Промышленные перевороты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Идеи общественного равенства и личной свободы овладевали прежде всего третьим сословием. Именно буржуазия, не пользовавшаяся никакими важными наследственными социальными привилегиями (в отличие от дворянства и духовенства), выступила не только против самих привилегий, но и против поддерживающей их государственной системы. Идеи Просвещения закрепляли в характере людей столь необходимые для делового человека качества, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Содержание

Введение 2
1. Промышленный переворот в Англии 4
2. Промышленный переворот во Франции 15
3. Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии 20
4. Основные предпосылки и особенности промышленного переворота в США 25
Заключение 32
Литература 33

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленные перевороты а Англии, Франции, в Германии и США .doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Относительно медленные темпы  промышленного переворота обусловливались  также слабостью французской  инженерной мысли, отсутствием у предпринимателей стремления внедрять технические достижения в производство, хотя во Франции в конце XVIII — начале XIX века и был сделан ряд изобретений мирового уровня. Так, в 1780-х годах химик Никола Леблан впервые в мире разработал промышленный способ добычи соды из морской воды, Жозеф Жаккар изобрел механический ткацкий станок для изготовления узорчатых шелковых тканей (1804—1808), а Франсуа Жирар — систему химико-механической переработки льна в пряжу. В ситценабивном производстве получила применение так называемая перротина — приспособление, с помощью которого на ткань наносились разноцветные рисунки, и т.д. Но эти изобретения нашли широкое применение лишь в 1840— 1850-х годах. В начале же XIX века в промышленности Франции работало всего 15 паровых машин, тогда как в Англии — более 5 тыс.

Промышленный переворот во Франции  проходил в первой половине 19 века. Однако подлинный взлет промышленного  переворота наметился после революционных  событий 1848 г.15

Следует отметить, что в первой половине XIX века (как и в XVIII веке) Франция имела относительно узкий внутренний рынок из-за низкой покупательной способности крестьян, что отрицательно сказывалось на темпах промышленного переворота. Во Франции по-прежнему преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство товаров для высших слоев общества, духовенства, зажиточной буржуазии, а также на экспорт: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, галантереи, парфюмерии и др.

В целом удельный вес французской  промышленности в ВВП был невелик. Даже в конце XIX века стоимость продукции сельского хозяйства почти в три раза превышала стоимость продукции промышленности. И если Франция отличалась сравнительно высоким уровнем экономического развития, то это означало, что в других странах континента уровень развития был еще ниже.16

Изучая  промышленный переворот  во Франции можно выделить условно  два периода: 1830—1840-е и 1850—1860-е  годы.  В первом периоде шло  экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.

Своеобразным ускорителем промышленного  переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее большую роль в развитии экономики. В 1832 году между городами Сент-Этьен и Лион была построена первая железная дорога протяженностью около 50 км. Это явилось началом бурного строительства железных дорог, сразу получившего мощную государственную поддержку: в 1844 году был издан закон о поощрении железнодорожного строительства, с 1859 года правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов железнодорожных компаний. Всем держателям акций данных компаний была обеспечена прибыль в 4%, даже если для этого требовались государственные дотации.

Благодаря таким шагам уже к  концу 1840-х годов в стране было построено около 3 тыс. км железнодорожных путей, а к концу 1860-х— 17,6тыс. км, т.е. их протяженность увеличилась почти в шесть раз. Одновременно с этим строились шоссейные дороги, речные каналы, увеличивалось количество пароходов.17

Промышленный переворот  был связан с развитием именно тяжелой промышленности, в том числе угледобывающей отрасли, поскольку каменный уголь, хоть и медленно, внедрялся в качестве топлива в металлургии. Но из-за его относительной дороговизны в 1830 году лишь на 29 металлургических заводах из 408 применялся уголь. Добыча угля в течение 1800 — 1840 годов увеличилась примерно в пять раз и составила около 5 млн. т, а к концу 1860-х годов — 13 млн. т.

Строительство железных дорог повлекло за собой развитие металлургии. К концу 1860-х годов  Франция выпускала 1,3 млн. т чугуна, 900 тыс. т железа и 100 тыс. т стали, причем в 1865 году уже 75% металла было получено с использованием каменного угля. В 1860-х годах широкое распространение получил бессемеровский метод выплавки стали.

В 1850 — 1860-х годах произошли  качественные изменения в промышленности, стали создаваться крупные предприятия с широким использованием паровых машин. Этому способствовали целевые государственные кредиты, специальные займы для внедрения новой техники. Если в 1848 году во Франции было не более 4,8 тыс. паровых машин, то в 1869-м — 27,8 тыс., т.е. их количество выросло более чем в пять раз.18

Переход к фабричной  промышленности происходил и в текстильном  производстве. Особую славу по всей Европе приобрела продукция шелкоткацкой промышленности, сконцентрированной в Лионе, где в середине XIX века перерабатывали около 2 млн. кг шелка-сырца ежегодно. Большое развитие получило сукноделие, чья продукция на равных конкурировала с английским сукном. Но наибольшее значение имела хлопчатобумажная промышленность, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом среди населения. В течение 1850—1870-х годов потребление хлопка-сырца увеличилось в два раза.

Работа на ткацких  фабриках была особенно тяжелой. Продолжительность  рабочего дня в среднем составляла 11—13 часов, а на шелкоткацких предприятиях Лиона достигала 15—17 часов в сутки.

Промышленный переворот  сопровождался укрупнением производства, происходившим в различных отраслях. Особенно выделялись предприятия монополистической  группы «Шнейдер-Крёзо» (1836), выпускавшие продукцию черной металлургии, а также вагоны, паровозы и различные машины. Концентрация предприятий на железнодорожном транспорте привела к тому, что уже в 1857 году почти все железные дороги оказались в руках шести частных акционерных обществ.

И все же по сравнению  с Англией и Германией Франция  заметно отставала по уровню концентрации производства. В ее промышленности не было мощных индустриальных гигантов, а металлургические заводы компании «Шнейдер-Крёзо», каждый из которых насчитывал более 10 тыс. работников, были всего лишь исключением. В конце 1860-х годов в Париже на одно предприятие приходилось в среднем 4 рабочих, а во Франции — всего лишь 1,7. В общем объеме ВВП преобладала продукция отраслей легкой промышленности.

И хотя городское население с 1780 по 1870 год выросло почти в полтора раза, оно не достигало и 1/3 общей численности страны. Из 15,2 млн. человек самодеятельного населения 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, 4,7 млн. — в промышленности, 1 млн. — в торговле, 1,3 млн. — в домашнем хозяйстве.19

В целом промышленный переворот был завершен к концу 60-х годов. Общий объем промышленной продукции возрос в шесть раз (с 2 млрд. фр. в начале 10-х до 12 млрд. фр. в конце 60-х годов 19 в.).20 И хотя Франция значительно уступала Англии, ей принадлежало второе место в мире по размерам промышленного производства и общему экономическому потенциалу.

 

3. Промышленный  переворот и его последствия  для экономики Германии

Рассмотрим начало промышленного  переворота.

Запаздывание промышленного переворота в Германии объясняется господством феодальных отношений, наличием сильной цеховой системы и отсутствием единой государственной власти в стране. Вплоть до середины XIX века Германия оставалась типично аграрной страной, и ей было трудно угнаться за своими соперниками. В середине XIX века раздробленная Германия добывала угля в 7 раз, производила чугуна в 10 раз и потребляла хлопка в 30 раз меньше, чем Англия.

Зарождение фабричной  системы в Германии можно отнести  к рубежу XVIII — XIX веков, когда в Саксонии была применена механическая прялка «Дженни» (1782), сооружена первая в стране паровая машина (1785), а в Силезии установлена первая доменная печь с использованием каменного угля (1796). Но подлинное начало этого процесса совпало с созданием Таможенного союза в 1833 году.

Уже в конце 18 начале 19 века в процессе промышленного производства немцы стали использовать иностранную, особенно английскую технологию. Индустриальное развитие Германии было тесно связано  с использованием иностранных, и прежде всего английских, машин, поскольку Англия в тот период олицетворяла наивысшие достижения технического прогресса. При этом она всячески стремилась затормозить рост крупной немецкой промышленности, в которой видела набирающего силу конкурента. На базе английских машин развивалась хлопчатобумажная промышленность. Устанавливались печи по выплавке чугуна с применением каменного угля.

Однако немало машин  было создано и немецкими изобретателями: первая практически пригодная полиграфическая  плоскопечатная машина (1810), камнеточильная машина (1835), набивной станок в текстильной промышленности (1836). В первые годы XIX века появились различные станки по обработке металлов и т.д. И хотя первоначально большую часть паровых машин приходилось ввозить из Англии, их количество увеличивалось быстрыми темпами: в 1837—1844 годах число стационарных паровых машин выросло с 419 до 1444. В середине XIX века в стране насчитывалось 90 пароходов и 429 паровозов.

Промышленный переворот  в Германии можно условно разделить на два важнейших периода. Первый из них приходится на 1830 — 1840-е годы, а второй — на 1850 – 1860-е. Мощным толчком для индустриального развития на первом этапе было появление хлопчатобумажной промышленности, которая с самого начала создавалась на фабричной основе. Наиболее крупным центром хлопчатобумажного производства стала Саксония, где предприятия работали в основном на пряже, поступавшей из Англии, а центр саксонского ткачества Хемниц весьма эффективно конкурировал с английским Манчестером. В конце 1840-х годов на территориях, входивших в немецкий Таможенный союз, имелось 313 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

Менее успешно развивалось  полотняное производство, сосредоточенное  в Силезии. Дело в том, что основной покупатель полотна — Англия установила высокие таможенные тарифы на эту продукцию, а внутренний германский рынок был весьма узок. Кроме того, в 1840-х годах началось строительство парового флота, что сразу же привело к сокращению спроса на парусину. В результате выработка льняных тканей сократилась, что вызвало кризис в этой отрасли, который, в свою очередь, заставил многих предпринимателей начать перевод льняного производства на машинную основу. Уже в 1846 году в Пруссии действовало 11 фабрик, производящих льняную пряжу. Вследствие этого потерпели крах многие кустарные и мануфактурные предприятия, выпускавшие льняные ткани.

Более интенсивно шло  развитие шелковой промышленности, традиционным центром которой были предприятия, сосредоточенные в Крефельде (Северный Рейн—Вестфалия). В 1846 году в этом городе насчитывалось до 8 тыс. шелкоткацких станков, 20 красилен, 7 отделочных участков.21 Изделия этих фабрик неизменно пользовались большим спросом, особенно на лейпцигских ярмарках. Большой прогресс был достигнут в сукноделии, поскольку для прусской армии постоянно требовалось много сукна.

Значительные изменения  происходили в тяжелой промышленности. Появление паровых машин на транспорте, а также широкое использование  угля в металлургии заметно повысили спрос на каменный уголь. Интенсивно разрабатывался Рурский угольный бассейн, где добыча угля в 1830 — 1840-х годах выросла в два раза, а во всей Пруссии — с 1,2 млн. т (1824) до 3,1 млн. т (1843).22

Особенно быстро стал развиваться Рейнско-Вестфальский промышленный район, где в 1846 году насчитывалось около 200 доменных печей (но только 32 из них использовали каменный уголь). В этом районе было сосредоточено 25% рабочих страны, количество которых в целом по стране резко возросло. Так, за 1800—1848 годы число рабочих, занятых в шахтах, увеличилось в четыре раза (с 25 тыс. до 100 тыс. человек), а в остальных отраслях тяжелой промышленности — в двенадцать раз (с 50 тыс. до 600 тыс. человек). Но следует отметить, что это была лишь начальная стадия промышленного переворота в Германии. Сказывалась и общая экономическая отсталость, и политическая раздробленность, и нерешенность аграрного вопроса.

Материальной основой  для начала настоящего промышленного  переворота, а также экономического и политического объединения  страны должны были стать железные дороги. Но, несмотря на то, что к 1848 году протяженность железных дорог составляла уже 2,5 тыс. км, Германия все еще отставала по этому показателю от Англии и Франции. Первые паровозы и вагоны были английского производства. В 1830—1840-х годах было построено три предприятия по производству локомотивов (в Берлине, Касселе, Хемнице), но их продукция была незначительно представлена на железных дорогах страны. Так, в начале 1840-х годов из имеющихся 245 паровозов лишь 38 были немецкого производства.23

Масштабная индустриализация в Германии развернулась лишь после революции 1848 года, которая хотя и не привела к ликвидации помещичьего землевладения и политической раздробленности, но все же способствовала бурному развитию крупной промышленности. Именно 1850—1860-е годы можно охарактеризовать как второй, наиболее важный период промышленного переворота, в ходе которого в целом сформировались рыночные отношения в экономике и страна испытала мощный промышленный подъем. В эти годы промышленность в основном перешла от мануфактурной к фабричной стадии развития.

Более поздний, чем в  других европейских странах, переворот  проходил стремительно. Только в течение 1860-х годов общая мощность паровых  двигателей увеличилась почти в  три раза. Особенно быстрыми темпами  развивались отрасли тяжелой промышленности: их продукция увеличилась более чем в три раза, в том числе добыча угля — в пять раз, выплавка чугуна — в семь раз и т.д.

То, что германский промышленный переворот носил догоняющий характер, имело свои преимущества: используя  передовые зарубежные технологии, Германия достаточно быстро смогла создать собственное машиностроение и стала все меньше зависеть от поставок английской техники. Кроме того, германские промышленные предприятия с самого начала создавались как крупные фабрики и заводы, на которых было занято более тысячи человек.

На новых предприятиях устанавливалось оборудование нового поколения, по технологическому уровню оставившее далеко позади те станки и  механизмы, что стояли не одно десятилетие  на английских заводах и фабриках. Именно в этот период разбогатела и стала известной в Европе фирма Крупна, основанная еще в 1811 году. К тому же германская индустрия имела более широкий спектр отраслей, чем английская,— здесь развивалась химическая промышленность, производство красителей, налаженное после открытия метода получения анилиновых красок в 1856 году. Большую роль в германском промышленном перевороте играли военные заказы. В частности, сталелитейные заводы Крупна в Рейнской области постоянно поставляли металл для производства артиллерийских орудий. Это объяснялось прежде всего тем, что Пруссия как самое агрессивное из всех немецких государств стремилась объединить Германию «железом и кровью», а также накапливала силы для военных действий против соседних европейских государств под лозунгом расширения «жизненного пространства».

Информация о работе Промышленные перевороты