Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:02, реферат
1.Попытка демократизации общественно-политической жизни. Политика десталинизации.
2.20 съезд КПСС и его значение.
3.Преобразования в общественно-политической жизни. 22 съезд. 3 программа партии. Курс на построение коммунизма в СССР.
4.Экономическое развитие СССР. Аграрная политика. Освоение целины.
5. Реформы управления промышленностью.
Во время Второй мировой войны противоборствующие стороны стремились обогнать друг друга в конструировании ракет, способных доставлять боевой заряд. Впоследствии США и Советский Союз включились в так называемую «космическую гонку», стремясь добиться глобального превосходства в космосе. В 1957 году СССР первым запустил искусственный спутник Земли. Однако соперничество сверхдержав стимулировало и научно-технический прогресс. Спустя 12 лет американские астронавты уже ходили – точнее, прыгали – по поверхности Луны! Началась эра космических исследований.
1957 – Собака Лайка
становится первым живым
1961 – Юрий Гагарин (СССР) – первый человек, облетевший вокруг земли.
Первый человек, облетевший вокруг Земли.
12 апреля 1961 года сын крестьянина
из села Клушино, 27-летний летчик-истребитель
стал одной из главных
7. Реформы в социальной схеме.
Новый курс во внутренней политике СССР был
провозглашен в августе 1953 г. на сессии
Верховного Совета Союза. На сессии глава
правительства Г.М. Маленков впервые поставил
вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход
предполагал, по его мнению, значительное
увеличение инвестиций в развитие легкой
и пищевой промышленности, а также сельское
хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова,
обеспечить за два-три года значительное
улучшение снабжения населения продовольственными и промышлен
При казалось бы едином политическом курсе
партийно-государственного руководства,
позиция первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева
отличалась от стратегического замысла
Маленкова. Приоритет в его политике был
отдан сельскому хозяйству. Она предполагала,
в частности, значительное повышение государственных
закупочных цен на продукцию колхозов,
быстрое расширение посевных площадей
за счет целинных и залежных земель (что
означало, по сути, продолжение экстенсивного
развития сельского хозяйства). Выступая
на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС
с программным докладом о развитии сельского
хозяйства, Хрущев поддержал как исходный
тезис Маленкова о перенесении центра
тяжести с тяжелой промышленности на подъем
производства товаров народного потребления.
Но это не помешало ему в последующем,
на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить
Маленкова, а на XX съезде партии — и сам
этот курс. С приходом к власти в стране
Хрущева началось осуществление его концепции
экономического развития СССР.
8. Внешняя политика СССР в 50-60 годы.
Успешное выполнение плана четвертой пятилетки еще более укрепило внутреннее положение СССР, выше подняло его авторитет на международной арене.
СССР добился новых значительных успехов в развитии экономики. Важное значение в укреплении обороноспособности нашей страны и стран социалистического лагеря имело овладение Советским Союзом атомным, а за тем и термоядерным оружием, созданным самоотверженным трудом советских ученых, инженеров и рабочих. Благодаря преимуществам социалистического хозяйства за невиданно короткий срок монополия США на обладание этим оружием была ликвидирована.
Страны социализма успешно развивали свою экономику. Мировая социалистическая система превращалась в решающий фактор общественного развития. В странах капитала резко обострилась классовая борьба. Все шире развертывалось национально-освободительное движение. Активнее стала борьба трудящихся всех стран за сохранение мира.
Империалистические страны продолжали агрессивную политику «с позиции силы». Эта политика выражалась в гонке вооружений, создании военных баз у границ СССР и других социалистических стран, попытке |убогого вмешательства в их внутренние дела. Однако политика «с позиции силы» не оправдала надежды империалистов. Так, развязанная агрессивными кругами война в Корее не принесла им победы. Наступление интервентов было отражено, а в июле 1953 г. США подписали соглашение о перемирии.
Советский Союз продолжал политику, направленную на ослабление международной напряженности. В 1954г. благодаря активным действиям СССР в Женеве было подписано соглашение с Францией о прекращении военных действий в Индокитае.
Важным фактором обеспечения мира в Европе явилось подписание по инициативе СССР в мае 1955 г. Государственного договора с Австрией, который фиксировал положение Австрии как нейтральной страны. Летом 1965 г. Советский Союз урегулировал отношения с Югославией. В сентябре 1955 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Федеративной Республикой Германии. Коммунистическая партия и Советское правительство прилагали все усилия к созданию прочного мира и безопасности в Европе и во всем мире.
Однако правящие круги западных держав, продолжавшие проводит!, политику «с позиции силы», шли на осложнение международной обстановки. В октябре 1954 г. они подписали соглашение о ремилитаризации Западной Германии и вовлечении ее в Северо-Атлантический военный блок.
В связи с усилением военной опасности в центре Европы страны социалистического содружества и мае 1955 г. провели в Варшаве совещание по обеспечению мира и безопасности в Европе. Страны-участницы Варшавского совещания подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи государств социалистического содружества. Варшавский Договор стал важным стабилизирующим фактором в Европе. Основная цель его — принятие мер для сохранения мира и обеспечения безопасности миролюбивых народов Европы. Для консультаций между участниками Варшавского Договора был создан Политический консультативный комитет, а также объединенное командование вооруженными силами государств-участников договора.
Советский Союз настойчиво добивался улучшения отношений с США, Англией и Францией. Разрядке напряженности несомненно способствовали советско-английские переговоры в Лондоне и переговоры между СССР и Францией в Москве в 1956 г. Результатом переговоров явилось подписание советско-английского и I советско-французскою коммюнике, в которых стороны признавали необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным Строем.
9. Отношение социалистическими странами. Создание СЭВ.
Центральное место в новой концепции советской внешней политики отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. Признавались ранее допущенные ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. Активизировались государственные связи СССР и стран ЕЭС. Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контрактам с государствами Северной Европы - Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирования отношений с КНР. Отношения установились и с Южной Кореей. Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, созданная 5 января 1949 года по решению экономического совещания представителей ряда стран Восточной Европы. Изначально в СЭВ вошли 11 стран: Народная Республика Болгария, СССР, Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Куба, Монгольская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Чехословацкая Социалистическая Республика и Албания (которая с 1961 года в деятельности СЭВ участия не принимала). С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Формально СЭВ был распущен в 1991 году.
10. Карибский кризис.
В октябре 1962 года, обострение отношений
между СССР и США, поставившее мир перед
опасностью ядерной войны между сверхдержавами.
Кризис возник в обстановке конфронтации
из-за строительства Берлинской стены . Непосредственной причиной кризиса
явилось тайное размещение на Кубе советских
ракет с ядерными боеголовками.
Операция проводилась скрытно, по личному
указанию Н. С. Хрущева и с согласия Ф. Кастро. Хрущев, вероятно, желал таким образом
уравновесить ядерное превосходство США,
как численное (по оценкам министра обороны
в правительстве Дж. Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое
(американские ракеты были размещены в
то время в непосредственной близости
от границ СССР — в Турции). Важную роль
играло стремление советского лидера
защитить от возможного американского
нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую
высадку десанта на Плайя-Хирон. Очевидно,
этот рискованный шаг во многом объясняется
импульсивным и непредсказуемым характером
Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением
к соревнованию с США, готовностью пренебречь
безопасностью своего и чужого народов
ради «торжества социализма» в Западном
полушарии.
Решение о размещении ракет было принято
летом 1962 во время визита на Кубу советской
делегации, в состав которой входил под
вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся
Хрущевым в сентябрьском личном послании
Кеннеди и А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было
неопровержимо установлено разведывательными
органами США с помощью аэрофотосъемки.
22 октября президент Кеннеди выступил
по телевидению и объявил о начале военно-морской
блокады Кубы, куда отныне не допускались
советские корабли. В Совете Безопасности
ООН, в который обратились с запросами
СССР, Куба и США, были проведены слушания.
23 октября Советское правительство выступило
с заявлением, осуждающим действия США
как агрессивные.
Обе стороны обсуждали варианты нападения.
Однако президент Кеннеди не пошел на
поводу у амбиций военных и взял на себя
инициативу в личных переговорах с Н. С.
Хрущевым по прямой телефонной связи между
Москвой и Вашингтоном. Уже 28 октября Хрущев
в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить
американский народ», заявил о демонтаже
ракет, не называя их прямо (факт размещения
именно ракет отрицался в советской печати
вплоть до объявленной М. С. Горбачевым
«гласности»). По результатам проведенных
негласно личных переговоров между лидерами,
Соединенные Штаты согласились на демонтаж
своих установок в Турции, а также отказались
официально от каких-либо попыток сменить
вооруженным путем режим Ф. Кастро.
11.Отношение СССР и США.
После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.
Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.
Историки выделяют следующие этапы холодной войны:
5 марта 1946 г. – 1953 г. Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а так же, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.
1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели»Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.
12. Отставка Хрущёва.
Отставка Хрущева была
результатом заговора. 30 сентября, последовав
совету своих коллег по руководству страной,
Хрущев, который провел в течение 1964 года
135 дней в официальных зарубежных поездках,
отправился в Сочи на отдых. Воспользовавшись
его отсутствием, коллеги Хрущева собрали
12 октября заседание Президиума, а 13-го
- пленум ЦК КПСС. По возвращении 13 октября
в Москву Хрущев сразу же предстал перед
Президиумом, от имени которого, с требованием
отставки первого Секретаря ЦК КПСС, выступил
Суслов. Хрущев, возможно, еще надеялся
восстановить свое положение через ЦК,
как это было в июне 1957 года, но ЦК уже заседал,
и его решением стало отстранение Хрущева
прямо со следующего дня от всех занимаемых
им должностей, которые были немедленно
переданы подготовившим его смещение
людям: Брежнев занял пост первого секретаря
ЦК КПСС, а Косыгин возглавил правительство.
Отставка Хрущева завершила двухлетний
период, в течение которого его авторитет
и проводимая им политика во все большей
степени оказывались под вопросом.
Либеральная интеллигенция никогда не
скрывала своего пренебрежительного отношения
к Хрущеву. Да, она приветствовала разоблачения,
сделанные на ХХ и ХХII съездах КПСС, однако,
после начавшихся весной 1963 года "заморозков"
в сфере культуры, уже не обольщалась действиями
первого секретаря ЦК КПСС.
Не считая заговора ближайшего окружения
Хрущева, одной из решающих причин его
отставки стала оппозиция части партийно-хозяйственных
кадров, обеспокоенных его бесконечными
реформами, которые постоянно угрожали
их карьере, стабильности положения и
привилегиям.
Безоглядные начинания Хрущева восстановили
против него экономистов-реформаторов,
опала Жукова и сокращение армии - военных.
В своей совокупности недовольство самых
разных социальных слоев общества стало
для Хрущева роковым. Не столько заговор
против первого секретаря ЦК КПСС узкого
круга лиц, сколько провалы в политике,
бунт аппарата на фоне равнодушия общества
и его интеллектуальной элиты привели
его к поражению.