Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:30, научная работа
В данной работе проведено исследование становления и развития науки в Казахстане в 20-21 веке. Ежегодное Послание Главы государства народу Казахстана всегда становится главным событием в общественной жизни страны. В нынешнем Послании «Построим будущее вместе» Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев утвердил три важнейшие государственные программы: развитие образования, здравоохранения и языков. Вся работа в системе науки и образования непременно должна быть направлена на достижение результатов. Подтверждение этому служит создание «Назарбаев- университета», который предполагает тройной сплав обучения, науки и инноваций и с созданием которого уходит в прошлое изоляция науки от высшей школы. Исследована сложная динамика научно-технического прогресса, переживавшая в своем роде «приливы» и «отливы». Казахстан в современном мире по праву занимает достойное место лидера на постсоветском пространстве. Наша задача следовать данной стратегии сохранения мира и созидания.
Аннотация....................................................................................................
1. Введение..............................................................................................
Глава 1. Зарождение научной мысли в Казахстане
1.1. От средневековья до Возрождения..........................................................
1.2 Научные революции 20 века.....................................................................
1.3 Люди казахстанской науки..................................................................
Глава 2. Научно-технический прогресс 21 века
2.1 Конкурентоспособность отечественной науки сегодня...............................
2.2 Научные организации......................................................................................
2.3 Городок с секретами.........................................................................................
2.4 Приоритетные направления развития науки................................................
2.5 Международное научно-техническое сотрудничество................................
3.Заключение..............................................................................................
Список литературы.............................................................................................
Рецензия..................................................................................................
Дневник исследования........................................................................................
г. Степногорск
Средняя школа №1 п. Аксу
Выполнила: Мухамеджанова Анар
11 «б» класс
Тема: Развитие науки в Казахстане в 20-21 веке
Секция: история Казахстана
г. Степногорск
2011 год
1. Введение......................
Глава 1. Зарождение научной мысли в Казахстане
1.1. От средневековья
до Возрождения...................
1.2 Научные революции 20 века..........................
1.3 Люди казахстанской
науки.........................
Глава 2. Научно-технический прогресс 21 века
2.1 Конкурентоспособность
отечественной науки сегодня...
2.2 Научные организации...........
2.3 Городок с секретами...........
2.4 Приоритетные
направления развития науки....
2.5 Международное
научно-техническое
3.Заключение..................
Список литературы....................
Рецензия......................
Дневник исследования..................
В данной работе проведено исследование становления и развития науки в Казахстане в 20-21 веке. Ежегодное Послание Главы государства народу Казахстана всегда становится главным событием в общественной жизни страны. В нынешнем Послании «Построим будущее вместе» Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев утвердил три важнейшие государственные программы: развитие образования, здравоохранения и языков. Вся работа в системе науки и образования непременно должна быть направлена на достижение результатов. Подтверждение этому служит создание «Назарбаев- университета», который предполагает тройной сплав обучения, науки и инноваций и с созданием которого уходит в прошлое изоляция науки от высшей школы. Исследована сложная динамика научно-технического прогресса, переживавшая в своем роде «приливы» и «отливы». Казахстан в современном мире по праву занимает достойное место лидера на постсоветском пространстве. Наша задача следовать данной стратегии сохранения мира и созидания.
Одной из важнейших задач современности является формирование у людей научного стиля мышления. Не все виды человеческой деятельности непосредственно связаны с наукой и не все конкретные задачи, которые приходится решать современному человеку, требуют непосредственного применения научных данных или научных методов. Однако в условиях научно-технической революции осмысление окружающего мира с научных позиций должно стать всеобщей нормой, ибо только наука дает нам верные представления о закономерностях природных и общественных процессов. Без помощи науки нельзя решить грандиозные задачи ускорения социально-экономического развития нашего общества.
Что же такое наука? Нередко ее определяют как инструмент, предназначенный для производства знаний. Однако такое определение не только не является исчерпывающим, но и по сути дела, ничего не объясняет. Сказать так- все равно что определить литературу как занятие, целью которой является создание книг. Неполным было бы и определение науки как системы знаний, совокупности всех тех сведений о строении мира и законах природы, которые получены в результате научных исследований.
Наука- это прежде всего человеческая деятельность по производству знаний, одна из форм общественного сознания, включающего в себя также мораль, искусство, философию. Таким образом наука- это общественный феномен. Развитие ее обусловлено не только внутренней логикой. Определяющее значение имеют потребности общества, т.е проблемы, которые назрели в процессе развития человечества.
Актуальность темы исследования заключается в том, что «Наша экономика вышла на такой рубеж, когда она может развиваться быстро не за счет все большего наращивания ресурсов, как это было раньше, а путем всесторонней интенсификации производства...», в основе которой лежит «ускорение научно-технического прогресса, достижения высших рубежей науки и техники».
При написании научной работы была поставлена цель:
1.1. От средневековья до Возрождения
Зарождение науки в Казахстане началось в начале XX века, когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.).
К 40-м гг. в республике работали 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в г. Алма-Ате.
Эти научно-исследовательские организации в основном решали вопросы развития сельского хозяйства и здравоохранения. Начавшийся быстрый подъем производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по проблемам и других отраслей народного хозяйства и внедрения их результатов. В связи с этим созданная в 1932 г. казахстанская база Академии наук СССР, имевшая два сектора - зоологический и ботанический, в 1938 г. была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.
За годы войны в составе филиала были образованы 13 научно-исследовательских институтов и его работниками проведены подготовительные мероприятия к организации АН КазССР. В этот период в развитии науки казахстанским ученым большую помощь оказали академики В.А. Обручев, С.И. Вавилов, И.П. Бардин, В.Л. Комаров, И.Ф. Григорьев.
31 мая 1946 г. директивными
органами республики было
Первым президентом Академии наук Казахстана был избран К.И. Сатпаев, который в этом же году стал действительным членом Академии наук СССР.
В период до 80-х г. развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и
3
специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.
В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки.
Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднеспециального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.
В 90-е гг. в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.
Серьезные научные исследования в Казахстане могли начаться на пару десятилетий раньше, то есть уже в начале прошлого века, благодаря талантам и усилиям воспитанной на идеях национального пророка Абая Кунанбаева немногочисленной, европейски образованной, блестящей генерации отечественных просветителей, педагогов, ученых, литераторов, среди которых выделялись Алихан Букейханов, Мухамеджан Тынышпаев, Халел Досмухамедов, Санжар Асфендиаров, Абубакир Диваев, Ахмет Байтурсынов, Миржакуп Дулатов, Кудайберген Жубанов, Алимхан Ермеков, Жусупбек Аймауытов, Магжан Жумабаев и другие. К огромной нашей горечи, подавляющее их большинство было раздавлено безжалостным катком большевистского террора. И к середине двадцатых годов ХХ века наука на территории современного Казахстана существовала в виде немногих научных кружков при областных статистических комитетах, нескольких аграрных станций, различных секций добровольного общества изучения Казахстана и местных отделов и подотделов Русского географического общества.
В 1928 году открывается первый вуз республики – Казахский педагогический институт (ныне КазНПУ имени Абая), через год – ветеринарный, затем – медицинский институты. В 1934 году открывается первый университет (ныне КазНУ имени аль-Фараби), в том же году и первый в республике инженерный вуз – Казахский горнометаллургический институт (ныне КазНТУ имени К.И. Сатпаева). В 1932 году создается казахстанская база Академии наук СССР, включавшая всего два сектора – зоологический и ботанический (надо полагать, самые «продвинутые» на тот момент отрасли отечественной науки), через три
4
года к ним добавляется еще два – геологии и истории. В 1938 году база реорганизуется в Казахский филиал АН СССР (КазФАН), а в 1940 году в республике создается Казахский филиал ВАСХНИЛ для руководства и координации исследований в области сельского хозяйства. В 1940 году принимается решение об открытии первого в современном понимании этого слова научно-исследовательского учреждения – Института геологических наук КазФАН СССР, а в 1944 году ученому совету института предоставляется право приема к защите докторских и кандидатских диссертаций по геологическим наукам. При КазФАН СССР открывается аспирантура для подготовки научных кадров, в 1943-м в аспирантуру принимают 60 будущих казахстанских кандидатов наук.
В грозные годы Великой Отечественной войны в Казахстан были эвакуированы сотни выдающихся советских ученых из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии во главе с президентом АН СССР В.Л. Комаровым, которые не только активно продолжали здесь научные исследования, направленные на укрепление обороноспособности страны, но и воспитывали молодые кадры казахстанских ученых. Мы должны с благодарностью и признательностью вспомнить этих замечательных исследователей, одно перечисление имен которых заняло бы целую газетную страницу. Некоторые из них, подобно академикам В.Г. Фесенкову и Г.А. Тихову, и после окончания войны на многие годы остались работать в Казахстане. В годы войны наука Казахстана совершила впечатляющий качественный прорыв, на который у многих других стран ушли бы десятилетия. Если в 1942 году в состав КазФАН СССР, кроме геологического, входили три института – астрономии и физики, химико-металлургический, а также истории, языка и литературы казахского народа, то в год окончания войны структура филиала включала в себя уже 16 институтов: геологии, горного дела, металлургии и обогащения, огнеупоров и стройматериалов, химии, энергетики, астрономии и физики, почвоведения, ботаники, зоологии; экспериментальной биологии, физиологии, краевой патологии, клинической и экспериментальной хирургии, языка и литературы, а также истории, археологии и этнографии. Кроме того, президиум КазФАН СССР имел 8 секторов: искусствоведения, экономики, права, географии, архитектуры, математики и механики, проблем транспорта и научных изданий.
Все это и позволило принять решение об открытии Академии наук Казахской ССР, которое состоялось в торжественной обстановке 1 июня 1946 года.
Я намеренно столь подробно останавливаюсь на структуре академии к моменту ее открытия, так как процесс организации, становления и развития науки в Казахстане с самого начала проходил не стихийно, а имел четко продуманный системный характер, основой которого были огромные природные богатства и развитая на тот момент геологическая наука республики. А главной целью в тот момент было сосредоточение усилий научного сообщества на решении конкретных задач промышленного строительства Казахстана в военное и послевоенное время.
Информация о работе Развитие науки в Казахстане в XX - XXI веке