Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:20, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Открытие североамериканских земель, следствием которого стало освоение их европейцами, произошло в конце XV в. Первыми в Америке появились испанцы. До середины XVI в. они лидировали в разведывании новых территорий на Тихоокеанском побережье Северной Америки, обследовав полуостров Калифорния и значительные участки береговой линии. Помимо испанцев, на Атлантическом побережье Северной Америки главные открытия сделали англичане, португальцы и французы. В 1497–1498 гг. переселившийся в Англию итальянец Джованни Кабото (Джон Кэбот) возглавил две экспедиции, организованные королем Генрихом VII, в ходе которых был открыт остров Ньюфаундленд и разведана территория вдоль северного побережья. Через пару лет португальцы открыли Лабрадор, а испанцы обследовали побережье Флориды. Спустя еще два десятилетия французы сумели проникнуть от берегов Ньюфаундленда вглубь материка, открыв залив и реку св. Лаврентия.(1)
Большинство колоний этого типа, основанных частновладельческими компаниями, в разное время были изъяты из-под управления акционеров и переданы королю вместе с правом назначения губернаторов. Так называемыми королевскими провинциями стали Северная и Южная Каролины, Джорджия и ряд других колоний. Повсюду в них применялся рабский труд.
Колонии второй группы были основаны переселенцами-единоверцами, бежавшими от обострения религиозных противоречий в Англии. Новый Плимут, откуда в дальнейшем взяла начало Новая Англия, основали на северо-востоке страны в 1620 г. английские пуритане-сепаратисты. Спасаясь от религиозных притеснений, они перебрались в 1607–1608 гг. сначала в освободившуюся от испанцев Голландию, а после полученного от короля Якова разрешения – в Виргинию. В Виргинию пуритане-сепаратисты плыли на корабле «Мэйфлауэр» и, изменив курс, высадились чуть севернее. Индейцы не оказали противодействия переселенцам, поскольку за три года до этого значительная часть аборигенов погибла от эпидемии чумы, оставив пустующими свои поля.
Поскольку эта территория не контролировалась Плимутской компанией, под эгидой которой переселенцы прибыли в Америку, назначение губернатора обычным путем оказалось невозможно и переселенцам пришлось его избрать. Пассажиры «Мэйфлауэра», среди которых лишь небольшая часть была пуританами-сепаратистами, еще в ходе плавания подписали Мэйфлауэрское соглашение, в котором договорились о безусловном подчинении законам, коллективно выработанным жителями нового поселения. В нем были изложены принципы самоуправления, предусматривавшие демократические гражданские свободы. После первой зимовки, обеспеченной хорошим урожаем, колонистам удалось расплатиться за перевозку с плимутскими купцами и начать освоение окрестных земель. Праздник первого урожая колонистов положил начало ежегодно встречаемому Дню благодарения в четвертый четверг ноября.(4)
Удачный опыт плимутцев побудил состоятельных английских пуритан во главе с будущим губернатором Джоном Уинтропом воспользоваться стремлением короны вытеснить их из страны и получить от Карла I разрешение на создание своей переселенческой «Мореплавательной компании Массачусетса» со штаб-квартирой в Новой Англии. В 1630 г. на берегу залива Массачусетс Уинтроп основал Бостон. Вокруг города стали быстро расти поселения пуритан, переезд которых финансировали единоверцы (к 1640 г. население Новой Англии в несколько раз превысило число жителей Виргинии). Главной целью объявлялось создание «града на холме», который бы в полной мере соответствовал Священному Писанию. Кальвинисты Массачусетса воспроизводили суровые ветхозаветные порядки: беспощадно истребляли краснокожих язычников, массами казнили мнимых колдунов и ведьм, преследовали развлечения и игры, чтили и строго соблюдали субботний день.
Ортодоксальные пуританские священнослужители пользовались в Массачусетсе большим влиянием, даже после того, как колония была переведена под юрисдикцию короля. Несмотря на декларативное подчинение метрополии, даже умеренные пуритане во главе с Уинтропом, трепетно относились к элементам самоуправления, правом участия в котором обладала только имущая верхушка и часть послушной паствы из средних слоев. В ходе Английской революции 1640 г. массачусетцы выступали горячими сторонниками пуританского парламента.
В то же время, вопреки жесткой религиозной дисциплине, Новая Англия стала колыбелью зарождавшегося самосознания американцев, самобытной культурной и политической традиции. В Кембридже была построена первая школа для детей переселенцев, через три года, в 1639 г. превратившаяся в Гарвардский колледж. Были созданы первые типографии. Именно в Новой Англии зародились идеи американского просвещения. Под влиянием этого «Великого пробуждения» в начале XVIII в. в Массачусетсе удалось покончить с теократическим правлением и доминированием конгрегационалистской церкви, созданной Уинтропом.(9)
Другими колониями второго типа стали Род-Айленд и Провиденс, основанные сторонником веротерпимости и отделения церкви от государства Роджером Уильямсом, Коннектикут, Нью-Гемпшир и Мэн, которые находились под сильным влиянием пуритан. Род-Айленд и Коннектикут, созданные на землях, купленных у индейцев без санкции монарха и управлявшиеся коллегиально, были поставлены под юрисдикцию британской короны лишь в период Реставрации Стюартов. Карлу II для этого пришлось в 1662–1663 гг. дать двум колониям Хартии о корпоративном статусе и, в отличие от всех других колоний, сохранить сложившиеся основы самоуправления.
Экономическая жизнь в колониях этого типа отличалась быстрым развитием мелкой и средней собственности. Они оказались наиболее развитыми в социально-экономическом плане. Корпоративная колонизация на первых порах предусматривала коллективное землепользование под контролем общего собрания, уравнительное распределение земель между свободными членами религиозной общины, взаимопомощь, коллективную поддержку предпринимательства. Впоследствии социальное расслоение и отказ в наделении землей сервентов, иммигрантов, не состоявших в религиозной общине, привели к преобладанию мелких и средних хозяйств фермерского типа, использовавших труд безземельных переселенцев. В пуританских колониях рабство не получило развития.
В Новой Англии отсутствие феодальной знати и крупного землевладения рано открыло дорогу свободному предпринимательству. Сложился слой крупных собственников, не зависевших от королевских пожалований и сравнительно независимых от метрополии. Здесь быстро развивалась промышленность на основе судостроения, рыболовства, появлялись мастерские и мелкие фабрики. Торговые слои обогащались на транспортных услугах, посредничестве в работорговле, колониальной торговле других стран, в том числе и контрабандной.
В политической жизни этих колоний складывалась собственная традиция самоуправления. Наличие легислатур позволяло формировать различные политические силы, объединявшие олигархические группы предпринимательских и купеческих семей, землевладельцев, осознававших свои интересы отличными от интересов метрополии.
Третья группа колоний по типу колонизации может быть названа частнособственнической. Они возникали на землях, пожалованных или проданных королем в управление крупным аристократам для поддержания определенного политико-правового уклада и бесперебойного пополнения казны. Эти колонии находились под наблюдением английского правительства. Владельцам крупных феодальных дарений при наличии дефицита рабочих рук не удавалось долго сохранять общественный уклад, характерный для метрополии.
Первой колонией такого типа стало поселение под покровительством католика барона Балтимора к северу от реки Потомак вблизи Вирджинии – Мэриленд (названное в честь Девы Марии и супруги Карла I – католички Генриетты-Марии). Просьба о выделении в этом регионе территории для переселения британских католиков была удовлетворена Карлом I в 1632 г. Для получения от короля-протестанта разрешения основать колонию Мэриленд, пришлось пообещать свободный въезд туда людей любого вероисповедания. Осуществлять проект пришлось сыновьям лорда Балтимора – Сесилу Калверту (второму барону Балтимору) и его младшему брату Леонарду.
21 апреля 1649 г. в Мэриленде был издан «Акт веротерпимости», который, по мнению многих историков, стал прологом утверждению свободы вероисповедания в США. Все христиане, признававшие Троицу, получали свободу исповедания, которая не распространялась на приверженцев иудаизма и других религий. Этот шаг стал возможным под давлением представительного собрания, учрежденного наместником Мэриленда в 1637 г. и в годы Английской революции действовавшего отдельно от губернатора и колониального совета.(1)
Другой владельческой колонией стала созданная в 1662 г. Каролина, земли которой получили несколько фаворитов короля после Реставрации Стюартов. Иерархические установления для ее основного закона пытался составить специально приглашенный Джон Локк. Раздача аристократических титулов, придуманная одним из лордов-собственников в Каролине, не привилась и выглядела нелепо в трудных условиях борьбы с природой и противодействия индейцам, когда большинство колонистов оказывались в равных условиях, борясь за выживание. Наиболее влиятельным колониальным собственником был герцог Йоркский, брат короля Карла II, сам ставший в 1685 г. английским королем. Его земли были названы Нью-Йорком. Длительное сопротивление колонистов «Законам Герцога», составленным на феодальных принципах, привело к учреждению представительного собрания с правом законодательной инициативы. Наиболее поздней собственнической колонией стала Пенсильвания со столицей в Филадельфии, созданная на землях, переданных богатому иру-квакеру Уильяму Пенну. Либеральные воззрения владельца, принадлежавшего к протестантской секте квакеров, способствовали созданию представительных органов, закреплению принципов веротерпимости и мирного решения территориальных споров с индейцами.
Все попытки ужесточить нормы феодального землепользования в колониях этого типа завершились провалом. Свободные переселенцы должны были платить фиксированную арендную плату и подати. При отсутствии крепостнической зависимости крестьян ничто не мешало им покидать землевладельца, если феодальная рента оказывалась завышенной. Переселение за границы собственнических владений и создание фермерских хозяйств заставляло английских феодалов переходить к рыночным принципам организации хозяйства. Высокая норма прибыли и сравнительная дешевизна земли привлекали в Северную Америку свободные капиталы.
Вместе с тем, при сохранении условий, обеднявших политическую жизнь в собственнических колониях, ставивших ее в зависимость от воли владельца, вынуждавших принимать множество регламентаций по требованию метрополии, опыт представительной демократии в той или иной форме распространялся и на них.
Во второй половине XVIII в. юридически в частной собственности сохранились только три колонии: Пенсильвания, Мэриленд, Делавер. Остальные формально находились в руках королевских властей и подчинялись губернаторам.
На следующем этапе юридический статус и политическое устройство большинства колоний были постепенно унифицированы. Утвердилась система смешанного политического правления – назначаемые королем или собственником губернаторы были вынуждены в той или иной степени считаться с выборными колониальными советами (ассамблеями). Британские монархи прилагали усилия для упрочения своего контроля над североамериканскими землями, что, в конечном итоге, привело к началу борьбы за независимость.
В классификации колоний накануне их освобождения чаще всего используется территориально-экономический подход. 13 английских колоний, сложившихся к середине XVIII в. на Атлантическом побережье Северной Америки между морским побережьем и горной грядой Аппалачей, по территориальному принципу обычно делят на пять северных (Новая Англия, Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд), четыре центральных (Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавер), пять южных (Виргиния, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия).
Хозяйственная жизнь английских колоний не была однородной. Она находилась в зависимости от территориально-климатических условий и типа колонизации. Плодородные земли южных колоний осваивались преимущественно под патронажем королевской власти. Плантаторы Юга по своему происхождению нередко были тесно связаны с земельной аристократией метрополии. Вместе с тем, владельцы огромных земельных участков в Новом Свете не могли опираться на традиционные феодальные институты. Создание крупных латифундий при недостатке рабочих рук и изобилии свободных земель на окрестных территориях привело к повышенному спросу на труд невольников-рабов. Ввиду отсутствия достаточного количества индейцев, способных к изнурительному однообразному труду, в южных колониях рано стал использоваться труд рабов, привезенных из Африки. За исключением южных штатов рабство нигде не оформилось в систему. Плантационное хозяйство ориентировалось на экспортную торговлю, тесно связанную с мировым рынком. Рабовладение в южных штатах парадоксальным образом уживалось с элементами рыночного хозяйства.
На севере и в центральных районах преобладало фермерское хозяйство. Крупных латифундистов было немного, и они предпочитали сдавать свои земли в наследственную аренду фермерам. Рабство негров использовалось крайне незначительно, поскольку выгоднее был труд «белых невольников» – каторжников, или свободных переселенцев, добровольно или принудительно отрабатывавших свой контракт за перевозку из Европы.
В северных новоанглийских колониях раньше других сложился слой предпринимателей. Благоприятные условия и отсутствие жестких ограничений привлекали переселенцев-ремесленников, рабочих, владельцев мелких лавочек и мастерских, а также собственников мануфактур и мелких фабрик. Ввезенные в колонии капиталы заложили основу новых отраслей производства, главным образом, связанных с морской колониальной торговлей или обеспечением потребностей колонистов. Нью-Йорк и Филадельфия превращались в финансовые центры колоний.(3)
Единая политика метрополии в Новом Свете поневоле заставляла жившие сравнительно изолированно друг от друга колонии постепенно осознавать общность своих интересов. Экономические предпосылки независимости от метрополии вызревали постепенно и создали тот фон, на котором стало возможно начать и выиграть вооруженное восстание против власти метрополии.
Руководствуясь принципами меркантилизма, возобладавшими после 1688 г., Англия старалась извлечь из колоний максимальные торговые и промышленные выгоды. Основные доходы метрополия получала от монополизации колониальной торговли. Это было характерно для всех европейских стран, обладавших колониями. Само создание колоний было тесно связано с деятельностью монопольных торговых компаний. Согласно Навигационному акту все виды сырья и аграрной продукции, необходимые Англии, должны были поставляться из ее колоний только в метрополию. Табак, сахар, рис, хлопок, меха закупали по низким фиксированным ценам. Посредническая прибыль, составлявшая десятки, а то и сотни процентов при этом уходила английским купцам.
В отличие от Испании и Португалии, чья торговля с колониями носила преимущественно экспортный характер, Англия нуждалась в колониальном рынке сбыта своей промышленной продукции. Существовали строгие правила получения необходимых колониям товаров только из метрополии, на ее кораблях, включая английское торговое посредничество. Цены при этом также устанавливались монопольно к выгоде английских промышленников и купцов. С развитием собственного обрабатывающего производства в колониях, было сделано все, чтобы запретить свободный вывоз и обмен продукцией.
Поскольку большинство колоний имело выход к морю, все торговые операции были замкнуты на английских судоперевозчиков с их монопольно высокими ценами за услуги. Таким образом, единственный выход для американских предпринимателей и купцов, стремившихся уменьшить ущерб своим прибылям, заключался в нарушении предписаний колониальных властей и контрабанде. Обходя несправедливые навигационные законы, американцы провозили часть товаров контрабандой, против которой английское правительство было бессильно и даже порой предпочитало смотреть на нее сквозь пальцы, поскольку такого рода торговля, например, с испанскими или португальскими колониями, снимала с правительства ответственность за нарушение монопольных прав других колониальных держав. По этой же причине английские власти долгое время не препятствовали действиям пиратов, формально осуждая их разбойные действия у берегов испанских колоний в Новом Свете. Даже после издания английским парламентом закона о содействии борьбы с контрабандой в 1761 г., резко отрицательно воспринятого в колониях, главные усилия были направлены на пресечение торговых операций без посредничества метрополии, но не на полный запрет вывоза американских товаров в колонии других стран.
Информация о работе Развитие Североамериканской общественной мысли в колониальный период