Просвещённый абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:39, реферат

Краткое описание

История,ᅟ какᅟ никакаяᅟ другаяᅟ наука,ᅟ свидетельствуетᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ нельзяᅟ создаватьᅟ новыйᅟ мир,ᅟ минуяᅟ прошлое.ᅟ Всестороннееᅟ изучениеᅟ историческогоᅟ процесса,ᅟ особенноᅟ значимых,ᅟ переломныхᅟ периодов,ᅟ позволяетᅟ объяснитьᅟ сегодняшнийᅟ день,ᅟ яснееᅟ понятьᅟ современностьᅟ иᅟ накопитьᅟ материалᅟ дляᅟ прогнозированияᅟ будущего.ᅟ
Такимᅟ переломнымᅟ периодомᅟ вᅟ историиᅟ Россииᅟ явилсяᅟ XVIIIᅟ век.ᅟ Именноᅟ тогдаᅟ вᅟ Россииᅟ утверждаетсяᅟ новаяᅟ формаᅟ государственнойᅟ властиᅟ –ᅟ абсолютнаяᅟ монархия,ᅟ тоᅟ естьᅟ ничемᅟ неᅟ ограниченнаяᅟ монархия,ᅟ приᅟ которойᅟ всяᅟ полнотаᅟ законодательной,ᅟ исполнительнойᅟ иᅟ судебнойᅟ властиᅟ принадлежитᅟ правителю.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки появления «просвещенного абсолютизма» 5
2. Определение понятия и его содержание 7
3. Противоречия «просвещенного абсолютизма» 9
4. Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма 111
4.1 Реформа местного самоуправления 12
4.2 Внешняя политика и дипломатия 13
4.3 Наука и культура 15
Заключение 20
Использованная литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Просвещенный абсолютизм.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

4. Социально-правовая  программа политики просвещенного  абсолютизма

 

Содержаниеᅟ программыᅟ отражаетсяᅟ вᅟ проведенииᅟ рядаᅟ реформ.ᅟ Екатеринаᅟ IIᅟ чувствовалаᅟ необходимостьᅟ «свежихᅟ перемен»,ᅟ многиеᅟ мероприятияᅟ екатерининскогоᅟ правительстваᅟ (аᅟ поройᅟ сᅟ инициативойᅟ самойᅟ императрицы)ᅟ несутᅟ наᅟ себеᅟ печатьᅟ просвещенногоᅟ абсолютизма.ᅟ Остановимсяᅟ подробнееᅟ наᅟ некоторыхᅟ ярчайшихᅟ проявленияхᅟ просвещенногоᅟ абсолютизмаᅟ Екатериныᅟ II.

4.1 Реформа  местного самоуправления

 

Преждеᅟ всего,ᅟ следовалоᅟ укрепитьᅟ местноеᅟ самоуправление,ᅟ котороеᅟ показалоᅟ своюᅟ неэффективностьᅟ вᅟ борьбеᅟ сᅟ крестьянскимиᅟ волнениями.

Вᅟ 1775ᅟ гᅟ былоᅟ изданоᅟ «Учреждениеᅟ дляᅟ управленияᅟ губерний».ᅟ Еслиᅟ доᅟ сихᅟ порᅟ Россияᅟ делиласьᅟ наᅟ губернии,ᅟ провинцииᅟ иᅟ уезды,ᅟ тоᅟ теперьᅟ сохранилисьᅟ толькоᅟ губернииᅟ иᅟ уезды.ᅟ Былоᅟ определено,ᅟ чтоᅟ численностьᅟ населенияᅟ губернииᅟ должнаᅟ составлятьᅟ 300-400ᅟ тыс.ᅟ душ,ᅟ аᅟ уездаᅟ –ᅟ 30-40ᅟ тыс.ᅟ душ.ᅟ Количествоᅟ губернийᅟ возрослоᅟ сᅟ 23ᅟ доᅟ 50.ᅟ Воᅟ главеᅟ губернииᅟ стоялᅟ губернатор,ᅟ несколькоᅟ губернийᅟ подчинялисьᅟ генерал-губернатору.

Вᅟ каждойᅟ губернииᅟ создавалсяᅟ обширныйᅟ штатᅟ чиновников.ᅟ Приᅟ губернатореᅟ существовалоᅟ губернскоеᅟ правление,ᅟ надзиравшееᅟ заᅟ деятельностьюᅟ всехᅟ губернскихᅟ учрежденийᅟ иᅟ должностныхᅟ лиц.ᅟ Финансамиᅟ иᅟ хозяйственнымиᅟ деламиᅟ занималасьᅟ Казеннаяᅟ палата.ᅟ Школамиᅟ иᅟ «богоугодными»ᅟ заведениямиᅟ (больницами,ᅟ богадельнямиᅟ иᅟ т.ᅟ д.)ᅟ ведалᅟ Приказᅟ общественногоᅟ призренияᅟ («призирать»ᅟ -ᅟ опекать,ᅟ заботиться),ᅟ вᅟ которомᅟ заседалиᅟ выборныеᅟ представителиᅟ сословийᅟ подᅟ председательствомᅟ правительственногоᅟ чиновника.ᅟ Вᅟ уездахᅟ исполнительнымᅟ органомᅟ властиᅟ былᅟ нижнийᅟ земскийᅟ судᅟ воᅟ главеᅟ сᅟ капитан-исправником,ᅟ избираемымᅟ местнымᅟ дворянством.ᅟ Вᅟ уездныхᅟ городахᅟ властьᅟ принадлежалаᅟ назначаемомуᅟ городничему.

 

 

 

4.2 Внешняя  политика и дипломатия

 

Внешняяᅟ политикаᅟ -ᅟ самаяᅟ блестящаяᅟ сторонаᅟ государственнойᅟ деятельностиᅟ Екатерины,ᅟ произведшаяᅟ наиболееᅟ сильноеᅟ впечатлениеᅟ наᅟ современниковᅟ иᅟ ближайшееᅟ потомство.ᅟ Когдаᅟ хотятᅟ сказатьᅟ самоеᅟ лучшее,ᅟ чтоᅟ можноᅟ сказатьᅟ обᅟ этомᅟ царствовании,ᅟ говорятᅟ оᅟ победоносныхᅟ войнахᅟ сᅟ Турцией,ᅟ оᅟ польскихᅟ разделах,ᅟ оᅟ повелительномᅟ голосеᅟ Екатериныᅟ вᅟ международныхᅟ отношенияхᅟ Европы.ᅟ

Сᅟ другойᅟ стороныᅟ внешняяᅟ политикаᅟ былаᅟ поприщем,ᅟ наᅟ которомᅟ Екатеринаᅟ всегоᅟ удобнееᅟ моглаᅟ завоеватьᅟ народноеᅟ расположение:ᅟ здесьᅟ разрешалисьᅟ вопросыᅟ понятныеᅟ иᅟ сочувственныеᅟ всемуᅟ народу.ᅟ Наконецᅟ здесьᅟ неᅟ нужноᅟ былоᅟ придумыватьᅟ программы,ᅟ ниᅟ искатьᅟ возбуждений:ᅟ задачиᅟ былиᅟ готовы,ᅟ прямоᅟ поставленыᅟ вековымиᅟ указаниямиᅟ историиᅟ иᅟ настойчивееᅟ другихᅟ требовалиᅟ разрешения.ᅟ Потомуᅟ  наибольшееᅟ вниманиеᅟ императрицыᅟ былоᅟ обращеноᅟ вᅟ этуᅟ сторону.

После Ништадского мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались два вопроса внешней политики, один территориальный, другой национальный. Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и Азовским морем и до Кавказского хребта. Это восточный вопрос в тогдашней исторической  постановке. Потом предстояло довершить политическое объединение русской народности, воссоединив с Россией оторванную от нее западную часть. Это вопрос западнорусский. По самому своему существу оба вопроса имели местное значение, возникли исторически взаимных отношений соседних государств, притом не имели никакой исторической связи между собой. Поэтому для их успешного разрешения их следовало локализовать и разделить, то есть разрешать без постороннего вмешательства, без участия третьих, и разрешать не оба вместе, а тот и другой порознь.

Воᅟ внешнейᅟ политикеᅟ Екатеринаᅟ IIᅟ былаᅟ прямойᅟ последовательницейᅟ Петраᅟ I.ᅟ Онаᅟ сумелаᅟ понятьᅟ коренныеᅟ задачиᅟ внешнейᅟ русскойᅟ политикиᅟ иᅟ сумелаᅟ завершитьᅟ то,ᅟ кᅟ чемуᅟ стремилисьᅟ векамиᅟ московскиеᅟ государи.ᅟ

Силаᅟ Екатериныᅟ какᅟ дипломатаᅟ заключалась,ᅟ однако,ᅟ неᅟ вᅟ этом.ᅟ Какᅟ умнаяᅟ женщина,ᅟ онаᅟ понимала,ᅟ чтоᅟ достоинствоᅟ страны,ᅟ которойᅟ онаᅟ управляет,ᅟ иᅟ ееᅟ собственноеᅟ достоинство.ᅟ  Вᅟ  своихᅟ  дипломатическихᅟ  выступленияхᅟ  онаᅟ выставлялаᅟ себяᅟ поборницейᅟ национальнойᅟ политики,ᅟ неᅟ отделяяᅟ себяᅟ отᅟ России.ᅟ «Яᅟ императрицаᅟ России,ᅟ -ᅟ писалаᅟ онаᅟ поᅟ поводуᅟ задевшегоᅟ ееᅟ личноᅟ притязанияᅟ датскогоᅟ двораᅟ участвоватьᅟ вᅟ опекеᅟ надᅟ великимᅟ княземᅟ Павломᅟ Петровичем,ᅟ -ᅟ иᅟ худоᅟ оправдалаᅟ быᅟ надеждыᅟ народа,ᅟ еслиᅟ быᅟ имелаᅟ низостьᅟ вручитьᅟ опекуᅟ надᅟ моимᅟ сыном,ᅟ наследникомᅟ русскогоᅟ престола,ᅟ иностранномуᅟ государству,ᅟ котороеᅟ оскорбилоᅟ меняᅟ  иᅟ  Россиюᅟ  своимᅟ  необыкновеннымᅟ поведением».ᅟ Онаᅟ такᅟ частоᅟ повторялаᅟ подобныеᅟ суждения,ᅟ что,ᅟ наконец,ᅟ самаᅟ убедилаᅟ себяᅟ вᅟ ихᅟ истине,ᅟ иᅟ этоᅟ давалоᅟ всемᅟ ееᅟ действиямᅟ большуюᅟ уверенностьᅟ иᅟ силу.

Приᅟ Екатеринеᅟ IIᅟ сталиᅟ применятьсяᅟ новыеᅟ методыᅟ дипломатическойᅟ работы.ᅟ Екатеринаᅟ оченьᅟ широкоᅟ поставилаᅟ делоᅟ политическойᅟ пропагандыᅟ заᅟ границей.ᅟ Этуᅟ цельᅟ преследовалаᅟ вᅟ частностиᅟ ееᅟ собственнаяᅟ перепискаᅟ сᅟ Вольтером,ᅟ Гриммом,ᅟ Дидроᅟ иᅟ другимиᅟ представителямиᅟ  «Просветительскойᅟ эпохи».ᅟ Вместеᅟ сᅟ темᅟ Екатеринаᅟ деятельноᅟ следилаᅟ заᅟ заграничнымиᅟ изданиями,ᅟ которыеᅟ моглиᅟ принестиᅟ вредᅟ Россииᅟ илиᅟ ейᅟ личноᅟ какᅟ императрице.ᅟ Ейᅟ удалосьᅟ остановитьᅟ печатаниеᅟ книгиᅟ Рюльераᅟ оᅟ переворотеᅟ 1762ᅟ года.

Кᅟ числуᅟ новыхᅟ дипломатическихᅟ приемовᅟ следуетᅟ отнестиᅟ иᅟ приглашениеᅟ иностранныхᅟ дипломатовᅟ кᅟ участиюᅟ вᅟ поездкахᅟ императрицыᅟ поᅟ России,ᅟ  -ᅟ напримерᅟ вᅟ 1785ᅟ г.ᅟ Дляᅟ осмотраᅟ водногоᅟ путиᅟ изᅟ Балтийскогоᅟ моряᅟ наᅟ Волгуᅟ иᅟ вᅟ 1787г.-ᅟ вᅟ Крым.

Вᅟ моментᅟ вступленияᅟ наᅟ престолᅟ Екатериныᅟ IIᅟ русскойᅟ дипломатииᅟ предстоялоᅟ вᅟ первуюᅟ очередьᅟ принятьᅟ мерыᅟ кᅟ восстановлениюᅟ международногоᅟ престижаᅟ России,ᅟ расшатанногоᅟ заᅟ времяᅟ правленияᅟ Петраᅟ IIIᅟ выходомᅟ изᅟ Семилетнейᅟ войныᅟ иᅟ резкимᅟ переходомᅟ отᅟ союзаᅟ сᅟ Австриейᅟ кᅟ союзуᅟ сᅟ Пруссией.ᅟ Вᅟ позиции,ᅟ которуюᅟ занялаᅟ Екатеринаᅟ IIᅟ вᅟ отношенииᅟ участниковᅟ Семилетнейᅟ войны,ᅟ сказалосьᅟ новоеᅟ направлениеᅟ международнойᅟ политикиᅟ России.ᅟ Новыйᅟ внешнеполитическийᅟ курсᅟ заключалсяᅟ вᅟ том,ᅟ чтобыᅟ Россияᅟ моглаᅟ следоватьᅟ своейᅟ собственнойᅟ системе,ᅟ согласноᅟ сᅟ ееᅟ истиннымиᅟ интересами,ᅟ неᅟ находясьᅟ постоянноᅟ вᅟ зависимостиᅟ отᅟ желанийᅟ иностранногоᅟ двора.

Такимᅟ образом,ᅟ русскаяᅟ дипломатияᅟ эпохиᅟ Екатериныᅟ вᅟ основномᅟ разрешилаᅟ задачи,ᅟ унаследованныеᅟ еюᅟ отᅟ XVIIᅟ века;ᅟ закрепленыᅟ былиᅟ достиженияᅟ Петраᅟ Великогоᅟ вᅟ Прибалтике;ᅟ воссоединеныᅟ землиᅟ населенныеᅟ родственнымиᅟ русскомуᅟ народуᅟ белорусамиᅟ иᅟ украинцами.ᅟ Россияᅟ сталаᅟ твердойᅟ ногойᅟ наᅟ Черномᅟ море.ᅟ Наконец,ᅟ Россияᅟ завоевалаᅟ решающийᅟ голосᅟ вᅟ делахᅟ общеевропейских.

4.3 Наука  и культура

 

Втораяᅟ половинаᅟ ХVIIIᅟ вᅟ явиласьᅟ важнымᅟ периодомᅟ вᅟ развитииᅟ русскойᅟ культуры,ᅟ иᅟ  абсолютистскомуᅟ  государствуᅟ принадлежалаᅟ вᅟ этомᅟ процессеᅟ значительная,ᅟ аᅟ поройᅟ иᅟ инициативнаяᅟ роль.ᅟ Так,ᅟ  Екатеринаᅟ IIᅟ утверждала,ᅟ чтоᅟ толькоᅟ "заведениемᅟ народныхᅟ школᅟ разнообразныеᅟ обычаиᅟ вᅟ Россииᅟ приведутсяᅟ вᅟ согласие,ᅟ исправятсяᅟ нравы".ᅟ Вᅟ 60-70ᅟ ггᅟ еюᅟ былаᅟ сделанаᅟ попыткаᅟ создатьᅟ вᅟ странеᅟ системуᅟ воспитательно-образовательныхᅟ учреждений.ᅟ Поᅟ поручениюᅟ императрицыᅟ  И.ᅟ И.ᅟ Бецкойᅟ -ᅟ одинᅟ изᅟ представителейᅟ педагогическойᅟ  мыслиᅟ  вᅟ  России,ᅟ  взглядыᅟ  которогоᅟ формировалисьᅟ подᅟ влияниемᅟ идейᅟ Я.А.ᅟ Каменского,ᅟ Дж.ᅟ Локка,ᅟ Ж.Ж.ᅟ Руссоᅟ -ᅟ разработалᅟ "Генеральноеᅟ учреждениеᅟ оᅟ воспитанииᅟ обоегоᅟ полаᅟ юношества".ᅟ Вᅟ соответствииᅟ сᅟ этимᅟ учреждениемᅟ былиᅟ отрытыᅟ училищеᅟ приᅟ Академииᅟ художествᅟ (1764),ᅟ Обществоᅟ двухсотᅟ благородныхᅟ девицᅟ (1764)ᅟ с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Среди созданных Бецким учебно- воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт) Оно положило начало женскому среднему образованию в России.

Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф.И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными  и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий,  русский язык, география, история, естественная история,  геометрия,  архитектура, механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить - речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

Учрежденная в 1763 г Медицинская коллегия должна была  готовить медицинских работников. В 1774 г при Берг-коллегии открылось Горное училище, впоследствии реорганизованное в горный институт. Появились и другие специальные учебные заведения, частные школы.

Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы.  Существовавшая с петровских времен Академия наук за 1768-1774 гг провела пять экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. В 1765 г возникает Вольное экономическое общество, в "трудах" которого печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских  ученых, среди них  - выдающиеся натуралисты И. И. Лепехин и Н. Я. Озерецковский, астроном С.Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и др. К рассматриваемому  времени относилась  деятельность видных историков М.М. Щербатова  и И.Н. Болтина; активно публиковались источники  по  русской  истории  (Н.И. Новиковым,  академией  наук).  Издательская  продукция  увеличивается чрезвычайно. За весь ХVIII век в России было издано 9500  книг,  из  них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии. Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта все большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают  открывать  при  лавках  платные библиотеки. К концу 80-х годов существовало 15 государственных библиотек, растет число частных книжных собраний. "Книги сделались предметом моей страсти", - пишет Е.Р. Дашкова, собравшая библиотеку в 900 томов. Такие страстные книголюбы были и среди дворян, и среди купцов, и даже среди крестьян.

Н.М. Карамзин, в статье,  опубликованной в 1802 г в "Вестнике Европы", отмечал, что число любителей чтения "едва ли в какой земле... так скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать их, самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать,  что пишут из чужих земель". Его поддерживает другой литератор И. И. Дмитриев: "В зрелых летах Хераскова читали только  просвещеннейшие  из  нашего дворянства, а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже торгующие пряниками и калачами".

Крепнет национальное своеобразие отечественной литературы. Новаторские достижения в русской литературе, прежде всего, имели место в произведениях Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина. Художественная литература  оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Эти идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской  национальной культуры, вбирающий в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.

"Её великолепие ослепляло, приветливость  привлекала, щедроты привязывали" - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество  составляли характернейшую черту  эпохи, которую потомки стали  называть "екатерининской" Императрица была ласкова и проста  в обхождении с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что "поклон спины не ломит". После грубости монархов предшествующего времени все это казалось удивительным и даже пугающим. Сама Екатерина с тоской рассказывала: "Когда я вхожу в комнату, можно подумать, что я медузина голова: все столбенеют, все принимают напыщенный вид; я часто кричу против этого обычая, но криком не остановишь их, и чем более я сержусь, тем менее они непринужденны со мною, так что приходиться прибегать к другим средствам".

О придворных нравах времен Елизаветы  Петровны  она  презрительно писала: "Остерегались говорить об искусстве и науке, потому, что все были невеждами: можно было побиться об заклад, что лишь половина общества еле умела читать, и я не очень уверена в том, чтобы треть умела писать". Теперь при дворе начитанность и образованность были в цене. В домах столичной знати появились обширные библиотеки, где заняли почетное место сочинения французских классиков, а рядом с ними стояли на полках и произведения отечественных авторов.

Информация о работе Просвещённый абсолютизм