Культура народов России в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура России XVIII века……………………………. 5
1.1 Общее о культуре XVIII века………………………………… 5
Глава 2. Просвещение……………………………………………. 8
Глава 3. Творчество XVIII века…………………………………. 11
3.1 Музыка XVIII века……………………………………………. 11
3.2 Народное творчество XVIII века…………………………….. 16
Заключение………………………………………………………... 20
Список литературы……………………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

культура народов россии.docx

— 42.80 Кб (Скачать файл)

 

НОУ ВПО «Институт управления»

Ярославский филиал

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 




По дисциплине:       История отечественного государства и права

 

 

Тема:                            Культура народов России в XVIII веке     

 



 

 

Преподаватель:  Сакупин М.Г

Выполнил студент:

3 курса, 34ЮЗСУ группы Канаева Е.А.

№ зачетной книжки 5056

 

 

 

Номер регистрации__________________________

 

 

 

 

                 Ярославль

                      2013г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Культура России XVIII века…………………………….   5

1.1 Общее о культуре XVIII века…………………………………   5

Глава 2. Просвещение…………………………………………….    8

Глава 3. Творчество XVIII века………………………………….    11

3.1 Музыка XVIII века…………………………………………….  11

3.2 Народное творчество XVIII века……………………………..   16

Заключение………………………………………………………...   20

Список литературы………………………………………………..   22

 

 

Введение

 

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени  великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных  идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших  идейных и общественно-исторических  сдвигов, острейшей борьбы с  феодально-монархическими устоями  и религиозным догматизмом.

Распространение материалистического  мировоззрения и утверждение  духа свободолюбия нашли яркое отражение  в философии, науке, литературе, в  просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого  времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени  насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским  завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское  искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается  от оков средневековой схоластики.

Это был первый век развития светской культуры, век решительной  победы нового, рационалистического  мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали.

"Мирское" искусство  приобретает право на общественное  признание и начинает играть  все более важную роль в  системе гражданского образования,  в формировании новых устоев  общественной жизни страны. И  вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего  прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские  деятели в то же время опирались  на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское  искусство достигает огромных успехов.

 

 

Глава 1. Культура России XVIII века

 

1.1 Общее о культуре XVIII века

 

XVIII век был знаменателен  для России заметными переменами  и значительными достижениями  в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного  
выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

О значении сдвигов, происшедших  в русской культуре, говорит тот  факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.

Интенсивный рост русской  культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России.

Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического  мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали  укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в  развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в  большинстве своём вышедшие из народной среды.

Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить  веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

В общем пути исторического  развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

- первая четверть века, связанная с реформами Петра;

- эпоха 30-60-х годов,  ознаменовавшаяся дальнейшим ростом  национальной культуры, крупными  достижениями в области науки,  литературы, искусства и вместе  с тем усилением сословного  гнета;

- последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными  сдвигами, обострением социальных  противоречий, заметной демократизацией  русской культуры и ростом  русского просветительства.

Еще в недрах XVII века, в  петровские времена происходил процесс “обмирщения” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи. Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова (президент Академии 1757-1763 гг.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались лучшие выпускники.

 

 

Глава 2. Просвещение

 

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. творчество музыка искусство культура россии

Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению  с Западной Европой: в Англии в  конце XVIII в. насчитывалось в одних  только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось  лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был  чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и  тех же классах обучались и  малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли  так называемые солдатские школы  — общеобразовательные училища  для солдатских детей, преемники  и продолжатели цифирных школ петровского  времени. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу  начальная школа того времени, обучавшая  не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной мудрости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в. — это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных  девиц и т. д., всего более 60 учебных  заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей.

Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом  офицеров для армии и флота, они  давали широкое по тому времени общее  образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра.

Сословными учебными заведениями  были и благородные пансионы —  частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный  пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса.

Эти учебные заведения  пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы  давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды  «общественного призрения» — больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных  заведений относятся духовные семинарии  и школы. Их насчитывалось 66, в них  обучалось 20 393 человека (имеются в  виду только православные школы). Это  были также сословные школы, предназначаемые  для детей духовенства; разночинцев  в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Небольшое количество (около  двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый  тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты —  Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет  был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при  нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д.И. Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.

Необходимо трезво оценивать  результаты развития просвещения в  России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным.

Школьная реформа 1786 г., так  широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый  характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма  в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особенно наглядно видно на примере М.В. Ломоносова.

Информация о работе Культура народов России в XVIII веке