англии превратиться в крупнейшего экспортера металлургической продукции.

Применение кокса, в  свою очередь, привело к развитию добычи угля, что также являлось принципиально новым технологическим  шагом в индустрии: уголь стал использоваться не только в металлургии, но и в качестве источника энергии для паровых машин. Это способствовало быстрому подъему угольных регионов в Шотландии, Южном Уэльсе, Йоркшире, Ланкашире.

Складывалась своеобразная цепочка взаимного стимулирования производственного развития страны. Спрос на каменный уголь ускорил развитие угольной промышленности – выплавка чугуна и добыча каменного угля возросли в четыре раза.9 Это в свою очередь подталкивало транспортное  строительство.

Увеличение добычи угля сдерживалось недостаточным развитием транспортной системы, основу которой составляли грунтовые дороги. Но перевозка тяжелых грузов гужевым транспортом была очень дорогой: доставка одной тонны угля из Манчестера в Ливерпуль обходилась в 40 шиллингов.

В 1790-х годах Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. В результате к концу XVIII века Англия была буквально покрыта сетью водных путей, многие города в центре страны получили выход к морю. По каналам перевозили уголь, соль, металлы, железную руду, пшеницу, гончарные изделия и другую продукцию. Благодаря созданию Большого соединительного канала стоимость перевозок на английском транспорте снизилась почти в четыре раза, что привело к сокращению общих издержек производства во многих отраслях экономики.

В конце XVIII века был предложен  способ твердого покрытия поверхности  дорог, что позволило гужевому транспорту беспрепятственно передвигаться в  любое время года. Но тем не менее, каналы оставались главным видом транспорта для перевозки тяжелых и громоздких товаров вплоть до появления железнодорожной сети, т.е. до середины XIX века.

Бурный экономический  рост на рубеже XVIII—XIX веков привел к резкому увеличению объемов  грузоперевозок, с которыми уже не мог справиться имевшийся транспорт. Единственно разумным и эффективным выходом стало внедрение паровой машины на транспорте, и прежде всего на железной дороге. 

Еще в XVII веке были изобретены рельсовые дороги с конной тягой. В XIX веке деревянные рельсы были заменены металлическими. В начале XIX века рельсовые пути были дополнены паровозом — самоходной паросиловой установкой на основе стационарной паровой машины. Изобрел его талантливый механик Джордж Стефенсон (Стивенсон), который начал строить такие машины с 1814 года. Он создал первые практически пригодные модели паровоза, в том числе «Ракету» (1829), развивавшую невиданную для того времени скорость — 22 км/ч. В 1825 году по инициативе Стефенсона была открыта первая железная дорога общественного пользования между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1830 году между Манчестером и Ливерпулем была построена первая в мире железная дорога протяженностью более 50 км, имевшая хозяйственное значение.

Паровой транспорт способствовал  ускоренному движению товарной продукции, удешевлению экономических связей между регионами страны и заморскими территориями, всемерному развитию внутреннего и внешнего рынка.  Строительство железных дорог и развитие парового водного транспорта явились самыми значительными факторами, вызвавшими коренной перелом в экономике и создавшими материальную базу рыночной экономики.

Завершающим этапом промышленного  переворота стало создание в Англии машиностроительной отрасли промышленности. Промышленный переворот обычно связывают  с принципиально новой техникой. Известно, что первые английские машины были созданы на мануфактурах. Но со временем должна была возникнуть отдельная отрасль по производству станков, машин, механизмов не мануфактурным, а машинным способом, т.е. машиностроение. Для этого нужны были совершенно новые металлорежущие станки: токарный, строгальный, фрезерный, токарно-винторезный и многие другие. Все они появились в Англии в конце XVIII — начале XIX века, но лишь к середине XIX века произошло окончательное становление мощного машиностроения.

Каковы последствия промышленного переворота.

Завершение промышленного  переворота означало, что Англия окончательно превратилась из аграрной страны в  индустриальную державу, что в промышленности восторжествовало основанное на новой  технике фабричное производство, способствовавшее быстрому развитию английской экономики. В ходе промышленного переворота Англия стала «мастерской мира», поскольку ее промышленный потенциал во второй половине XIX века оказался самым мощным во всем мире.

К середине XIX века Англия заняла особое место в мировом хозяйстве и мировой политике, поскольку другие страны еще только завершали промышленный переворот. Уровень промышленного развития здесь был несравненно выше, чем в других государствах. В 1860-х годах на долю Англии приходилось около одной трети мировой промышленной продукции, а по выпуску продукции тяжелой промышленности она превосходила соответствующие показатели США, Германии и Франции в четыре-пять раз.

Со временем фабричная  промышленность стала перемещаться на север страны. И хотя Лондон все еще сохранял важное экономическое значение, центр обрабатывающей промышленности сместился в Ланкашир, Йоркшир, Шотландию, Южньй Уэльс, которые традиционно являлись добывающими районами. Бурное развитие промышленности и транспорта привело к быстрому снижению удельного веса сельского населения по сравнению с городским: в 1811 году оно составляло 35%, а в 1871 году — всего 14,2%. Урбанизация населения была связана с развитием крупных промышленных центров (Манчестера, Ливерпуля, Бирмингема, Лидса и др.), в каждом из которых проживало по нескольку сотен тысяч жителей. Самым многонаселенным городом страны являлся Лондон, еще в середине XVIII века ставший крупнейшим городом мира, где проживало более 500 тыс. человек. Постепенно Англия превратилась в страну городов и фабричных поселков.10

Промышленный переворот  привел к коренным преобразованиям  в социально-экономических отношениях. Изменилась структура занятости  населения: к середине XIX века почти половина трудоспособных жителей страны была занята в промышленности. Главной фигурой среди буржуазии вместо купца, который занимал это место на протяжении нескольких веков, стал предприниматель-промышленник.

Произошли заметные изменения  в структуре рынка труда. Поскольку  обслуживание простейших машин не требовало высокой квалификации, резко увеличилось использование низкооплачиваемого женского и детского труда, получившее распространение еще в XVII веке. В начале 1830-х годов в хлопчатобумажной промышленности удельный вес подростков и детей составлял свыше 35% общего числа работников, примерно таким же был процент женщин. Типичным явлением для того времени стало удлинение рабочего дня на промышленных предприятиях до 16— 18 часов в сутки. Реальная заработная плата английских рабочих середины XIX века оказалась ниже, чем в конце XVIII века. На многих промышленных предприятиях применялась натуральная оплата труда продуктами через фабричные лавки, где цены были выше, чем в розничной торговле.

Увеличение числа машин  неизбежно вело в то время к  формированию излишков рабочей силы. По официальным данным, в 1870 году в стране насчитывалось 1,3 млн. безработных. В течение 1800 —1870 годов из Англии и Ирландии эмигрировало почти 10 млн. человек. Они направлялись в США, Канаду, Австралию и другие страны мира.11

Промышленный переворот повлек за собой стихийные выступления рабочих и ремесленников против ухудшения условий труда. Сначала они принимали характер локальных забастовок, подачи петиций в органы власти и т.д. Весьма своеобразной формой протеста стало движение луддитов, которое оформилось в конце XVIII века. Луддиты видели причины своего тяжелого положения в машинах и потому ломали их, разрушали фабрики, уничтожали сырье и готовую продукцию. Это движение приняло такой широкий размах, что правительство было вынуждено объявить о введении смертной казни за разрушение машин.

В 1830—1840-х годах в  Англии возникло движение чартистов, которые в течение нескольких лет вносили в парламент петиции (хартии) с требованием ограничения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы и др., отвергавшиеся парламентом. Одним из основных требований чартистов было установление всеобщего избирательного права. Главные центры чартизма находились в промышленных районах Северной и Западной Англии, Шотландии и Уэльса. Позже чартизм превратился в профсоюзное движение — тред-юнионизм.

С середины XIX века Англия вступила в полосу экономического подъема, продолжавшегося почти 30 лет. В этот период крупное машинное производство окончательно вытеснило мелкое ремесленное и мануфактурное производство, которое не выдержало конкуренции с фабриками.

Следует отметить, что  ведущее место в английской экономике  по-прежнему занимали отрасли легкой промышленности, в частности текстильные  предприятия, на которых было занято около трети всех промышленных рабочих. За 130 лет (1741—1871) потребление хлопка-сырца увеличилось более чем в 1000 раз. В 1868 году насчитывалось более 2,5 тыс. фабрик, где имелось 32 млн. прядильных веретен и более 379 тыс. ткацких станков. Выпуск хлопчатобумажных тканей за 1800-1870 годы увеличился в 19 раз. В 1873 году треть стоимости английского экспорта приходилась на дешевые хлопчатобумажные ткани.12

Тем не менее, и отрасли  тяжелой промышленности развивались  высокими темпами. Так, например, в 1830 году производство чугуна составляло 750 тыс. т, а в 1872 году — уже 7,2 млн. т., т.е. увеличилось в 10 раз. В 1850—1860-х годах производство стали выросло в четыре раза, добыча угля с 1854 по 1875 год — в два раза.

Промышленный подъем в Англии сопровождался быстрым  развитием транспорта, особенно железнодорожного. Вся территория страны была покрыта густой сетью железных дорог. За 1840— 1870 годы их протяженность выросла с 1,4 тыс. км до 25 тыс. км, или в 18 раз. Особое внимание в Англии уделялось судостроению и судоходству. Здесь впервые среди развитых стран мира стали производиться не деревянные парусники, а цельнометаллические пароходы. Общий тоннаж торгового флота с 1800 по 1870 год увеличился с 2 млн. т. до 5,7 млн. т., что составляло почти 60% от мирового уровня.13 Это позволило Англии стать «мировым перевозчиком» и зарабатывать таким образом большие средства.

Промышленный переворот  оказал большое влияние и на сельское хозяйство Англии. В ходе огораживаний шло постоянное наступление на крестьянство, и в начале XIX века оно окончательно исчезло из социальной структуры. Сельское хозяйство стало функционировать на иных социально-экономических и организационных принципах.

В стране по-прежнему преобладало  крупное землевладение: в 1870-х годах 250 крупнейшим лендлордам принадлежало более половины всех земельных угодий страны, а владельцам, непосредственно обрабатывающим свои поля без применения наемного труда,— всего 5% земель. Основную часть угодий крупные землевладельцы сдавали в аренду фермерам, в свою очередь привлекавшим наемных работников, численность которых к 1870-м годам составляла 1 млн. человек.

Благодаря арендаторам, чьи хозяйства в значительной степени были ориентированы на рынок, аграрный сектор развивался очень интенсивно. В этих хозяйствах применялись плодосменная система земледелия и травосеяние, проводились дренажные работы, использовались минеральные удобрения и различные сельскохозяйственные машины (паровой плуг, жатки, сеялки и др.). В результате производительность труда в сельском хозяйстве Англии была гораздо выше, чем в других странах Западной Европы.

Итак, промышленный переворот  в Англии затронул все сферы производства, в том числе и сельского  хозяйства, вызвал рост городов и  городского населения.

 

2. Промышленный  переворот во Франции

 

Рассмотрим специфические черты  промышленного переворота во Франции.

Примерно до середины 18 века Франция  претендовала на роль лидера в Европе. Этим она была обязана определенным преимуществом перед Англией. Численность  населения Франции была более  чем вдвое больше численности  населения в Англии. Больше была территория Франции. Успешнее развивалась французская промышленность и торговля, особенно внешняя. Особых успехов достигла легкая промышленность – шелковая, шерстяная, полотняная, бумажная, стекольная и фарфоровая, мыловарение, кожевенная и др. Мануфактуры в основном были централизованными и небольшими, с количеством работников от 10 до 50, реже 100.14

Анализируя начальный период промышленного  переворота во Франции, следует отметить, что большое влияние на него оказали  революционные события конца XVIII века, в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: была ликвидирована цеховая система, снизилось значение протекционизма во внешней торговле, усилилась миграция сельского населения в города, сложился рынок рабочей силы для промышленности. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, а также повышению спроса на военную продукцию, которую стали выпускать в основном на крупных заводах. Социальное расслоение в деревне привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию.

Промышленный переворот во Франции  во многом отличался от аналогичного процесса в Англии, и, прежде всего  тем, что начался он позже и  носил более затяжной характер. Несмотря на то, что первые паровые машины (английского производства) появились во Франции еще в конце XVIII века, их массовое применение началось в 1820 —1830-х годах. Завершение промышленного переворота произошло в 1850 — 1860-х годах, когда английская промышленность уже переживала стадию расцвета.

Такое отставание имело множество  причин, коренившихся прежде всего  в социально-экономическом устройстве Франции. Потребовалось несколько  революционных потрясений, чтобы  феодальная экономика окончательно уступила место новой хозяйственной системе. К тому же завоевательные походы Наполеона I надолго отвлекали огромные средства и людские ресурсы от народного хозяйства, приводили к неисчислимым экономическим потерям. Негативными последствиями обернулась для французской экономики континентальная блокада, сократившая масштабы распространения английских товаров, и особенно техники.

Информация о работе Промышленные перевороты