Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:20, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Открытие североамериканских земель, следствием которого стало освоение их европейцами, произошло в конце XV в. Первыми в Америке появились испанцы. До середины XVI в. они лидировали в разведывании новых территорий на Тихоокеанском побережье Северной Америки, обследовав полуостров Калифорния и значительные участки береговой линии. Помимо испанцев, на Атлантическом побережье Северной Америки главные открытия сделали англичане, португальцы и французы. В 1497–1498 гг. переселившийся в Англию итальянец Джованни Кабото (Джон Кэбот) возглавил две экспедиции, организованные королем Генрихом VII, в ходе которых был открыт остров Ньюфаундленд и разведана территория вдоль северного побережья. Через пару лет португальцы открыли Лабрадор, а испанцы обследовали побережье Флориды. Спустя еще два десятилетия французы сумели проникнуть от берегов Ньюфаундленда вглубь материка, открыв залив и реку св. Лаврентия.(1)
Промышленная политика Англии в североамериканских колониях сводилась к регламентации и запретам развивать собственные мануфактуры. Колонистам запрещали даже выплавку железа и обработку мехов. Целенаправленно подавляя предпринимательскую активность в отдельных отраслях, колониальные власти поощряли те, что были выгодны метрополии. Например, запрещая строительство крупных промышленных предприятий, вербовку квалифицированных ремесленников, потомственных рабочих, они стимулировали судостроительную промышленность, производившую для метрополии корабли, стоимость которых выгодно отличалась от продукции английских верфей.
В североамериканских колониях, в силу низкой плотности и неравномерного распределения населения, королевские войска не могли в полной мере выполнять функцию защиты населения. С самого основания колонии жили в непрерывных войнах с индейцами, на землях которых они создавались. Фермер был вынужден обладать военными навыками. Нередко европейцы (французы, испанцы, сами англичане) вооружали индейские племена и использовали их в своем соперничестве за территории. Иногда стычки с коренными жителями перерастали в затяжные войны. Для их ведения требовались собственные вооруженные силы, которые рано сложились в колониях и выдвинули из своей среды талантливых военачальников, сыгравших важную роль в успехе Войны за независимость.
Ослаблению социальных устоев колониального режима способствовали также периодически вспыхивавшие восстания отдельных групп населения. Эти выступления торговцев, фермеров, мелких негоциантов в провинциальных городках, белых рабов, негров, рабочих приисков были направлены против непосредственных притеснителей, но нередко вызывались общим ужесточением фискальной политики метрополии. Наибольший размах был достигнут в ходе восстания фермеров под предводительством Натана Бэкона против английских колониальных властей в Виргинии в 1676 г., восстания 1689 г. в Бостоне и Нью-Йорке под руководством Лейслера, движения фермеров в обеих Каролинах против введения феодальной системы в 1670–1698 гг., восстания в Пенсильвании 1763 г. и др.
Таким образом, недальновидная политика притеснений, проводимая Англией, была чревата обострением социальных конфликтов. Уход из-под опеки метрополии представлялся местной американской элите условием общественной стабильности, нейтрализации массового недовольства.(5)
Вовлечение колонистов в борьбу с другими европейскими державами также имело противоречивые последствия. Например, помощь американских ополченцев королевским войскам дала возможность выбить французов из Америки и завоевать Канаду. Английской монархии это принесло новые земли, а американцы были избавлены от сильного соперника, защиту от которого прежде они могли получить только у Англии. Стало ясно, что серьезное препятствие освобождению колоний снято и французы, в своем поражении и стремлении навредить Англии могут превратиться в наиболее последовательных союзников патриотов. Именно через Францию молодая американская дипломатия впоследствии станет искать международной поддержки.
В исторических дискуссиях о колониальной демократии неизменно присутствует фактор зависимости Северной Америки от английского влияния: уменьшение или преодоление такого влияния имело непосредственное отношение к развитию политической демократии. Никто при этом не отрицает, что в колониальный период в европейском наследии Северной Америки доминирующим, а то и всепоглощающим было именно английское влияние. Очень ярко это проявилось в политической истории Северной Америки, которая в ряде существенных отношений следовала по стопам английских политических перипетий. Периодизация политической истории Северной Америки колониального периода, по сути, совпадает с периодизацией английского политического развития. В ней могут быть выделены два главных, хронологически примерно равных этапа: до и после Славной революции 1688 г. в Англии, принесшей победу буржуазному миропорядку. На первом этапе Северная Америка развивалась под непосредственным воздействием противоборства буржуазного и феодального начал в Англии, выступая в целом на стороне нового порядка и способствуя его торжеству. На втором этапе Северная Америка активно осваивала и развивала буржуазные конституционные и политические принципы, восторжествовавшие в Англии. При этом она наталкивалась на все большее сопротивление метрополии, для которой, как выяснилось, буржуазные свободы были приемлемы и хороши только на своей территории, а в колониальных владениях оказывались все более обременительными.
Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующие разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Грубо говоря, изначально среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трех групп были более или менее равными, но Новый Свет, как быстро выяснилось, благоприятствовал развитию в первую очередь буржуазного типа. Первое поселение в Северной Америке было организовано лондонской Виргинской компанией. В 1607 г. акционеры этой компании основали форт Джеймстаун в пределах территории, получившей название Виргиния. Поначалу делами колонии распоряжались губернаторы и совет, назначенные компанией, и в ней не было самоуправления. Первое представительное собрание, названное Генеральной ассамблеей, было учреждено в 1619 г. и имело целью сделать общественное устройство и жизнь в колонии более привлекательными, в частности стимулировать переезд в нее жителей Старого Света. В ассамблее, ставшей первым в Северной Америке представительным законодательным органом, заседали совместно члены совета и депутаты от крупных населенных пунктов. В том же 1619 г., когда в Виргинии возникло представительное управление, в нее были ввезены и первые черные рабы. Эти два важных, но различавшихся по смыслу события, случившиеся в один и тот же год, определили на долгие времена социально-политическую характеристику Виргинии. Власть в колонии, основанная на передовых и редких для того времени представительных началах, сосредоточилась в руках зажиточных поселенцев, в первую очередь землевладельцев, занятых производством табака. Движимые капиталистическим мотивом, виргинские землевладельцы должны были в силу скудости свободной рабочей силы привлекать труд белых законтрактованных сервентов (договор, заключенный в Старом Свете, превращал сервентов фактически в собственность хозяев на несколько лет), а со временем все больше использовать черных рабов. Уверовав в право на представительное управление, виргинцы стали проявлять строптивость в отношениях с английским монархом. В 1635 г. виргинская ассамблея сместила со своего поста губернатора, который с 1625 г. назначался королем.
Власть в нем должна была принадлежать священнослужителям, а теми или иными правами могла наделяться только послушная паства. Уинтроп также доказывал, что божеским заповедям соответствовало разделение людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных. По прибытии в массачусетскую бухту Уинтроп и его помощники, составившие магистрат колонии, начали твердо насаждать теократическое управление. Была создана конгрегационалистская церковь, члены которой только и становились полноправными поселенцами. Будучи сама — по английским меркам — диссидентской, она стала преследовать инакомыслящих — пресвитериан, баптистов, индепендентов. Все жители колонии были обложены налогом на содержание церкви. Уинтроп и магистрат узурпировали не только религиозную, но также экономическую и политическую власть: попирая хартию, они стали сами вводить налоги, распределять земли, осуществлять назначения на должности. Недовольные реагировали на попытки утверждения теократического режима по-разному. Часть поселенцев вернулась в Англию, но гораздо большее число колонистов вступило в противоборство с Уинтропом. Среди его радикальных противников наибольшую известность приобрели Роджер Уильямс и Энн Хатчинсон. Священник Роджер Уильямс, прибывший в Массачусетс к 1631 г. решительно осудил Уинтропа и магистрат за попрание свободы вероисповедания, а также потребовал разделения религиозной и светской власти. Уильямса неоднократно изгоняли из Массачусетса, и в итоге он вынужден был со своими сторонниками переселиться в необжитый уголок Новой Англии, где была основана колония Провиденс, впоследствии названная Род-Айленд. Энн Хатчинсон, хозяйка многодетной и весьма зажиточной бостонской семьи, сумела сплотить вокруг себя местных купцов и столь же решительно, как это делал прежде Уильямс, стала критиковать нетерпимость режима. Ортодоксы, однако, смогли в 1637 г. склонить на свою сторону Общее собрание, обвинили Хатчинсон в ереси и изгнали ее из колонии. Хатчинсон с единомышленниками присоединилась к Роджеру Уильямсу. Хотя радикальные атаки против теократии не достигали успеха, ортодоксы вынуждены были время от времени сдавать свои позиции. Большинство жителей Массачусетса, будучи людьми более умеренными, нежели Уильямс и Хатчинсон, все же не могли смириться с диктатом Уинтропа и магистрата. В 1632 г. Общее собрание колонии настояло на назначении из своих рядов 16 представителей - по двое от каждого поселка - с правом давать советы губернатору и магистрату по вопросам налогообложения. В 1634 г. Общее собрание постановило, что только оно имеет право вводить налоги и распределять землю. Собрание также утвердило норму представительного правления: отныне его участниками становились по два представителя от каждого поселка, при этом они должны были заседать регулярно и только им принадлежало право законотворчества. Уинтропа, недовольного этими решениями, впервые «прокатили» на губернаторских выборах. В 1641 г. Общее собрание одобрило «Свод законов» Массачусетса, который закреплял за местными властями право распоряжения землей, вводил нормы уголовного права и судебной процедуры, резко ограничивавшие произвол исполнительной власти. Наконец, в 1644 г. Общее собрание создало то, что можно назвать прообразом двухпалатной законодательной власти: отныне члены магистрата и народные избранники должны были заседать раздельно, при этом и те и другие в равной мере обладали правом вето. И все же Массачусетсу не суждено было стать цитаделью американской свободы. Конфегационалистская церковь сохранила монопольные и достаточно прочные позиции. Уинтроп вновь стал губернатором. Преследование диссидентов продолжилось: печально известной страницей в истории Массачусетса стали «процессы ведьм» конца 1640-х гг. Демократические начала лучше приживались в других, меньших по размерам, религиозных поселениях Новой Англии, среди которых первым был Новый Плимут. Новый Плимут был основан английскими пуританами, которые до того искали религиозного прибежища в Голландии. В 1620 г. первая группа «пилигримов», как они сами себя называли, отбыла на корабле «Мэйфлауэр» в Северную Америку. Во время путешествия они заключили и подписали договор об объединении в «гражданский политический организм» с целью создания и соблюдения «справедливых и одинаковых для всех законов». Впоследствии Джон Куинси Адамс, один из первых президентов США, назвал его «возможно, единственным в истории человечества примером практического самобытного общественного договора, который до того выступал в качестве законного источника правительства только в воображении философов». Эта оценка стала общепринятой в Соединенных Штатах, почитающих пуритан-пилигримов в качестве основателей американской демократии и народного суверенитета. Неслучайно, важные события, связанные с деятельностью пуритан-пилигримов, отмечаются в США как национальные праздники. Так, 22 декабря, день их высадки в бухте Новый Плимут, был провозглашен национальным Днем праотцов, или Днем отцов-пилигримов, а четвертый четверг ноября, в который поселенцы Нового Плимута в 1621 г. отмечали сбор первого урожая, был с 1863 г. провозглашен в США национальным праздником - Днем благодарения. В Новом Плимуте с самого начала порядки оказались более демократичными, нежели в колониях, созданных по милости короля или акционерными компаниями. Поселенцы сами избирали губернатора и магистрат, на общем собрании посредством прямого волеизъявления принимали различные законоположения и постановления. После безуспешной попытки в течение первых пяти лет установить коллективное землепользование общее собрание на уравнительных началах стало распределять земельные участки, на которых велось частное хозяйство фермерского типа. Правда, жители Нового Плимута делились на полноправных поселенцев и сервентов, совершивших переезд в Северную Америку «в долг» и вынужденных отрабатывать контракт до обретения полных прав. Но сервентов в Новом Плимуте было немного, среди же фрименов социальные различия оказывались несущественными. По образцу Нового Плимута в последующие десятилетия было создано много поселений, расположившихся на территории Род-Айленда и Коннектикута. В 1636 г. Роджер Уильяме и его сторонники, бежавшие из Массачусетса в Род-Айленд, заключили соглашение, схожее с договором, составленным на «Мэйфлауэр». Подобные же договоры были приняты поселенцами Портсмута, Ньюпорта, Хартфорда, Уиндзора, Нью-Хейвена. Среди американских исследователей образцом общественного договора 1620—1640-х гг. признаны «Фундаментальные основы», одобренные в 1639 г. жителями ряда поселков Коннектикута. Согласно им, поселенцы каждый год на общем собрании избирали губернатора и магистрат. Законодательную власть вручали представительному Общему собранию, состоявшему из депутатов, избранных каждым поселением, а также губернатору и магистрату. «Фундаментальные основы» Коннектикута, которые характеризуются авторитетными американскими исследователями как «первый образец современных конституций», могли изменяться и дополняться тем же Общим собранием. Другие решения Общего собрания были также обязательны и неподвластны вето губернатора.
В 1681 г. была создана еще одна колония собственнического типа, владельцем которой стал Уильям Пенн. Пенсильвания, как была названа эта колония, стала одной из самых либеральных в Северной Америке. Пенн, принадлежавший к секте квакеров, одной из самых веротерпимых в то время, пытался утверждать добрососедские отношения с индейскими племенами. В политической области он гораздо больше, чем другие собственники, полагался на принципы представительного правления. В 1682 г. в Пенсильвании была создана двухпалатная законодательная власть: верхняя палата — совет — получила право инициировать законодательные билли, а нижняя — ассамблея — утверждать их. Губернатор, назначаемый Пенном, располагал тремя голосами в совете, но не имел права вето. В 1694 г. нижняя палата была наделена правом законодательной инициативы, В 1701 г, уже вся законодательная власть была передана ассамблее. Пенн сохранил за собой только право назначения губернатора. Власть собственника в Пенсильвании в сравнении с другими колониями оказалась минимальной. Конец XVII в. подвел итог первому крупному периоду в истории североамериканских колоний. Количественно в этот период преобладали колонии, которые формально можно отнести к собственническому типу, но, по сути, во всей Северной Америке буржуазные отношения брали верх над феодальными. Феодальная рента, насаждавшаяся в собственнических колониях, приобретала со временем капиталистические черты, в прочих колониях развивалось свободное землевладение по преимуществу фермерского типа. Во всех колониях пустило корни представительное управление, но в собственнических колониях оно в гораздо большей степени контролировалось и регламентировалось английской аристократией. На втором этапе истории североамериканских колоний их отношения с Англией приобрели новое качество. Английское влияние в этот период вызывало глубоко противоречивые следствия: с одной стороны, усиление колониальной зависимости от Англии способствовало нарастанию в политическом управлении Северной Америки недемократических черт; с другой стороны, укрепление позиций парламентаризма, либерализма и конституционализма в самой Англии вело к распространению демократических установок в мировоззрении и политической культуре американцев, рассматривавших себя как тех же англичан, но только переселившихся в Новый Свет. Углубление этого противоречия создавало фундаментальную причину вызревания в Северной Америке антиколониальной либерально-демократической революции. В самой Англии разграничительной вехой, повлиявшей подобным противоречивым образом на Северную Америку, стал 1688 г. Именно тогда английская оппозиция смогла свершить бескровную - «Славную» — революцию, которая во второй раз и уже окончательно освободила Англию от Стюартов. Билль о правах 1689 г. закрепил всю полноту законодательной власти за парламентом, монарх был лишен как запретительного, так и отлагательного вето. Во времена пребывания во второй четверти XVII в. на посту главы правительства вигского лидера Р. Уолпола министры стали собираться и принимать решения втайне от монарха, что ослабило его исполнительную власть. Парламент еще больше упрочил свои позиции в 1716 г.. когда расширил срок полномочий палаты общин с трех до семи лет. В целом после 1688 г. соотношение прерогатив представительной и монаршей власти в Англии неуклонно менялось в пользу первой.(1)
Но в XVIII в., по сравнению с XVII в., в Северной Америке усилилось и достигло пика влияние английской либеральной экономической и государственно-правовой идеологии. В XVII в. либеральные принципы вынашивались еще в основном в лоне протестантизма, при этом его представители в Северной Америке, заимствуя общие постулаты из английского наследия, часто серьезно развивали, а главное, конкретизировали их применительно к потребностям колонии. Одной из основополагающих доктрин протестантизма было признание ковенанта (соглашения) между людьми и Богом как основы устройства общественных отношений. В Северной Америке в XVII в. она получила наиболее полное развитие в воззрениях Р. Уильямса. Д. Уайза, Т. Хукера. Их вклад и колониальную политическую мысль, как отмечал В.Л. Паррингтон в своем классическом исследовании американской общественной мысли, заключался в обосновании «трех плодотворных идей»: учения о народном суверенитете, договорной теории государства и представлении о правительстве как об институте, ответственном в своих действиях перед большинством общества. Демократическая доктрина была выпестована в первую очередь Р. Уильямсом, который, по словам того же Паррингтона, как «политический мыслитель намного превосходил Уильямса-богослова». Политическая программа Уильямса — частые перевыборы членов государственной власти, создание однопалатного законодательного органа, обеспечивающего совместное представительство всех граждан, независимо от социальных и имущественных различий, право народа на референдум, отмену и периодический пересмотр всех законов, в том числе общественного договора, — перекликалась с идеями радикально-республиканского крыла Великой Английской революции середины XVII в. В XVIII в. протестантизм продолжал воздействовать на политическое мышление американцев. Его выразители все чаще высказывали убеждение в том, что политическая практика людей определяется их договорными отношениями, а Бог не имеет к ней непосредственного касательства. Так, известный североамериканский священник Д. Эллиот в проповеди в Коннектикуте в 1738 г. исходил из того, что Бог не имеет отношения к происхождению «гражданского правления» и что оно может основываться или на силе, или на договоре. Аналогичные мысли высказывал в 1741 г. другой известный священник С. Чью. В эволюции политической доктрины протестантизма в период, непосредственно предшествовавший Американской революции, особое значение имели взгляды либерального священника Д. Мейхью. Придерживаясь традиционного протестантского догмата о том, что первоисточником гражданской власти является Бог, Мейхью доказывал вместе с тем, что непосредственным правом образовывать государство наделены сами люди, что все правители подчиняются законам, одобренным обществом в целом, и что общество вправе судить, как магистраты исполняют его волю. В XVIII в. протестантизм стал вытесняться с ведущих позиций в американской политической мысли светской идеологией, известной под названием Просвещение. В распространении его доктрин наибольшим оказалось английское влияние. Этой теме посвящено множество исследований, среди которых выделяются фундаментальные монографии К. Роббинс и Б. Бейлина. Исследователи согласны в том, что на американскую политическую мысль и культуру оказывали влияние как умеренные, так и радикальные английские идеологи, причем влияние последних нарастало по мере приближения Американской революции. Среди умеренных английских идеологов, в наибольшей степени повлиявших на американцев, выделялись Д. Локк, У. Блэкстоун, А. Сидней, Д. Юм, Г. Болингброк. Д. Локк в конце XVII в. выступил с «Двумя трактатами о правительстве», которые сделали его не только английским, но и мировым классиком либерализма. Локк решительно встал на позицию естественно-правового подхода к социально-политическому моделированию. Доктрина естественных и неотъемлемых прав людей давала основание для поиска основополагающих, нерушимых общественных истин. Главным среди неотъемлемых прав индивидуума Локк считал собственность, которую он трактовал широко, включая в нее, в частности, жизнь и труд человека. Локк доказывал неизбежность и полезность возникновения неравенства во владении собственностью: с появлением обмена и денег возникает фундаментальная причина неравенства, с которым, следовательно, необходимо примириться, поскольку без обмена и денег цивилизованное существование невозможно. Отстаивая идею общественного договора как первоосновы образования государства, Локк решительно отверг «патриархальную» концепцию государства (ее защищали английские тори), утверждавшую, что отношения власть предержащих, то есть монархов, и подданных строятся по аналогии с отношениями в семье между отцом и детьми, когда власть отца не требует ни согласия, ни договора. Локк же полагал, что природа и Бог не даровали государю власти отца и что его прерогативы вытекают исключительно из общественного договора, заключаемого по добровольному согласию подданных. Локк считал, что для поддержания однажды созданной власти предпочтительно «спокойное согласие» граждан, выражающих его периодически на выборах. Но он не отрицал и возможности замены власти при помощи насильственной акции подданных. В данном случае он воспроизводил концепцию права народа на революцию, которую до него в Англии выдвигали Д. Лильберн и Д. Мильтон. Но интерпретация Локка была гораздо более осторожной: обращение граждан к вооруженному сопротивлению властям должно быть крайне редким, когда их права явно попраны и не остается никакой надежды устранить зло обычным конституционным способом. Подлинный культ конституционализма был создан в трудах У. Блэкстоуна. При защите прав граждан и прерогатив парламента он предпочитал апеллировать не к естественному праву, а к государственно-правовым актам, которые ограничивали власть монарха. Эти акты, начиная с Великой хартии вольностей 1215 г., назывались им Конституцией, или фундаментальным законом Великобритании. Все указы и поступки монарха, доказывал Блэкстоун, как и действия парламента, должны строго согласовываться с фундаментальным законом. Указы и акты, противоречащие фундаментальному закону, недействительны: этот вывод Блэкстоуна стал правовой максимой и английских, и американских вигов. В Северной Америке к фундаментальному закону помимо английской Конституции стали относить колониальные хартии. Одной из самых популярных идей в английской вигской идеологии XVIII в., оказавшей огромное воздействие на американцев, была концепция «смешанного правления». Внешне концепция смешанного правления была схожа с концепцией разделения властей, но в действительности она обладала существенными отличиями и пользовалась и в Англии, и в Северной Америке гораздо большей популярностью. Концепция эта уходила корнями в античность, политические мыслители которой, в первую очередь Аристотель, выводили три возможные «чистые» формы политического управления — монархия (власть одного), аристократия (власть немногих), демократия (власть большинства). В чистом виде каждая из форм опасна, ибо грозит превратиться во зло: монархия в тиранию, аристократия в олигархию, демократия в охлократию. Во избежание зла три формы должны быть смешаны, с тем чтобы представлять и уравновешивать разные социальные интересы и слои. В Англии XVIII в. концепция смешанного правления означала поиск политического баланса в треугольнике «палата общин — палата лордов — монархия». Согласно вигской концепции, три властных института должны обладать самостоятельными функциями и одновременно взаимодействовать и уравновешивать друг друга. В Северной Америке концепция смешанного правления означала нахождение правильной формулы распределения властных прерогатив между губернаторами, советами и ассамблеями. Из радикальных английских идеологов наибольшей популярностью среди американцев пользовались Д. Тренчард и Т. Гордон, которых во второй четверти XVIII в., как показал Б. Бейлин, беспрестанно цитировали и перепечатывали во всех колониальных газетах «от Бостона до Саванны». Тренчард и Гордон подвергли беспощадной критике партию вигов, прочно утвердившуюся у власти в Англии в XVIII в., за двойные стандарты: провозгласив себя защитниками равных прав и свобод, виги обросли привилегиями, погрязли в коррупции, превратив парламент и государственные должности в кормушки для себя, своих родственников и друзей. Влияние английских радикалов на американцев достигло пика в 1760—1770-х гг. Многие жители колоний с восхищением следили тогда за высказываниями и поступками Р. Прайса, Д. Пристли, Д. Картрайта и особенно Д. Уилкса. В 1763 г. Уилкс, являвшийся членом парламента, подверг жесткой критике нового монарха Георга III, попытавшегося резко расширить свои прерогативы как в самой Англии, так и в колониях. Английский парламент исключил Уилкса из своих рядов, и радикальный политик мужественно вступил в схватку с политической элитой. Политическая борьба Уилкса сопровождалась выдвижением необычайно радикальных по тем временам требований: перераспределение избирательных округов и ликвидация «гнилых местечек» (малочисленные, как правило, сельские избирательные округа, легко покупавшиеся богатыми кандидатами. — Авт.), введение тайных выборов, расширение избирательного права. Постепенно к ним были добавлены требования ежегодных перевыборов парламента, всеобщего избирательного права для мужчин, отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты и оплаты деятельности членов палаты общин. Английская политическая идеология, пользовавшаяся популярностью среди американцев, соотносилась ими с политической практикой самих колоний и бралась за образец при определении того, что нужно было исправить в местном политическом управлении. Впрочем, если было необходимо, американцы вносили в нее дополнения, а то и существенно меняли ее, сообразуясь с требованиями, обретавшими актуальность непосредственно в Северной Америке.(2)
Информация о работе Развитие Североамериканской общественной мысли в колониальный период