Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:20, контрольная работа
Идеи общественного равенства и личной свободы овладевали прежде всего третьим сословием. Именно буржуазия, не пользовавшаяся никакими важными наследственными социальными привилегиями (в отличие от дворянства и духовенства), выступила не только против самих привилегий, но и против поддерживающей их государственной системы. Идеи Просвещения закрепляли в характере людей столь необходимые для делового человека качества, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
Введение 2
1. Промышленный переворот в Англии 4
2. Промышленный переворот во Франции 15
3. Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии 20
4. Основные предпосылки и особенности промышленного переворота в США 25
Заключение 32
Литература 33
Такая практика была признана неэффективной, и это заставляло искать новые виды топлива. Благодаря открытиям семейства английских промышленников, отца и сына Дерби, в 1780-х годах производство черных металлов было переведено в основном на каменный уголь (кокс), что привело к повышению производительности труда в металлургии более чем в 15 раз. В результате производство чугуна в Англии увеличилось с 80 тыс. т в 1790 году до 250 тыс. т в 1825 году. Это позволило Англии превратиться в крупнейшего экспортера металлургической продукции.
Применение кокса, в
свою очередь, привело к развитию
добычи угля, что также являлось
принципиально новым
Складывалась своеобразная
цепочка взаимного
Увеличение добычи угля сдерживалось недостаточным развитием транспортной системы, основу которой составляли грунтовые дороги. Но перевозка тяжелых грузов гужевым транспортом была очень дорогой: доставка одной тонны угля из Манчестера в Ливерпуль обходилась в 40 шиллингов.
В 1790-х годах Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. В результате к концу XVIII века Англия была буквально покрыта сетью водных путей, многие города в центре страны получили выход к морю. По каналам перевозили уголь, соль, металлы, железную руду, пшеницу, гончарные изделия и другую продукцию. Благодаря созданию Большого соединительного канала стоимость перевозок на английском транспорте снизилась почти в четыре раза, что привело к сокращению общих издержек производства во многих отраслях экономики.
В конце XVIII века был предложен способ твердого покрытия поверхности дорог, что позволило гужевому транспорту беспрепятственно передвигаться в любое время года. Но тем не менее, каналы оставались главным видом транспорта для перевозки тяжелых и громоздких товаров вплоть до появления железнодорожной сети, т.е. до середины XIX века.
Бурный экономический рост на рубеже XVIII—XIX веков привел к резкому увеличению объемов грузоперевозок, с которыми уже не мог справиться имевшийся транспорт. Единственно разумным и эффективным выходом стало внедрение паровой машины на транспорте, и прежде всего на железной дороге.
Еще в XVII веке были изобретены рельсовые дороги с конной тягой. В XIX веке деревянные рельсы были заменены металлическими. В начале XIX века рельсовые пути были дополнены паровозом — самоходной паросиловой установкой на основе стационарной паровой машины. Изобрел его талантливый механик Джордж Стефенсон (Стивенсон), который начал строить такие машины с 1814 года. Он создал первые практически пригодные модели паровоза, в том числе «Ракету» (1829), развивавшую невиданную для того времени скорость — 22 км/ч. В 1825 году по инициативе Стефенсона была открыта первая железная дорога общественного пользования между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1830 году между Манчестером и Ливерпулем была построена первая в мире железная дорога протяженностью более 50 км, имевшая хозяйственное значение.
Паровой транспорт способствовал ускоренному движению товарной продукции, удешевлению экономических связей между регионами страны и заморскими территориями, всемерному развитию внутреннего и внешнего рынка. Строительство железных дорог и развитие парового водного транспорта явились самыми значительными факторами, вызвавшими коренной перелом в экономике и создавшими материальную базу рыночной экономики.
Завершающим этапом промышленного
переворота стало создание в Англии
машиностроительной отрасли промышленности.
Промышленный переворот обычно связывают
с принципиально новой
Каковы последствия промышленного переворота.
Завершение промышленного
переворота означало, что Англия окончательно
превратилась из аграрной страны в
индустриальную державу, что в промышленности
восторжествовало основанное на новой
технике фабричное производство
К середине XIX века Англия заняла особое место в мировом хозяйстве и мировой политике, поскольку другие страны еще только завершали промышленный переворот. Уровень промышленного развития здесь был несравненно выше, чем в других государствах. В 1860-х годах на долю Англии приходилось около одной трети мировой промышленной продукции, а по выпуску продукции тяжелой промышленности она превосходила соответствующие показатели США, Германии и Франции в четыре-пять раз.
Со временем фабричная промышленность стала перемещаться на север страны. И хотя Лондон все еще сохранял важное экономическое значение, центр обрабатывающей промышленности сместился в Ланкашир, Йоркшир, Шотландию, Южньй Уэльс, которые традиционно являлись добывающими районами. Бурное развитие промышленности и транспорта привело к быстрому снижению удельного веса сельского населения по сравнению с городским: в 1811 году оно составляло 35%, а в 1871 году — всего 14,2%. Урбанизация населения была связана с развитием крупных промышленных центров (Манчестера, Ливерпуля, Бирмингема, Лидса и др.), в каждом из которых проживало по нескольку сотен тысяч жителей. Самым многонаселенным городом страны являлся Лондон, еще в середине XVIII века ставший крупнейшим городом мира, где проживало более 500 тыс. человек. Постепенно Англия превратилась в страну городов и фабричных поселков.10
Промышленный переворот
привел к коренным преобразованиям
в социально-экономических
Произошли заметные изменения в структуре рынка труда. Поскольку обслуживание простейших машин не требовало высокой квалификации, резко увеличилось использование низкооплачиваемого женского и детского труда, получившее распространение еще в XVII веке. В начале 1830-х годов в хлопчатобумажной промышленности удельный вес подростков и детей составлял свыше 35% общего числа работников, примерно таким же был процент женщин. Типичным явлением для того времени стало удлинение рабочего дня на промышленных предприятиях до 16— 18 часов в сутки. Реальная заработная плата английских рабочих середины XIX века оказалась ниже, чем в конце XVIII века. На многих промышленных предприятиях применялась натуральная оплата труда продуктами через фабричные лавки, где цены были выше, чем в розничной торговле.
Увеличение числа машин неизбежно вело в то время к формированию излишков рабочей силы. По официальным данным, в 1870 году в стране насчитывалось 1,3 млн. безработных. В течение 1800 —1870 годов из Англии и Ирландии эмигрировало почти 10 млн. человек. Они направлялись в США, Канаду, Австралию и другие страны мира.11
Промышленный переворот повлек за собой стихийные выступления рабочих и ремесленников против ухудшения условий труда. Сначала они принимали характер локальных забастовок, подачи петиций в органы власти и т.д. Весьма своеобразной формой протеста стало движение луддитов, которое оформилось в конце XVIII века. Луддиты видели причины своего тяжелого положения в машинах и потому ломали их, разрушали фабрики, уничтожали сырье и готовую продукцию. Это движение приняло такой широкий размах, что правительство было вынуждено объявить о введении смертной казни за разрушение машин.
В 1830—1840-х годах в Англии возникло движение чартистов, которые в течение нескольких лет вносили в парламент петиции (хартии) с требованием ограничения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы и др., отвергавшиеся парламентом. Одним из основных требований чартистов было установление всеобщего избирательного права. Главные центры чартизма находились в промышленных районах Северной и Западной Англии, Шотландии и Уэльса. Позже чартизм превратился в профсоюзное движение — тред-юнионизм.
С середины XIX века Англия вступила в полосу экономического подъема, продолжавшегося почти 30 лет. В этот период крупное машинное производство окончательно вытеснило мелкое ремесленное и мануфактурное производство, которое не выдержало конкуренции с фабриками.
Следует отметить, что ведущее место в английской экономике по-прежнему занимали отрасли легкой промышленности, в частности текстильные предприятия, на которых было занято около трети всех промышленных рабочих. За 130 лет (1741—1871) потребление хлопка-сырца увеличилось более чем в 1000 раз. В 1868 году насчитывалось более 2,5 тыс. фабрик, где имелось 32 млн. прядильных веретен и более 379 тыс. ткацких станков. Выпуск хлопчатобумажных тканей за 1800-1870 годы увеличился в 19 раз. В 1873 году треть стоимости английского экспорта приходилась на дешевые хлопчатобумажные ткани.12
Тем не менее, и отрасли тяжелой промышленности развивались высокими темпами. Так, например, в 1830 году производство чугуна составляло 750 тыс. т, а в 1872 году — уже 7,2 млн. т., т.е. увеличилось в 10 раз. В 1850—1860-х годах производство стали выросло в четыре раза, добыча угля с 1854 по 1875 год — в два раза.
Промышленный подъем в Англии сопровождался быстрым развитием транспорта, особенно железнодорожного. Вся территория страны была покрыта густой сетью железных дорог. За 1840— 1870 годы их протяженность выросла с 1,4 тыс. км до 25 тыс. км, или в 18 раз. Особое внимание в Англии уделялось судостроению и судоходству. Здесь впервые среди развитых стран мира стали производиться не деревянные парусники, а цельнометаллические пароходы. Общий тоннаж торгового флота с 1800 по 1870 год увеличился с 2 млн. т. до 5,7 млн. т., что составляло почти 60% от мирового уровня.13 Это позволило Англии стать «мировым перевозчиком» и зарабатывать таким образом большие средства.
Промышленный переворот оказал большое влияние и на сельское хозяйство Англии. В ходе огораживаний шло постоянное наступление на крестьянство, и в начале XIX века оно окончательно исчезло из социальной структуры. Сельское хозяйство стало функционировать на иных социально-экономических и организационных принципах.
В стране по-прежнему преобладало крупное землевладение: в 1870-х годах 250 крупнейшим лендлордам принадлежало более половины всех земельных угодий страны, а владельцам, непосредственно обрабатывающим свои поля без применения наемного труда,— всего 5% земель. Основную часть угодий крупные землевладельцы сдавали в аренду фермерам, в свою очередь привлекавшим наемных работников, численность которых к 1870-м годам составляла 1 млн. человек.
Благодаря арендаторам, чьи хозяйства в значительной степени были ориентированы на рынок, аграрный сектор развивался очень интенсивно. В этих хозяйствах применялись плодосменная система земледелия и травосеяние, проводились дренажные работы, использовались минеральные удобрения и различные сельскохозяйственные машины (паровой плуг, жатки, сеялки и др.). В результате производительность труда в сельском хозяйстве Англии была гораздо выше, чем в других странах Западной Европы.
Итак, промышленный переворот в Англии затронул все сферы производства, в том числе и сельского хозяйства, вызвал рост городов и городского населения.
Рассмотрим специфические
Примерно до середины 18 века Франция претендовала на роль лидера в Европе. Этим она была обязана определенным преимуществом перед Англией. Численность населения Франции была более чем вдвое больше численности населения в Англии. Больше была территория Франции. Успешнее развивалась французская промышленность и торговля, особенно внешняя. Особых успехов достигла легкая промышленность – шелковая, шерстяная, полотняная, бумажная, стекольная и фарфоровая, мыловарение, кожевенная и др. Мануфактуры в основном были централизованными и небольшими, с количеством работников от 10 до 50, реже 100.14
Анализируя начальный период промышленного переворота во Франции, следует отметить, что большое влияние на него оказали революционные события конца XVIII века, в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: была ликвидирована цеховая система, снизилось значение протекционизма во внешней торговле, усилилась миграция сельского населения в города, сложился рынок рабочей силы для промышленности. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, а также повышению спроса на военную продукцию, которую стали выпускать в основном на крупных заводах. Социальное расслоение в деревне привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию.
Промышленный переворот во Франции во многом отличался от аналогичного процесса в Англии, и, прежде всего тем, что начался он позже и носил более затяжной характер. Несмотря на то, что первые паровые машины (английского производства) появились во Франции еще в конце XVIII века, их массовое применение началось в 1820 —1830-х годах. Завершение промышленного переворота произошло в 1850 — 1860-х годах, когда английская промышленность уже переживала стадию расцвета.
Такое отставание имело множество
причин, коренившихся прежде всего
в социально-экономическом