Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:30, научная работа
В данной работе проведено исследование становления и развития науки в Казахстане в 20-21 веке. Ежегодное Послание Главы государства народу Казахстана всегда становится главным событием в общественной жизни страны. В нынешнем Послании «Построим будущее вместе» Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев утвердил три важнейшие государственные программы: развитие образования, здравоохранения и языков. Вся работа в системе науки и образования непременно должна быть направлена на достижение результатов. Подтверждение этому служит создание «Назарбаев- университета», который предполагает тройной сплав обучения, науки и инноваций и с созданием которого уходит в прошлое изоляция науки от высшей школы. Исследована сложная динамика научно-технического прогресса, переживавшая в своем роде «приливы» и «отливы». Казахстан в современном мире по праву занимает достойное место лидера на постсоветском пространстве. Наша задача следовать данной стратегии сохранения мира и созидания.
Аннотация....................................................................................................
1. Введение..............................................................................................
Глава 1. Зарождение научной мысли в Казахстане
1.1. От средневековья до Возрождения..........................................................
1.2 Научные революции 20 века.....................................................................
1.3 Люди казахстанской науки..................................................................
Глава 2. Научно-технический прогресс 21 века
2.1 Конкурентоспособность отечественной науки сегодня...............................
2.2 Научные организации......................................................................................
2.3 Городок с секретами.........................................................................................
2.4 Приоритетные направления развития науки................................................
2.5 Международное научно-техническое сотрудничество................................
3.Заключение..............................................................................................
Список литературы.............................................................................................
Рецензия..................................................................................................
Дневник исследования........................................................................................
21
В области общественно-гуманитарных наук.
Научно-исследовательские институты гуманитарного профиля, основная роль которых заключается в сохранении самобытности казахстанской государственности, проводят работу в рамках реализации приоритета «Национальная идея как основа устойчивого развития Казахстана».
Справочно: В результате научных исследований по данному приоритету выпущены 49 монографий, 4 сборника, 1352 публикаций, в т. ч. 89- в международных изданиях и 3 учебных пособия.
С целью научно-аналитического обеспечения процесса формирования государственного и исторического самосознания, создания и теоретического обоснования современной истории государства Казахстан, постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 мая 2008 года № 416 организовано государственное учреждение «Институт истории государства».
При Евразийском национальном университете им.Л.Гумилева создан Центр тюркологии-алтаистики. Его главный приоритет - достижения периода независимого развития Казахстана в исследовании проблем тюркологии. Деятельность данного Центра носит координирующий характер не только в республике, но и за рубежом.
По результатам научных исследований за 2008 год научными организациями Министерства образования и науки Республики Казахстан получено 5 патентов, 17 предпатентов, подана 61 заявка на получение охранного документа, опубликовано 19 монографий, 1766 публикаций, в т.ч. 271 статья в международных изданиях, выпущена 31 книга.
Хочу особо подчеркнуть, что в соответствии с отчетом Всемирного экономического форума в рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2007-2008 гг. Казахстан по индексу «Инновационное развитие» в 2008 году (62 место) улучшил показатели конкурентоспособности по сравнению с 2007 годом (75) на 13 позиций, в частности, по индикаторам «способность к инновациям» - на 14, «патенты» - на 11, «сотрудничество вузов и промышленности в исследованиях» - на 7, «доступность ученых и инженеров» - на 15, «качество научно-исследовательских институтов» - на 5 позиций, т.е. предпринимаемые нами меры в сфере науки дают положительные результаты.
Главой государства 19 ноября 2008 года подписан Закон Республики Казахстан "О ратификации Соглашения о займе (Проект коммерциализации технологий) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития", который предусматривает создание новой модели
22
финансирования и управления наукой, основанной на применении международной "лучшей практики.
2.5.Международное
научно-техническое
Успешно развивается сотрудничество ученых Казахстана со странами ближнего и дальнего зарубежья: Россией, Белоруссией, США, Китаем, Индией, Германией и другими. Всего заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве более чем с 30 странами дальнего зарубежья. В рамках научно-технической программы «Международное сотрудничество в области науки на 2007-2009 годы» выполняется 91 совместный проект.
За последние два года проведены:
международная научно-техническая конференция «Алаш и независимый Казахстан: преемственность идей и принципов»;
республиканская научно-теоретическая конференция «Рухани-ғылыми мұра» (в рамках госпрограммы «Культурное наследие»);
Второй Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ с участием представителей молодежных организаций и государственных органов СНГ;
форум «Наука и образование в XXI веке» в Новосибирске, приуроченный к встрече президентов России и Казахстана с руководителями приграничных областей. В рамках форума состоялась выставка «Инновационный потенциал Российско-Казахстанского сотрудничества в сфере наукоемких технологий» с участием более 100 научных организации, университетов, технопарков и инновационных структур двух стран;
международная научно-практическая конференция «Роль степных городов в цивилизации номадов» в рамках программы празднования 10-летнего юбилея столицы в Евразийском национальном университете имени Л.Гумилева;
международная научно-практическая конференция «Терпеноиды: достижения и перспективы применения в области химии, технологии производства и медицины» на базе АО «Научно-производственный центр «Фитохимия».
В рамках V-Форума руководителей приграничных регионов в г. Актобе с участием Глав государств Казахстана и России организована выставка «Высокие технологии - в регионы. Приграничное сотрудничество».
23
Принимаются меры по дальнейшей интеграции науки и образования, в частности по созданию инновационно-образовательных консорциумов между вузами и научно-исследовательскими организациями по приоритетным направлениям научно-технологического развития страны. Консорциумы в настоящее время создаются в самых разных организационно-правовых формах. Из шести организованных инновационно-образовательных консорциумов по приоритетным направлениям научно-технического развития, объединивших научные организации и ведущие вузы, два являются международными.
в области ядерных технологий между Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева, Национальным ядерным центром Республики Казахстан и международной межправительственной организацией «Объединенный институт ядерных исследований» (г. Дубна);
в области нанотехнологий между АО «Центр наук о Земле, металлургии и обогащения» и его дочерними предприятиями и рядом вузов Казахстана, АО «Национальный инновационный фонд», Томским государственным университетом, Зеленоградской нанотехнологической компанией NT-MDT, TOO «Saoule Solar Corporation» подписаны соответствующие меморандумы.
В рамках реализации новой модели управления наукой с целью кардинального технического перевооружения научных организаций страны проводится работа по созданию 5 национальных лабораторий открытого типа по приоритетным направлениям, оснащены современным оборудованием 10 лабораторий инженерного профиля по критическим технологиям, в 2008 году созданы еще 5 инженерных лабораторий,
Совершенствуется нормативная и правовая база в научно-технической сфере. В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. на открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва разработан и внесен в Мажилис Парламента проект новой редакции Закона Республики Казахстан «О науке». Большое внимание в новой редакции законопроекта уделено развитию человеческого капитала, подготовке высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности, в том числе создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере научной и научно-технической деятельности; привлечения к научным исследованиям студентов, магистрантов и докторантов, отбор талантливой молодежи для подготовки будущих ученых и обеспечения постоянного притока специалистов в науку. Проводится определенная работа по стимулированию научного труда, повышению образовательного уровня казахстанцев.
24
В 2008 году в рамках международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» впервые предусмотрено прохождение научной стажировки для научно-педагогических работников в ведущих вузах, научных центрах и лабораториях мира продолжительностью от 1 до 12 месяцев.
В Перечень приоритетных специальностей для присуждения международной стипендии «Болашак» 2008 года включены специальности для прохождения обладателями международной стипендии «Болашак» научной стажировки в ведущих научных организациях мира.
Работы казахстанских ученых находят государственную поддержку. Начиная с 2007 года, значительно повышены статус, а также материальное содержание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники. Данная премия является высшим признанием заслуг деятелей науки и техники перед обществом и государством. Высокая награда присуждена двум работам, а их авторы - 9 ученых удостоены звания лауреатов Государственной премии Республики Казахстан.
Справочно: лауреатом Государственной премии стал Мухтарбай Отелбаев, профессор кафедры методов математического моделирования ЕНУ имени Л.Н.Гумилева, академик И АИ РК, доктор физико-математических наук за цикл работ на тему: «Спектральная теория и ее приложения». Государственной премии также удостоена работа «Развитие в Казахстане исследований по химии природных сесквитерпеновых лактонов, поиску и созданию на их основе новых лекарственных веществ, организация промышленного производства оригинальных отечественных фитопрепаратов», представленная научно-производственным центром «Фитохимия», выполненная авторской группой во главе с академиком Адекеновым СМ.
Кроме того, на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2000 года № 685 «О премиях в области науки» Комитетом науки МОН РК учреждены две премии имени К.И.Сатпаева, две - имени Ч.Валиханова, три - имени М. Ауезова, три - имени Ы.Алтынсарина и одна премия имени Кюль-тегина.
Хочется отметить, что понимая важность стоящих перед нами задач по инновационному преобразованию экономики, мы и в дальнейшем должны направить свои усилия на повышение уровня научных исследований, чтобы результаты научных работ были экономически актуальными и полезными для общества, на практическое внедрение отечественных научных разработок в производство, успешное функционирование и совершенствование государственной политики в области науки.
В настоящее время в республике функционируют 143 высших учебных
25
заведения, 848 учебных
заведений технического и профессионального
образования, из них 377 частных учебных
заведений.
Самым крупным и значимым
проектом в сфере высшего
образования сегодня является создание
нового университета в г. Астане. Проект
нацелен на формирование уникальной академической
среды в регионе с использованием лучшего
мирового опыта. Университет будет включать
Институт искусства и социальных наук,
Институт инжиниринга и технологий, Институт
инфокоммуникационных технологий, Институт
прикладных наук. В результате реализации
проекта будет создана современная модель
интеграции образования, науки и производства,
сформирована уникальная академическая
среда в столичном регионе.
Как было подчеркнуто Президентом Республики Казахстан, «в условиях ухудшения мировой конъюнктуры мы должны активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций», в том числе по подготовке квалифицированных кадров. Рынки образования и труда очень тесно связаны между собой. Но, если рынок образования - это рынок приобретения знаний и навыков как таковых, то рынок труда - это рынок человеческих ресурсов, обладающих этими знаниями.
В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями, вуз сможет выполнять свое главное предназначение - подготовить квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда.
Социальное партнерство открывает для вузов дополнительные возможности в:
упрощении доступа к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить);
учете требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;
разработке новых учебных программ, отвечающих требованиям работодателей;
организации практики студентов;
26
расширении возможности трудоустройства выпускников.
В целях осуществления целевой подготовки специалистов, крупными предприятиями, компаниями выделены 1981 образовательных гранта на подготовку квалифицированных кадров для отдельных отраслей экономики и 199 именных стипендий для студентов вузов.
В заключении хочу отметить, что сегодня, когда наука и образование становятся решающим фактором устойчивого экономического развития, духовного и материального благосостояния страны мы сделаем все возможное.
27
Заключение
Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой технологической революции. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре и в сознании людей и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производства. Конечно, эти области в той или иной степени были связаны и раньше, но все- таки они существовали обособленно, сохраняя свою автономность. Современный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследований.
Информация о работе Развитие науки в Казахстане в XX - XXI веке