Развитие детской благотворительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:16, реферат

Краткое описание

Благотворительность, в том числе и детская, имеет давнюю историю, и давно развивается на территории России. Частные меценаты, церковь и государство занимались благотворительность на протяжении всей отечественной дореволюционной истории, в разное время выходя на передний план в этом благородном деле. Особое развитие благотворительность в целом, и детская благотворительность в частности получила в исследуемый период благодаря развитию капитализма. Развитие капитализма в России позволило купцам отдавать свободные денежные средства для нуждающихся. Государство так же не оставило без внимания вопросы нуждающихся детей, стараясь посредствам Четвёртого отделения протянуть собственную руку помощи.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом наташе.docx

— 29.27 Кб (Скачать файл)

    1.1 История благотворительности  в России.

 

    С середины 80-х  годов ХХ века стал возрождаться  интерес к истории российской  благотворительности. К этому времени  были изданы и переизданы мемуары  москвичей, купеческого происхождения. Необходимо отметить, что инициативу  в возрождении интереса к изучению  данного вопроса проявили американские  исследователи, занимающиеся историей  России .

     Необходимо  отметить, что восстановить истоки  российской благотворительности, в  том числе благотворительности  для детей, материалы по истории  русского купечества, среди которых  сохранились отсчёты благотворительных  организаций, доклады различных  попечительских советов, публикации  по истории конкретных учебных  заведений, и, воспоминания современников, переданные в мемуарах.

      Истоки  российской благотворительности  для детей уходят корнями в  глубокую древность. Очевидно, что  благотворительность начинает существовать  на Руси ещё в те времена, когда церковь служила основой  государственности. Для славянского  этноса, который не отличался  агрессивностью, поддержка ближнего, сострадание и доброта были  традиционными чертами во все  времена. Монастыри давали приют  сиротам и больным, делились зерном  для посевов с крестьянами, обучали  грамоте.

     На смену  главенствующей роли церкви в  деле благотворительности пришла  государственная политика. Практически  впервые государство вмешалось  в дело заботы попечения о  нуждающихся только к концу XVII века. Важнейшим этапом на этом пути явилось открытие в 1715 году первых воспитательных домов для детей подкидышей.

     Во времена  правления Екатерины II, в 1764 году  в Москве состоялось открытие  Воспитательного дома. Дл данного заведения была разработана специальная воспитательная программа, которая должна была из сирот вырастить взрослых людей, впитавших в себя лучшие идеи Просвещения. Екатериной II было выделено на новое здание 100 тыс. рублей из личного капитала, остальные деньги поступали в виде добровольных пожертвований. Таким образом, воспитательный дом явился первым совместным проектом состоятельных москвичей, направленных на благотворительную помощь детям- сиротам. Так же нужно отметить, что денежные средства, направляемые на благотворительность, пополнялись за счёт налога на ввозимые в Россию игральные карты. Для хранения денежных средств самим Воспитательным домом при нём были созданы три казны: Сохранная, Ссудная и Вдовья, что обеспечивало благотворительному заведению финансовую независимость. В наше время в здании Воспитательного дома в Москве располагается Военно-артиллерийская академия им. Дзержинского.

    В дореволюционной  России существовало два особых  благотворительных ведомства, чиновники  которых, а также деятели на  общественных началах имели мундиры  государственных служащих.

    Еще в 1763 и 1770 годах  были образованы Московский и  Петербургский воспитательные дома  для малолетних сирот с опекунскими  советами во главе . Задачей последних являлось, в частности, руководство несколькими кредитными учреждениями, Александровской мануфактурой в Петербурге, фабрикой игральных карт и некоторыми другими казенными предприятиями, доходы которых направлялись на содержание воспитательных домов. В мае 1797 года оба совета перешли в ведение императрицы Марии Федоровны, которая была супругой императора Павла I и матерью будущих императоров Александра I и Николая I, уделявшей особое внимание развитию женского образования и попечительству о больных и увечных.

    В ведении Марии  Фёдоровны находились все воспитательные  дома России, она управляла ими  на протяжении более чем тридцати  лет. Мария Фёдоровна заслуженно  была признана современниками  самой щедрой и радеющей благодетельницей. Например, пяти столичным институтам  она пожертвовала 4 млн. рублей. При  её руководстве детей в Воспитательном  доме обучали ремёслам, готовили  из них будущих учителей, представителей  других профессий, даже актёров. А в 1806 году в Воспитательном доме появилось училище для глухонемых, ставшее первым учебным заведением для детей-инвалидов на территории России.

      В начале XIX века Мария Фёдоровна открыла  в Петербурге Вдовий дом для  жён погибших офицеров, чиновников  и дам, служащих в придворном  ведомстве и казённых учебных  заведениях . Детей вдов отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Вдовий дом приобрёл  особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года, внеся огромный вклад в дело женского образования и воспитания, построенного на благотворительных началах. После кончины императрицы в 1828 году руководство учреждениями «Мариинского ведомства» Николай I возложил на Четвертое отделение Собственной его императорского величества канцелярии . В мае 1802 года для благотворительной деятельности было образовано также особое Благодетельное общество. В августе 1816 года оно переименовывается в Императорское Человеколюбивое общество. В его задачу входила организация приютов, богаделен, учебно-воспитательных, медицинских и других благотворительных учреждений. За 100 лет своего существования оно оказало помощь, в той или иной форме почти 8 миллионам человек, израсходовав на это 101 миллион рублей.

      Работой  Общества руководил Совет, во  главе его стоял главный попечитель. До 1824 года им был близкий Александру I человек - статс-секретарь князь  А. Н. Голицын, который фактически  являлся организатором общества. После 1824 года главными попечителями  являлись петербургские митрополиты, которые оставались во главе  организации до 1913 года. Голицын  же до 1842 года оставался действительным  членом Совета - докладчиком императору  по делам Общества. При Совете  существовала канцелярия, - её чиновники  состояли в действительной службе .

      До конца XIX века в России не существовало ещё того уровня развития гражданского общества, характерными чертами которого могли бы стать предприимчивость и стремление поддержать неимущего на личные средства, в силу этого дело попечения о нуждающихся и было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, представители которой становились главными нуждающихся. Среди членов царской семьи и их ближайших родственников встречалось немало людей, готов творить добро от чистого сердца, готов отдавать благотворительности не только большую часть своих средств, но и жизни. Стоит сказать о супруге Александра I Елизавете Алексеевне. Из 200 тыс. рублей, ежегодно полагающихся её ежегодно на личное содержание, личные нужды и оплату штата, она использовала лишь 15 тыс. рублей, отдавая большую часть на благотворительные нужды. К тому же это делалось не в целях заслуги народной любви, а по зову сердца, так как о многих её благих деяниях стало известно лишь после смерти императорской супруги.

      Во времена  правления Николая I для попечения  над благотворительными заведениями  было создано специальное Четвёртое  отделение личной канцелярии  Его Императорского величества, так называемое Мариинское отделение, названное в честь матери Николая I, Марии Фёдоровны, о которой было  сказано выше. Особое внимание  Четвёртое отделение уделяло  развитию женского образования. Первым председателем Главного  совета женских учебных заведений  стал принц Пётр Георгиевич  Ольденбургский, приходящийся дальним родственником царской фамилии. Принц Ольденбургский, высокообразованный человек, оставивший воинскую службу, пожертвовал блестящей карьерой, отдав свою жизнь делу  организации и заботы о нуждающихся. Будучи попечителем Царскосельского Александровского лицея, сольного института благородных девиц и екатерининского института, за время своей деятельности он способствовал открытию свыше 130 благотворительных заведений. В настоящее время его имя носит Санкт-Петербургский институт права.

     В целом  Мариинское отделение Собственной  Его Императорского Величества  канцелярии заслуживает того, чтобы  рассказать о его деятельности  более широко. Начало канцелярии  было положено в 1796 году, когда  императрица Мария Фёдоровна  приняла в своё заведование  воспитательное общество благородных  девиц, с мещанским отделением. Канцелярию  Императрицы тогда составляли  шесть лиц во главе с Г. И. Вилламовым . По смерти императрицы в 1828 году канцелярия была преобразована в четвёртое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

       Как  уже отмечалось, в вопросах общественного  призрения очень действовала императрица Мария Федоровна и ей удалось весьма преуспеть в этом начинании. Ступив на престол Павел I очень скоро издает указ: «Как по

воле нашей Ея Императорское Величество любезнейшая супруга из человеколюбия срочного ей и желая споспешествовать общему добру приемлет на себя главное начальство над воспитательными домами в обоих престольных городах наших учрежденных со всеми принадлежащими к ним заведениями; то вследствие сего и повелеваем попечителям оных

относится в чем надлежит к Ея Величеству!».

      Императрица  Мария Федоровна возглавляет  дело благотворительности в России, широко развернув благотворительную  и просветительскую деятельность. При её участии утверждается  сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных  заведений.

Императрица проявила большую заботу об улучшении их санитарно-гигиенического состояния; для этого число детей, воспитываемых в Воспитательных домах обеих столиц, было ограничено пятисот  в каждом, причем предполагалось, что оставаться в них будут лишь совершенно

слабые дети, требовавшие непрестанного ухода. Более крепких младенцев во избежание перенаселения домов предписывалось отдавать в казённые государственные деревни благонадёжным крестьянам, для того, чтобы дети, скорее всего тоже стали государственными крестьянами. Мальчики должны были воспитываться в крестьянских семьях до 18, девочки оставались на попечении государственных крестьян до 15 лет.

      Активность  Марии Федоровны в деле попечительства  объяснялась, вероятно, не только  её гуманистическим складом характером, но, отчасти, и большим честолюбием. Имея перед глазами пример  Екатерины Великой, десятилетиями  самодержавно властвовавшей над  всей Российской империей,

Мария Федоровна, по-видимому, болезненно переживала отсутствие какого-либо своего заметного влияния на государственные дела. После смерти Марии Федоровны эти учреждения стали именоваться Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны. Все многочисленные

учреждения, находящиеся под её управлением, поступили в ведение специально образованного Четвертого отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которое возглавлял его

особый статс-секретарь. Они развивались и успешно существовали до событий 1917 года. С наступлением советской власти все эти учреждения были упразднены или переданы под начало Народных комиссариатов. При этом, необходимо отметить, что только в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны к началу ХХ века входило 683 благотворительных общества и заведения .

     Основным в  деятельности Мариинского ведомства  была работа по общественному  призрению. Во второй половине XIX века выделился ряд ее направлений, одним из которых было содержание  брошенных новорожденных детей. Для цели содержания младенцев, оставшихся без попечения родителей было создано два воспитательных дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавших более 20 тысяч незаконнорожденных.      

       Кроме  того, под покровительством Домов  находилось до 80 тысяч человек, находившихся  в частном воспитании. Для обучения  сирот содержалось около сотни  школ. В 1880-1890-е года расширялась  сеть специальных заведений, напоминавших  современные ясли при некоторых  губернских и уездных детских  приютах.

       Ещё  одним аспектом деятельности  являлась забота над подростками, оказавшимися сиротами. К началу 1900-х годов имелось 176 детских  приютов на 14 тысяч детей, в том  числе 4 тысячи пансионеров находилось  на полном содержании заведений. Все призреваемые в обязательном  порядке проходили курс народной  школы .

       Для  лишенных зрения детей было  открыто двадцать одно

училище, два в Москве и Петербурге и девятнадцать в провинции, где обучалось более 700 детей. Кроме того, содержалось 6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей, на 250

человек.

     Мария Федоровна  была назначена фактически первым  министром благотворительных заведений, следом за ней это стало  традицией и Ведомство стали  возглавлять жены императоров, и  из них каждая вносила в  дело свою лепту. Так императрица  Елизавета Алексеевна, жена Александра I,

способствовала созданию двух обществ  Императорского Человеколюбивого и Женского Патриотического.

       Что  касается управлением четвёртого  отделения, то оно находилось  под покровительством Их Императорских  Величеств и управлялось статс-секретарём. Оно разделялось на три отделения: «по части воспитательных домов  и подведомственных опекунским  советам учреждений», «по части  всех прочих заведений» и «по  части архива». В том же 1828 году  к отделению была присоединена  контрольная экспедиция, образованная  ещё в 1812 году при петербургском  опекунском совете, и назначен  инспектор по медицинской части. В 1831 году последовало Высочайшее  повеление, чтобы по всем предметам, касающимся «управления частями  нравственной и учебной», докладывали  предварительно Императрице, а по  части хозяйственной - непосредственно  Государю. В 1840 году, ввиду отлучек  статс-секретаря для осмотра заведений, была учреждена должность товарища  статс-секретаря. В 1844 году при четвёртом  отделении учрежден учебный комитет. В 1845 году было Высочайше утверждено новое положение для женских учебных заведений и для управления последними учрежден «Главный совет женских учебных заведений», ведению которого подчинялись 35 институтов и училищ и 3 дома трудолюбия. Председателем совета был назначен принц Пётр Георгиевич Ольденбургский. В 1854 году, после смерти статс-секретаря Лонгинова, находившиеся в его управлении заведения, основанные императрицами Елизаветой Алексеевной и Александрой Федоровной, поступили в ведение IV-го отделения.

Информация о работе Развитие детской благотворительности