Развитие СССР в1953-1962 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:02, реферат

Краткое описание

1.Попытка демократизации общественно-политической жизни. Политика десталинизации.
2.20 съезд КПСС и его значение.
3.Преобразования в общественно-политической жизни. 22 съезд. 3 программа партии. Курс на построение коммунизма в СССР.
4.Экономическое развитие СССР. Аграрная политика. Освоение целины.
5. Реформы управления промышленностью.

Вложенные файлы: 1 файл

I.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

В Программе и Уставе партии, принятых съездом, указывается, что Коммунистическая партия, партия рабочего класса, стала партией всего советского народа. Ее руководящая, направляющая и организующая роль в период перехода от социализма к коммунизму возрастает. XXII съезд партии внес ряд изменений в Устав КПСС. Устав определяет меры повышения роли и ответственности коммунистов за боеспособность партии. Основным критерием членства в партии Устав выдвинул требование активного участия в строительстве коммунизма. Это определяет и основные обязанности коммуниста в общественном труде, в создании материально-технической базы коммунизма, в укреплении и совершенствовании социалистических общественных отношений, в соблюдении норм коммунистической нравственности. Моральный кодекс строителя коммунизма вошел в Устав партии как закон партийной жизни. Важнейшее значение имеет новый пункт Устава, обязывающий коммуниста быть активным проводником идей социалистического интернационализма и советского патриотизма в массы, вести борьбу с пережитками национализма и шовинизма, содействовать укреплению дружбы народов СССР, братских связей советского народа с народами стран социализма, с пролетариями и трудящимися всех стран.

В Уставе сделан важный шаг по пути дальнейшего развития внутрипартийной демократии, закреплено положение о том, что высший принцип партийного руководства — коллективность. В нем было записано требование об обновлении и сменяемости состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Вместе с тем подчеркивалась необходимость соблюдения преемственности в руководстве.

XXII съезд вооружил партию, советский народ развернутой программой борьбы за построение коммунизма.

4.Экономическое развитие  СССР. Аграрная политика. Освоение  целины.

Реформы, проводимые под руководством Н.С. Хрущева, были очень противоречивыми. На сентябрьском 1953г. Пленуме ЦК КПСС он определил конкретные меры, направленные на подъем сельского хозяйства и улучшение положения крестьянства. Их суть сводилась к уменьшению налогообложения колхозников, снижению норм обязательных поставок государству с личных подворий; к списанию задолженности по обязательным поставкам продуктов животноводства; к повышению закупочных цен на скот, птицу, молоко, масло, картофель. Уже в 1954 г. изменился порядок налогообложения. Налог теперь стал изыматься с размера приусадебного участка, а не с поголовья скота, количества деревьев в саду, ульев и прочее. В этом же году размер налогов был уменьшен в два раза по сравнению с 1952 г. В 1952-1958 гг. закупочные цены возросли: на крупный рогатый скот - в 12 раз, на пшеницу - в 6 раз. В целом заготовительно-закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию выросли почти в три раза. Новые закупочные цены распространялись и на продукцию, производившуюся в личных приусадебных хозяйствах.

Одной из острых проблем  в этот период была нехватка зерна. Количество производимого зерна  совершенно не удовлетворяло потребности  страны. Инициатива решения зерновой проблемы путем освоения целинных и  залежных земель принадлежала Хрущеву. Первоначально планировалось распахать в течение трех лет 13 млн. га земли, однако в реальности за три года было распахано 36 млн. га, что составляло тогда 30% всех обрабатываемых земель в СССР. На осваиваемых землях создавались совхозы. За 1954-1955 гг. возникло 425 крупных зерновых совхозов. Главная задача, поставленная в результате освоения целины, оказалась достигнута. Острота хлебного вопроса была снята.

Была ли оправданной  поспешность в освоении новых  земель? Hаступление на целину велось штурмом, без должной научной проработки и проектных изысканий. Не оправдалась надежда и на достижение среднего урожая зерновых в 14-15 ц. с гектара. Фактически же средняя урожайность зерновых в Казахстане составляла в 1954-1958 гг. 7,3 ц. с га, а в 1961-1965 гг. - 6,1 ц. В реальности урожайность в стране действительно возросла в 1953-1958 гг. на 3,3 ц. с га, в восьмой пятилетке - на 3,5 ц., в девятой еще на 1,0 ц. с га. Проведение этой кампании имело несомненное народнохозяйственное значение. Прежде всего, оно реально способствовало увеличению производства зерна. С середины 50-х гг. от 1/3 до 1/2 всего хлеба, произведенного в стране, приходилось на долю целинного урожая.

Вместе с тем, можно  согласиться с утверждением историка И.Е. Зеленина о том, что первое пятилетие после сентябрьского Пленума 1953 г. был наиболее успешным и результативным этапом хрущевского аграрного реформирования. Это подтверждается конкретными показателями развития сельского хозяйства. Производство зерновых в 1954-1958 гг. увеличилось по сравнению с 1949-1953 гг. почти на 40%, хлопка - на 21%, льна-долгунца - на 76%; производство мяса выросло с 5,8 млн. т. в 1953 г. до 7,7 млн. в 1958 г., молока - соответственно с 36,5 млн. до 58,7 млн. т. Валовая продукция сельского хозяйства в целом за 1953-1958 гг. выросла на 51%.

Однако позитивный задел  реформ уже в конце 1950-х гг. стал гаситься непродуманными, противоречивыми, а то и вовсе волюнтаристскими реформами Хрущева. Аграрные преобразования конца 1950-х - начала 1960-х гг., инициировавшиеся Хрущевым, в целом имели негативные последствия. В этот период интенсивно осуществляется политика по искоренению личного подворья. 20 августа 1958 г. принимается постановление Бюро ЦК по РСФСР «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городских и рабочих поселках». Оно коснулось 12,5 млн. семей, проживавших в городах и поселках городского типа. Вскоре очередь дошла и до колхозников. На декабрьском (1959 г.) Пленуме был обоснован вывод, что «личное подсобное хозяйство постепенно утрачивает свое значение», поскольку колхозникам будто бы выгоднее получать продукты из колхоза. Эти два решения имели огромные негативные экономические и социальные последствия. Жители огромного количества районных центров, небольших областных городов, многочисленных поселков городского типа оставшись без огородов, коров, поросят и т.д. вынуждены были теперь приобретать мясные, молочные и другие продовольственные товары в магазинах, став серьезной «нагрузкой» для государства. Хрущевские решения ликвидировали источники самообеспечения миллионов людей, не имея, как скоро выяснится экономических возможностей заменить их. Отрицательную роль с необратимыми последствиями имела реализация идеи Хрущева о создании «агрогородов», предполагавшая укрупнение колхозов и совхозов, уплотнение населенных пунктов. Было признано целесообразным в сельской местности строить дома двух и более этажей. Традиционный тип переустройства села отвергался как дорогостоящий. Сселение деревень шло одновременно с укрупнением колхозов и совхозов. Этому процессу придавались высокие темпы. В 1957-1960 гг. ежегодно исчезало около 10 тыс. ранее, в 1950-1952 гг., уже укрупненных колхозов. В 1963 г. их насчитывалось 39 тыс. против 94 тыс. в 1955 г. Централизация сельскохозяйственного производства, то есть объединение колхозов и совхозов, во многих случаях была неоправданной. В Кировской области, например, некоторые колхозы имели площадь пашни до 30 тыс. га и объединяли до 120 деревень. И это к тому же находились в лесной пересеченной местности. В таких условиях невозможно было в равной степени с хозяйственной точки зрения развивать села и деревни. В центральной усадьбе концентрировались животноводческие фермы, одним словом, основные хозяйственные объекты, которые обеспечивали колхозников работой. В деревнях же ничего подобного не оставалось, а новые хозяйственные объекты там больше уже не строились. Все больше людей оставалось без работы, а условия жизни с каждым днем ухудшались. Центральные усадьбы и крупные села объявлялись перспективными, а остальные - неперспективными. Реализация антинаучной концепции «перспективных» и «неперспективных» деревень искусственно создала условия для ускорения процесса деградации советской деревни. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. усилилось наступление на частный сектор. Сокращалось поголовье скота в личных подсобных хозяйствах. Уменьшались размеры личных приусадебных участков. В 1958-1964 гг. их размер в колхозах был сокращен до 29 соток, в совхозах - до 18 соток, производство мяса и молока в личном подсобном хозяйстве упало на 20%. Все это не могло не отразиться на продовольственном обеспечении страны, дефицит которого в начале 1960-х гг. стал ощущаться уже довольно остро.

В аграрной политике того времени важное место занимали еще  две проблемы: реорганизация машинно-тракторных станций (МТС) и «кукурузный вопрос». Как известно, Хрущев ставил задачу создания, и совершенно справедливо, крупных хозяйств индустриального типа с собственной машинно-транспортной базой. Этот проект невозможно было реализовать, сохраняя и дальше МТС в руках государства. Вопрос о реорганизации МТС встал на повестку дня совершенно закономерно. К сожалению, ее не удалось провести так, чтобы она имела для колхозов положительное значение. И.Е. Зеленин справедливо отмечает, что одна из самых прогрессивных, антитоталитарных и многообещающих социально-экономических реформ Хрущева о реорганизации МТС из-за предельно сжатых сроков осуществления привела к крайне негативным последствиям. В марте 1958 г. был принят закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Колхозы не могли купить технику в рассрочку. Государство навязало им свою цену за сельхозтехнику, зачастую уже изношенную и устаревшую. Постановление же от 18 апреля 1958 г. предусматривало получение денег в максимально сжатые сроки. В результате подобного решения, государство сделало убыточными огромное количество колхозов. Это привело к снижению оплаты за трудодень. В таких условиях колхозам стало трудно вести политику экономического стимулирования труда колхозников. Был минус и другого характера. Колхозы не имели до этого собственных мастерских, площадок для содержания техники, поэтому они испытывали большие сложности с ее сохранением и ремонтом. Трудности были и с эксплуатацией тракторов, комбайнов и пр., так как работники МТС старались не переходить в колхозы, чтобы не превратиться в колхозников и не утратить социально-экономических выгод от своего положения рабочих государственного предприятия. Как видим, в целом правильная идея о ликвидации МТС и передаче техники в руки самих колхозов при неправильной ее реализации способствовала не экономическому подъему последних, а наоборот экономическому спаду.

То же самое можно  сказать и о политике Хрущева  в отношении кукурузы. Несомненно, эта культура очень полезна для  молочного скота. Кроме того, на небольших площадях можно получить большую массу урожая, что было очень важно для решения кормовой проблемы животноводства. Хрущев добился изменения структуры посевов в пользу кукурузы. «Царицу полей», как стали называть кукурузу, начали сеять на огромных пространствах России - от Кубани и Ставрополья на юге до Вологодской и Архангельской областей на севере. В начале 1960-х гг. около четверти зерновых полей страны были заняты кукурузой. Это привело к сокращению посевов пшеницы и ржи и к сокращению сбора хлебов в первую очередь в традиционных земледельческих районах. Зерновая проблема усугублялась еще и такими факторами, как сокращение урожайности на целине из-за естественного истощения плодородия почвы и тяжелой засухи 1963 г. Урожайность и валовые сборы сократились почти на 30%. Урожайность зерновых культур сократилась соответственно с 11,1 до 8,3 центнеров с га. В целях недопущения голода Хрущев был вынужден прибегнуть к большим закупкам зерна в США. В 1963 г. зерна было закуплено 9,4 млн. т, что составило почти 10% валового урожая. Экспорт зерна продолжался и в последующие годы.

Аграрная политика Хрущева  периода 1958-1963 гг. привела сельское хозяйство к кризису. Об этом говорят  темпы роста валового сельскохозяйственного  производства. В 1951-1955 гг. оно выросло на 20,5%; в 1956-1960 гг. - 30%; в 1961-1965 гг. - на 18%. В рамках семилетки (1959-1965) планировался рост производства на 70%, в реальности он составил только 10%. Если же говорить собственно о «хрущевском периоде», то среднегодовые темпы сельскохозяйственного производства в 1953-1958 гг. снизились в 5 раз, а производительность труда в 3 раза. Кризис в сельском хозяйстве в основном был вызван субъективными причинами, мало продуманными экспериментами, инициированными Хрущевым и принесшие отрицательные результаты.

5. Реформы управления  промышленностью.

Во второй половине 1953 года начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, ускоренного подъема  сельского хозяйства с целью  обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее решения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Проведение экономических реформ связано с именем Н.С. Хрущева, ставшего в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС.

Для усиления материальной заинтересованности колхозников и  рабочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значительно снижены нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен денежный налог, взимаемый с каждого колхозного двора. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Сюда направили 500 тыс. добровольцев, 120 тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов. Однако эта мера имела кратковременный успех.

С середины 50-х годов  предпринимались усилия для решения  жилищной проблемы. За 1956 - 1960 гг. новоселье  справили около 54 млн. человек (четверть населения страны). Был принят закон  о пенсиях, установивший один из самых низких в мире возрастной ценз. Отменялись все виды платы за обучение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90%.

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых министерств и ведомств были созданы совнархозы - территориальные управления.

Многие экономические  проблемы в те годы хрущевское руководство  попыталось решать политическими методами, посредством административных реформ и кампаний ("кукурузная кампания", "мясная кампания" в Рязани, "молочные рекорды" и т.д.).

В начале 60-х годов  возникли перебои с мясом, молоком, хлебом, маслом. ССР был вынужден закупать продовольствие и корма  за рубежом. Это было связано с недальновидной политикой в отношении селян (у деревенских жителей урезали приусадебные участки, им запрещалось иметь более одной коровы), а также с бесконечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-летний период хрущевского реформаторства стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей. В 1956 - 1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен атомный ледокол "Ленин". В рамках государственных программ решались проблемы освоения космоса, развития электроники и другие.

Противоречивость и  непоследовательность многих начинаний  были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный  деятель в условиях жесткой централизации административно-командного стиля руководства.

6. Освоение космоса  в СССР.

Начало освоению космоса  было положено 4 октября 1957 года запуском первого искусственного спутника Земли в Советском Союзе. Началом пилотируемой космонавтики стал полёт советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года.  Долгое время в СССР всякая информация о ракетах, спутниках и людях, причастных к этой технике, была секретной. Но теперь известно, что первый искусственный спутник Земли был разработан в подмосковном поселке Болшеве (сейчас это наукоград Королёв). Для реализации задачи создания ядерного оружия и средств его доставки 13 мая 1946 года Совет Министров СССР принял постановление о развёртывании масштабной работы по развитию отечественного ракетостроения. В соответствии с этим постановлением в Болшеве на территории бывшего инженерного училища формируется Научно-исследовательский артиллерийский институт реактивного вооружения №4. Начальником института был назначен генерал А.И.Нестеренко, его заместителем по специальности «Жидкостные баллистические ракеты» — полковник М. К. Тихонравов, соратник С.П. Королёва по ГИРДу и РНИИ. Исследования, проведённые под руководством Тихонравова, показали, что пакетная схема из ракет, созданных тогда в КБ Королёва, обеспечит скорость в четыре раза большую, чем при обычной компоновке. Внедрением «пакетной схемы» группа Тихонравова приблизила осуществление своей заветной мечты о выходе человека в космическое пространство. В инициативном порядке они продолжали исследования проблем, связанных с запуском и возвращением на Землю ИСЗ. 16 сентября 1953 года по заказу ОКБ Королёва в НИИ-4 была открыта первая научно-исследовательская работа по космической тематике «Исследования по вопросу создания первого искусственного спутника Земли». Группа Тихонравова, имевшая солидный задел по этой теме, выполнила её оперативно. В 1956 году М.К. Тихонравов с частью своих сотрудников переводится из НИИ-4 в ОКБ Королёва начальником отдела по проектированию спутников. При его непосредственном участии создаются первые ИСЗ, пилотируемые корабли, проекты первых автоматических межпланетных и лунных аппаратов.

Информация о работе Развитие СССР в1953-1962 годах