Противоречивый характер преобразований Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Реформы Петра Великого - сложное и противоречивое явление
в русской истории. Петровские преобразования, оценка их
значимости и роли для России вызывала и вызывает множество
споров. С одной стороны, признается прогрессивная роль
нововведений Петра, с другой - насильственный характер
реформирования кажется причиной многих последующих бед в русской
истории.

Содержание

. Введение
2. Противоречивый характер преобразований Петра I
2.1. Противоречия связанные с личностью Петра
2.2. Противоречия в процессе преобразований
3. Усиление государственной власти
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Петр 1(1).docx

— 21.18 Кб (Скачать файл)

государственные  дела  наиболее преданным ему  лицам,  не слишком

считаясь  с  их родословной  и  ценя  прежде  всего  способности

помощников.   В   1711   году   был   создан   Сенат   -  высший

законодательный,  распорядительный и  исполнительный  орган  при

царе. Введение должности генерал-прокурора ("ока государева") со

штатом  чиновников на местах усилило надзор верховной  власти  за

деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

  В 1718-1720   годах   была  окончательно  упразднена  сеть

прежних правительственных учреждений - приказов. Вместо приказов

Петр  I  организовал  коллегии.  Большое  преимущество  коллегий

состояло  в том,  что они ведали вполне  определенными  участками

государственного  управления и распостраняли свою деятельность на

всю территорию страны.  Коллегию возглавлял президент,  при  нем

были  советники  и другие должностные  лица.  Принцип совместного

(коллегиального) обсуждения  текущих  дел   также  отличал  новые

центральные учреждения. Петр I не раз напоминал, чтобы решения в

коллегиях принимались "с общего совету". Делами армии занималась

Военная коллегия.  Морским флотом ведала Адмиралтейств-коллегия.

Ей  же было поручено наблюдение за корабельными лесами.  Сношения

с  иностранными  государствами осуществляла Коллегия иностранных

дел.  К  тому  времени  русская   дипломатическая   служба   уже

претерпела  большие  перемены.  В частности,  при правительствах

других  государств были учреждены постоянные посольства и миссии.

Учитывая   особое   значение   международных   связей  России  и

необходимость оперативно принимать нужные  решения,  Петр  I  во

время   своих   частых   разъездов   имел   походную  посольскую

канцелярию.  Ведомство финансов страны  сосредоточилось  в  трех

коллегиях.  Камер-коллегия  занималась  сбором  налогов и других

поступлений в казну, то есть приходной частью бюджета. Расходами

ведала    Штатс-коллегия.    Ревизион-коллегия    контролировала

финансовую  деятельность   государственного   аппарата.   Высшим

судебным  ведомством являлась Юстиц-коллегия, но судебными делами

занимался и Сенат.  При создании коллегий учитывалось  возросшее

значение  торговли и промышленности. Коммерц-коллегии вменялись в

обязанность торговые    дела.     Берг-коллегии     -     горная

промышленность, а    Мануфактур-коллегии    -   прочие   отрасли

промышленности.

 

      Несколько позднее других была  создана Вотчинная  коллегия,

в круг   обязанностей  которой  входила  охрана  земельных  прав

феодалов. Особое место в системе  центральных  правительственных

учреждений  занимали   ведомства   политического   сыска,   через

застенки  которых прошли тысячи  участников  народных  восстаний.

Сначала эти функции выполнял Преображенский приказ, позже Тайная

канцелярия, которая начала свою деятельность с  дела сына Петра -

царевича  Алексея, осужденного за заговор  против царя.

Порядок работы  Сената  и коллегий,  взаимоотношения между

ними, обязанности чиновников, оформление и прохождение дел - все

получило  строгую  систему,  было  закреплено  в законодательстве

изданием  особых инструкций и "Генерального  регламента".  Однако

становление новых  учреждений  проходило  не без трудностей.  Что

было "гладко на бумаге",  в жизни  выглядело совсем иначе. Тем не

менее формировалась   довольно   стройная   система  управления.

Реформы Петра I распостранились и на местное  управление.  В 1708

году  вышел указ,  согласно которому вводилось  губернское деление

государства. Всего  было  учреждено  8   губерний:   Московская,

Ингерманландская (Прибалтика,        Карелия,        Петербург),

Архангельская, Казанская,  Киевская,  Смоленская,   Азовская   и

Сибирская. Но, впоследствии, число губерний увеличилось, так как

прежние оказались слишком  крупными.  После  окончания  Северной

войны была  закончена городская реформа:  центральным ведомством

по  городским делам стал Главный  Магистрат,  а на местах учредили

городские магистраты.  Так  как  ведущая  роль в них принадлежала

верхам  посада,  то  малоимущие  слои  горожан  практически  были

устранены от участия в деятельности магистратов.

  ...Присвоение очередного ранга  (по "Табели о рангах", 1722

года) производилось за служебные заслуги. Таким образом, принцип

родовитости, знатности   происхождения,   которая   обеспечивала

служебное положение, независимо от способностей и заслуг, теперь

был заменен  принципом личной выслуги.  Петр добивался,  чтобы в

управлении  государством  принимали  участие  те,  кто   на   это

способен, и настолько, насколько способен. Путем выслуги в число

военных и гражданских чинов чаще,  чем ранее,  открывался доступ

выходцам  из   недворянских   слоев  населения  (досулжившись  до

классных  чинов,  такие лица получали дворянское звание). Дворяне

теперь  становились чиновниками,  а чиновники - дворянами.  Новое

положение дел придало обществу динамичности, но и внесло раскол,

подготовило бюрократическую "диктатуру"...

 

      При Петре   I   царская   власть   стала    неограниченной

(абсолютной). В  предисловии  к  Воинскому   уставу  власть  царя

теперь  определялась  так:  "Его  величество  есть   самовластный

монарх, который  никому  на  свете  в своих делах ответу дать не

должен". Он   управляет   государством   "по   своей   воле    и

благомнению". В России оформился абсолютизм.

4. Заключение

 

      В итоге перобразований Петра  Великого, подготовленных всей

предшествующей  историей,  Россия значительно  усилилась  и  была

признана  во всем мире великой державой.  Были созданы регулярная

армия и флот,  проводилась  активная  внешняя  политика;  Россия

утвердилась на берегах Балтийского моря; создание новых отраслей

производства  и  развертывание  внутренней  и  внешней  торговли

обозначали  большие  сдвиги  в  экономическом  развитии  страны.

Наметились  большие перемены  в  области  просвещения,  культуры,

науки.  Усовершенствование  государственного аппарата управления

сопровождалось  усилением  центральной  власти  и   становлением

абсолютной  монархии.

 

      Все эти   достижения,   давались   нелегко.   Многие    из

противоречий  и  проблем  Петр  "оставил  в наследство" потомкам

вместе  с завоеваниями и положительными результатами реформ. Петр

двинул  Россию вперед последовательно и  энергично, преобразив ход

русской истории...

Обобщим найденные противоречия в петровских преобразованиях:

     1. Источник реформ - личность Петра,  а характер реформ  -

        стихийный, "ситуационный", а не  запланированный.

        "Реформа была    борьбой    деспотизма    с    народом"

        (Ключевский).

     2. Петр проводил реформы  насильно,  "сверху"  и  без

        особых объяснений.

     3. Несоразмерность  сил,   затраченных   на   европеизацию

        культуры; отсутствие четкой обоснованности  этого процесса.

     4. Война и тормозила и подталкивала  реформы одновременно.

     5. Реализация реформ  обернулась  дополнительным  бременем

        для подданых (налоги, подати).

     6. Петр управлял огромной империей, но она была при этом

        развивающейся страной.

     7. Заимствованное  у  Запада  не  всегда   соответствовало

        русским условиям и кульутре.

     8. Для укрепления  власти  и   государства  Петр  потряс  и

        перемешал привычное усторойство  общества.

     9. Административная реформа,  которая  должна была  создать

        условия для  прочих   реформ,  но     сама   оформилась

        после них и не могла без  них произойти.

    10. В  ходе  реформ усилился  разрыв между высшими и низшими

        слоями общества; вместе с властью  усилилась бюрократия.

    11. Реформы  (и войны) истощили  народные силы,  но укрепили

        государство.

  То, что  противоречивого  много,  говорит  о  двух  вещах:

Во-первых, управление  государством,  тем  более таким большим и

сложным как Россия,  и тем более  в сложное время,  это -  крайне

сложная и тяжелая задача. Построить "идеальное" государство было

бы  невозможно:  Петру, и России под  его управлением, приходилось

идти  на компромиссы, так как улучшения  в одном, с необходимостью

приводили к жертвам, уступкам и напряжению сил в другом.

 

      Во-вторых, только  по-настоящему  глубокие  преобразования

могли  происходить  с таким количеством  противоречий.   Уже одно

это свидетельствует об импульсе,  который  Петр  Великий,  своими

реформами, придал развитию России.

 

                       Список литературы

 

   1. Анисимов Е.В. "Время петровских  реформ", Л.,1989

 

   2. Карамзин Н.М. "Записка о древней  и новой России",М.,1991

 

   3. Платонов  С.Ф.  "Лекции  по  русской  истории"  часть  II,

      М.,1994

   4. Ключевский В.О. "Курс русской  истории", том IV, М.,1958

 

   5. Павленко Н.И. "Петр Первый  и его время", М.,1989

 

   6. Преображенский   А.А.,   Рыбаков   Б.А.  учебник  "История

      России", М.,1997


Информация о работе Противоречивый характер преобразований Петра I