“Просвещенный” абсолютизм Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение деятельности Екатерины II в 1762-1773 гг.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются та политическая ситуация, которая сложилась в России после 1762 г., а также события, последовавшие за воцарением Екатерины II.

Вложенные файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК КУРСОВОЙ.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

реалиями повседневной  жизни  и  проявить  государственный  подход,  видимо, одолевали Екатерину и  ранее. Иначе  трудно  объяснить,  зачем  еще  только готовившийся "Наказ" она давала для ознакомления особо доверенным людям. На завершающем этапе документ был зачитан и сенаторам с предложением внести возможные поправки. Однако   императрица   явно   переоценила    степень "просвещенности" и тех и других (да и общества в целом). Много позднее она в своих "Записках" с досадой напишет: "Я думаю, не было и двадцати  человек, которые по этому предмету мыслили бы гуманно и как люди <...> я думаю,  мало людей  в  России  даже  подозревали,  чтобы  для  слуг  существовало  другое состояние, кроме рабства"[43,c.542]. Другая выдержка из тех же "Записок" полна еще большим чувством  горечи, которое оставили у Екатерины не только депутаты Уложенной комиссии, но и ее ближайшее окружение, ознакомившиеся с  "Наказом":  "Едва  посмеешь  сказать, что они (крепостные крестьяне) такие же люди, как мы, и даже  когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать  каменьями;  чего только я не выстрадала от такого безрассудного и жестокого  общества,  когда в  Комиссии  для  составления  нового  Уложения  стали  обсуждать  некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету,  и когда невежественные  дворяне, число которых неизмеримо больше, чем я когда-либо могла  предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые  меня  ежедневно  окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к  некоторому  улучшению  в настоящем положении земледельцев. Даже граф А. С. Строганов,  человек  самый мягкий и в сущности самый гуманный, у которого доброта  сердца  граничит  со слабостью,  даже  этот  человек  с  негодованием  и  страстью  защищал  дело рабства"[43,c.521]. Наиболее близкий в ту пору к Екатерине Г. Орлов вообще  уклонился от прямых оценок "Наказа". Самым же решительным критиком  "Наказа"  оказался "первейший человек" граф Н. И. Панин,  сказавший:  "Это аксиомы,  способные разрушить стены".

  Надо  отметить  три  позитивных   результата   деятельности   Уложенной

комиссии. Одна из задач Уложенной  комиссии,  обозначенная  в  Манифесте  16 декабря, состояла  в  том,  «дабы  лучше  нам  узнать  быть  можно  нужды  и чувствительные недостатки нашего народа» [43, стр.437]. Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал — они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины  II, какая выпала  на  долю шляхетских проектов в 1730 году, ставших программой действий  правительства Анны Иоанновны.

  Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела  того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по  1796 годы он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти  тысяч  экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в  правительственных  учреждениях  наравне  с «Зерцалом правосудия» петровского времени.

  Третий  итог  деятельности  Уложенной  комиссии  состоял  в  укреплении

положения Екатерины  на троне — она остро нуждалась  в опровержении  репутации узурпатора престола.

  Таким образом, общение царизма с просветительскими идеями имело, помимо позитивной модернизации в духе «просвещенного абсолютизма», весьма щекотливый побочный итог — в России публично был поставлен вопрос о ликвидации или реформировании системы крепостного права, а идеи французских просветителей стали находить отклик и в более широких кругах русского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Эпоха «просвещенного»  абсолютизма в истории России  оставила немало замечательных  имен, но если бы требовалось  назвать политического  деятеля,  в действиях которого глубина  постижения нравов своей эпохи  была ба достигнута наиболее явно, то таким деятелем следовало бы назвать саму Екатерину II. Будучи немкой по происхождению, она, по моему мнению, очень много сделала для русского народа.

  Изучив проблему, вынесенную в заглавие данной  работы, можно сделать следующие  выводы:

- период «просвещенного»  абсолютизма (1762-1773 гг.) стал временем  установления культурных и политических  связей с Францией, Австрией, Пруссией, что положительно повлияло на  духовную и материальную культуру  России;

- во время царствования  Екатерины II были заложены основы морали и права, нашедшие отголоски и в современное время;

- в 1767 году была  созвана Уложенная комиссия, благодаря  которой правящая верхушка государства  могла узнать и понять, как  и чем живет простой русский  народ;

- «Наказ», созданный  Екатериной II как руководство к действиям Уложенной комиссии, стал самым ярким воплощением идей Просвещения, так как был основан на трудах видных французских просветителей: Вольтера, Монтескье, Д*Аламбера, Беккариа.

  Несмотря на то, что, по сути, идеи Екатерины так и не были воплощены в жизнь (Уложенная комиссия была распущена, «Наказ» так и не стал основой законодательства), попытка это сделать открыла глаза на настоящую жизнь крестьянства, привела к повышению уровня образования. Вся деятельность Екатерины II в эпоху «просвещенного» абсолютизма оставила яркий след в истории России и мировой истории в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1.  Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.) Сб. статей к 70-летию со дня рождения и 45-летию научн. и пед. деятельности Б.Б. Кафенгауза. [Ред. коллегия: акад. Н.М. Дружинин и др.], [Текст]: М.: «Наука», 1963 г.
  2. Актуальные проблемы истории России  эпохи феодализма, сб. статей: Москва, 1970 г.
  3. Андреев, А.А. История власти в России [Текст] /А.А. Андреев.- М.: «Евролинц», 2003 - 397 с.
  4. Байнова, М.С. История государственного управления в России: Учеб. пособие [Текст] /М.С. Байнова.- М., 2005 – 235 с.
  5. Белявский, Т.М. Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е.И. Пугачева [Текст] /Т.М. Белявский.- М.: «Наука», 1965 – 325 с.
  6. Борзаковский, П.К. Императрица Екатерина II Великая [Текст] /П.К. Борзаковский.- М.: «Панорама», 1991 – 48 с.
  7. Брикнер, А. История Екатерины II [Текст]: научно-популярное издание /А. Брикнер.- М.: АСТ, 2005 – 687 с.
  8. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] /А.В. Века.-  Мн.: 2003 - 887 с.
  9. Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв.: сборник статей, посвящённый памяти А.А. Новосельского [Текст].- М.: «Наука», 1975 – 343 с.
  10. Деревянко, А.П., Шабельникова, Н.А. История России, 2-е издание: Учеб. пособие [Текст] /А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.- М., 2006 – 555 с.
  11. Джеджула, К.Е. Россия и Великая французская буржуазная революция конца XVIII века [Текст] /К.Е. Джеджула.- Киев: изд-во Киевского ун-та, 1972 – 450 с.
  12. Ерошкин, Н.Г. История государственных учреждений дореволюционной России, 3-е издание [Текст] /Н.Г Ерошкин.- М.: «Наука», 1983 – 320 с.
  13. Ерошкин, Н.П. Российское самодержавие [Текст] /Н.П. Ерошкин.- М.,2006 - 493 с.
  14. Заичкин, И.А., Почкаев, И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II [Текст] /И.А. Заичкин, И.Н. Почкаев.- М., 1994 – 215 с.
  15. Заичкин, И.А., Почкаев, Н.И. Екатерининские орлы [Текст] /И.А. Заичкин, И.Н. Почкаев.- М.: «Мысль», 1996 – 350 с.
  16. Избранные произведения русских мыслителей вт. пол. XVIII века, 1-2 том [Текст].- М., 1952  - т.1- 606 с., т.2- 711 с. 
  17. Императрица Екатерина II. О величии России [Текст].- М., 2003 – 830 с.
  18. Историография истории СССР. Эпоха социализма [Текст].- М.: «Высшая школа», 1982 – 335 с. 
  19. История государства и права в документах и материалах с древнейших времен до 1930 года [Текст].- Мн., 2003 – 240 с.
  20. История России с древнейших времён до 1861 года: Учеб. пособие [Текст] /Под редакцией Н.И. Павленко.- М.: «Высшая школа», 2003 – 560 с.
  21. История России с древнейших времен до конца XVIII века [Текст] /Под редакцией А.Н. Сахарова.- М., 2005 – 650 с.
  22. История СССР: Учеб. пособие [Текст] /Под редакцией Б.Д. Дацюка.- М.: «Мысль», 1970 – 420 с.
  23. Каменский, А.Б. Екатерина II [Текст]/А.Б. Каменский// Вопросы истории.- 1989.- №3.- с. 69-83
  24. Ключевский, В.О. Исторические портреты [Текст] /В.О. Ключевский.- М.: «Правда», 1991 – 450 с.
  25. Ключевский, В.О. Курс русской истории, часть V [Текст] /В.О. Ключевский.- М.: «Мысль»,1989 – 500 с.
  26. Комиссаренко, А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке: очерки истории секуляризационной реформы 1764 года [Текст] /А.И. Комиссаренко.- М.: издат-во Всесоюз. заоч. политехн. ин-та, 1990 – 202 с.
  27. Мальков, В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в ВУЗы [Текст] /В.В. Мальков.- М.: «Высшая школа», 1985 – 527 с.
  28. Омельченко, О.А. «Законная монархия» Екатерины II. Просвещенный абсолютизм Екатерины II [Текст] /О.А. Омельченко.- М.: «Эксмо», 1993 – 576 с.
  29. Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, И.Л., Сивохина, Т.А. История России: Учеб. пособие  [Текст] /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, И.Л. Георгиева, Т.А. Сивохина.- М.: «Наука», 1988 – 563 с.
  30. Павленко, Н.И. Екатерина Великая [Текст] /Н.И. Павленко.-  М.: «Молодая гвардия», 2006 – 495 с.
  31. Пособие по истории СССР для подготовительных отделений ВУЗов, ч. 1 [Текст].- М: «Высшая школа», 1979 – 424 с.
  32. Ричард С. Уортман Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Том 1: от Петра Великого до смерти Николая I [Текст] /Ричард С. Уортман.- М., 2004 -  606 с.
  33. Сахаров, А.Н. Историография истории СССР, досоветский период [Текст] /А.Н. Сахаров.- М., 1978 – 255 с.
  34. Сахаров, А.Н. История России с нач. XVIIIв. до к. XIXв. [Текст] /А.Н. Сахаров.- М., 2003 – 468 с.
  35. Семенова, А.В. Великая французская революция и Россия [Текст] /А.В. Семенова.- М.: «Знание», 1991 – 63 с.
  36. Тайны истории, век XVIII. Екатерина II в воспоминаниях современников, оценках историков [Текст].- М., 1998 - 406 с.
  37. Троицкий, С.М. Россия в XVIII веке: сборник статей и публикаций [Текст] / С.М. Троицкий.- М.: «Наука», 1982 – 254 с.
  38. Троицкий, С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке (формирование бюрократии) [Текст] /С.М. Троицкий.- М.: «Наука», 1974 – 395 с.
  39. Черкасов, П.П., Чернышевский, О.В. История императорской России. От Петра Великого до Николая II [Текст] /П.П. Черкасов, О.В. Чернышевский.- М., 1994 – 150 с.
  40. Щипанов, И.Я. Философия русского просвещения вт.пол. XVIII в. [Текст] /И.Я. Щипанов.-  М.: изд-во Моск. ун-та, 1971 – 285 с.
  41. Эйдельман, Н.Я. Твой  18-й век [Текст] /Н.Я. Эйдельман.- М.: « Мысль», 1991- 397 с.

 

ИСТОЧНИКИ

 

  1.  Дворянская империя во вт. пол. XVIII века. Основные законодательные акты, сб. документов [Текст]: М., 1960 - 543 с.
  2.   Записки Екатерины II [Текст].- М., «Орбита», 1989 – 749 с.
  3.   Наказ Екатерины II
  4. Российское законодательство X-XX вв., том V: Москва, 1987 – 540 c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А  Т

 

Курсовая работа 28 страниц, 3 источника.

 

Ключевые  слова: абсолютизм, просвещение, Уложенная комиссия, «Наказ», Екатерина II.

Объект  исследования: деятельность Екатерины II в России c 1762 по 1773 гг.

Предмет исследования: политика «просвещенного» абсолютизма.

Методы  исследования: историко-описательный, историко-сравнительный, историко-хронологический.

Цель  курсовой работы: изучить деятельность Екатерины II в период «просвещенного» абсолютизма.

Задачами  курсовой работы являются: анализ историографии и источников по данной теме, оценка деятельности Екатерины  II и итогов ее политики.

Выводы: политика «просвещенного» абсолютизма стала достаточно ярким явлением в истории России, принесшим множество преобразований во все сферы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования 

«Гомельский государственный  университет 

имени Франциска  Скорины»

 

Исторический  факультет

 

Кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин

             

 

 

 

 

 

                      

                              

“Просвещенный” абсолютизм Екатерины II

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы И-12       ______________Рацкун Анастасия Евгеньевна

Научный руководитель:

старший преподаватель ______________ Бышик Владимир Иванович

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

Гомель 2009

 

 

 

 

 

 


Информация о работе “Просвещенный” абсолютизм Екатерины II