Развитие культуры в России в годы перестройки и рыночных реформ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:03, реферат

Краткое описание

Политика культурной открытости была важной частью перестройки. Она опиралась на поддержку руководства страны, прежде всего, самого Михаила Горбачева и его ближайшего сподвижника Александра Яковлева. Большую роль в проведении этой политики сыграла также жена советского лидера Раиса Горбачева, возглавившая созданный в 1986 году Советский фонд культуры (Советский фонд культуры). Эта политика позволила обеспечить новому руководству поддержку демократически настроенной интеллигенции, ставшей важной движущей силой перестройки, а также привлечь симпатии мирового общественного мнения.

Вложенные файлы: 1 файл

Tit_list.docx

— 25.05 Кб (Скачать файл)

      Департамент  здравоохранения г. Москвы

                     Медицинский колледж №2.

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Развитие культуры в России в  годы перестройки и рыночных реформ.

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила: Чивчян Ашхен

                                                                                   1 курс, гр. Л-11.1.

 

 

 

 

                                                    г. Москва, 2013 г.

 Развитие культуры  в России в годы перестройки  и рыночных реформ определялось  несколькими основными факторами:  демократизацией общественной жизни  и снятием идеологических ограничений  на художественное творчество; падением  «железного занавеса» и усилением  контактов между российской и  мировой культурой (в том числе  и культурой русского зарубежья); наконец, трудностями и новыми  возможностями, связанными с сокращением  роли государства во всех областях  общественной жизни, в том числе  и в культурной политике. Культуре  в этих условиях пришлось приспосабливаться  к условиям рыночной экономики.

Политика культурной открытости была важной частью перестройки. Она  опиралась на поддержку руководства  страны, прежде всего, самого Михаила  Горбачева и его ближайшего сподвижника  Александра Яковлева. Большую роль в проведении этой политики сыграла  также жена советского лидера Раиса  Горбачева, возглавившая созданный  в 1986 году Советский фонд культуры (Советский  фонд культуры). Эта политика позволила  обеспечить новому руководству поддержку  демократически настроенной интеллигенции, ставшей важной движущей силой перестройки, а также привлечь симпатии мирового общественного мнения. Культурный плюрализм (т.е. поддержка культурного разнообразия) стал важным аспектом идеологического  плюрализма – терпимого отношения  к разным идеологиям.

В годы перестройки советская  публика знакомится с классикой  зарубежного кино ХХ века – произведениями Пьера Паоло Пазолини, Райнера Фассбиндера, Вернера Херцога и других. Впервые в СССР прошли концерты, на которых исполнялись ключевые произведения знаменитых авангардистов Альбана Берга, Пауля Хиндемита, Арнольда Шенберга. Увидели свет издания главных произведений литературы модернизма, таких, как роман Джеймса Джойса «Улисс», а также запрещенных в советское время литературных «антиутопий» (например, «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли).

В конце 80-х годов в СССР впервые публикуются ранее запрещенные произведения поэтов Серебряного века, советских авторов и русских писателей-эмигрантов. К советскому читателю пришли произведения Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова (Экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье Сердце»), Андрея Платонова (Публикация повести Андрея Платонова «Котлован»), Бориса Пастернака (Публикация романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»), Василия Гроссмана (Публикация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»), Ивана Бунина, Владимира Набокова, Евгения Замятина (Публикация романа Евгения Замятина «Мы»), Иосифа Бродского, Владимира Войновича, Сергея Довлатова, Андрея Синявского и других. Богатейшая культура русской эмиграции возвращалась в Россию. Важным событием для страны стало присуждение в 1987 году Нобелевской премии выдающемуся русскому поэту Иосифу Бродскому (см. статью «Иосиф Бродский»).

Наряду с публикацией  запрещенных ранее литературных произведений из заказников музеев извлекались  произведения выдающихся художников, творчество которых не вписывалось в канон «социалистического реализма». Так, в 1988 году в Москве и Ленинграде прошли выставки Павла Филонова и Казимира Малевича.

Но к отечественному читателю и зрителю возвращались не только произведения искусства. Многим эмигрировавшим или высланным из страны деятелям культуры было возвращено советское (а  позднее  российское) гражданство. Среди  них были, в частности,  дирижер  и виолончелист Мстислав Ростропович  и его жена оперная певица Галина Вишневская. В январе 1990 года им было возвращено гражданство, а уже в  феврале 1990 года триумфально прошли концерты Ростроповича в Большом  зале Московской консерватории. Позднее, в дни августовского путча 1991 года, Ростропович специально прилетел в Москву, чтобы принять участие  в обороне Белого дома. Процесс  возвращения в Россию деятелей культуры продолжался несколько лет. В  мае 1994 года в Россию вернулся Александр  Солженицын. Но и те писатели, музыканты  и художники, которые остались жить за границей, вновь стали активными  участниками художественной жизни в России.

Особую роль в осознании  важнейших явлений советской  истории в СССР сыграла публикация в 1990 году романа Александра Солженицына  «Архипелаг ГУЛАГ» - «художественного исследования» сталинских репрессий  и советского общества в целом. Книга  была основана на личных свидетельствах многих сотен бывших заключенных, подробно рассказавших или написавших о своем  опыте столкновения с машиной  государственного террора Солженицыну, который и сам прошел через  сталинские лагеря. Важнейшей идеей  Солженицына была мысль о том, что террор был не случайностью, а закономерным результатом установления коммунистического режима.

Советское руководство требовало  от писателей и художников «правдиво» отражать реальную жизнь. Но при этом под реальной жизнью подразумевалось  не то, что было на самом деле, а  то, что, с точки зрения марксистской теории, должно было характеризовать  советское общество. В нем, конечно, тоже не могло не быть проблем, но изображать их полагалось, как «конфликт хорошего с еще лучшим». И уж, во всяком случае, при социализме не должно было быть чувства безысходности, пессимизма, конфликта человека и общества. Не должно было быть социального «дна» и всяческих «уродливых явлений» типа проституции, наркомании и гомосексуализма (который считался уголовным преступлением). Искусство ни в коем случае не должно было пробуждать в людях «низменные инстинкты», например, жестокость или сексуальность. Все эти темы были под строгим запретом (в СССР нет секса).

Снятие запретов коснулась  как самого искусства, так и его  языка. В частности, для литературы становится характерным использование  жаргона и нецензурных слов. В  советское время нецензурные  выражения широко использовались в  повседневной речи, в том числе  в «административном языке» начальства, зачастую неспособного объясняться  без них. Щеголяла непечатными словечками и интеллигенция, в особенности  представители культуры андеграунда, стремившиеся нарушать все официальные  запреты. Но в публичное пространство и в печать нецензурная лексика не проникала. В годы перестройки стал нарушаться и этот запрет, что было связано, в частности, с особенностями творчества ряда писателей постмодернистского направления. Они не просто стремились изображать «теневые» стороны жизни. В центре их творчества находилась проблема языка, они считали, что язык создает реальность, и именно поэтому, воссоздавая мир своих героев, не могли писать привычным, несколько условным литературным языком. Характерным примером снятия запретов на нецензурные выражения в литературе является публикация поэмы в прозе одного из основателей российского постмодернизма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» (Публикация поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки»).

В конце 80-х годов из «подполья» (андеграунда) выходит «поколение дворников  и сторожей» (как его назвал в  своей песне один из его ведущих  представителей Борис Гребенщиков, лидер группы «Аквариум»). Речь идет о писателях, музыкантах и художниках, которым не было места в официальной  советской культуре и которые  вынуждены были жить побочными заработками, занимаясь искусством «для себя». В  годы перестройки с успехом проходят свободные выставки художников нон-конформистов, а несколько позднее появляются и первые частные арт-галереи. Но, вероятно, наиболее впечатляющим культурным явлением стал выход из подполья многих направлений современной музыки, прежде всего, пользовавшейся огромной популярностью (в основном у молодежи) рок-музыки. Именно в конце 80-х годов русский рок достигает вершины своего развития.

В 90-е годы продолжались начавшиеся в перестройку процессы культурного  развития: расширение связей с мировой  культурой, концерты и выставки западных музыкантов и художников, публикация запрещенных в советское время  произведений. Отмена цензуры, открытие архивов и «спецхранов» (отделов  литературы специального хранения) библиотек, куда раньше пускали немногих особо  проверенных ученых, способствовали расцвету литературоведения, искусствоведения, исторических исследований. Масштабные программы переводов зарубежной литературы на русский язык, поддержанные целым рядом зарубежных благотворительных  фондов (прежде всего, фондом Сороса) и  государственных программ культурного  сотрудничества, сделали в 90-е годы доступными для российского читателя произведения едва ли не всех крупных  западных философов, социологов, историков, экономистов ХХ века. Благодаря тем  же фондам и культурным программам сотни российских ученых и деятелей культуры (в особенности молодых) получили длительные командировки за рубеж, а многие смогли защитить там  диссертации. В России побывало много  зарубежных ученых, писателей, музыкантов и т.д. «Открытие миру», освоение российскими учеными и деятелями  культуры принятых норм международной  научной и культурной жизни стало  важнейшим прорывом в развитии отечественной  науки и культуры. Постепенно Россия становилась частью мирового научного и культурного пространства.

Произошли и существенные изменения в экономической и  социальной инфраструктуре культуры. Государственное финансирование культуры и образования, как и других бюджетных сфер, в 90-е годы было значительно сокращено. Зато появились новые возможности, связанные с рыночной экономикой: возникла целая индустрия, поддерживающая развитие массовой культуры (издательства, печатающие массовую литературу, частные фирмы, занимающиеся организацией концертов и фестивалей популярной музыки и т.д.).

В советское время развитие массовой культуры сдерживалось стремлением  властей воспитывать массы в  духе «серьезности» и «идеологической  выдержанности». Чисто развлекательная, порой вульгарная массовая культура западного типа в СССР считалась  идеологически вредной и не поощрялась. Но с конца 80-х годов зарубежная  поп- и рок-музыка, массовое кино, переводная литература для широкого читателя (мелодрамы, триллеры и т.д.) захватывают российский рынок. К ним добавляется отечественная, главным образом, музыкальная массовая культура, в особенности рок, который из нон-конформистского направления в музыке 80-х становится частью «культурного истеблишмента» (т.е. официальной культуры). На российской эстраде 90-х годов мирно уживаются привычные фигуры советской эстрады (например, Алла Пугачева) и недавние герои альтернативной культуры – такие группы, как «Поп-механика» Сергея Курехина, «Аквариум» Бориса Гребенщикова или «Машина времени» Андрея Макаревича.

Главную роль в развитии массовой культуры играло телевидение. В 90-е годы оно также пыталось приспособиться к условиям рыночной экономики (см. статью «Телевидение»). Появились первые частные каналы (например, НТВ или ОРТ), нередко  входившие в контролируемые олигархами медиа-холдинги (см. статью «Олигархи»). Чтобы привлечь зрителей, телевидение  пошло по пути внедрения развлекательных  программ и показа телесериалов, а  важным источником доходов стала реклама.

Первые телесериалы («Рабыня  Изаура», «Богатые тоже плачут») были показаны еще на исходе перестройки. Их изо дня в день смотрели миллионы телезрителей. В 90-е годы они пользовались не меньшим успехом. Например, американский телесериал «Санта-Барбара» показывался по российскому телевидению с января 1992 по апрель 2002, причем всего было показано более 1800 серий. Появились и работы российских режиссеров. Так, в 1998 году на экраны вышел российский криминальный телесериал «Улицы разбитых фонарей» (см. статью «Телесериалы»). В конце 80 – начале 90-х годов на телевидении появились первые развлекательные передачи, многие из которых долгие годы сохраняли популярность – такие, например, как «Поле чудес» и «Городок».

Особую роль в современной  культуре играют арт-галереи, которые  совмещают функции музеев, выставочных  залов и художественных салонов. С точки зрения современных художественных критиков, понятие искусства несравненно  шире, нежели «высокое искусство» в  его классическом понимании. Произведением  искусства может стать любой, самый банальный предмет, любое, даже вульгарное, действие в повседневной жизни, если  этому предмету или  действию придается эстетическое значение. Современное искусство уделяет  большое внимание не только художественным произведениям, но и контексту, социальному и материальному окружению, в котором они предъявляются публике. Акт такого предъявления сам по себе рассматривается как произведение искусства. Центрами художественной жизни в таком ее понимании и стали некоторые арт-галереи, например, галерея «Риджина» и галерея Марата Гельмана в Москве, галерея «Борей» и культурный центр «Пушкинская 10» в Санкт-Петербурге.

В 80–90-е годы в русскую  литературу приходит целая плеяда блестяще одаренных молодых писателей: Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дмитрий  Быков. Для их творчества также характерна ироническая игра со смыслами, поиск  новых форм выражения, широкое использование  нелитературного языка, внимание к  теневым сторонам жизни. В 90-е годы публикуются романы Пелевина «Омон Ра» (1992), «Жизнь насекомых» (1993) и «Чапаев и пустота» (1996), романы Сорокина «Сердца четырех» (1994) и «Голубое сало» (1999), первые поэтические сборники Быкова (см. статью «Литература»).

Информация о работе Развитие культуры в России в годы перестройки и рыночных реформ.