Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 13:28, реферат
В 60-е годы борьба пролетариата только начиналась, вы¬ступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений, во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е годы растет число стачек, движение приобретает более орга¬низованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер, около половины стачек вы¬двигали требования повышения заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие си¬лой освобождали арестованных товарищей.
Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование РСДРП
Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны, является новым явлением в социальной жизни пореформенной России.
В 60-е годы борьба пролетариата только начиналась, выступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений, во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е годы растет число стачек, движение приобретает более организованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер, около половины стачек выдвигали требования повышения заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие силой освобождали арестованных товарищей.
Наиболее крупными стачками были стачки на Невской бумагопрядильной (1870) и Креногольмской мануфактуре (1872).
В этот период на рабочее движение большое влияние оказывают народники, они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.
Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза. В их идейных позициях были достаточно сильны народнические взгляды, но уже заметное влияние оказывали идеи I Интернационала.
Первой рабочей организацией был возникший в 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих». Он был основан в Одессе революционером-интеллигентом Е. О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек в ряде городов Юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Важнейшим документом был Устав Союза, в котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только «посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества». Союз заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Члены «Союза» вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. «Союз» в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е. О. Заславский был приговорен к 10 годам каторги, в 1878 году он умер в тюрьме.
В 1878 году в Петербурге на основе объединения разрозненных рабочих кружков возник «Северный союз русских рабочих». «Союз» насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Василь-евском острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк «Союза» составляли рабочие-метал-, во главе стоял центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций. Руководителями «Северного союза» были рабочие-революционеры — слесарь В. П. Обнорский и столяр С. Н. Халтурин. В. А. Обнорский, еще в бытность за границей, сумел познакомиться с рабочим движением Запада, с деятельностью I Интернационала, с программами социалистических партий. Он являлся автором программных документов «Союза». С. Н. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями, «Северный союз русских рабочих» открыто заявил о своем существовании в январе 1879 года, когда в нелегальной типографии была напечатана его программа «К русским рабочим», принятая на учредительном собрании членов организации. «Союз» заявлял, что его главная цель — «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». В документе определялась роль рабочего класса в России, как класса, в „котором «заключается вся сила и знание страны» и от которого зависит успех социальной революции.
На первый план в своей деятельности «Союз» выдвигал задачи политической борьбы, так как «политическая свобода» обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями «Союза» были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т. д.
Члены «Северного союза» вели пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Руководители «Союза» стремились наладить связи с другими городами России, ставя перед собой цель превращения организации во всероссийскую. В феврале 1880 года «Союз» издал первую нелегальную рабочую газету «Рабочая заря». После выхода первого номера газеты типография была разгромлена полицией. Еще в январе 1879 г. был арестован В. Обнорский. Вскоре после ареста виднейших членов «Северного союза» он прекратил свою деятельность. Один из руководителей «Северного Союза» Степан Халтурин стал народовольцем. 5 февраля 1880 г. он осуществил взрыв столовой в Зимнем дворце. После этого скрывался, активно участвовал в деятельности Исполнительного комитета «Народной воли». В марте 1882 года он был казнен за участие в убийстве одесского прокурора В. В. Стрельникова.
Таким образом, в 70-е годы XIX в. рабочее движение начинает играть существенную роль в общественном движении страны: определяются специфические пролетарские методы борьбы (стачечное движение), создаются первые рабочие организации, их программы. Из числа рабочих выдвигаются первые руководители: Петр Моисеенко (1852—1924), Петр Алексеев (1849—1890), Степан Халтурин (1857—1882), Виктор Обнорский (1851—1919). Однако движение 70-х годов охватывало еще узкий круг рабочих. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества.
Дальнейшее развитие стачечного движения, которое отличалось большей организованностью и массовостью, более четким формулированием требований, происходит в 80—90-е годы. Главными центрами стачечного движения были Петербургский и Центральный промышленные районы, но в движения включались и новые районы. Крупнейшим событием этого периода стала Морозовская стачка (1885 г.) на текстильной фабрике Морозова в местечке Никольском близ Орехово-Зуева Владимирской губернииРабочие требовали ограничения штрафов, упорядочения расчетов с рабочими и др. Ряд требований — о контроле за заработной платой, о государственном регулировании условий найма впервые вышли за пределы одного предприятия. Для подавления стачки были вызваны войска, суду были переданы 33 рабочих. На суде были вскрыты факты серьезного притеснения рабочих, жестокости и произвола на фабрике. В результате суд присяжных вынужден был вынести оправдательный вердикт. Не согласный с решением суда Александр III дал указание снова арестовать руководителей стачки. Всего в течение 80-х годов прошло около 450 стачек и волнений рабочих.
Рост стачечного движения рабочих вызвал необходимость «рабочего законодательства» — издания серии законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов. В 1882г. были изданы законы, запрещавшие ночные работы детям до 12 лет, введена фабричная инспекция. В июне 1885 г. — закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. 3 июня 1886 г. был принят закон о штрафах. Этот закон установил максимальный размер штрафа (1/3 заработной платы), причем указывалось, что штрафные деньги должныользоваться на нужды рабочих, а не идти в кассу фабрикантов. Запрещалось расплачиваться с рабочими купонами, хлебом, товарами вместо денег. Рабочие получали право жаловаться на хозяина и фабричную инспекцию в специально созданные коллегиальные губернские присутствия по фабричным делам. Одновременно закон увеличил уголовную ответственность за участие в стачках и руководство ими. В конце XIX — начале XX в. в России нарастает экономический и политический кризис.
С середины 90-х годов в стране наблюдается усиление стачечного движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении в России.
В 1895—1900 годах было зарегистрировано 850 рабочих стачек, в 1900—1904 — 905. В начале 1900-х годов отмечен рост удельного веса стачек политических: в 1900—1902 гг. политические стачки составляли около 20% их общего числа, в 1903—1904 гг. — уже более половины.
Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный Юг.
Некоторые забастовки сопровождались вооруженными столкновениями рабочих с полицией и войсками (начало мая 1901 г. — «Обуховская оборона», ноябрь 1902 г. — стачка в Ростове-на-Дону).
Особенно широкий размах приобрела всеобщая стачка на Юге России в июле — августе 1903 г., в ней участвовало около 200 тыс. рабочих.
Интерес к марксизму стал проявляться в период деятельности I Интернационала, особенно возрос он после реформы
С I Интернационалом пыталась связать революционное движение в России группа эмигрантов. Весной 1868 г. в Женеве был создан кружок в составе Н. И. Утина, В. И. Бартеньева, А. Д. Трусова и др., который начал издавать журнал «Народное дело». В марте 1870 г. группа «Народного дела» в Женеве создала Русскую секцию Интернационала и обратилась к Марксу с просьбой быть их представителем в Генеральном совете Интернационала. Члены Русской секции признавали общность условий жизни и революционных задач России и Европы, заявляли о своей солидарности с борьбой западноевропейского пролетариата. Одновременно они писали о необходимости революционной борьбы за некапиталистический путь развития России на базе крестьянской общины. Главной революционной силой они считали крестьянство. Большой интерес вызвал в России «Капитал» К. Маркса. Русский перевод I тома «Капитала» был начат Г. Лопатиным и завершен Н. Даниельсоном, он увидел свет в 1872 году. Членом I Интернационала до его исключения в 1872 году был М. А. Бакунин. Сегодня большой интерес представляет критика марксизма Бакуниным. Выступая за народную свободу, народное самоуправление, Бакунин отвергал идею диктатуры пролетариата. Он подметил опасность социального неравенства при полном сосредоточении власти в руках государства, обобществлении производства и распределения. Согласно взглядам Бакунина, авторитарный коммунизм монополизирует собственность не в интересах народа, а в интересах государственных людей, чиновников, которые будут по произволу располагать общественным капиталом. Как показала практика, Бакунин верно уловил некоторые слабости марксистской доктрины.
Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г. В. Плеханова и с группой «Освобождение труда». Эта группа возникла в 1883 году в Женеве, в ее состав вошли эмигрировавшие из России чернопередельцы П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов.
Целью группы «Освобождение труда» являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.
Плеханов и его группа перевели на русский язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г. В. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В работах «Социализм и политическая борьба» (1883 г.), «Наши разногласия» (1885 г.) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину
Г. В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции.
Политические взгляды группы «Освобождение труда» были сформулированы в ее Программе (1884 г.), в Проекте Программы русских социал-демократов (1887 г.). Группа «Освобождение труда» много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX — начала XX веков.
Группа «Освобождение труда» распространяла в России идеи марксизма, идеи революционного перехода к социализму путем социальной революции и диктатуры пролетариата. Подобные позиции занимали и марксистские группы и кружки в России, возникшие в 80—90-х годах в Москве, Вильно, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге и других городах.
Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной жизни страны так называемого «легального марксизма», который получил широкое распространение в 90-е годы XIX века. «Легальные марксисты» представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру
Взгляды «легальных марксистов» были противоположны взглядам народников. Видимо этим объясняется, что власти, которые в народниках видели главную революционную силу, проявляли к ним терпимость. В отличие от народников «легальные марксисты» признавали прогрессивность капитализма и считали его обязательной ступенью на пути к социализму.
«Легальные марксисты» отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности. «Легальные марксисты» и прежде всего П. Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э. Бернштейн1 стали развивать ревизионистские идеи. «Легальные марксисты» поняли значение капитализма, необходимость экономической европеизации России. Таким образом, марксизм оказал влияние на различные течения в общественном движении России, став серьезным толчком для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии.
С конца 80-х годов появляются марксистские кружки в России (1883 год — группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. кружок П. В. Точисского «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых», 1899 г. — группа М. И. Бруснева «Социал-демократическое общество» и кружки Н. Е. Федосеева в Казани).
Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма и начали первые попытки вести пропаганду марксизма среди рабочих.
В решении этой задачи большую роль сыграл В. И. Ленин. Одним из первых шагов на пути к созданию партии было объединение разрозненных социал-демократических кружков Петербурга в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», состоявший из центральной группы и районных групп. Среди руководителей «Союза» были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Мартов), В. В. Старков, Г. М. Кржижановский и др. «Союз» вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. «Рабочие союзы» возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.
Активная деятельность Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и рост массового рабочего движения столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 года были арестованы руководители «Союза борьбы». Однако «Союзы борьбы» продолжали вести политическую агитацию и руководить борьбой пролетариата.
Российская социал-демократическая партия была основана в Минске в марте 1898 года. На съезде присутствовали 9 делегатов от Петербургского, Московского, Киевского, Ека-теринославского «Союза борьбы», группы «Рабочей газеты» и «Общееврейского рабочего союза в России и Польше» (Бунда).
Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был выпущен «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». В «Манифесте» отмечалось, что российский рабочий класс «совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний», подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса «за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма — за социализм».