Просвещённый абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:39, реферат

Краткое описание

История,ᅟ какᅟ никакаяᅟ другаяᅟ наука,ᅟ свидетельствуетᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ нельзяᅟ создаватьᅟ новыйᅟ мир,ᅟ минуяᅟ прошлое.ᅟ Всестороннееᅟ изучениеᅟ историческогоᅟ процесса,ᅟ особенноᅟ значимых,ᅟ переломныхᅟ периодов,ᅟ позволяетᅟ объяснитьᅟ сегодняшнийᅟ день,ᅟ яснееᅟ понятьᅟ современностьᅟ иᅟ накопитьᅟ материалᅟ дляᅟ прогнозированияᅟ будущего.ᅟ
Такимᅟ переломнымᅟ периодомᅟ вᅟ историиᅟ Россииᅟ явилсяᅟ XVIIIᅟ век.ᅟ Именноᅟ тогдаᅟ вᅟ Россииᅟ утверждаетсяᅟ новаяᅟ формаᅟ государственнойᅟ властиᅟ –ᅟ абсолютнаяᅟ монархия,ᅟ тоᅟ естьᅟ ничемᅟ неᅟ ограниченнаяᅟ монархия,ᅟ приᅟ которойᅟ всяᅟ полнотаᅟ законодательной,ᅟ исполнительнойᅟ иᅟ судебнойᅟ властиᅟ принадлежитᅟ правителю.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки появления «просвещенного абсолютизма» 5
2. Определение понятия и его содержание 7
3. Противоречия «просвещенного абсолютизма» 9
4. Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма 111
4.1 Реформа местного самоуправления 12
4.2 Внешняя политика и дипломатия 13
4.3 Наука и культура 15
Заключение 20
Использованная литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Просвещенный абсолютизм.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

История,ᅟ какᅟ никакаяᅟ другаяᅟ наука,ᅟ свидетельствуетᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ нельзяᅟ создаватьᅟ новыйᅟ мир,ᅟ минуяᅟ прошлое.ᅟ Всестороннееᅟ изучениеᅟ историческогоᅟ процесса,ᅟ особенноᅟ значимых,ᅟ переломныхᅟ периодов,ᅟ позволяетᅟ объяснитьᅟ сегодняшнийᅟ день,ᅟ яснееᅟ понятьᅟ современностьᅟ иᅟ накопитьᅟ материалᅟ дляᅟ прогнозированияᅟ будущего.ᅟ

Такимᅟ переломнымᅟ периодомᅟ вᅟ историиᅟ Россииᅟ явилсяᅟ XVIIIᅟ век.ᅟ Именноᅟ тогдаᅟ вᅟ Россииᅟ утверждаетсяᅟ новаяᅟ формаᅟ государственнойᅟ властиᅟ –ᅟ абсолютнаяᅟ монархия,ᅟ тоᅟ естьᅟ ничемᅟ неᅟ ограниченнаяᅟ монархия,ᅟ приᅟ которойᅟ всяᅟ полнотаᅟ законодательной,ᅟ исполнительнойᅟ иᅟ судебнойᅟ властиᅟ принадлежитᅟ правителю.

Конецᅟ XVIIᅟ –ᅟ XVIIIᅟ вв.ᅟ –ᅟ времяᅟ бурныхᅟ измененийᅟ вᅟ российскомᅟ обществе,ᅟ которыеᅟ доᅟ сихᅟ порᅟ вызываютᅟ неоднозначныеᅟ оценки.ᅟ Главныйᅟ предметом споров до сих пор является проблема абсолютизма:ᅟ времяᅟ егоᅟ возникновения,ᅟ сущность,ᅟ социальнаяᅟ природа,ᅟ периодыᅟ развития.ᅟ Поэтому,ᅟ наᅟ мойᅟ взгляд,ᅟ даннаяᅟ темаᅟ актуальнаᅟ иᅟ вᅟ нашиᅟ дни.

XVIIIᅟ столетиеᅟ вᅟ историиᅟ Россииᅟ сталоᅟ поистинеᅟ судьбоносным.ᅟ Оноᅟ явилосьᅟ временемᅟ коренныхᅟ переменᅟ вызванныхᅟ петровскимиᅟ реформами.ᅟ Своимиᅟ преобразованиямиᅟ Петрᅟ Iᅟ крутоᅟ повернулᅟ Россиюᅟ наᅟ Запад.ᅟ Этотᅟ поворотᅟ иᅟ егоᅟ последствияᅟ дляᅟ развитияᅟ Россииᅟ иᅟ русскойᅟ культурыᅟ сталиᅟ предметомᅟ острогоᅟ спораᅟ ученыхᅟ иᅟ мыслителей,ᅟ которыйᅟ сᅟ особойᅟ силойᅟ разгорелсяᅟ вᅟ XIXᅟ векеᅟ иᅟ продолжаетсяᅟ поᅟ сейᅟ день.

Исходяᅟ изᅟ актуальности,ᅟ необходимоᅟ определитьᅟ целиᅟ иᅟ задачиᅟ работы.ᅟ Итак,ᅟ цельюᅟ данного реферата являетсяᅟ всестороннееᅟ изучениеᅟ институтаᅟ абсолютизмаᅟ вᅟ России:ᅟ времениᅟ егоᅟ возникновенияᅟ иᅟ характерныхᅟ дляᅟ негоᅟ черт.

Изᅟ поставленнойᅟ целиᅟ вытекаютᅟ следующие задачи:

  • выявитьᅟ причиныᅟ иᅟ предпосылки складыванияᅟ абсолютизмаᅟ вᅟ России;
  • датьᅟ определениеᅟ этомуᅟ понятиюᅟ иᅟ раскрытьᅟ егоᅟ содержание;
  • выявитьᅟ противоречияᅟ просвещенногоᅟ абсолютизма.

Предметом изученияᅟ являетсяᅟ развитиеᅟ историиᅟ Россииᅟ вᅟ XVIII векеᅟ иᅟ кардинальныеᅟ политическиеᅟ изменения,ᅟ происходящиеᅟ вᅟ этоᅟ время.

Объект –ᅟ политикаᅟ просвещенногоᅟ абсолютизма.ᅟ

Приᅟ написанииᅟ даннойᅟ работыᅟ былᅟ рассмотренᅟ иᅟ изученᅟ обширныйᅟ рядᅟ литературы.ᅟ В частности, материалы,ᅟ характеризующиеᅟ утверждениеᅟ иᅟ развитиеᅟ самодержавияᅟ вᅟ эпохуᅟ дворцовыхᅟ переворотов.ᅟ Кᅟ нимᅟ можноᅟ отнести:ᅟ «Дворцовыеᅟ перевороты»ᅟ Еременкоᅟ М.А.ᅟ иᅟ статьюᅟ Петрухинцеваᅟ Н.В.ᅟ «Невиднаяᅟ эпоха».ᅟ Вᅟ статьеᅟ вᅟ достаточноᅟ полнойᅟ мереᅟ даетсяᅟ оценкаᅟ деятельностиᅟ правителейᅟ тогоᅟ времени.

Былиᅟ изученыᅟ трудыᅟ историков,ᅟ посвященныеᅟ персоналиямᅟ рассматриваемогоᅟ периода.ᅟ Например,ᅟ монографияᅟ Оболенскогоᅟ Г.ᅟ «Векᅟ Екатериныᅟ Великой.ᅟ Времяᅟ героевᅟ иᅟ героическихᅟ дел»,ᅟ вᅟ которойᅟ анализируетсяᅟ деятельностьᅟ императрицыᅟ Екатерины,ᅟ прозваннойᅟ Великой,ᅟ иᅟ характеризуетсяᅟ абсолютизмᅟ екатерининскогоᅟ периода,ᅟ тоᅟ естьᅟ просвещенныйᅟ абсолютизм.ᅟ

 

 

1. Предпосылки  появления «просвещенного абсолютизма»

 

Просвещенныйᅟ абсолютизмᅟ складывалсяᅟ подᅟ влияниемᅟ идейᅟ Просвещения.ᅟ Они осуждалиᅟ сословноеᅟ неравенство,ᅟ произволᅟ власти,ᅟ засильеᅟ церквиᅟ вᅟ идейнойᅟ сфереᅟ иᅟ обосновывающихᅟ "естественныеᅟ права"ᅟ человекаᅟ -ᅟ свободу,ᅟ равенство,ᅟ правоᅟ наᅟ частнуюᅟ собственность,ᅟ аᅟ такжеᅟ принципᅟ разделенияᅟ властей,ᅟ верховенствоᅟ законаᅟ иᅟ др.

Философы-просветители не были революционерами. Они полагали, что "просвещенные монархи", проводя реформы и утверждая "разумные законы", способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал "общего блага". Это подразумевало возможность добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.  
Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования.

Основныеᅟ предпосылкиᅟ развития политикиᅟ "просвещенногоᅟ абсолютизма"ᅟ вᅟ России:

  • стремление верховнойᅟ властиᅟ продолжатьᅟ модернизациюᅟ страны, котораяᅟ былаᅟ невозможнаᅟ безᅟ развитияᅟ промышленностиᅟ иᅟ торговли;
  • осознание руководствомᅟ страныᅟ необходимостиᅟ привестиᅟ существующиеᅟ системуᅟ управленияᅟ иᅟ уровеньᅟ культурногоᅟ развитияᅟ вᅟ соответствиеᅟ сᅟ "духомᅟ времени",ᅟ социально-экономическимиᅟ процессамиᅟ иᅟ темᅟ самымᅟ укрепитьᅟ абсолютистскоеᅟ государство;
  • остротаᅟ социальныхᅟ противоречий,ᅟ необходимость принятияᅟ такихᅟ мер,ᅟ которые быᅟ смягчалиᅟ недовольствоᅟ низов;
  • притязания России на ведущую роль в системе международных отношений;
  • представления Екатерины II о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.

Укреплению  абсолютизма  послужили  и  обнародованные  в   1785 г. жалованные грамоты  дворянству  и  городам. 

 Жалованная  грамота  дворянству закрепила за ним все права и привилегии, сложившиеся  к  концу  XVIII  века. Дворяне получили право организации уездных и губернских  дворянских  обществ (под контролем губернской администрации).  Жалованная грамота городам предоставляла городскому собранию, в состав которого могли входить те, кто обладал высоким имущественным  цензом,  право избирать органы городского самоуправления.

К концу XVIII благодаря жёсткой и последовательной политике  Екатерины II абсолютная монархия в России заметно укрепилась.  императрице не удалось создать упорядоченной социальной системы, из которой могло бы развиться гражданское общество. Ведь дворянство  фактически  стало единственным полноправным сословием.

Вместе с этим, неравенство пробуждало оппозиционные настроения у  передовых  представителей  высшего  сословия, закладывая  предпосылки  развития  либерального  и  революционного  движения следующего столетия.

 

 

2. Определение  понятия и его содержание

 

Просвещеннымᅟ абсолютизмом называютᅟ особуюᅟ разновидностьᅟ абсолютизма,ᅟ котораяᅟ предполагаетᅟ смягчениеᅟ произволаᅟ самодержцаᅟ благодаряᅟ введениюᅟ прогрессивныхᅟ политическихᅟ институтовᅟ (повышениеᅟ значенияᅟ независимогоᅟ судаᅟ иᅟ законов,ᅟ использованиеᅟ элементовᅟ разделенияᅟ властейᅟ иᅟ т. д.),ᅟ распространенияᅟ образования,ᅟ поддержкиᅟ общественногоᅟ мненияᅟ иᅟ самоуправления.ᅟ Считают,ᅟ чтоᅟ просвещенныйᅟ абсолютизмᅟ былᅟ навеянᅟ идеямиᅟ французскихᅟ философов,ᅟ вᅟ жизниᅟ жеᅟ вᅟ основномᅟ сводилсяᅟ кᅟ демагогииᅟ иᅟ показухе.

Екатеринаᅟ IIᅟ (1762–1792)ᅟ обращаласьᅟ кᅟ идеямᅟ такихᅟ французскихᅟ просветителей,ᅟ какᅟ Вольтер,ᅟ Монтескье,ᅟ Дидро,ᅟ всяческиᅟ хотелаᅟ показатьᅟ себяᅟ ихᅟ почитательницей.ᅟ Темᅟ самымᅟ ейᅟ удалосьᅟ завоеватьᅟ авторитетᅟ уᅟ прогрессивнойᅟ общественностиᅟ Западнойᅟ Европы,ᅟ хотяᅟ вᅟ Россииᅟ процветалоᅟ крепостноеᅟ право,ᅟ бюрократическаяᅟ волокита.ᅟ Вольнодумцыᅟ жеᅟ (Н.И.ᅟ Новиков,ᅟ А.Н.ᅟ Радищев)ᅟ жестокоᅟ наказывались.

Основноеᅟ содержание просвещенногоᅟ абсолютизмаᅟ Екатериныᅟ IIᅟ заключалосьᅟ вᅟ следующем:

1) правительствоᅟ стремилосьᅟ оказатьᅟ помощьᅟ дворянствуᅟ вᅟ приспособленииᅟ ихᅟ хозяйстваᅟ кᅟ развивающимсяᅟ торгово-денежнымᅟ отношениям;

2) политикаᅟ Екатериныᅟ IIᅟ осуществляласьᅟ приᅟ сохраненииᅟ основᅟ крепостничества,ᅟ самодержавияᅟ иᅟ господствующегоᅟ положенияᅟ дворянства.

Вᅟ руслеᅟ политикиᅟ просвещенногоᅟ абсолютизмаᅟ былиᅟ проведеныᅟ следующиеᅟ реформы:

1) вᅟ 1765 г.ᅟ былоᅟ созданоᅟ Вольноеᅟ экономическоеᅟ общество,ᅟ котороеᅟ обсуждалоᅟ вопросыᅟ рационализацииᅟ сельскогоᅟ хозяйства;

2) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769 г.);

3) силу закона теперь приобретали только письменные распоряжения государыни, причем нарушить закон не имела право даже она (хотя, являясь верховным законодателем, Екатерина II всегда могла изменить неугодный закон);

4) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия из выборных депутатов от разных мест и сословий (кроме крепостных крестьян). Комиссии было дано право выработать проект нового законодательства вместо устаревшего Соборного уложения 1649 г. Работа комиссии оказалась бесплодной, а обширное делопроизводство ее заседаний имеет значение лишь как памятник общественно-исторической мысли. В декабре 1768 г. Уложенная комиссия была распущена;

5) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству. Она являлась прогрессивным документом только на бумаге. Фактически же она закрепила всевластие использовавшего крепостной труд дворянства, передав ему всю полноту местного управления;

6) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам. Она благоприятно сказалась на положении купечества, так как освободила его от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.

Екатерина II так и не издала обещанную Жалованную грамоту государственным крестьянам. Внешняя политика её просвещенного абсолютизма также была чаще лишь на словах прогрессивной, вольнолюбивой.

3. Противоречия  «просвещенного абсолютизма»

 

На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия.

Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть. Это всё приводило к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила крайне противоречивый характер: "просвещение" и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов.

В отечественной историографии существует направление, сводящее политику "просвещенного абсолютизма" к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.

Решающую роль играла личность "великой императрицы", оказывавшая огромное влияние на проведение политики "просвещенного абсолютизма" в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.

Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если "Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских".

Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на "крещеную собственность" и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что "казанская помещица" победила в ней "философа в юбке".

Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны.

Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

  • укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов;
  • расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
  • проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность;
  • создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика "экономического либерализма");
  • распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране .как обязательное условие модернизации и просвещения.
  • повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Информация о работе Просвещённый абсолютизм