Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 16:21, реферат
Основу этнокультурных процессов формирования современной татарской наций составили социально-политические и культурно-лингвистические факторы.
Переломной эпохой в истории татарского народа следует считать конец XIX - начало XX века. В период бурного развития буржуазных социально-экономических отношений и подъема национальной культуры была создана татарская идеология. Благодаря модернизированной системы образования, нормативного общенационального литературного языка, распространения книгоиздания и общенациональной периодической печати, вокруг татарского этноса возникло поле притяжения тюрко-мусульманских народов России, а также сформировалось ядро развития единой этнополитической наций. Эти процессы привели на рубеже XIX - XX вв. к становлению широкого тюрко-мусульманского политического движения, имевшего целью укрепить единство татарской нации и добиться
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Республиканская научно-практическая конференция
«Республика Татарстан в XX веке: история и современность»
г. Нижнекамск
Школа № 6
Класс 10 «А»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Развитие культуры татарского народа и народов
Татарстана в XX в.
Руководитель З.Р. Зигангирова
учитель татарского
____________
Учащийся А.Р. Ситдикова
_____________
Нижнекамск, 2010
Развитие культуры татарского народа и народов Татарстана в XX в.
Нация - это общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры и языка, а также сознанием своего единства и отличия от других.
Одним из важных элементов нации является духовная культура с такими ее важнейшими компонентами как религия, обряды и обычаи, литература, а также современными формами духовной деятельности как искусство: театр, эстрада, кинематограф. Сюда же включаются система образования и средства массовой информации, охватывая радио, телевидение и Интернет. Именно эти компоненты духовной культуры определяют современное состояние нации и перспектив ее развития. Эти факторы, влияя на сознание народа, вырабатывают представления об его единстве.
Такой подход к осмыслению судеб наций применительно к татарам, особенно в современных условиях, представляет большой интерес. В своем развитии татары прошли сложный путь становления от средневекового этноса до современной наций. Основу этнокультурных процессов формирования современной татарской наций составили социально-политические и культурно-лингвистические факторы.
Переломной эпохой в истории татарского народа следует считать конец XIX - начало XX века. В период бурного развития буржуазных социально-экономических отношений и подъема национальной культуры была создана татарская идеология. Благодаря модернизированной системы образования, нормативного общенационального литературного языка, распространения книгоиздания и общенациональной периодической печати, вокруг татарского этноса возникло поле притяжения тюрко-мусульманских народов России, а также сформировалось ядро развития единой этнополитической наций. Эти процессы привели на рубеже XIX - XX вв. к становлению широкого тюрко-мусульманского политического движения, имевшего целью укрепить единство татарской нации и добиться национально-культурной автономии в рамках российского государства.
Сегодня национальное возрождение - эта объективная реальность. Оно набирает обороты, приобретает новые формы, привлекает новые социальные силы и политические факторы.
События 1917 года существенно изменили вектор развития татарской культуры. В национальную культуру был привнесен чуждый для нее идеологический компонент. Большевистский режим ориентирован деятелей национальных литератур и искусств на решение своих политических задач. В течение почти семи десятилетий 20 столетия татарская культура была низведена до уровня обезличенного элемента идеологизированной интернациональной советской культуры. Но даже в условиях тоталитарного режима развития национальной культуры все же происходило. Например, расширилось жанровое разнообразие литературы и искусства. У татар возникли такие виды искусства, как опера, балет, симфоническая и камерная музыка, а также изобразительное искусство.
Для полноценного развития национальной культуры необходимо функционирование национальных школ, культурных центров, средств массовой информации на родном языке и т.д. Создание этнокультурной среды в эпоху глобализации и взаимовлияния разных культур, действительно, становится актуальным для народов, стремящихся сохранить свою самобытность.
Культура Татарстана в 30-е годы 20 века
Составной частью политики ускоренной модернизации стала культурная революция. Ее основные цели заключались в создании государственной системы образования, в утверждении в сознании людей марксистской идеологии, а в литературе и искусстве - принципов социалистического реализма, формировании новой интеллигенции, развитии науки и техники. То есть культура понимается коммунистической властью как один из важнейших инструментов для утверждения новых порядков. Акценты культурного процесса существенно смещаются: задача культуры теперь - не поиск нового, а прославление достигнутого. Особое внимание обращалось на выравнивание уровней культурного развития центральных и национальных регионов страны.
Составной частью политики ускоренной модернизации стала культурная революция. Ее основные цели заключались в создании государственной системы образования, в утверждении в сознании людей марксистской идеологии, а в литературе и искусстве — принципов социалистического реализма, формировании новой интеллигенции, развитии науки и техники. То есть культура понимается коммунистической властью как один из важнейших инструментов для утверждения новых порядков. Акценты культурного процесса существенно смещаются: задача культуры теперь — не поиск нового, а прославление достигнутого. Особое внимание обращалось на выравнивание уровней культурного развития центральных и национальных регионов страны.
Культура республики Татарстан в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны сражающейся культурой стала художественная культура. Из 64 писателей республики более половины ушли на фронт. В частях Действующей армии сражались Абдулла Алиш, Нур Баян, Юрий Белостоцкий, Ян Винецкий, Наби Даули, Муса Джалиль, Фатых Карим, Адель Кутуй и другие известные литераторы. 30 поэтов и прозаиков Татарстана, 22 журналиста республики отдали свои жизни за Родину.
Многие писатели республики работали в редакциях фронтовых газет, которые издавались на татарском языке. Такие газеты выходили на Северо-Западном, 1-м и 2-м Белорусском, Ленинградском, 1-ми 3-м Украинском, Воронежском, Волховском и некоторых других фронтах.
В конце июня 1942 г был ранен и попал в плен корреспондент газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта Муса Джалиль. В заточении он написал цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». После окончания войны две тетради, исписанные рукой поэта, оказались на Родине. В феврале 1956 г. М. Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза. Через год ему, первому среди поэтов, за цикл стихов «Моабитская тетрадь» была присуждена Ленинская премия.
Вдохновенным словом, пером сражались оставшиеся в тылу литераторы республики. При Союзе писателей ТАССР был создан специальный отдел агитации и пропаганды. В газетах постоянно публиковались статьи, очерки, зарисовки, показывающие героизм бойцов и тружеников тыла. Был подготовлен антифашистский сборник «За Отечество» и сборник эстрадного репертуара «Победа за нами».
Тема защиты Родины, патриотизма была ведущей в произведениях прозы и поэзии. Она звучала в рассказах «Единство», «Сильнее смерти», «Солдат Хайрулла» А. Абсалямова, «До большого праздника» М. Амира, «Сержант Хайруллин» Г. Баширова, Ш. Камала, «Артиллерист Сулейман» К. Наджми, «В бурную ночь» А. Шамова; в повестях «Записки разведчика, «В весеннюю ночь» Ф. Карима и т.д.
В годы войны развитие получили музыкальное, театральное искусство республики. Татарскими композиторами в основном на военно-патриотическую тему было создано более 100 музыкальных произведений. Сражающимся искусством было и изобразительное искусство. Как и ряд композиторов, на фронт ушли многие художники. С первых дней войны в Казани издавались военные и политические плакаты, плакаты «Окна сатиры». В их создании участвовали Б. Альменов, Э. Гельмс, К. Овчинников, А. Прытков, А. Родионов, Р. Сайфуллин, Н. Сокольский, и многие другие видные художники.
Укреплению морального духа бойцов способствовали многочисленные письма и телеграммы. Их отправляли на фронт трудовые коллективы, отдельные граждане, дети.
Важную роль сыграло «Письмо татарского народа своим сыновьям и дочерям, сражающимся на фронтах Отечественной войны» от 5 марта 1943 г. В его подготовке участвовали видные литераторы республики, в том числе татарский писатель К. Наджми (литературную обработку русского перевода сделал К. Федин).
«Письмо татарского народа» вызвало поток ответных писем с различных фронтов. Бойцы клялись с честью выполнить свой воинский долг перед Родиной.
Таким образом, фронту помогали все — и взрослые и дети, и рабочие, и творческая интеллигенция. Эта помощь выражалась в различных формах и была очень весомой. Опираясь на нее, бойцы шаг за шагом шли к победе.
Культурный подъём в 50 – 60-е гг.
Крупномасштабное культурное строительство, начатое еще в 20 – 30-е годы, продолжались после войны. В 50 – 60-е годы всеобщее признание получил тот факт, что советский народ стал одним из самых образованных и культурных в мире. Культурный подъем переживал вместе со всеми и татарский народ.
Важнейшей особенностью культурного строительства в Советском Союзе являлось то, что почти все структуры и институты духовной культуры принадлежали государству, находились на государственном бюджете, управлялись государством. Это позволяло поддерживать и развивать культуру на достаточно высоком уровне.
Татарстан в этот период в больших масштабах строил школы, профтехучилища, техникумы, вузы, а также учреждения культуры – дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки. В 1958 году в стране была проведена школьная реформа. В ее рамках осуществлялся переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему образованию, создавалась единая система профтехобразования.
Выход из этой ситуации пытались найти путем широкого применения среди татарского населения двуязычия, то есть свободного владения двумя языками – родным татарскими общегосударственным русским.
Однако выдержать эту правильную линию не удалось. У значительной части татарского населения верх взял утилитарный подход к школьному образованию: «раз татарский язык не нужен для поступления в вуз, то и нет нужды изучать его в школе». Поэтому в 60 – 70-е годы в одной школе за другой, особенно в городах, «по желанию родителей» начали сокращать, а затем и вовсе изымать из учебных планов национальный компонент образования, прежде всего родной язык. В 1958 году лишь 70 процентов татарских детей в республике учились на родном языке, а в Казани – только 16,8. В последующие годы положение продолжало ухудшаться.
Культура татар
Вышивка, ткачество
Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, развитие этого вида искусства было связано с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. В отличие от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв). Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища.
Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Наиболее ценные из вышитых работ годами хранились на дне сундуков, доставались по случаю больших праздников.
Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских районах.
Вышивка делалась обычно на ярком насыщенном материале - зеленом, желтом, фиолетовом, бордо. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. В композиция цветущего сада, создаваемого мастерицами, можно было узнать красные маки и желтоглазые ромашки, тюльпаны и анютины глазки.
Золотое шитье по бархату
Особой красотой славились казанские полотенца, вышитые тамбуром серебряно-золотой нитью по белому шелку, они были известны далеко за пределами края.
Широко распространено было также и узорное ткачество, также связанное с бытом и носившее характер домашнего ремесла. Техникой ткачества владело большинство татарок, но ткани со сложными и многоцветными узорами делались обычно особыми мастерами, имеющимися в каждой деревне.
Искусство каллиграфии, шамаилы
Татары - единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Мусульманская религия с более абстрагированным понятием Бога не культивировала его изображение и в этом отношении отличалась, например, от христианской или буддийской религий. Согласно запрету пророка Мухаммеда, нельзя было также изображать любое живое существо - человека, птицу, животное. В связи с этим у мусульман получил развитие каллиграфический орнамент, а также шамаил. Принятый на востоке афоризм: "Красота человека в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" представлял этическую основу этого уникального феномена изобразительного искусства известного лишь у казанских татар.
Шамаил - картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.
Шамаилы служили одновременно источником информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни, выражали народные представления о красоте и духовности, содержали наряду с религиозными наставлениями народную мудрость.
Информация о работе Развитие культуры татарского народа и народов Татарстана в XX в.