Просвещённый абсолютизм. Предпосылки, содержание, противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:59, реферат

Краткое описание

То время, что Екатерина ждала престола, она использовала на подготовку к царствованию – ни до нее, ни после в России на престоле не было столь образованного человека. «Дух законов» Монтескьё, «Опыт о нравах и духе народов» Вольтера, «Анналы» Тацита – вот настольные книги молодой Екатерины. Императрица была не только знакома с произведениями французских философов-просветителей, но знала их лично. Переписываясь с Вольтером и Дидро, настойчиво приглашала их посетить Россию. Еще важнее, что она потратила это время на то, чтобы понять эту чужую для нее страну.

Содержание

Какой смысл заложен в определение «Просвещенный абсолютизм»?
Чем примечательны первые годы правления Екатерины II?
Какова суть «Наказа»?
В чем заключаются причины неудачи созыва Уложенной комиссии?
Каковы действительные результаты политики Екатерины II по отношению к правам народа?
Что было достигнуто в области культуры и просвещения?
Как выглядели последние годы правления Екатерины II?

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории - Просвещённый абсолютизм..docx

— 26.59 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный технический университет

Кафедра истории и политологии

Реферат на тему:

«Просвещённый абсолютизм.

Предпосылки, содержание, противоречия.»

Выполнил: Орлов В.В.

Студент 1 курса

Группы БТ-1203

Проверил: Карелина Т.А.




Тверь 2013г.


 

Вопросы:

  1. Какой смысл заложен в определение «Просвещенный абсолютизм»?
  2. Чем примечательны первые годы правления Екатерины II?
  3. Какова суть «Наказа»?
  4. В чем заключаются причины неудачи созыва Уложенной комиссии?
  5. Каковы действительные результаты политики Екатерины II по отношению к правам народа?
  6. Что было достигнуто в области культуры и просвещения?
  7. Как выглядели последние годы правления  Екатерины II?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просвещённый абсолютизм – это политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII века. Выражалась  в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов абсолютной волей монарха: упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы: крестьянства, школьного обучения, смягчение цензуры и т.п. Представители просвещённого абсолютизма, используя популярность идей французского  Просвещения, представляли свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещённый абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянского слоя, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада. Одним из самых известных монархов, придерживающихся политики просвещённого абсолютизма, стала российская императрица Екатерина II (1762-1796 гг.). Её правление принято считать эпохой российского просвещённого абсолютизма и Золотой эпохой дворянства.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, стала императрицей России в результате дворцового переворота, совершенного 28 июня 1762 г.

То время, что Екатерина ждала престола, она использовала на подготовку к царствованию – ни до нее, ни после в России на престоле не было столь образованного человека. «Дух законов» Монтескьё, «Опыт о нравах и духе народов» Вольтера, «Анналы» Тацита – вот настольные книги молодой Екатерины. Императрица была не только знакома с произведениями французских философов-просветителей, но знала их лично. Переписываясь с Вольтером и Дидро, настойчиво приглашала их посетить Россию. Еще важнее, что она потратила это время на то, чтобы понять эту чужую для нее страну.

22 сентября 1762 г.  в Москве, после  свержения Петра III, состоялась коронация Екатерины II. Каково было состояние страны ясно из того, что уже в первые дни после переворота Екатерине пришлось думать о том, как остановить стремительный рост цен на хлеб и найти деньги на самые неотложные государственные нужды – русская армия в Пруссии уже 8 месяцев не получала жалованья. Она разрешила Сенату использовать свои «комнатные деньги» - те, что считались собственностью государя и шли исключительно на его личные нужды. Для Екатерины II подобный шаг был естественным. Воспитанная на идеях французских просветителей, она считала государство целостным, обладающим собственными интересами, место, где властвуют рационально устроенные законы, а подданные трудятся на общее благо. Себя же она видела служительницей Отечества, призванной привести подданных к этому общему благу.

Это было нечто новое на Руси. Власть больше не грозила подданным дыбой и плахой, а предлагала вместе трудиться. Прежде власти достаточно было держать подданных в страхе, теперь она хотела завоевать их любовь. «Наше искреннее и нелицемерное желание есть прямым делом доказать, сколь мы хотим быть достойны любви нашего народа», - говорилось в Манифесте, опубликованном 6 июля.

Очень скоро Екатерина поняла, как мало она знает страну, в которой ей выпало царствовать, и постаралась лучше ее изучить. В первые 5 лет  своего правления Екатерина II совершила несколько поездок по России. Это позволило ей узнать, как живут ее подданные.

Но Екатерина не забывала о главном - об учреждении таких государственных учреждений, которые действовали бы в рамках закона, что было обещано еще в Манифесте 6 июля.

С 1765 года Екатерина II начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке новой Уложенной комиссии. Необходимость нового законодательства назрела давно.  В 1754 году Елизавета уже повелела сочинить «ясные законы», но дело с места  так и не сдвинулось. Такие же попытки предпринимала Анна Иоанновна, а до нее – Петр I. Но Екатерина твердо решила довести дело до конца.

В 1767 году в Москву собрались депутаты от всех сословий (за исключением крепостных крестьян и духовенства) с тем, чтобы начать выработку нового Уложения. Екатерининский «Наказ» стал руководством. Большую часть его статей Екатерина II заимствовала из книги Монтескье «Дух закона» и тракта итальянского юриста Беккария «О преступлениях и наказаниях». Краеугольным камнем государства, по мысли Екатерины, оставалось самодержавие, но все остальное было настолько новое и непривычное, что многих этот документ попросту испугал. А ведь Екатерина опубликовала «Наказ» лишь после обсуждения со своими приближенными, которые переделали или сократили больше половины из написанного императрицей. Что же так потрясло русских людей второй половины XVIII столетия?

Вот основные положения «Наказа»:

  1. Все граждане равны перед законом.
  2. Они вправе не только делать то, что законы дозволяют, но и все, что не запрещено законом.
  3. Законом следует запрещать лишь то, что может принести вред отдельной личности или обществу.
  4. Частое употребление казней не исправляет людей.
  5. Слова не вменяются в преступление, если не соединены с действиями.
  6. Пытка – установление противное здравому рассудку.
  7. Дозволение верить «по своему закону» смягчает сердца, а в Российской империи веротерпимость необходима уже потому, что русские подданные исповедуют разную веру.

Екатерине, однако, пришлось отказаться от всяких напоминаний о необходимости освободить крестьян из крепостного состояния, хотя она считала рабство противным христианской религии и справедливости. В «Наказе» она вынуждена была признать, что «не должно вдруг и через узаконение делать великого числа освобожденных».

Депутаты, собравшиеся в Москву для работы над новым Уложением, показали Екатерине, что Россия куда дальше отстоит от новейших европейских идей, чем она думала. 564 человека, среди которых были чиновники, купцы, казаки, «пахотные солдаты» и инородцы не были представителями русского общества, потому что общества в тогдашней России не было. Каждое сословие пеклось только о своих собственных интересах. Благо народа они понимали только как свое собственное, государственные интересы – как интересы государыни. Каждое сословие требовало себе исключительных привилегий за счет других и не желало нести никакой ответственности. Ясно, что никакого Уложения создать так не удалось, и в 1768 году комиссия по его выработки была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Надо сказать, что в практической деятельности Екатерина II далеко отступала от своих высоких идеалов. Она знала, что обязана своей властью русскому дворянству и понимала, что лучший способ завоевать его любовь – это раздавать поместья, деньги и привилегии. В 1765 году (работая на «Наказом») она разрешила помещикам ссылать крестьян в Сибирь без суда. А в 1767 году, получив во время путешествия по Волге около 600 челобитных от крестьян с жалобами на помещиков, приказала вернуть их без рассмотрения, а позже выпустила специальный указ, запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на помещиков. К моменту восшествия Екатерины на престол на Украине еще существовала право свободного перехода крестьян, но уже в 1763 г. она резко ограничила его, а через 20 лет отменила вовсе.

Крестьяне ожидали, что вслед за Манифестом о вольности дворянства свободу получат и они. «Наказ» Екатерины еще более подогрел их надежды. Способствовала этому и терпимая политика правительства по отношению к раскольникам и перевод монастырских крестьян на положение государственных (последнее, впрочем, позволяло свободно жаловать их кому угодно). Но изменений в жизни крестьян так и не наступило. Напротив, к началу работы комиссии по выработке Уложения крепостные, вопреки всем законам, негласно признавались рабами.

Важнейшим событием внутренней жизни страны стало Жалованная грамота дворянству, обнародованная в 1785 году, в которой официально признавалось, что:

-  дворянство есть особая  привилегированная корпорация, которая  сама определяет свой состав;

- дворянство есть звание потомственное  и наследственное;

- дворянин не платит никаких  податей;

- дворянин избавлен от телесных  наказаний;

- имеет право служить или  не служить по своему желанию;

- имеет исключительное право  владеть населенными землями.

Тем не менее служба по-прежнему открывала путь в дворянство человеку всякого звания.

Страна менялась на глазах – к середине 1780-х гг. уже выросло поколение екатерининской эпохи, для которого понятие «общество» или «благо человечества» были вовсе не пустым звуком.  В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг. в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25 народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице по повелению Екатерины II были подготовлены учителя и напечатаны учебники. Впервые была введена система классов и уроков, существующая и поныне. Так было положено начало российской системе классического образования.

Были открыты учебные заведения для девочек – институты для благородных девиц. Главный из них, в Смольном монастыре, начал работать в 1764 г.

В январе 1783 г. была создана Российская академия наук для содействия изучению русского языка и истории.

Последние годы правления Екатерину заботила одна проблема – как уберечь Россию от вредоносного, как она полагала, влияния французской революции.

Что касается французской революции, то противостоять ее влиянию было очень сложно, но Екатерина II делала все возможное. Она обязала всех французов, проживавших в России, дать подписку в том, что они не принимают принципов революции, ограничивала ввоз «вредных» книг, боролась с масонскими ложами, которые считала корнем зла.  В ссылку отправились первые вольнодумцы – Екатерина II, когда-то призывавшая свободно высказывать всякое мнение и говорить ей в глаза самую неприятную правду, с одобрением встретила смертный приговор Радищеву, вынесенный за официально разрешенную к печати книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» (казнь все же была заменена ссылкой). В сущности, он поплатился за стремление ограничить крепостничество.

Екатерина II защищала право владеть людьми не как таковое, но как главную привилегию дворянства – политической опоры всего ее царствования.

В целом, последние годы правления Екатерины мало походили на расцвет ее царствования. Напуганная французской революцией, Екатерина перешла к репрессивной политике. Воспоминания о недавней пугачевщине только усугубляли ее опасения. Своим правлением Екатерина II хотела показать себя просвещенной государыней, заботящейся о своих подданных. В сущности, всё правление Екатерины II стало правлением исключительно во благо дворянства, поскольку его считали опорой самодержавной монархии. Дени Дидро, всё-таки приехавший в Петербург и проживший там пять месяцев,  понял, что слова о народном благе, столько раз написанные и произнесённые Екатериной II, остаются только словами. Это и есть главная особенность просвещённого абсолютизма в России. Обычное лицемерие.

Но несмотря на всю противоречивость эпохи Екатерины и незавершенности многих ее реформ, она все равно остается одной из ярчайших личностей русской истории, принесших в русскую культуру и жизнь, такое понятие как «Просвещение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. История и культура отечества. Под ред. В.В. Гуляевой. 752с., М., 2005.
  2. История России с древнейших времен и до наших дней. А.С. Орлов. 299с., Смоленск, 1997.
  3. Отечественная история. 108с., Тверь, 2008.
  4. Курс русской истории. В.О Ключевский. т.5. М., 1989.

Информация о работе Просвещённый абсолютизм. Предпосылки, содержание, противоречия